МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О КОНТРОЛЕ НАД ТРАНСГРАНИЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ФАУНЫ И ФЛОРЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Сергей Николаевич ЛЯПУСТИН,
старший преподаватель Владивостокского филиала Российской таможенной академии
В 1970-е годы руководство страны приняло курс на охрану природы и рациональное использование её ресурсов. С 1971 по 1991 г. СССР подписал ряд соглашений, договоров и конвенций природоохранной направленности, которые в той или иной степени регулировали трансграничное перемещение и борьбу с контрабандой различных видов дикой фауны и флоры.
К пониманию необходимости совместного решения проблем охраны животного мира и рационального его использования мировое сообщество подошло в начале XX в. В 1902 г. в Париже впервые было подписано международное соглашение по охране птиц. Обеспокоенные массовым уничтожением морских млекопитающих на Дальнем Востоке Россия, США, Япония, Великобритания в 1911 г. заключили конвенцию по охране морских котиков в Вашингтоне. В 1933 г. несколько государств подписали в Лондоне конвенцию об охране фауны и флоры и их естественных мест обитания, включая положения о контроле экспортно-импортных операций. К сожалению, она не действовала, так как не содержала процедур принятия решений; отсутствовал реальный механизм координации по контролю и регулированию трансграничного перемещения. В 1946 г. представители 17 государств подписали так называемую Китобойную конвенцию с целью нормализации промысла китов и принятия мер по недопущению снижения их численности. Однако, как отмечал академик В.Е. Соколов, подписание этих соглашений не достигало своих целей и зачастую не способствовало решению проблем сохранения животного мира1.
В деле охраны редких видов животных большое значение имел созданный в 1948 г. Международный союз защиты природы. В 1956 г. на международной конференции (г. Фонтенбло, Франция) он был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Одним из первых его решений было учреждение и издание Красной книги МСОП — мирового аннотированного списка животных и растений, которым по разным причинам грозило исчезновение. Параллельно с разработкой Красной книги велась работа по подготовке международных юридически обязательных мер охраны фауны и флоры, одной из которых предусматривался контроль за трансграничным перемещением. В 1960 г. VII Генеральная ассамблея МСОП впервые призвала правительства осуществлять импорт животных в соответствии с правилами экспорта стран, где они были добыты.
В 1963 г. Генеральная ассамблея МСОП приняла резолюцию, предлагавшую создать международную конвенцию по регулированию экспорта, транзита и импорта редких или подвергающихся угрозе исчезновения видов диких животных или их шкур и трофеев. Первый проект конвенции подготовлен в 1964 г., а в 1969 г. на Генеральной ассамблее МСОП был представлен список видов,
торговля которыми нуждалась в международном контроле. Этот список явился прообразом Перечня видов, находящихся под угрозой исчезновения и включенных в Приложения Конвенции СИТЕС.
В 1971 г. странами ООН учреждена межправительственная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), основным направлением деятельности которой является сохранение и мониторинг состояния биологического разнообразия и экосистем. В международный координационный совет, осуществлявший руководство этой программой, вошла и наша страна2.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция Организации Объединенных Наций по проблемам охраны окружающей среды, на которой впервые прозвучало, что ее сохранение и улучшение является принципиально важной обязанностью всех правительств — «...человечество достигло момента, когда необходимы немедленные действия для сохранения окружающей среды»3. Несмотря на то, что наша страна по идеологическим мотивам не принимала участия в работе конференции, Советский Союз вошел в межправительственную организацию системы ООН «Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде» (ЮНЕП). 16 ноября 1972 г. в Париже на 16 сессии ЮНЕСКО была подписана, в том числе и Советским Союзом, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. СССР ее ратифицировал только в 1988 г. Конвенция определила, что под «природным наследием» понимается в том числе ареал подвергающихся угрозе исчезновения видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения. Документ определил необходимость обеспечения более эффективной охраны и сохранения природного наследия, в том числе путем приёма соответствующих юридических, научных, технических, административных и финансовых мер4.
В 1973 г. в Вашингтоне, выполняя рекомендацию 99.3 Стокгольмской конференции ООН и учитывая заключения Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), а также Организации по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО), ряд государств обсудили и подписали конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. 29 марта 1974 г. конвенцию подписал Советский Союз, 4 августа 1976 г. она прошла утверждение в Совете Министров СССР и 8 декабря этого же года вступила в силу. Необходимо отметить, что именно подписание конвенции оказало в будущем значительное влияние на появление в таможенных органах России функции природоохранной направленности.
Одновременно в этот период шла работа по заключению двусторонних и многосторонних международных соглашений по охране природы и окружающей среды в приграничных областях. 10 октября 1973 г. в Москве между правительствами СССР и Японии подписана конвенция об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, а также среды их обитания. Главная цель конвенции — сотрудничество в осуществлении мероприятий по контролю, охране и предотвращению исчезновения определенных видов птиц, а также контролю и охране окружающей их среды. В конвенции оговорено, что каждая из договаривающихся сторон будет контролировать экспорт и импорт определенных видов или подвидов птиц и их продукции. Аналогичные соглашения были подписаны между Россией и Республикой Корея, КНДР, Индией, США.
15 ноября 1973 г. в Осло правительства Дании, Канады, Норвегии, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки подписали Соглашение о со-
хранении белых медведей с целью охраны и защиты их, как важного вида арктического района. Путем осуществления координированных национальных мероприятий сторона, участница договора, запрещает экспорт, импорт и доставку на свою территорию, а также торговлю в ее пределах белыми медведями, любой их частью или полученной из них продукцией, добытыми в нарушение настоящего соглашения.
В 1975 г. Советский Союз вступил в Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), заключенную рядом государств 2 февраля 1971 г. в г. Рамсаре (Иран). Несмотря на то, что эта конвенция специализированная, так как предмет внимания лишь водно-болотные угодья, реализация её положений оказала влияние на проведение мероприятий по выявлению и пресечению контрабанды объектов фауны и флоры в приграничной зоне. В настоящее время из 35 объектов, имеющих международное значение и включенных в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, восемь (включая государственный природный заповедник «Ханкайский») расположены на территории Дальневосточного федерального округа5. Эти объекты находятся в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления (Уссурийской, Благовещенской, Хабаровской, Камчатской таможен).
Таким образом, с 1971 по 1991 г. Советским Союзом было подписано и заключено, в том числе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, одиннадцать международных соглашений и договоров, предусматривающих в той или иной степени контроль над перемещением через таможенную границу объектов дикой фауны и флоры, а также пресечение их контрабанды. Однако нормативно-правовая база, регламентирующая порядок или механизм выполнения требований международных актов, несмотря на ратификацию и вступление в силу, практически отсутствовала вплоть до 1992 г. Фактически все международные соглашения по охране природы и сохранению биологического разнообразия, подписанные Советским Союзом с 1971 по 1991 г., касающиеся таможенного дела, носили декларативный характер.
После распада СССР Российская Федерация заявила о продолжении выполнения обязательств бывшего СССР. В 1991 г. Россия предоставила в Секретариат СИТЕС Декларацию о преемственности по отношению к СССР. 1 января 1992 г. положения СИТЕС официально вступили в силу в Российской Федерации. Об этом незамедлительно были информированы таможенные органы Рос-сии6, на которые возлагалась реализация положений по сохранению животного и растительного мира, контроль над перемещением через таможенную границу объектов фауны и флоры, подпадающих под требования СИТЕС. Следовательно, с 1992 г. Россия как правопреемник СССР стала страной, принявшей на себя обязательства, налагаемые Конвенцией СИТЕС. Однако непосредственно к выполнению взятых на себя международных обязательств таможенные органы приступили с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса7.
Основным предназначением СИТЕС является регулирование международной торговли объектами дикой флоры и фауны с тем, чтобы она не становилась фактором, приводящим к сокращению численности диких животных и растений, которые подвергаются неконтролируемой браконьерской добыче для последующего контрабандного перемещения. По сведениям Всемирного центра мониторинга окружающей среды ЮНЕП, который осуществляет по соглашению с Секретариатом СИТЕС сбор и ведение базы данных, в мире ежегодно
осуществляется более 200 тыс. международных торговых операций с объектами СИТЕС. Во второй половине 90-х годов ежегодный мировой оборот объектов дикой фауны и флоры (без учета лесной и рыбной продукции) колебался между пятью и шестью миллиардами долларов США8. В настоящее время СИТЕС объединяет 169 государств и является основным механизмом регулирования международной торговли наиболее уязвимыми представителями животного и растительного мира9.
Для обеспечения более гибкого регулирования торговли дикими животными и растениями действие конвенции распространяется на Перечень, включающий три списка животных и растений (Приложения СИТЕС I, II, III), которые являются её неотъемлемой частью. С 2000 г. Перечни диких животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС, начали направляться для контроля в таможенные органы10. Каждые три года Приложения СИТЕС уточняются конференцией сторон — стран-участниц конвенции. Предыдущие (10 и 11-я) конференции, включив в приложения виды животных и растений, обитающих и произрастающих на Дальнем Востоке (сибирского, сахалинского и амурского осетра, калугу, женьшень настоящий), оказали существенную помощь в работе таможенных органов. В результате выполнения положений СИТЕС с 2000 г. сотрудники таможен региона пресекли 30 попыток незаконного вывоза корня женьшеня.
Немаловажную роль сыграло постановление правительства РФ «О снятии Российской Федерацией оговорки в отношении речной выдры, включенной в Приложение 1 Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.» № 653 от 18 июня 1999 г.
Уникальность природного мира Дальнего Востока России, большое разнообразие видов диких животных и растений накладывают особую ответственность на таможенные органы региона в работе по обеспечению выполнения взятых Россией международных обязательств. В настоящее время под требования СИТЕС и других международных конвенций, договоров и соглашений подпадают более 140 дальневосточных видов диких животных и дикорастущих растений. Анализ выявленных и пресеченных таможенными органами региона с 1992 по 2003 г. фактов контрабанды и административных правонарушений показывает, что основными видами, в отношении которых чаще всего предпринимаются попытки контрабандного вывоза, являются:
- медвежьи: гималайский медведь — живые особи, части и дериваты; бурый и белый медведи — части и дериваты;
- кошачьи: амурский тигр, дальневосточный леопард — живые особи, части и дериваты; рысь, кот лесной амурский — части и дериваты;
- хищные птицы отряда соколообразных: камчатский кречет, сокол-балобан, ястреб-тетеревятник — живые особи;
- речная выдра — пушно-меховое сырье;
- осетровые виды рыб: амурский осетр, калуга — продукция, икра;
- парнокопытные: кабарга — мускусная железа, туши, дериваты;
- аралиевые: дикорастущий женьшень — корни;
С 1993 г. на международных встречах, практически ежегодно проводимых правительственными и общественными природоохранными организациями на Дальнем Востоке, стали регулярно обсуждаться вопросы борьбы с браконьерством и контрабандой редких видов животных и растений. Состоялись встречи
во Владивостоке представителей административных органов СИТЕС и таможенных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (с 19 по 23 сент. 1998 г.), а также сотрудников таможенных органов и природоохранных организаций России, Китая, Республики Корея (с 15 по 18 нояб. 1999 г.).
О стремлении российской стороны выполнить положения СИТЕС говорит тот факт, что с 1992 по 2004 г. в России изданы двенадцать Федеральных законов, два указа Президента РФ, тринадцать постановлений правительства РФ, одно распоряжение правительства РФ и более сорока ведомственных (ГТК РФ, МПР РФ, Минсельхозпрод и др.) нормативно-правовых актов, определяющих действия уполномоченных государственных органов. Цель издания указанных документов — регламентация и установление контроля над перемещением через таможенную границу объектов фауны и флоры.
Исследование законодательно-нормативной базы (формирование, становление и практическая деятельность) таможенных органов дальневосточного региона в период с 1992 по 2003 г. показывает, что процесс реализации международных природоохранных обязательств Российской Федерации по пресечению контрабанды объектов фауны и флоры проходил целенаправленно.
Во-первых, определен механизм выполнения международных обязательств, включающий:
- создание нормативно-правовой основы обеспечения выполнения положений международных конвенций, соглашений, договоров в части, касающейся таможенного дела (официальное подтверждение преемственности в выполнении международных обязательств, ранее взятых на себя СССР, издание федеральных законов, постановлений правительства РФ, указов Президента РФ, нормативных актов ГТК РФ);
- формирование исполнительных структур — подразделений (в том числе специальных) таможенных органов и наделение соответствующими полномочиями уже существующих;
- организация исполнения положений международных обязательств региональными таможенными управлениями и контроль над деятельностью таможен (издание приказов, распоряжений, указаний ГТК, ГУБК ГТК, ДВТУ).
Во-вторых, практическая деятельность по выполнению международных обязательств предусматривала:
- контроль над трансграничным перемещением объектов фауны и флоры, подпадающих под международные требования (осуществление таможенного и нетарифного экспортного контроля; досмотровые мероприятия, проводимые таможенными органами дальневосточного региона);
- выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры, в отношении которых установлены особый порядок и правила перемещения через таможенную границу РФ (возбуждение уголовных дел и дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, выявленных в процессе таможенного оформления и контроля и в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности);
- профилактическую деятельность таможенных органов региона (разъяснительная работа с участниками внешнеэкономической деятельности, работа с правительственными и неправительственными природоохранными организациями).
В-третьих, контроль над исполнением положений международных обязательств по сохранению биологического разнообразия включал:
- деятельность законодательных органов (Госдумы, Думы Приморского края и других субъектов ДВФО);
- деятельность надзирающих органов (отдел по надзору за соблюдением законности в таможенных органах дальневосточной транспортной прокуратуры, природоохранной прокуратуры по Приморскому краю и т.п.);
- деятельность международных природоохранных правительственных и неправительственных организаций (ЮНЕП, Секретариат СИТЕС, ТРАФФИК и др.).
Исследование показывает, что в истории реализации международных соглашений о контроле над трансграничным перемещением и борьбе с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке можно выделить три этапа:
- 1971—1991 гг. — советский период декларирования приверженности охране природы и окружающей среды;
- 1991—1993 гг. — период перехода от декларирования к практической деятельности по созданию и формированию механизма реализации взятых РФ международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, охране природы и окружающей среды;
- 1993 г. — по настоящее время — период непосредственного выполнения Россией взятых на себя международных обязательств.
С 1992 г., заявив о продолжении выполнения обязательств бывшего СССР в области охраны природы, Россия принимает активное участие в деятельности ЮНЕП. Из числа наиболее значимых глобальных проектов, осуществляемых под эгидой ЮНЕП, следует отметить подготовку и проведение в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Организацией Объединенных Наций Конференции по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), на которой 13 июня 1992 г. российской стороной была подписана конвенция о биологическом разнообразии. К 2003 г. конвенцию ратифицировали 63 государства, в том числе и Россия. В настоящее время конвенция по биологическому разнообразию служит основным правовым документом для реализации проектов ЮНЕП в области сохранения биологического разнообразия.
4 февраля 1994 г. Президентом РФ Б.Н. Ельциным был издан Указ № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В соответствии с указом сохранение биологического разнообразия является основным направлением деятельности России в развитии международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистем Земли.
Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации», принятый в 1995 г., подчеркивает, что «международные договоры Российской Федерации наряду с общепринятыми принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью её правовой системы». Поэтому появление в 1993 г. у таможенных органов России такой функции, как обеспечение выполнения международных обязательств в части, касающейся таможенного дела, оказало существенное влияние на ведение борьбы с контрабандой объектов фауны и флоры, подпадающих под действие международных правовых актов.
В 1997 г. Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Министерством науки, рядом департаментов Минсельхозпрода был подготовлен и опубликован первый национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России». Целевое назначение доклада — ин-
формирование международного сообщества о выполнении Россией обязательств по конвенции о биологическом разнообразии. Среди органов исполнительной власти, которые активно участвовали в реализации стратегических и тактических действий по сохранению биологического разнообразия, выделен Государственный таможенный комитет России, осуществляющий контроль над экспортом и импортом объектов животного и растительного мира, в том числе над реализацией отдельных обязательств России по СИТЕС11. В докладе на официальном уровне впервые была отмечена результативная деятельность таможенной службы России по выявлению и пресечению незаконного ввоза на территорию РФ и незаконного вывоза с территории редких животных и растений, биологического сырья и дериватов12.
Ратификация Россией конвенции о биологическом разнообразии содействовала активизации работ по охране, выявлению и пресечению контрабанды редких видов растений и животных на Дальнем Востоке России. С 1997 г. на Дальнем Востоке начала действовать федеральная целевая программа «Сохранение амурского тигра», разработанная в соответствии с постановлением правительства РФ от 7 авг. 1995 г. № 795 «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев» и Программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. Среди основных задач программы — пресечение браконьерства, блокирование каналов нелегальной международной торговли тиграми, их частями и дериватами. Программа предусматривала участие таможенных органов в проведении мероприятий по усилению контроля над перемещением через таможенную границу амурского тигра и его частей13. В ходе выполнения требований международных соглашений сотрудниками таможен региона с 1993 г. по настоящее время выявлено и пресечено 32 попытки незаконного вывоза частей и дериватов амурского тигра.
10 ноября 1997 г., продолжая работу по выполнению Конвенции о сохранении биологического разнообразия и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, правительства РФ и КНР подписали в Пекине Протокол об охране тигра, согласно которому они могут принимать совместные меры по пресечению браконьерства, контрабанды и торговли тигром, любыми частями его тела, а также дериватами14. Однако данное соглашение по ряду причин носит декларативный характер.
19 июня 1992 г. в Оттаве между правительствами РФ и Канады было подписано Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере, направленное на сохранение биологического разнообразия северных, в том числе дальневосточных морей. 11 декабря 1992 г. Правительство РФ подписало постановление № 967 «Об участии Российской Федерации в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла». Участие России в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла потребовало от таможенных органов усиления контроля над перемещением через таможенную границу китов и китообразных, их частей и дериватов, так как эти виды морских млекопитающих включены в Приложения СИТЕС. Несмотря на прекращение китобойного промысла в 1986 г., таможенные органы неоднократно пресекали попытки незаконного перемещения через таможенную границу частей и дериватов китообразных.
С 1992 по 2003 г., обеспечивая выполнение международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, Дальневосточное таможенное управление
подготовило и направило в таможни более 10 писем, указаний и распоряжений об организации работы по выявлению и пресечению контрабандного перемещения через таможенную границу диких животных и дикорастущих растений, охраняемых российским и международным законодательством. Подобные меры были вызваны значительным количеством попыток их незаконного перемещения. С 1992 по 2003 г. таможнями региона выявлено и пресечено более 970 попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ объектов фауны и флоры (без учета леса и продукции морского промысла), 420 из них непосредственно подпадает под действие СИТЕС и иных международных договоров и соглашений.
Анализ деятельности природоохранных и правоохранительных органов дальневосточного региона показывает, что в современных условиях таможенные органы осуществляют контроль над трансграничным перемещением, выявляя и пресекая контрабандный вывоз (ввоз) и обеспечивая выполнение международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, охране редких и исчезающих видов животных и растений15.
1 Соколов В.Е. Международная деятельность в деле охраны млекопитающих // Избр. труды. В 2 т. Т. 2. Поведение, экология, охрана млекопитающих. М.: Наука, 2003. С. 346.
2 XXIV съезд КПСС: стеногр. отчет. М.: Изд-во полит. лит., 1972. С. 82.
3 Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М.: КМК, 2003. С. 21.
4 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. // ЮНЕСКО: Акты генеральной конференции, 17-я сессия. Резолюция. С. 146—158.
5 Постановление правительства РФ от 13 сент. 1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февр. 1971 г.».
6 Текущий архив ДВОТ Д № 06—01. Приказ ГТК РФ от 03.05.92 г. № 1—13/2788 «Об административном органе СИТЕС в России».
7 Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221—1. С. 10.
8 Дронова Н.А. Материалы по выполнению Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения в Российской Федерации М.: Административный орган СИТЕС, 2005. С. 7.
9 Там же. С. 8.
10 Текущий архив ДВОТ. Письмо ГТК РФ от 29 нояб. 2000 г., № 07—24/34683 «О перечне видов СИТЕС»; Письмо ГУБК ГТК от 18 дек. 2002 г. № 08—225/6921 «О направлении Приложения СИТЕС»; Письмо ГТК от 30 апр. 2003 г. № 07—60/18414 «Об обновленном Перечне видов животных и растений, подпадающих под СИТЕС».
11 Выполнение Россией международных обязательств по сохранению биологического разнообразия // Первый национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России». Выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии. М.: Изд-во Госкомэкологии, 1997. С. 23.
12 Там же. С. 94.
13 Ведомственный архив ДВОТ. Д. № 06—15. Федеральная целевая программа «Сохранение амурского тигра». Приложение к приказу Госкомэкологии России от 01.08.97 № 340. Л. 1, 7.
14 Постановление правительства РФ № 1395 «О подписании Протокола между Правительством РФ и Правительством КНР об охране тигра».
15 Подробно см.: Выполнение Россией международных обязательств по сохранению биологического разнообразия // Первый национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России». М.: Изд-во Госкомэкологии, 1997; Краткий обзор незаконного оборота объектов флоры и фауны на Дальнем Востоке: Международная рабочая встреча по усилению контроля над торговлей дикими видами на российском Дальнем Востоке и в странах Северо-Восточной Азии. (Владивосток, нояб. 1999 г.). М.: Изд-во «Рой интернешнл», 2000; Ляпус-тин С.Н., Фоменко П.В., Вайсман А.Л. Незаконный оборот видов диких животных и растений на Дальнем Востоке России // Информ.-аналит. обзор. 1999—2003 гг. Владивосток, 2005.
SUMMARY: The author, Sergey Lyapustin, is showing up the history of realization of international agreements about the transboundary movement of the objects of flora and fauna on Far East in his article.