Научная статья на тему 'О нелегальном перемещении товаров животного и растительного происхождения'

О нелегальном перемещении товаров животного и растительного происхождения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
641
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нелегальном перемещении товаров животного и растительного происхождения»

ОХРАНА БИОРЕСУРСОВ

О нелегальном перемещении товаров животного и растительного происхождения

27 апреля 2009 г. в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» во Владивостоке» состоялась совместная пресс-конференция Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), Дальневосточной оперативной таможни, Владивостокского филиала Российской таможенной академии и Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, посвященная вопросам трансграничного перемещения объектов флоры и фауны и пресечения их контрабанды. В пресс-конференции приняли участие начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля ДВТУ Светлана Коваль, начальник отделения по связям с общественностью ДВТУ Полина Стецуренко, главный инспектор по связям с общественностью Дальневосточной оперативной таможни Станислав Щедрин, кандидат исторических наук, доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии Сергей Ляпустин, координатор программы TRAFFIC на Дальнем Востоке WWF России (Амурский филиал) Наталья Первушина.

Одними из существенных угроз биоразнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений являются незаконные промысел и торговля этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них).

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Конвенция СИТЕС), как правоприемник СССР. Для СССР Конвенция вступила в силу 8 декабря 1976 г. Основная цель Конвенции СИТЕС - предотвращение браконьерства, незаконной торговли редкими объектами флоры и фауны и обеспечение эффективного контроля при трансграничном перемещении животных и растений. Причем не только животных и растений, но также их частей и дериватов.

Конвенция СИТЕС включает три Приложения, в которые в настоящее время внесено около 34 тыс. объектов. Превалируют растения - Конвенцией охраняется порядка 28,5 тыс. видов растений.

В первое Приложение включены виды, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. Оно включает более 870 объектов растительного и животного мира.

Второе Приложение включает виды, которые пусть в данное время и не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать тако-

выми, если торговля ими не будет регулироваться. Это Приложение самое многочисленное. В него входит почти 32,6 тыс. объектов.

Приложение 3 сформировано из видов, которые страны-участницы Конвенции считают необходимым регулировать в пределах своей собственной юрисдикции и нуждаются при этом в сотрудничестве других стран. В него различными странами включено чуть более 300 видов животных и растений.

Исполнение обязательств Российской Федерации в рамках Конвенции СИТЕС обеспечивается целым рядом научных организаций и государственных контролирующих органов. К компетенции таможенных органов относится контроль законности перемещения объектов СИТЕС через таможенную границу.

В Российской Федерации для вывоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения Административного органа СИТЕС. Помимо этого, в отношении отдельных объектов необходима лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

При ввозе на территорию Российской Федерации:

- для объектов СИТЕС, внесенных в Приложение 1, необходимо разрешение СИТЕС страны-экспортера и разрешение СИТЕС, выданное в России;

- для объектов СИТЕС из Приложения 2 требуется разрешение СИТЕС страны-экспортера;

- для объектов СИТЕС, включенных в Приложение 3, необходимо предоставление разрешения СИТЕС страны-экспортера только в том случае, если они ввозятся из страны, непосредственно включившей их в это приложение.

В отношении ввозимых осетровых рыб и произведённой из них продукции дополнительно требуется лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

В России действуют два Административных органа СИТЕС:

- в части, касающейся видов дикой фауны и флоры, кроме осетровых видов рыб, - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

- в части, касающейся осетровых видов рыб, - Федеральное агентство по рыболовству.

Физическим лицам, пересекающим таможенную границу, необходимо знать, что объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения, их части и полученная из них продукция, при перемещении физическими лицами через таможенную границу в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже, подлежат обязательному декларированию в письменной форме и в их отношении требуется предоставление разрешений СИТЕС.

Хотя из любого правила есть исключения. Так, разрешение СИТЕС не требуется в следующих случаях:

- при перемещении физическими лицами икры осетровых видов рыб в количестве не более 250 граммов на одного человека независимо от возраста;

- при ввозе изделий из крокодила (не более трех изделий на человека), которые являются личными вещами;

- при ввозе чучел морских коньков (не более четырех образцов на человека), а также ряда иных неживых образцов объектов, включенных в Приложение 2 Конвенции СИТЕС.

Необходимо помнить, что Конвенция допускает принятие странами-участницами более строгих мер, чем предусмотрено СИТЕС. Поэтому при вывозе образцов СИТЕС следует заблаговременно уточнять правила перемещения, установленные другими странами, получать соответствующие разрешения, поскольку без их наличия образцы будут задержаны таможенными органами этих стран.

Что касается объемов законного перемещения объектов СИТЕС через таможенные органы Дальневосточного региона, то они невелики. С начала этого года еще не было перемещено ни одного объекта. В 2008 г. было 7 случаев таможенного оформления товаров, попадавших под действие Конвенции СИТЕС, в регионах деятельности Владивостокской и Хабаровской таможен:

- дважды ездил на гастроли в Японию «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре», при этом сначала временно вывозились, а затем реимпортировались медведи;

- ТИНРО-центром оформлялись на экспорт живые белухи (три белухи поехали в Японию, четыре - в Китай);

- один случай вывоза в Гонконг железы мускуса кабарги в количестве 5,5 кг.

Законное перемещение объектов СИТЕС по своим объемам, к сожалению, несравнимо с нелегальным оборотом. В этой связи важная роль отводится работе сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, пресекающих попытки незаконного перемещения таких объектов.

На Дальнем Востоке России много природных и социально-экономических факторов, способствующих нелегальному промыслу и торговле редкими видами диких животных и растений. За последние годы в результате браконьерства и последующего контрабандного вывоза нанесен ущерб более 160 видам дикой фауны и флоры Дальнего Востока. Поэтому борьба с нелегальным вывозом природных богатств Дальнего Востока была и остается одним из основных направлений работы дальневосточных таможенников.

Наиболее важной частью работы Дальневосточной оперативной таможни и сотрудников правоохранительных подразделений дальневосточных таможен является выявление групп и отдельных лиц, чья деятельность связана с организованной контрабандой объектов дикой флоры и фауны на территории Дальнего Востока. Как известно, спрос на части и дериваты диких животных и растений остается по-прежнему высоким в странах Азиатско-Тихоокенского

региона, особенно в КНР. Иностранные граждане проявляют повышенный интерес к корням дикорастущего женьшеня, частям и дериватам амурского тигра, дальневосточного леопарда, гималайского и бурого медведей, мускусу кабарги («струя»), пушнине, дальневосточному трепангу (сушеному), дальневосточной мягкотелой черепахе, амурскому осетру. Все эти объекты добываются на территории России местными жителями с целью перепродажи. Товар скупается у местного населения российскими и иностранными гражданами, которые впоследствии перепродают его лицам, заинтересованным в перемещении его через таможенную границу РФ. Как правило, это иностранцы, однако таможенникам известно, что некоторые граждане России также задействованы в скупке объектов флоры и фауны с целью дальнейшей организации их контрабандного перемещения. Кроме того, достаточно часто иностранные граждане сами являются организаторами незаконной добычи и последующего вывоза объектов флоры и фауны.

В 2008 г. в Дальневосточном регионе выявлено 45 попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ объектов флоры и фауны. Возбуждено 35 дел об административной ответственности и 10 уголовных дел. Так, в марте 2008 г. Благовещенской таможней возбуждено уголовное дело в отношении гражданина КНР по факту контрабанды в КНР, сопряженному с сокрытием от таможенного контроля и недекларированием, шкур животных (2367 шкурок соболя, 664 белки, 5 колонка).

В апреле 2008 г. Гродековской таможней возбуждено уголовное дело по факту контрабанды в КНР, сопряженному с незаконным вывозом, свыше 227 кг трепанга сушеного.

Находкинской таможней возбуждено уголовное дело в отношении российского гражданина по факту контрабанды в Республику Корея шкуры белого медведя. Этот предмет является объектом СИТЕС и Красной книги РФ и запрещен к перемещению через таможенную границу России. Шкуру обнаружили сотрудники Находкинской таможни в ходе проведения таможенного контроля теплохода «SEAGRAND».

В июне Хасанской таможней возбуждено уголовное дело в отношении гражданина КНР по факту контрабанды в КНР почти 54 кг сушеного трепанга, сокрытого в пассажирском автобусе.

В августе и сентябре Дальневосточной оперативной таможней возбуждено 2 уголовных дела по фактам контрабанды корней дикорастущего женьшеня. Еще одно дело по факту контрабанды 25 корней дикорастущего женьшеня возбуждено Уссурийской таможней.

В ноябре Хасанской таможней возбуждено уголовное дело в отношении российского гражданина по факту контрабанды 27 кг жироподобного вещества лягушки рыночной стоимостью 673 тыс. руб. Экологический ущерб от этого преступления куда более значителен.

15 мая 2008 г. Пограничным районным судом Приморского края был приговорен к четырем годам лишения свободы (колония-поселение) организатор контрабандного канала в КНР женьшеня российский гражданин Д. Исполнители контрабандного перемещения, водители автобусов приговорены к 3 и 2 годам заключения условно.

К сожалению, нынешняя судебная практика такова, что реальные сроки заключения судами назначаются редко. Если говорить в целом, то устранение одного из основных лиц, контролирующих скупку и переправку в КНР объектов флоры и фауны, является очень важным моментом в работе таможни. Ведь таким образом пресекается контрабандный канал, посредством которого через таможенную границу перемещаются редкие и исчезающие виды флоры и фауны в течение длительного времени. В связи с этим основной задачей оперативно-розыскных подразделений таможен является выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп (ОПГ), а не задержание мелких партий дериватов, перемещаемых физическими лицами для личных целей - это задача таможенников-досмотровиков в пунктах пропуска.

Вместе с тем, в условиях действующего законодательства государственные органы ограничены в эффективном пресечении достигшей катастрофических масштабов противоправной деятельности преступных группировок, ведущей к неотвратимому уничтожению диких видов растений и животных и их незаконному вывозу за пределы территории России. Уголовная ответственность за совершение данного преступления предусмотрена ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако применение данной статьи практически во всех случаях затруднительно.

В настоящее время данные преступления подпадают под действие ч. 1 ст. 188 УК РФ «Контрабанда», то есть фактически приравниваются к ширпотребу, и для возбуждения уголовного дела необходимо доказать, что стоимость перемещаемого товара составляет не менее 250 тыс. руб. Но как можно оценить в рублях тот вред, который наносится нашей уникальной дальневосточной природе при уничтожении диких животных: тигров, медведей, кабарги или лягушек? Более того, в практике имеют место случаи пресечения незаконного вывоза запрещенных к обороту объектов флоры и фауны. Рынок таких предметов отсутствует, в связи с чем установить их стоимость и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности не представляется возможным.

В период с 2006 г. по настоящее время таможенными органами Дальневосточного региона выявлено 130 фактов незаконного вывоза объектов флоры и фауны. При этом ввиду вышеизложенных обстоятельств возбуждено только 15 уголовных дел. В остальных 115 случаях таможенные органы возбуждали административное производство, поскольку стоимость перемещаемых товаров не превышала 250 тыс. руб.

Дальневосточная оперативная таможня обратилась в Генеральную прокуратуру и к полномочному представителю Президента в ДВФО с целью внесения изменений в ст. 188 УК РФ, а точнее - внесения в ч. 2 ст. 188 конкретного перечня представителей флоры и фауны. Есть надежда, что эта инициатива найдет поддержку у законодателей.

Очень важно разделить постоянно действующие каналы контрабандного вывоза объектов флоры и фауны, организованные преступными группировками, и одноразовые правонарушения незаконопослушных или просто неосведомленных граждан. В последнем случае эффективность по пресечению таких правонарушений зависит от своевременного информирования, здесь помогут различные информационные стенды, плакаты и т. п. Специалисты Владивостокского филиала Российской таможенной академии совместно с представителями административных органов СИТЕС России и Китая, а также сотрудниками Всемирного фонда дикой природы России и Китая разработали специальные стенды, посвященные выполнению российского и международного законодательства при трансграничном перемещении объектов фауны и флоры. Стенды на русском и китайском языках, безусловно, привлекут внимание всех граждан, пересекающих таможенную границу России, к проблеме нелегального перемещения товаров животного и растительного происхождения.

Стенды будут установлены на 16 пунктах пропуска таможен в зоне деятельности ДВТУ на российско-китайской границе, в т. ч. в аэропорту города Владивостока. Помимо показательных фотографий русских и китайских контрабандистов, понесших наказания за преступления, связанные с контрабандой биоресурсов, а также фотоснимков наиболее часто вывозимых животных и растений, стенды содержат информацию о мерах наказания за контрабанду по законодательствам России и Китая, что остановит как русских, так и китайских граждан, планирующих заработать на природных богатствах Дальнего Востока России.

На Дальнем Востоке это первый опыт привлечения внимания общественности к проблеме нелегального перевоза товаров животного и растительного происхождения, но подобная работа давно проводится и в аэропорту Шереметьево и в аэропортах других стран мира: от Лондона в Великобритании до Нью-Дели в Индии. Это свидетельствует о важности и масштабности проблемы, которая, по данным Интерпола, в мире уступает по объемам только обороту наркотиков. Особенно важно привлекать внимание к данной проблеме именно сейчас - в период экономического кризиса, когда люди в силу разных обстоятельств пытаются найти альтернативные способы дополнительных заработков.

Отделение по связям с общественностью ДВТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.