Н.И. Синявский, Е.В. Дмитриева, Т.А. Тиунова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2017. - № 5 (147). - С. 172-175.
5. Семенов, Л.А. Средства информационного обеспечения физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / Л.А. Семенов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6.
- С. 96-101.
6. Фурсов, А.В. Рейтинговая система оценки работы образовательных учреждений по организации и подготовке учашдхся к выполнению норм ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 101-102.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N. and Malashenko, K.V. (2015), "School age pupils' degree of readiness to fulfill the standards of complex "Ready for Labor and Defense"", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 19-27.
2. Minkin, A.V., Kostin, A.V. and Kostina, N.N (2017), "Mobile devices and software applicable in Russian physical culture and sports GTO complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 34-36.
3. Sherin, V.S., Zamyatin, A.V., Sherina, E.A. and Kolyaskina, T.Yu. (2017), "Mobile application as a factor in the effective preparation of a person for the implementation of standards of the GTO complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 89-90.
4. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I., Dmitrieva, E.V. and Tiunova, T.A. (2017), "On-line service 'AS PHCS GTO' as tutor's means in getting a student ready for performing GTO standards in educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 172-175.
5. Semenov, L.A. (2013), "Means of information supplement of physical education in a pre-school educational institution", Pre-school education, No. 6, pp. 96-101.
6. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2017), "Rating progress of education institutions in training for and organizing GTO complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 101-102.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2017
УДК 378
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ
Александр Анатольевич Харин аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Дамир Махабато-вич Табареков, преподаватель, Сибирский институт международных отношений и ре-
гионоведения, Новосибирск
Аннотация
В статье рассмотрены механизмы формирования мотивации курсантов вузов силовых ведомств к занятиям спортивно-массовой работой. Установлены условия, побуждающие военнослу-жашего к занятиям данной формой физической подготовки и определены пути дальнейшего совершенствования этапов формирования мотивации курсантов.
Ключевые слова: мотивация, курсант, спортивно-массовая работа, вузы силовых структур, физическая подготовка.
ABOUT NEED IN FORMATION OF MOTIVATION AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO SPORTS
AND MASS WORK
Aleksandr Anatolevich Kharin, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Yaroslav Sergeevich Kozikov the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arcady Andreevich Tikhonchuk, the teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Damir Makhabatovich Tabakerov, the teacher, Siberian institute of international relations and regional studies, Novosibirsk
Annotation
The article considers the essence of the mechanisms of the motivation formation at the cadets for sports-mass work. The conditions have been established that impel the serviceman to this form of physical training and the ways are defined for improving the stages of motivation of cadets
Keywords: motivation, cadet, sports-mass work, higher military education, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Обострение геополитической ситуации в мире, значительное усложнение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации, детерминирует возрастание требований к военно-профессиональной готовности сотрудников силовых структур.
На сегодняшний день одним из важнейших элементов профессиональной компетентности выпускников вузов силовых структур является оптимально сформированный уровень мотивации, не только к выполнению на должном уровне своих функциональных обязанностей, но и к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Проблема мотивации является одним из наиболее активно изучаемых направлений современных исследований в психологии. Вместе с тем, большинство авторов, занимающихся научными исследованиями в области мотивации, склоняются к выводу, что до настоящего времени еще нет окончательной и прочно устоявшейся трактовки сущности этого явления, а также в литературе нами не обнаружено научных изысканий по мотивации курсантов вузов силовых структур к спортивно-массовой работе.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Широкий спектр трактовок сущности мотивов и мотивации связан со сложностью изучения данного явления. Это связано, прежде всего, с его многоаспектностью, непосредственным вхождением практически во все события психической жизни человека, а также сложностью его отделения от других психических феноменов [2].
На сегодняшний день в научной литературе существует большое количество определений понятия «мотивация», которые можно отнести к двум основным направлениям. Первое рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов, детерминирующих поведение, как систему мотивов. Второе, как процесс побуждения к деятельности. В психологическом словаре понятие «мотивация» рассматривается, как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков [4].
Если мотивацию рассматривать со структурных позиций, то ее содержание составляют потребности, мотивы и цели. Но даже среди специалистов в области знаний психологии нет единства в понимании сущности этих компонентов. Е.П. Ильин, являясь сторонником второго направления, в своих трудах перечисляет множество факторов и называет их мотиваторами. Указывая на многофакторный характер формирования, он отмечает, что внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов и условий их достижения. Она осуществляется с учетом многих факторов (мотиваторов): конкретных внешних условий (местонахождение человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), возможностей человека (наличия определенных знаний, умений, качеств, финансовых средств и т.п.), нравственных норм и ценностей (наличие определенных убеждений,
идеалов, установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов, уровня притязаний)» [1].
Так же автор наиболее полно создает целостное впечатление о процессе мотивации и стадиях его формирования. Он выделяет три стадии формирования мотива. Первая стадия - принятие человеком стимула, формирование потребности и первичного абстрактного мотива. Вторая стадия - поисковая активность (внутренняя и внешняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Третья стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь [1].
Учитывая недостаточную разработанность проблемы мотивации и отсутствие единства взглядов на понимание соотношения между мотивацией и мотивами, для изучения проблемы мотивации курсантов вузов силовых структур к спортивно-массовой работе нами в своих научных исследованиях было принято решение использовать интегрированную точку зрения Е.П. Ильина и А.Н. Леонтьева, которая выражается в понимании мотивации как процесса побуждения к деятельности на основе актуализации мотивов, образующих эту деятельность.
Спортивно-массовой работе, как одной из форм физической подготовки, в вузах силовых структур на современном этапе уделяется значительное внимание. В вузах силовых структур она представляет собой совместную деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки, руководителей подразделений, спортивного актива и обучающихся, направленную на спортивное совершенствование и физическое развитие курсантов, пропаганду здорового образа жизни и популяризацию видов спорта [4].
К спортивно-массовой работе относятся различные виды: учебно-тренировочные занятия по видам спорта, военно-спортивные и спортивные соревнования, смотры спортивно-массовой работы, спортивные праздники [3]. Каждая из этих разновидностей спортивно-массовой работы несет в себе свои ведущие мотивы.
В ходе изучения проблемы нами установлено, что все мотивы, побуждаемые курсанта к спортивно-массовой работе, имеют стадийный характер (зависят от курса обучения, спортивного мастерства курсантов и др.) и их можно разделить на 3 группы:
1) Мотивы военно-профессиональной направленности (стремление подготовить себя к будущей службе в рядах силовых структур; стремление быть успешным и компетентным в решении вопросов военно-профессиональной деятельности; стремление глубоко осознавать высокую общественную значимость и личностный смысл избранной профессии и др.);
2) Мотивы, связанные с индивидуальными психологическими особенностями (стремление к самосовершенствованию, самовыражению, самоутверждению, самопознанию; стремление к удовлетворению духовных потребностей; стремление к достижению высоких спортивных результатов и получение поощрений за это; выполнение спортивных разрядов; стремление быть похожим на выдающегося спортсмена, быть в сборной команде и др.);
3) Мотивы в улучшении физического состояния (совершенствование морфофунк-циональных показателей организма; совершенствование уровня физической подготовленности; формирование физической готовности).
Для каждого курсанта ведущим может выступать мотив из любой группы соответствующий его ценностным ориентациям, но для эффективного процесса обучения и воспитания целесообразно формировать мотивы комплексно с уклоном на военно-профессиональную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе спортивно-массовая работа способствует формированию профессионально важных качеств будущих офицеров, которые в единстве со специальными знаниями, навыками и умениями составляют профессиональное мастерство и
компетентность выпускника к деятельности в соответствии со своим предназначением.
С учетом приведенных подходов к понятию мотивации и наших научных изысканий нами определено понятие «мотивация курсантов к спортивно-массовой работе», под которой мы понимаем процесс побуждения курсантов к занятиям спортом на основе актуализации мотивов, детерминированных военно-профессиональной направленностью личности курсанта, его индивидуальными психологическими особенностями и потребностями в улучшении физического состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
2. Леонтьев, А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность / А.Н. Леонтьев // Проблемы научного коммунизма. Вып. 2 / Акад. Общественных наук при ЦК КПСС, кафедра научного коммунизма. - М. : Мысль, 1968. - С. 36.
3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с
4. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motive, Peter, St. Petersburg.
2. Leontiev, A.N. (1968), "Some psychological questions of influence on the person, the problems of scientific communism", the Academy of social sciences the department of scientific communism, Thought, Moscow, pp. 36
3. Ed. Zinchenko, V.P. and Meshcheryakov, B.G. (1999), The psychological dictionary, Pedagogic-Press, Moscow.
4. Yakovlev, B.V. (2014), Motivation and emotions in sport activities, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2017
УДК 796.011
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Константин Васильевич Чедов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ),
Пермь
Аннотация
Культура здоровья является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, одним из способов создания гармонии жизни. Методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся определяются такими подходами как аксиологический, культурологический, системный, личностно-деятельностный. Данные подходы к формированию культуры здоровья обучающихся доказывают неоднозначность этого процесса, что обуславливает комплекс принципов, обоснование которых представлено в статье. Рассмотренные в статье методологические подходы и принципы обуславливают целевой, содержательный и деятельностный компоненты обучения, воспитания и развития растущего человека с точки зрения ценностей общей культуры социума. Результаты анализа методологических основ формирования культуры здоровья обучающихся создают предпосылки для моделирования педагогической системы, включая повышение компетентности педагогов, методическое сопровождение, проведение диагностических мероприятий, определение эффективности данного направления образовательной деятельности.
Ключевые слова: культура здоровья, методологические подходы, принципы.