Научная статья на тему 'О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС'

О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УЩЕРБ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы привлечения к ответственности организаторов незаконного возмещения из бюджета НДС. Рассматриваются схемы совершения данной категории преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF BRINGING TO RESPONSIBILITY OF PERSONS, INVOLVED IN THE ILLEGAL REIMBURSEMENT OF VALUE ADDED TAX

The article deals with the issues of bringing to justice the organizers of illegal compensation from the VAT budget. Schemes for the commission of this category of crimes are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС»

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

9.2. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИЧАСТНЫХ К НЕЗАКОННОМУ ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС

Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы привлечения к ответственности организаторов незаконного возмещения из бюджета НДС. Рассматриваются схемы совершения данной категории преступлений.

Ключевые слова: налоговые преступления, налог на добавленную стоимость, уголовная ответственность, ущерб.

ABOUT SOME QUESTIONS OF BRINGING TO RESPONSIBILITY OF PERSONS, INVOLVED IN THE ILLEGAL REIMBURSEMENT OF VALUE

ADDED TAX

Drozdova Elena A., PhD in law, scientific employee of SIC-3

Work place: National Research Institute of the Penal system of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: the article deals with the issues of bringing to justice the organizers of illegal compensation from the VAT budget. Schemes for the commission of this category of crimes are considered. Keywords: tax crimes, value added tax, criminal liability, damage

Формируя значительную долю бюджета, налоги составляют основную часть финансовых ресурсов государства, важной задачей которого остается не только пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, но и обеспечение их сохранности. К сожалению, примеров «успешных» попыток незаконного завладения бюджетными средствами достаточно много.

Весомую долю занимает неправомерное возмещение из бюджета НДС, которое на сегодняшний день является главным видом преступлений в сфере налогов и налогообложения и представляет серьезную угрозу экономической безопасности нашего государства. Данные преступления способствуют развитию коррупции в государственных структурах (налоговых, таможенных, правоохранительных и др.), организованной преступности и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет. В связи с этим, создание действенного механизма, обеспечивающего эффективный контроль над возмещением НДС, является одной из стратегических задач обеспечения национальной экономической безопасности.

Нельзя не сказать о колоссальном ущербе, который наносят налоговые преступления экономики государства. Так, за последние пять лет (2013-2017 гг.) он составил более 220 млрд. рублей [10], размер причиненного материального ущерба от преступлений, связанных с незаконным возмещение НДС в 2017 году без малого составил около 1,8 млрд. рублей (см. рис.1) [12].

5

0

SOU 1014 »15 »16 1015 3018 (пнмр

апрель)

Рис. 1. Сумма причиненного материального ущерба от преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС (млрд. рублей).

Как правило, преступления, связанные с незаконным возмещением НДС, квалифицируются по двум статьям УК РФ: ст.159 УК РФ «Мошенничество», ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». По данным МВД России в 2017 году было выявлено 652 преступления, связанных с незаконным возмещением НДС, по 609 фактам возбуждены уголовные дела [12].

Дроздова Е. А.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИЧАСТНЫХ К НЕЗАКОННОМУ ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС

Таблица 1

Сведения о преступлениях экономической направленности, связанных с незаконным возмещением НДС

2013 2014 2015 2016 2017 2018 (январь-апрель)

Мошенничество, связанное с незаконным возмещением НДС 882 842 729 639 652 303

Возбуждено уголовных дел 670 730 655 531 609 280

Удельный вес преступлений, по которым возбуждены уголовные дела (%) 76,0 86,7 89,8 83,1 93,4 92,4

Несмотря на снижение, как количества совершаемых преступлений, так и сумм причиненного ущерба, нельзя утверждать о благоприятной тенденции в противодействии незаконному возмещению НДС, поскольку схемы совершения преступных деяний с каждым годом становятся все изощреннее. Механизм незаконного возмещения НДС постоянно меняется, используются пробелы не только налогового, но и гражданского, уголовного и другого законодательства. Специалисту только в одной отрасли права, например, налогового, достаточно сложно выявить такие схемы, должно быть эффективное взаимодействие всех контролирующих и правоохранительных органов по изучению правовых норм, которые используются правонарушителями для незаконного завладения бюджетными средствами. Поэтому знание возможных схем играет ключевую превентивную роль.

В настоящее время схемы возмещения НДС достаточно разнообразны, в частности, широко используется экспортная схема, основанная на нулевой процентной ставке, схема возмещения НДС по сделкам на внутреннем рынке (например, искусственное завышение затрат, заключение недействительных гражданско-правовых договоров и др.), посредством заявительного порядка и уточняющей декларации, а также схемы, основанные на обжаловании действий налоговых органов в суде.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой участники преступления, можно выделить две группы способов незаконного возмещения НДС.

Первая группа способов характеризуется стремлением недобросовестных субъектов экономической деятельности уклониться от погашения в бюджет налога на добавленную стоимость. С целью избавления от подобного рода задолженностей (недоимки) налогоплательщик путем сговора с третьими лицами заключает фиктивные договоры на покупку и последующую продажу за границу определенного товара. В результате финансовых операций у недобросовестного поставщика возникает право получить налоговый зачет, который впоследствии используется на покрытие существующей недоимки, пеней и штрафов, подлежащих внесению в федеральный бюджет.

Вторая группа способов характеризуется стремлением заинтересованных лиц незаконно завладеть государственными денежными средствами и распорядиться ими в личных целях. При использовании данного способа недобросовестный налогоплательщик осуществляет финансово-хозяйственную деятельности с подконтрольными ему фирмами-однодневками, основными целями которых является обналичивание денежных средств, а также фиктивное завышение затратной части покупателя по приобретению продукции. Проходя цепочку

взаиморасчетов с данными фирмами, конечная стоимость продукции увеличивается в несколько раз, повышая, в том числе, и налог на добавленную стоимость, который в последующем возмещается налогоплательщиком из бюджета [9].

Стоит отметить, что данная категория налоговых преступлений не остаётся без внимания государства. В настоящее время разработан механизм противодействия незаконному возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость. Так, например, в структуру данного механизма входят: Следственный комитет РФ, подразделения ЭБиПК МВД России, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная службы по финансовому мониторингу РФ, Федеральная налоговая служба РФ.

Основная задача указанных органов заключается не столько в наказании виновных лиц, сколько в осуществлении превентивных мер, способствующих недопущению самой возможности реализации мошеннических схем. Для этого налажен механизм оперативного взаимообмена информацией. Он необходим, в том числе, и потому, что налоговые органы в своих действиях ограничены только рамками налогового законодательства, правоохранительным же органам уголовно-процессуальным кодексом и законом об оперативно-розыскной деятельности предоставлены более широкие возможности. Благодаря подобному взаимодействию сводится к минимуму возмещение налога организациями, деятельность которых очевидно носит мошеннический характер, однако формально это не доказано.

Согласно внутриведомственным соглашениям правоохранительные, контролирующие и иные государственные органы осуществляют:

- взаимный информационный обмен сведениями по всем фактам противоправной деятельности в сфере налогового законодательства;

- взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из сторон, а также разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышения квалификации кадров, а также предотвращения преступных проявлений;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности.

К примеру, подразделения Росфинмониторинга тесно взаимодействуют с ФНС России и предоставляют последним сведения о преступных деяниях, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, в том числе, незаконного возмещения НДС из бюджета и схемы их совершения; факты, свидетельствующие о преднамеренном банкротстве субъектов экономической деятельности и иных неправомерных действий в сфере валютного законодательства Российской Федерации. Так, например, благодаря четкому механизму взаимодействия данных органов в 2017 году удалось предотвратить незаконную выдачу НДС на сумму более 2 млрд. рублей [11].

Рассматривая вопросы предупреждения преступлениям по фактам незаконного возмещения из бюджета НДС, не стоит забывать и о гражданско-правовой составляющей. Так, ст. 169 ГК РФ предусмотрена возможность взыскания в доход Российской Федерации всего полученного по ничтожным сделкам, совершенным с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, если стороны действовали умышленно. Обращение в суд с подобными требованиями актуально в связи с массовым использованием ничтожных сделок в мошеннических схемах по возмещению НДС. Например, заключение договора аренды, предметом которого выступает передача имущества во временное владение и поль-

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

зование юридическому лицу, которое одновременно выступает и как арендодатель, и как арендатор или использование договора комиссии, когда отсутствующий по факту товар по документам неоднократно перепродается между цепочкой посредников, после чего его остатки якобы передаются на реализацию комиссионеру, точные данные которого неизвестны, а к возмещению предъявляется НДС со стоимости товара, «приобретенного» последним покупателем [8]. Так, одна из схем, направленная на хищение денежных средств из федерального бюджета посредством незаконного возмещения НДС с использованием фиктивных сделок состояла в последовательном выполнении следующих действий:

- составлении пакета заведомо подложных документов о деятельности общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и иных подконтрольных обществ, фактически не осуществлявших предпринимательской деятельности, по обороту между ними товаров по фиктивным сделкам с оформлением договоров купли-продажи, счетов-фактур и иных бухгалтерских документов;

- составлении налоговой декларации, содержащей заведомо недостоверные сведения о суммах НДС, подлежащих возмещению, с учетом документально оформленных фиктивных сделок;

- предоставлении в территориальный налоговый орган указанной декларации с приложением, заведомо подложных документов, обосновывающих суммы, заявленные к возмещению, для осуществления незаконного возврата государством денежных средств;

- получении в незаконное распоряжение поступивших на расчетный счет ООО в качестве возмещения НДС, денежных средств и распоряжении ими по своему усмотрению [14].

В связи с тем, что, как правило, обратить взыскание на использованное в реализации схемы имущество юридического лица не представляется возможным, остро стоит вопрос привлечения не только к уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности руководителей таких организаций. Судебная практика изобилует фактами взыскания с таких лиц ущерба в виде неуплаченных в бюджет Российской Федерации налогов [15]. Лица, организовавшие и руководившие действиями других лиц (например, директоров, бухгалтеров и др.) по уклонению от уплаты налогов с организации, в рамках уголовных дел признаются виновными в совершении преступлений, а затем к ним предъявляются исковые требования о возмещении ущерба. Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» [17], общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Неисполнение обязанности лицом уплатить законно установленные налоги и сборы влечет ущерб Российской Федерации в виде неполученных бюджетной системой денежных средств. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности не является основным видом юридической ответственности за рассматриваемые деяния, судебная практика очевидно демонстрирует важность именно возмещения причиненного ущерба, что придает особую значимость гражданско-правовым механизмам. На наш взгляд, важным аспектом в борьбе с преступлениями налоговой направленности, в част-

ности незаконного возмещения НДС, необходимо учитывать возможность полной компенсации вреда лицами, совершившими такие преступления, без привлечения их к уголовной ответственности. Действующее законодательство предоставляет шанс на реабилитацию при условии полного возмещения ущерба по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. В настоящее время создан механизм зачета денежных средств, перечисленных в бюджет в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате указанных преступлений, который определил Приказ Федеральной налоговой службы от 19 марта 2018 г. № ММВ-7-8/153@.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что существенную роль должно играть не только предупреждение и пресечение преступлений в сфере налогов и налогообложения, но и возмещение причиняемого такими противоправными действиями ущерба. Бороться с ними целесообразно не только и не столько средствами уголовно-правового характера, но и широким спектром возможностей гражданского законодательства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

4. Соглашением о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 года, № 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС Кон-сультантПлюс.

5. Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия федеральной службы по финансовому мониторингу и федеральной налоговой службы от 06.03.2018 N 01-01-17/4436/ММВ-23-2/7@// СПС КонсультантПлюс.

6. Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1 (ред. от 05.09.2016) // СПС КонсультантПлюс.

7. Соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (утв. МВД России № 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 13.10.2010) (ред. от 01.11.2017) // СПС Консул ьтантПл юс.

8. Приказ Федеральной налоговой службы от 19 марта 2018 г. N ММВ-7-8/153@ //СПС КонсултантПлюс.

9. Белохребтов В.С. Схемы совершения мошенничества с возмещением налога на добавленную стоимость // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. С.39.

10. Карпович О.Г. Вопросы международно-правового подхода борьбы с отмыванием преступных доходов // Внешнеторговое право. -2015. - № 2. - С. 31-32

11. Сайт информационного агентства России ТАСС / Эффективность выявления и расследования налоговых преступлений в России растет [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/obschestvo/4874524 (дата обращения 02.08.2018).

Дроздова Е. А.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ПРИЧАСТНЫХ К НЕЗАКОННОМУ ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС

12. Официальный сайт Росфинмониторинга http://www.fedsfm.ru /releases [дата обращения 02.08.2018].

13. Сведения о преступлениях коррупционной направленности, выявленных органами внутренних дел, по видам экономической деятельности (ф.050) // Сборник ГИАЦ Министерства внутренних дел РФ. - М. 2018.

14. Сведения о преступлениях коррупционной направленности, выявленных органами внутренних дел, по видам экономической деятельности (ф.050) // Сборник ГИАЦ Министерства внутренних дел РФ. - М. 2017.

15. Приговор № 1-291/2015 от 6 июля 2015 г. по делу № 1-291/2015 // СПС КонсультантПлюс.

16. Решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 31 мая 2018 года по делу № 2-2392/2018 // СПС Консул ьтантПлюс.

17. Решение Ворошиловского районного суда Волгограда от 18 мая 2018 года по делу № 2-44/2018 // СПС КонсультантПлюс.

18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // СПС Консул ьтантПл юс.

РЕЦЕНЗИЯ

на публикацию Дроздовой Елены Анатольевны научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России «О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС» Тема рецензируемой публикации «О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению

НДС» является актуальной, поскольку вопросы связные с мошенническими действиями по возмещению налога на добавленную стоимость наносят существенный урон бюджету страны. НДС является одним из самый важный экономических инструментов, посредством, которого происходит регулирование рыночных правоотношений, балансировки и перераспределение бюджета, создании фундамента для развития экономики в целом.

Вместе с тем законодательство несовершенно и предоставляет возможность недобросовестным лицам на многочисленные способы совершения правонарушения в этой сфере.

Автор статьи проиллюстрировал способы недобросовестного поведения в отношении НДС, провел глубокий анализ этой проблематики. Предложил пути решения.

Публикация «О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС» изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно. Оригинальность текста в системе «Антиплагиат» составляет 80%. Публикация Дроздовой Е.А. «О некоторых вопросах привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконному возмещению НДС» может быть опубликована в журнале рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Главный научный сотрудник

центра изучения проблем управления и

организации исполнения наказаний

в уголовно-исполнительной системе

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор юридических наук, профессор

С.Х. Шамсунов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.