НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
д. В. ЛЫСЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского государственного университета им. М. В. ломоносова, президент некоммерческого партнерства «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество»
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеет двойной статус: субъекта предпринимательской деятельности и физического лица.
В связи с этим налоги, уплачиваемые предпринимателем, можно условно разделить на три группы:
1) налоги, уплачиваемые предпринимателем, который является налоговым агентом, в частности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при выплате доходов физическим лицам и по налогу на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении отдельных операций;
2) налоги, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем на основании представленных им налоговых деклараций, а именно:
• уплачиваемый предпринимателем в качестве налогоплательщика (за исключением авансовых платежей) при основном режиме налогообложения НДФЛ;
• НДС;
• земельный налог с участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от характера их фактического использования (письмо Минфина России от 05.03.2012 № 03-05-06-02/21);
• налоги, уплачиваемые предпринимателем в связи с применением им специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН));
3) налоги, уплачиваемые предпринимателем на основании полученных из налоговой инспекции уведомлений. К данной категории налогов относятся:
• налог на имущество физических лиц;
• транспортный налог;
• авансовые платежи по НДФЛ.
Налоги первой и второй группы, как следует из абз. 2 п. 4 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), можно уплачивать одним из следующих способов: в безналичном порядке, путем представления платежного поручения в банк, где у предпринимателя открыт расчетный счет; наличными денежными средствами через кассу местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае предпринимателю будет выдана квитанция о приеме денежных средств по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.11.2006 № САЭ-3-10/777.
При этом налог считается уплаченным в тот день, когда индивидуальный предприниматель
предъявил в банк платежное поручение на его перечисление со своего расчетного счета на счет Казначейства России. Разумеется, что на расчетном счете предпринимателя должно быть достаточно денежных средств для уплаты налога.
Налоги третьей группы уплачиваются на основании полученных налоговых уведомлений (п. 8 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 23.07.2013), п. 3 ст. 363, п. 9 ст. 227 НК РФ). В этом случае данные налоги считаются уплаченными либо на дату представления платежного поручения в банк, либо на дату внесения в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет на соответствующий счет Казначейства России (п. 3 ст. 45 НК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ налог считается неуплаченным, если:
• на расчетном счете предпринимателя недостаточно денежных средств для уплаты налога;
• в платежном поручении на уплату налога неправильно указаны банковские реквизиты Казначейства России;
• платежное поручение на уплату налога было отозвано предпринимателем из банка;
• местная администрация (организация федеральной почтовой связи) вернула предпринимателю денежные средства, изначально принятые для их перечисления в бюджет.
Согласно требованию п. 5 ст. 45 НК РФ налоги в бюджет нужно перечислять в целых рублях, округляя копейки.
Дело в том, что в отношении некоторых налогов, например НДФЛ, прямо предусмотрена уплата налога в бюджет в полных рублях (п. 4 ст. 225 НК РФ). Кроме того, необходимость перечисления налоговых платежей в рублях без копеек вызвана тем, что в налоговых декларациях суммы налогов должны быть отражены с округлением до целого рубля, соответственно, в бюджет нужно перечислить ту сумму, которая отражена в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Поскольку лицевые карточки налогоплательщиков инспекции ведут в рублях без копеек, то в случае заполнения платежного поручения на уплату налога с точностью до копеек возникнет расхождение в виде недоимки либо переплаты по налогу с данными учета налоговой инспекции. Причем в случае возникновения недоимки налоговый орган может начислить пени (п. 75 НК РФ).
Если налоговые агенты по НДС и НДФЛ удерживают суммы налога в иностранной валюте, они обязаны пересчитать их в рубли по курсу Банка России на дату перечисления налогов в бюджет (п. 5 ст. 45 НК РФ).
При заполнении платежного поручения на уплату налога нужно руководствоваться правилами, установленными приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н, в частности обязательными для заполнения являются такие поля, как «ИНН» плательщика, «ИНН» и «КПП» получателя платежа. При этом в поле «Назначение платежа» необходимо указывать информацию о налоге (сборе), который перечисляет индивидуальный предприниматель, например ЕНВД за II квартал 2013 г.
При предоставлении предпринимателем платежных поручений на уплату налогов банк обязан проверить правильность заполнения полей: 102—110. В случае обнаружения нарушения банк откажет в приеме платежного поручения к исполнению (п. 2.1 гл. 2 и п. 4 примечания к приложению 1 Положения «О правилах перевода денежных средств», утвержденного Банком России от 19.06.2012 № 383-П).
При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов могут быть допущены ошибки. Для уточнения реквизитов платежа в налоговую инспекцию необходимо представить соответствующее заявление в произвольной форме, а также документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет. На основании полученного от налогоплательщика заявления налоговая инспекция примет решение и пересчитает пени с учетом фактической даты уплаты налога либо совсем аннулирует их. Предварительно по инициативе налогоплательщика или инспекции может быть проведена сверка расчетов с бюджетом (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Перечень ошибок, подлежащих исправлению, указан в п. 7 ст. 45 НК РФ и уточнен в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187.
Для того чтобы не допустить ошибок при заполнении платежных поручений на уплату налогов в бюджет и правильно определить код бюджетной классификации, а также банковский идентификационный код, корсчет, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налоговой инспекции, рекомендуется воспользоваться специальной программой, размещенной на сайте URL: http://www. nalog. ru (войти в раздел «Online-сервисы», затем — в «Заполнить платежное
поручение»). Данная программа разработана ФНС России специально для налогоплательщиков и гарантирует безошибочное предоставление данных.
Как указано в ст. 75 НК РФ, при перечислении налогов (включая авансовые платежи) позже установленных законодательством сроков налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени. А если неуплата налогов будет выявлена по результатам налоговой проверки, индивидуальному предпринимателю придется заплатить штраф в соответствии со ст. 122, 123 НК РФ.
Уплата страховых взносов. Кроме уплаты налогов, индивидуальные предприниматели обязаны перечислять в бюджет страховые взносы как за себя, так и за сотрудников, работающих у них по найму.
При перечислении страховых взносов в бюджет следует руководствоваться порядком, установленным в ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), п. 4 ст. 22 Закона от 24. 07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ), поскольку уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется.
Индивидуальный предприниматель вправе перечислять страховые взносы за сотрудников путем безналичного расчета, аналогично тому порядку, который установлен для организаций, а также наличными денежными средствами через кассу местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи (подп. 3 п. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
Уплата налогов при упрощенной системе налогообложения. Налогоплательщики, приме -няющие УСН, перечисляют в бюджет авансовые платежи по единому налогу; единый (минимальный) налог. При этом минимальный налог нужно уплачивать в том случае, если по итогам года сумма начисленного единого налога окажется меньше минимального (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
В то же время в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты:
• налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным
(муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 %);
• НДС (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);
• налога на имущество.
Остальные налоги, взносы и сборы индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать на общих основаниях (пп. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ). В частности, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. от 05.03.2013)).
Налоговые агенты на упрощенной системе налогообложения. Как следует из положений п. 5 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате НДС (ст. 161 НК РФ), НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ), налога на прибыль (пп. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).
Если компания на УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) является налоговым агентом, арендующим помещение, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, она вправе включить в расходы сумму НДС, удержанную и уплаченную в бюджет.
Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ переход организации на УСН не освобождает ее от исполнения обязанностей налогового агента. В этом случае суммы фактически уплаченного НДС по расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу, также можно учесть при налогообложении (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поскольку арендные платежи относятся на расходы, соответственно, сумма уплаченного по ним НДС также учитывается при расчете единого налога при УСН (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 № 18-11/3/42465).
Организация на УСН выставила счет-фактуру с налогом на добавленную стоимость. Если
организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выставила покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, налог придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Это касается не только тех случаев, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда компания выставила счет-фактуру на сумму полученной от покупателя предоплаты. При этом организации, применяющие УСН, не имеют права на вычет НДС с сумм полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (письмо Минфина России от 21.05.2012 № 03-07-07/53).
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, организация обязана представить в налоговую инспекцию декларацию по НДС, в составе которой заполняются титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» (абз. 6 п. 3 разд. I Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения»).
Пример. ООО «Фрегат» занимается ремонтно-строительными работами и применяет УСН с объектом налогообложения «доходы-расходы». В июне 2013 г. компания получила предоплату от покупателя в сумме 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.) и выставила счет-фактуру с выделенной суммой налога. ООО «Фрегат» представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за 2-й квартал 2013 г. 22.07.2013 (поскольку 20.07.2013 приходится на выходной день). В разд. I налоговой декларации компания указала сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет с аванса, в сумме 36 000 руб. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.
Поскольку положения п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ на организации, применяющие УСН, не распространяются, соответственно, ООО «Фрегат» не вправе принять к вычету сумму НДС, уплаченную в бюджет с полученной предоплаты.
Указанные требования не распространяются на организации, которые являются посредниками, действующими от своего имени и применяющими УСН. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты,
действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 разд. II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах ведения документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»), либо выдавать кассовые чеки или иные документы установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом обязанности по уплате НДС в бюджет у них не возникает (письмо Минфина России от 28.04.2010г. №03-11-11/123).
Вместе с тем эти правила не распространяются на посредников, находящихся на УСН и реализующих товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. В данном случае посредники признаются налоговыми агентами, которые обязаны перечислять в бюджет суммы НДС, удержанные из доходов иностранных организаций (п. 5 ст. 161, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Нередки случаи, когда покупатели в платежных поручениях на оплату выделяют сумму НДС, при этом организация-продавец находится на УСН и счета-фактуры покупателям не выставляет. Перечислять в бюджет НДС в данном случае компания-продавец не должна.
Дело в том, что организации, применяющие УСН, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:
• исполнение обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346. 11 НК РФ);
• импорт товаров (п. 2 ст. 346. 11 НК РФ);
• выставление счетов-фактур покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ). Тем самым, если счета-фактуры покупателю
организация не выставляла, то уплачивать НДС не нужно, несмотря на то, что в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой (письмо МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15).
Налог на добавленную стоимость при передаче товаров для собственных нужд. Если организация находится на УСН и осуществляет передачу товаров (работ, услуг) для собственных нужд, уплачивать в бюджет НДС она не должна.
Как указано в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС по всем операциям за исключением импорта товаров, проведения операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Таким образом, при передаче товаров
(работ, услуг) для собственных нужд организации, применяющие УСН, НДС не уплачивают.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 02.07.2013).
2. О налогах на имущество физических лиц: Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 20031 (в ред. от 23.07.2013).
3. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (в ред. 28.05.2013).
4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).
5. Об утверждении формы квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов, адми-нистрируемых налоговыми органами: приказ ФНС России от 09.11.2006 № САЭ-3-10/777.
6. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения: приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н (21.04.2010).
7. Письмо Минфина России от 05.03.2012 № 0305-06-02/21.
8. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств: утверждено Банком России от 19.06.2012 № 383-П (в ред. от 15.07.2013) .
9. Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года: письмо МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]