ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND
SPORTS
УДК 796.01:378
ББК 75.1
М 42
А.Б. Медников
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации; E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ КУРСАНТОВ ПОЛИЦИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В работе проведены данные анализа взаимообусловленности показателей мотивации и физической подготовленности с результатами, установленными в ходе профессионального отбора 206 курсантов образовательных организаций МВД России мужского пола. Установлено, что курсанты, осваивающие специальности, связанные с правоохранной и следственной деятельностью, отличаются по показателям физической подготовленности и видов мотивации, что проявляется в особенностях взаимосвязи параметров общепрофессиональной и специальной мотивации с другими изучаемыми показателями.
Ключевые слова: потребности, профессиональная мотивация, физическая подготовленность, курсанты образовательных организаций МВД России.
A.B. Mednikov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief of Departmemt of Physical Training and Sport, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; E-mail: mednikov. [email protected]
PROFESSIONAL MOTIVATION OF TRAINING RELATED TO THE PHYSICAL PREPAREDNESS OF POLICE CADETS
Abstract. The paper provides data of analysis of correlation between motivation indicators and physical preparedness and the results established in the course of professional selection of 206 male cadets from educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It has been found that students learning specialties related to law enforcement and investigative activities differ to indices of physical preparedness and types of motivation. This is displayed in the interrelationship of the parameters of general and specific motivation with other studied parameters.
Keywords: needs, professional motivation, physical preparedness, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Термин «мотивация» охватывает процессы, методы и средства побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, в нашем случае - занятиям по физической подготовке. Потребность в физическом саморазвитии является фундаментальной биологической особенностью двигательной
активности человека. Данная потребность носит социальный, биосоциальный и культурологический характер [1-6]. Результаты профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания в высших учебных заведениях позволяют выделить следующие типы мотивов к физкультурно-спортивной деятельности: физического совершенствования, должествования, соперничества, спортивный, процессуальный и игровой. При этом в спортивной деятельности структура мотивации включает пять основных компонентов: достижение цели, самосовершенствование, борьба и соперничество, поощрение, сотрудничество.
Существуют разные подходы к формированию потребностей в области физической подготовки.
По Р.А. Пилояну [7], схема формирования потребности и структура процесса физической подготовки включает семь взаимосвязанных этапов: сосредоточение внимания на социальной значимости физической культуры ^ актуализация потребности ^ выбор мотива ^ постановка цели ^ стремление к цели (осуществление тренировочных действий) ^ подкрепление уверенности в правильности действий ^ самооценка результата деятельности (эмоциональное отношение к результату).
А.В. Лотоненко [8] считает, что воспитание сознательного отношения к здоровому образу и стилю жизни является основой самовыражения молодого человека, проявления творческого подхода в использовании различных видов физической культуры, ее форм, средств и методов. При этом для реализации мотивов автором предложена трехэтапная схема: программа действия ^ оперативная готовность к нему ^ наличие обратной связи.
В образовательных организациях системы МВД особенности дифференцированного подхода к формированию мотивации определены целым рядом программно-нормативных документов, которые классифицируют различные категории сотрудников на три группы в зависимости от характера профессиональной деятельности. К первой группе отнесены специалисты, действия которых непосредственно связаны с обезвреживанием преступников. Во вторую группу входят действенно-административные сотрудники с периодическими выполнением поручений по обезвреживанию преступников. Третью группу составляют работники органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых характеризуется административно-канцелярским характером. Очевидно, что у каждой из перечисленных групп мотивация общей и профессионально-прикладной физической подготовки будет различной.
На занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России формируются и развиваются навыки личной безопасности и применения боевых приемов борьбы, в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты, летней (зимней) формы одежды на фоне физических и психических нагрузок в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям преследования и противодействия активно сопротивляющимся правонарушителям, с использованием специальных средств и табельного оружия. Заведомо зная об этом, абитуриенты заинтересованы и уже имеют начальную мотивацию к занятиям по физической подготовке. Однако далее в ходе обучения в образовательных организациях МВД России происходит достаточно четкое разделение первоначальной мотивации на общепрофессиональную («служа закону - служу Отечеству») и специальную (осознанный и личностно обоснованный выбор специализации). Закономерно возникает вопрос о сопряженности обоих видов мотивации с успешностью физической подготовки у курсантов, осваивающих специальности, связанные с правоохранной и следственной деятельностью, что и являлось целью проведенной работы.
В исследовании приняли участие курсанты мужского пола Краснодарского университета МВД России в возрасте 18-20 лет (I группа 86 человек - факультет по подготовке сотрудников для оперативных подразделений, II группа 120 человек - факультет по подготовке следователей). На третьем курсе профессиональной подготовки фиксировались следующие показатели физической подготовленности: общая физическая подготовленность (ОФП), координация, координационная устойчивость и общая
выносливость, нормированные по десятибалльной шкале. Дополнительно использовалась информация, полученная в рамках профессионального отбора абитуриентов Краснодарского университета МВД России.
У курсантов I группы оказались статистически более значимые по сравнению с результатами курсантов II группы параметры оперативной памяти (Р<0,01), а также следующие показатели мотивации обучающихся (табл.): общепрофессиональная мотивация (Р<0,05), стремление к демонстрации высоких достижений (Р<0,05), мотивация к достижению успеха в профессиональной деятельности (Р<0,01), готовность к риску (Р<0,001).
Таблица.
Достоверность различий параметров уровня развития показателей мотивации и физической подготовленности курсантов
Показатели, балл I группа, п=86, M±m II группа, п=120, M±m t P
Общепрофессиональная мотивация 19,13 ± 0,28 18,11 ± 0,28 2,56 <0,05
Стремление к достижениям 19.43 ± 0,37 18,43 ± 0,21 2,35 <0,05
Мотивация к достижению успеха 19,84 ± 0,33 18,63 ± 0.28 2,79 <0,01
Готовность к риску 15,61 ± 1.33 10,02 ± 1.25 3,06 <0,001
ОФП 7,73 ± 0,18 7,26 ± 0,12 2,33 <0,05
Координация 7,59 ± 0,18 7,08 ± 0,14 2,23 <0,05
Координационная устойчивость 8,33 ± 0,16 7,84 ± 0,12 2,40 <0,05
Общая выносливость 7,90 ± 0,16 7,22 ± 0,11 3.41 <0,05
Также установлено преимущество курсантов из первой группы по параметрам общей физической подготовленности (Р<0,05), координации и координационной устойчивости (Р<0,05) и общей выносливости (Р<0,05).
Необходимо отметить, что по параметрам мотивации и уровня развития двигательных способностей при поступлении в вуз достоверных различий между показателями курсантов из обеих групп установлено не было.
По нашему мнению, полученные данные вполне закономерны. Юноши, поступая в образовательные организации МВД России, как правило, удовлетворительно подготовлены физически, но недостаточно четко представляют себе особенности профессиональной деятельности следователя и оперативного работника. Однако абитуриенты, желающие приобрести профессию следователя, в числе наиболее значимых считают интеллектуальные качества и в меньшей степени - физическую подготовленность. В то же время будущие оперативные работники наиболее ценным профессиональным качеством считают высокий уровень физической подготовленности.
В ходе исследований были выявлены закономерности взаимосвязи изучаемых показателей. Установлено, что у курсантов I группы (будущие оперативные работники) показатель общепрофессиональной мотивации достоверно не взаимосвязан с большинством изучаемых характеристик обучающихся, а специальной мотивации - положительно коррелирует с параметрами эмоциональной устойчивости (г=0,210, Р<0,05), смелости (г=0,288, Р<0,05), ОФП (г=0,223, Р<0,05), координации (г=0,322, Р<0,05) и общей выносливости (г=0,241, Р<0,05).
У курсантов II группы (будущие следователи) общепрофессиональная мотивация положительно взаимосвязана с показателями смелости (г=0,230, Р<0,05) и готовности к риску (г=0,222, Р<0,05), а параметры специальной мотивации - только с характеристикой смелости (г=0,200, Р<0,05)
В сфере физического воспитания человек является одновременно объектом и субъектом деятельности. Двигательная активность, в свою очередь, выступает как объект, средство, а также цель физического совершенствования. Процессу физической подготовки сопутствует осознанная потребность обучающихся в двигательной активности. При этом
система формирования мотивации к достижению высокого уровня физической подготовленности, от которой напрямую зависит ее профессионально-прикладная составляющая, должна быть модифицированна, в первую очередь у курсантов образовательных организаций МВД России - будущих работников следственных органов.
Примечания:
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.
2. Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни: сб. науч. тр. М.: Сов. спорт, 1996. С. 21-32.
3. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С. 15-17.
4. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография. М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 1992. 120 с.
6. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с.
7. Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1990. № 7. С. 2-7.
8. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 1998. 360 с.
References:
1. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Physical culture: youth and the present // Theory and practice of physical culture, 1995, No. 4, P. 2-8 (in Russian).
2. Vinogradov P.A. Socio-cultural aspects of promoting a healthy lifestyle, physical culture and Olympism // Socio-cultural aspects of physical culture and healthy lifestyle: coll. of proceedings. M.: Sov. sport, 1996, P. 21-32 (in Russian).
3. Vydrin V.M. Non-special (non-professional) physical education of students // Theory and practice of physical culture, 1995, No. 5-6, P. 15-17 (in Russian).
4. Craig G. Developmental psychology. SPb.: Piter, 2000, 992 pp.
5. Lubysheva L.I. The concept of person's physical culture formation: a monograph. M., GTsOLIFK publishing house, 1992, 120 pp.
6. Salov Yu.I., Tyunnikov Yu.S. Psycho-pedagogical anthropology. M.: VLADOS-PRESS, 2003.
256 pp.
7. Piloyan R.A. Physical education and sport: towards the reconstruction // Theory and practice of physical culture, 1990, No. 7, P. 2-7 (in Russian).
8. Lotonenko A.V. Pedagogical system of formation of students' needs in physical education: Diss. for the Doctor of Pedagogy degree. Voronezh, 1998, 360 pp. (in Russian)