Антюшина КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОТАРИАТ
В.И.
10.2. О НЕОБХОДИМОСТИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НОТАРИАТА
Антюшина В.И. преподаватель Нижегородского филиала НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»
Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос касающийся проблем правового регулирования системы нотариата в Российской Федерации. Значение контрольно-надзорной деятельности в сфере нотариата обусловлено тем, что нотариат играет важную роль в обеспечении режима законности и правопорядка в Российской Федерации. Ключевые слова: нотариат, контроль, надзор, федеральный закон, нотариус, нотариальная деятельность, государство
ABOUT NECESSITY OF EFFECTIVE KONTROLNO-SUPERVISING ACTIVITY OF THE STATE FOR NOTARIATE SPHERE
Antjushina V. I the teacher of Nizhniy Novgorod branch NOU VPO «University of the Russian Academy of Education»
Annotation: In presented article the question concerning problems of legal regulation of system of a notariate in the Russian Federation is considered. Value of kontrolno-supervising activity in notariate sphere is caused by that the notariate plays an important role in maintenance of a mode of legality and the law and order in the Russian Federation.
Keywords: Notariate, control, supervision, the federal law, the notary, notarial activity, the state
Действующее законодательство о нотариате представляет собой определенный комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, центром которого, является Конституция Российской Федерации. В настоящее время состояние указанного комплекса во многом не соответствует тенденциям, которые характерны для динамично развивающегося общества.
Современный период развития Российской Федерации отличается глубоким реформированием правовых, политических экономических, социальных и других основ государственной и общественной жизни. В условиях проводимой модернизации большое значение имеет согласованное и правильное функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни человеческого общества. Это обусловлено тем, что контрольно-надзорная деятельность придает должную динамику изменениям, происходящим в стране, то есть становится решающим фактором, влияющим на углубление реального демократизма, построение правового государства и становление гражданского общества.
Появление нотариата в России связано не только с развитием и усложнением гражданского оборота, но и с объективной необходимостью содействовать его участникам в совершении сделок и юридическом за-
креплении их действий, охране их прав и свобод. Нотариат является неотъемлемой составной частью любой правовой системы, ибо, с одной стороны, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции, а с другой - является важным правовым инструментом обеспечения стабильности имущественных отношений складывающихся в государстве.
Нотариат как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов является согласно Резолюции Европейского парламента «О нотариате в Европейском сообществе» 1994 г. институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей, функция нотариата заключается прежде всего в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых спорах. В 1995 году российский нотариат был принят в Международный союз латинского нотариата (сейчас Международный союз нотариата), объединяющий более 70 нотариатов развитых стран. Представление о нотариате как институте гражданского общества, защищающим права граждан и осуществляющим превентивное правосудие, последовательно приводится в различных международных документах, в том числе в договоре о сотрудничестве между Международным союзом судей и Международным союзом нотариата, в котором подчеркивается, что эти организации ставят себе целью установление здоровой и нормально действующей системы правосудия, имея ввиду снижение затрат на ее содержание и одновременно обеспечение ее доступности для всех граждан1.
В Российской Федерации, как в правовом государстве, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. По ряду причин многие субъективные права и свободы не могут быть реализованы гражданами самостоятельно либо такая реализация будет не эффективной. В этих условиях институт нотариата имеет огромное значение в защите права и законных интересов граждан, поскольку основное содержание нотариальной деятельности - обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и укрепление правопорядка в стране2.
Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации эффективного контроля и надзора за их деятельностью со стороны уполномоченных органов.
Неэффективная контрольно-надзорная деятельность в сфере нотариата (либо ее отсутствие вообще) нередко становится причиной нарушения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в результате могут наступить такие последствия как: невозможность претворения в жизнь намеченных планов, значительный ущерб, снижается
1 Мерлотти М. Основные принципы свободного нотариата и роль государства в его организации и деятельности // Нотариальный вестник. 1997. № 5. С. 16.
2 Черемных, И.Г. Становление независимого нотариата России
как института по осуществлению правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И. Г. Черемных. — М., 2007. С. 4.
Бизнес в законе
5'2011
и тормозится эффективность правовых и социальных реформ проводимых государством.
Нотариальная деятельность, как никакая другая область юриспруденции, требует не только строгого законодательного регулирования, но и четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий, ведения делопроизводства, содержания архива. Несоблюдение формальной процедуры нередко становится основанием признания нотариального действия недействительным. В лучшем случае, нотариально оформленный документ просто не принимается к исполнению. Неправильно составленное или подписанное завещание, отступление от порядка удостоверения сделок, выдачи различных свидетельств, нарушения при принятии, хранении, оглашении закрытых завещаний могут повлечь серьезные последствия, поскольку удостоверенные, засвидетельствованные или выданные нотариусом документы, как правило, носят правоустанавливающий характер, влекут значимые правовые последствия. Ненадлежащее ведение делопроизводства, нотариального архива нередко создает большие трудности для граждан, вызывает их справедливое возмущение, жалобы в различные инстанции. А что еще им делать, если они не могут получить дубликат документа, выяснить, кто из нотариусов должен вести их наследственное дело, правильно ли с них нотариус требует тот или иной документ? К сожалению, и сами нотариусы далеко не во всех случаях могут с точки зрения права разъяснить спорную ситуацию или объяснить свои требования, предъявив конкретный нормативно-правовой акт, который когда-то был, должен быть и сегодня, но его просто нет3.
Следует согласиться с мнением профессора Г.Г. Че-ремных, который считает, что частнопрактикующий нотариат, занимает сегодня доминирующее положение (из почти 7,5 тысячи нотариусов в стране государственных осталось менее ста), он представляет собой составную часть правовой системы государства и имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, нотариусам делегированы государственные функции по совершению от имени Российской Федерации нотариальных действий, с другой - нотариат не является органом государственной власти и управления, более того, функционирует на принципах самоуправления и самофинансирования. Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариуса. И не только. Публично-правовым статусом обладают и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации в силу возложенной на них обязанности осуществлять контроль профессиональной деятельности нотариуса и обращаться в суд с ходатайством или представлением о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Данный вывод вытекает из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, конституционность соответствующих положений которого подтвердил Конституционный суд РФ в своем постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П, который одновременно признал конституционным установление в сфере частнопрактикующего нотариата государственного
3 Черемных Г.Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет / Г.Г. Черемных // Нотариус. — 2009. — № 4. С. 2.
регулирования и контроля за осуществлением нотариальной деятельности .
Следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках административной реформы проводимой в Российской Федерации было издано большое количество нормативно-правовых актов в сфере нотариата, многие из них уже требуют существенной переработки, а некоторые административные процедуры в сфере нотариата в настоящее время вообще не имеют детальной регламентации и законодательного закрепления. Особенно это касается положений, регламентирующих контроль и надзор в сфере нотариата.
В качестве примера можно привести следующее: особое внимание следует уделить вопросу о разработке единой методики проведения проверок нотариального делопроизводства. В контролирующих органах обеспечить качественное рассмотрение всех поступающих как в территориальные органы, так и в нотариальные палаты обращений по вопросам исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, а также проводить периодические обобщения жалоб и обращений, дисциплинарной практики, решений судов, вынесенных в связи с обжалованием действий нотариусов, отказов в их совершении. Также следует уделить внимание контролю за проведением квалификационного экзамена для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, регламентировать размеры и порядок взимания нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера.
Становление российского нотариата и формирование его законодательной базы происходило не одно столетие. Уже на ранних стадиях сложилась необходимость осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере нотариата.
Обобщение исторического опыта развития контроля и надзора в сфере нотариата позволило Ю.А. Андреевой сделать вывод, о том, что на протяжении всего периода становления нотариальной системы в большей степени прослеживалась реализация контрольных полномочий государства за данными правоотношениями. Надзорные же полномочия в данной сфере были слабо реализованы. Во многом это обусловливалось отсутствием государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные полномочия в сфере нотариата5.
В заключении хотелось бы сделать вывод, что в настоящее время, очевидно, что на современном этапе развития Российского государства сложилась ситуация, которая требует изменения форм контрольнонадзорной деятельности и усиления контрольнонадзорных полномочий государства в сфере нотариата.
Однако, государственное регулирование деятельности в сфере нотариата не будет достаточно эффективным если будет выражаться не только в обеспечении эффективного контроля и надзора за осуществлением нотариусами возложенной на них государственной функции. Наивысшего результата в данной сфере позволит добиться формирование нормативноправовой базы, способной регулировать весь спектр вопросов нотариальной деятельности. То есть, долж-
4 См.: Черемных Г.Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет. / Г.Г. Черемных // Нотариус. — 2009. — № 4. С. 2 - 4.
5 Андреева Ю.А. Контроль и надзор Министерства юстиции нотариата: административно правовой аспект. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 149.
Антюшина КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОТАРИАТ
В.И.
ны быть разработаны и детально регламентированы в действующем законодательстве не только положения о контрольно-надзорной деятельности в сфере нотариата, но и порядок и правила совершения нотариальных действий. При этом такие положения не могут определяться самостоятельно самим нотариальным сообществом, они должны устанавливаться только государством в лице специально уполномоченных им органов.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Судом РФ 11.02.1993 № 4462-1) // РГ. — 1993.
3. Андреева Ю.А. Контроль и надзор Министерства юстиции нотариата: административно правовой аспект. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
4. Мерлотти М. Основные принципы свободного нотариата и роль государства в его организации и деятельности // Нотариальный вестник. 1997. № 5.
5. Ралько В.В. Теория правовой деятельности нотариата: дис. ... д-ра юрид. наук / В.В. Ралько. - М., 2010.
6. Черемных, И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И. Г. Черем-ных. — М., 2007.
7. Черемных Г. Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет / Г.Г. Черемных // Нотариус. — 2009. — № 4.
References:
1. The constitution of the Russian Federation. - М: jurid. Lit., 1993.
2. Bases of the legislation of the Russian Federation about but-tariate, confirmed by the Supreme Court of the Russian Federation of 2/11 /1993 № 4462-1 )//RG. — 1993.
3. Andreeva Ju.A. Control and Ministry supervision justi-tsii a notariate: administratively legal aspect. Diss. ... cand. jurid. sciences. - М, 2009.
4. Merlotti M. Osnovnye printsip of a free notariate and a state role in its organization and activity//the Note-rialnyj the bulletin. 1997. № 5.
5. Ralko V.V. Teorija of legal activity of a notariate: diss.... Dr.s jurid. Sciences / V.V.Ralko. - М, 2010.
6. Cheremnykh, I.G.formation of an independent notariate of Russia as institute on realization of law-enforcement activity: автореф. diss.... Dr.s jurid. Sciences / I. G.The Cherem Th. — М, 2007.
7. Cheremnykh In modern Russia due norm-tivnogo of legal regulation in notariate sphere wasn't and there is / no G.G. Cheremnyh//a Notary. — 2009. — № 4.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «О необходимости эффективной контрольно-надзорной деятельности государства в сфере нотариата» подготовленную преподавателем Нижегородского филиала НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» В.И. Антюшиной.
Научная статья «О необходимости эффективной контрольно-надзорной деятельности государства в сфере нотариата» подготовленная В.И. Антюшиной выполнена на актуальную тему.
Это подтверждается тем, что низкоэффективная контрольно-надзорная деятельность в сфере нотариата (либо ее отсутствие вообще) нередко становится причиной нарушения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в ре-
зультате могут наступить такие последствия как: невозможность претворения в жизнь намеченных планов, значительный ущерб, снижается и тормозится эффективность правовых и социальных реформ проводимых государством.
В современных условиях система нотариата неизменно сталкивается с целым комплексом разнообразных проблем правоприменительного свойства, оперативное решение которых посредством поиска надлежащих механизмов и форм является приоритетной и насущной задачей. В этой связи существует ряд серьезных вопросов, требующих не только подробной нормативной регламентации и изменения действующего законодательства в соответствующей сфере общественных отношений, но и скорейшего совершенствования института реализации государством контрольнонадзорных полномочий в сфере нотариата. Названные обстоятельства еще раз подчеркивают актуальность статьи представленной на рецензирование.
Автором проведена серьезная работа по анализу норм действующего законодательства регламентирующего контрольно-надзорную деятельность в сфере нотариата.
В работе сделан вывод о том, что государственное регулирование деятельности в сфере нотариата будет эффективным только тогда, когда будут обеспечены не только контроль и надзор за осуществлением нотариусами возложенной на них функции, но и будет сформирована нормативно-правовая база, способная регулировать весь спектр вопросов нотариальной деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что рецензируемая работа проведена на высоком теоретическом и методологическом уровне. Автор проявил творческую смелость по изучению обозначенной проблемы.
Вывод: научная статья «О необходимости эффективной контрольно-надзорной деятельности государства в сфере нотариата» подготовленная В.И. Антюшиной соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Профессор,
д.юн. А.В. Агутин