2'2014
Пробелы в российском законодательстве
9.7. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Степанов Павел Владимирович, адъюнкт. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: stepashka783@mail.ru Место учебы: Академия управления МВД России.
Аннотация: В статье исследованы понятие, особенности и проблемы правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. В частности, проведён анализ правовых основ деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, указаны новации, выявлены
проблемы и предложены пути их устранения, сделаны выводы.
Ключевые слова: подразделения специального назначения, правовое обеспечение деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, правовое регулирование, правовые основы.
ABOUT SOME QUESTIONS OF LEGAL SUPPORT OF ACTIVITY OF DIVISIONS OF A SPECIAL PURPOSE OF LA W-ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SPECIAL CONDITIONS
Stepanov Pavel Vladimirovich, postgraduate student. Department: management of law-enforcement bodies in special conditions chair. E-mail: stepashka783@mail.ru Place of study: Management Academy of MIA Russia.
Annotation: In article the concept, features and problems of legal support of activity of divisions of a special purpose of law-enforcement bodies of the Russian Federation in special conditions. In particular, the analysis of legal bases of activity of divisions of a special purpose of law-enforcement bodies of the Russian Federation in special conditions, are specified innovations, are revealed problems and ways of their elimination are offered, conclusions are drawn.
Keywords: divisions of a special purpose, legal support of activity of divisions of a special purpose of law-enforcement bodies of the Russian Federation in special conditions, legal regulation, legal bases.
Содержание и характер деятельности органов внутренних дел в особых условиях, специфика решаемых ими задач в указанной обстановке, а также существенные изменения в их организационной структуре, произошедшие в связи с коренными преобразованиями в социально-политических и экономических отношениях в нашей стране, потребовали внесения соответствующих изменений в правовое регулирование их функционирования.^. С.5]
Понятие «правовое обеспечение деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах» может быть проанализировано в нескольких аспектах. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «обеспечение» в одном случае объясняется через глагол «обеспечить» (как деятельность), в другом - как «то, чем обеспечивают кого-нибудь, что-нибудь» (средства). Глагол «обеспечить» имеет несколько смысловых значений: «снабдить чем-нибудь в нужном количестве»; «предоставить достаточные материальные средства к жизни»; «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым»; «оградить, охранить (устар.)»; «создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо». [8.С.427] Таким образом понятие «обеспечение» может рассматриваться как в статике, - имея в виду совокупность средств, инструментов, которые служат решению определенных задач, а также условий, способствующих процессу их решения, так и в динамике - в качестве процесса создания и предоставления упомянутых выше средств и условий. Соответственно, правовое обеспечение управления можно представить как комплекс статических и динамических правовых явлений, обладающих свойствами, которые позволяют, используя потенциал права, решать задачи управления.
Можно отчасти согласиться с представителями науки управления, дающими следующее определение рассматриваемой категории: «Правовое обеспечение
деятельности - это подфункция организационной функции, связанная с нормативным закреплением организационной структуры в целом и ее структурных подразделений, в частности, должностных инструкций, а также важнейших сфер деятельности организации и ее членов. Правовое обеспечение деятельности реализуется путем различных положений, инструкций, правил, уставов, норм и т.д.».[10.С.165]
В данном понимании нормам права отводится второстепенная роль, однако, по мнению автора, нормы права, регулирующие вопросы организации и деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, занимают главенствующее положение, поскольку вся их деятельность должна осуществляться на основании, во исполнение и в рамках права. Их выделение из всей совокупности правовых явлений в качестве основного звена правового обеспечения закономерно. Нет сомнения в том, что важной составляющей правового обеспечения функционирования деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах является как предметная (тактическая), так и организационная деятельность, включающая
использование специфических форм и методов их действий, особенности нормативного правового регулирования, рассмотрение пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе управления, создание эффективной системы правил и т.д. [4.С.29-30]
Следует согласиться с мнением Е.Ф. Яськова в части того, что правовое обеспечение деятельности - это подфункция организационной функции, связанная с правовым регулированием важнейших сфер организации и деятельности системы органов внутренних дел. Вместе с тем автор считает, что правовое обеспечение деятельности содержит элементы и других функций управления, так как основывается на необходимо-
296
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
Степанов П.В.
сти прогнозирования, планирования и контроля процессов правового воздействия.
Автор поддерживает точку зрения Ю.А. Тихомирова, указывающего на комплексный характер правового обеспечения социального управления, в котором он выделяет следующие элементы:
- издание правовых актов с учетом общественных потребностей;
- изучение правовых актов всеми работниками при вступлении в должность и в процессе их деятельности;
- правовое воспитание как средство повышения правовой культуры и профессиональной квалификации работников;
- правильное применение юридических норм для оптимального решения задач управления;
- анализ практики применения законодательства, правовых актов;
- контроль за соблюдением законности, предотвращение и устранение ее нарушений, применение поощрительных или наказательных мер воздействия к должностным лицам;
- совершенствование законодательных и иных актов, изменение, отмену устаревших.[9.С.66]
Трактовка понятия «правовое обеспечение» в широком смысле дана в ведомственных правовых актах: в приказе МВД России № 5 - 2007 г. «Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы» и в приказе МВД России № 6 -2007г. «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России». В указанных нормативно-правовых актах понятие «правовое обеспечение» раскрывается как деятельность аппарата управления и, в первую очередь, юридических подразделений в системе МВД России, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, в том числе на подразделения специального назначения, задач. Концептуальные положения автора в этом вопросе базируются на том, что содержание правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации образуют:
а) нормотворческая деятельность;
б) защита юридическими средствами имущественных интересов системы МВД России;
в) информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел.
Такая позиция позволяет включить в сферу правового обеспечения ОВД достаточно объемный перечень основных форм и методов служебной деятельности, составляющих содержание правового обеспечения, служб и подразделений МВД России, который предназначен для практического использования всеми органами внутренних дел, в том числе и подразделениями специального назначения. Автор полагает, что в свете современной реформы МВД, значительная часть ранее действующих правовых актов утеряли свою актуальность и требуют изменений и дополнений.
Таким образом, правовое обеспечение деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах можно определить как комплекс специальных правовых мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на регулирование данного вида деятельности. Правовое обеспечение включает в себя: правовую
деятельность (правотворчество, правоприменение и правоохрану); правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания и правовые акты, нацеленные на упорядочение системы управления подразделениями специального назначения); процесс формирования правосознания у сотрудников подразделений специального назначения (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление).
Исследование правовых основ организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах на современном этапе способствует пониманию сущности конкретных правовых актов, регламентирующих специфические вопросы технологического характера процесса управления подразделениями специального назначения.
Правовыми основами деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах в современных условиях являются: Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; другие федеральные законы, в том числе: «О защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 - ФЗ; «О противодействии терроризму» ФЗ от 6 марта 2006 года № 35 - ФЗ; «О противодействии экстремистской деятельности» ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ; «О чрезвычайном положении» ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3 -ФКЗ; «О военном положении» ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1 - ФКЗ; ; «Об оружии»: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 31.05.2010 № 111-ФЗ); «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 №404-ФЗ); нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; межведомственные и ведомственные правовые акты и прежде всего Наставления; правовые акты органов местного самоуправления.
Не вдаваясь детально в правовую характеристику каждого из названных правовых актов, рассмотрим кратко лишь основные особенности наиболее важных из них, составляющих правовые основы деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах.
Конституция Российской Федерации (1993 г.) существенно изменила правовое регулирование приоритетов и основных принципов жизнедеятельности в обществе и государстве, в том числе и в таком важном государственном институте, как органы внутренних дел, поставив на первое место обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.[1.С.39] Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Тем самым обеспечивается верховенство Конституции, единство, Фундаментом существующей правовой системы государства является Конституция Российской Федерации. Она ус-
297
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
танавливает исходные начала этой системы в целом и, одновременно, как базовый источник входит в систему каждой отрасли права, в том числе и в правовое регулирование организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах.
К нормам международного права, входящим в правовые основы организации правового регулирования деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах следует отнести: Всеобщую Декларацию прав и свобод человека (1948 г.); Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.); Европейскую Конвенцию «О пресечении терроризма», принятую в 1977г.; Декларацию прав и свобод человека и гражданина России от 22 ноября 1991 г.; Конвенцию Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека (Минск, 16 мая 1995 г.); Решение о программе государств-участников Содружества Независимых Государств «О борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.» (принято 21 июня 2000 г.); Резолюцию Совета безопасности ООН «О борьбе с международным терроризмом» от 28 сентября 2001 г. № 1373.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ «О полиции» признал утратившим силу прежний Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 и целый ряд других правовых актов, регулирующих деятельность милиции и внес существенные изменения в содержание деятельности полиции по сравнению с милицией, в том числе и в работу подразделений специального назначения.[2.С.1]В Законе четко обозначено, что полиция является «не вооруженным народом» (отрядом), а составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Кроме того, в этом Законе содержатся важные правовые положения, непосредственно относящиеся к правовому регулированию деятельности подразделений специального назначения при чрезвычайных обстоятельствах. Так, в ст. 12 п. 7 Закона в разделе «Обязанности полиции» говорится о том, что полиция обязана «принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий». Это в полной мере относится и к подразделениям специального назначения, как одному из основных и важных составляющих полиции.
То же самое можно сказать и о ст. 12 (п. 16 и 17) этого же Закона, в котором говорится о том, что полиция обязана принимать в соответствии с названным Федеральным законом меры, «направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций граждан», «участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных
объектов от террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, в обеспечении особых правовых режимов чрезвычайного и военного положения.
Нельзя не отметить и такую обязанность полиции и подразделений специального назначения в частности, предусмотренную указанным Законом, как возможное их участие в деятельности (действиях) по решению Президента Российской Федерации по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Это новое направление функционирования существенно дополняет содержание работы полиции как одной из важнейших организационных структур органов внутренних дел. Данные обязанности предполагают, в частности, применительно к подразделениям специального назначения, выезд за границу со специальными средствами и вооружением. В ведомственных правовых актах, регулирующих деятельность подразделений специального назначения ОВД РФ при чрезвычайных обстоятельствах, не указаны перечисленные выше положения и предписания.
В своей оперативно-служебной деятельности сотрудники подразделений специального назначения имеют право, в установленных в названном законе случаях, применять временные меры по ограничению прав и свобод граждан, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Применительно к деятельности подразделений специального назначения рассмотрим некоторые из указанных положений Закона. В частности, в ходе решения служебных и боевых задач сотрудники подразделений специального назначения имеют право применять:
- меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными и федеральными законами, в период действия военного положения или чрезвычайного положения, а также при проведении контртеррористической операции;
- отдельные меры государственного принуждения: задержание и оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Эти меры применяются при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- физическую силу и специальные средства: для за-
держания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и
земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- огнестрельное оружие: для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; для освобождения заложников; для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоро-
298
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
Степанов П.В.
вья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Наличие названных правовых установлений, по мнению автора, способствует недопущению самоуправства органов внутренних дел в требованиях по их выполнению, позволяет им в указанной обстановке действовать на основании, во исполнении и в рамках закона.
Анализируя ряд обязанностей, прописанных в Федеральном законе «О полиции» и описанных выше, можно смело и убедительно утверждать, что они могут быть реализованы только с применением силовых мероприятий и соответствующих подразделений специального назначения.
Несомненно, все вышеперечисленные задачи выполняются полицией. Ее состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений определяются Президентом Российской Федерации. Руководство деятельностью подразделений специального назначения в пределах своей компетенции осуществляют: руководители федерального органа внутренних дел, руководители территориальных органов внутренних дел (далее территориальные органы) и руководители самих этих подразделений.
Важное место в системе правовых актов, регулирующих деятельность подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах и составляющих их правовую основу, занимают правовые положения, содержащиеся в уголовном, гражданском и административном законодательствах (уголовном и гражданском кодексах, а также в Кодексе РФ об административных правонарушениях).
Правовые положения, изложенные в названных источниках, довольно полно исследованы в работах Майдыкова А.Ф., Жижко Л.А. [6.С.28]и Громова М.А.[3.С.24] Следует отметить лишь, что в них рассматриваются уголовно-правовые, гражданскоправовые и административно-правовые отношения, возникающие в указанных обстоятельствах, дается уголовно-правовая, административно-правовая и гражданско-правовая характеристики правонарушений, совершаемых в особых условиях, либо послуживших основанием для их возникновения, регулируются действия сотрудников органов внутренних дел (полиции) при различных видах чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, в том числе в условиях необходимой обороны и крайней необходимости, при введении правовых режимов чрезвычайного и военного положений, в обстановке осуществления оборонных и военно-
мобилизационных мероприятий[7.С.123], а также в условиях профессионального риска и возмещения причиненного правопослушным гражданам вреда в процессе исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется ряд статей об уголовной и административной ответственности за правонарушения, которых ранее в названных основополагающих правовых документах не было. Так, в Уголовном кодексе РФ применительно к предмету нашего исследования существуют статьи об ответственности за террористический акт (ст. 205), содействие террористической деятельности (ст.205.1.), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст.205.2.), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст.205.3.), организация террористического сообщества и участие в нем (ст.205.4.), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205.5.), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), вооруженный мятеж (ст. 279), организацию экстремистского сообщества (ст. 282), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282).
В Кодекс РФ об административных правонарушениях, введенном в действие с 1 июля 2002г., включены статьи об административной ответственности физических и юридических лиц за такие важные для деятельности органов внутренних дел (полиции) административные правонарушения, осложняющие оперативную обстановку и вызывающие особые условия для их деятельности, как: нарушение установленного порядка организации либо проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований (ст. 20.2); нарушение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6); блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18); нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании - ЗАТО (ст. 20.19); невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27).
Необходимо сказать, в частности о том, что антитеррористическое законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется - в 2013 году Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35 - ФЗ. Новации данного закона это определения: антитеррористическая защищённость объектов, а также места массового пребывания людей. В уголовный кодекс РФ также внесены изменения федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» -это появление новых статей : прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст.205.3.), организация террористического сообщества и участие в нем (ст.205.4.), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст.205.5.), Автор считает, что данные нововведения позволят
правоприменителям наиболее полно и эффективно
299
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
использовать закон для защиты прав и законных интересов граждан, что должно способствовать в конечном итоге торжеству принципов права - законности, справедливости, гуманности и неотвратимости наказания.
Таким образом, проведённый выше анализ развития правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах показал, что, хотя правовые основы деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах сформированы, они требуют дальнейшего совершенствования, это позволяет сделать следующий вывод:
Вопросы правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах в той или иной мере находят отражение в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ и многочисленных ведомственных и межведомственных нормативных актах, что затрудняет их поиск и использование в практической деятельности. С учётом этого было бы полезным нормативные правовые акты, касающиеся деятельности подразделений специального назначения ОВД РФ при чрезвычайных обстоятельствах, систематизировать (методом инкорпорации - произвести упорядочение разрозненных юридических актов и создать в системе ОВД Российской Федерации отдельную информационно-правовую базу).
Необходимо понимать, что важнейшим и необходимым условием успешной деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах является правовое обеспечение их функционирования, которое можно определить как комплекс специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на обеспечение деятельности названых структур в системе МВД России. Основное назначение этого механизма состоит в том, чтобы нормы права реально обеспечили полноту и эффективность всей деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, а управленческие отношения складывались в точном соответствии с юридическими нормами.
В заключение следует еще раз подчеркнуть особую значимость правового регулирования деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах и отметить, что несмотря на сложность и опасность ситуаций, в которых сотрудникам этих подразделений приходится работать, они обязаны строго следовать закону, действовать на основании, во исполнении и в рамках права, являющегося выражением и отражением гуманности и справедливости.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [офиц. текст]. M.: Маркетинг, 1993. 39 с.
2. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07 января 2011г. № 3 - ФЗ // СЗ РФ. 2011. №
7. Ст. 90 0; 2012. № 27. Ст. 3880. Ст. 3881; № 30. Ст. 4595; № 48. Ст. 6730; № 49. Ст.7018. Ст.7020. Ст. 7067; № 50. Ст. 7352.
3. Громов М.А. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 2010. 24 с.
4. Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 230.
5. Майдыков А.Ф. Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 2011. 27 с.
6. Майдыков А.Ф., Жижко Л. А. Правовое регулирование управленческой деятельности органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 1989. 28 с.
7. Мелехин А.В. Особые правовые режимы Российской Федерации: монография. - М., 2005. 215 с.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 427; Словарь русского языка: - в 4-х т. / под ред. А.П. Ев-геньевой - М.: АН СССР; Ин-т рус. яз. 1981-1984. Т.2. 529 С..
9. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. 266 С..
10. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления. М., 1997. 165. С.
Literature list:
1. Constitution of Russian Federation: [ofic. text]. M.: Marketing, 1993. 39 p.
2. About a police: Federal law of Russian Federation from January, 07 of 2011 y. № 3 - FL // Collected Russian FEDERATION. 2011. № 7. Art. 900; 2012. № 27. Art.3880. Art.3881; № 30. Art.4595; 1 48. Art.6730; № 49. Art.7018. Art.7020. Art.7067; № 50. Art.7352.
3. Gromov M.A. the Legal providing of activity of organs of internal affairs in the special terms: lecture. M., 2010. 24
p.
4. Dreyshev B.V. Pravotvorchestvo in soviet state administration. M., 1977. 230p.
5. Maydykov A.F. Perfection of the legal adjusting of activity of organs of internal affairs in the special terms: lecture. M., 2011.27 p.
6. Maydykov A.F., ZhizhkO L.A. the Legal adjusting of administrative activity of organs of internal affairs in the special terms: lecture. M., 1989. 28 p.
7. Melekhin A.V. Particular legal treatments of Russian Federation: monograph. it is M., 2005. 215 p.
8. Ozhegov S.I. and Shvedova N.Y. Decree. soch427 p.; Dictionary of Russian: - in 4 t. / under red. A.P. Evgen'evoy - M.: AN the USSR; In-t is light brown. yaz. 1981-1984. T.2. 529 p.
9. Tikhomirov Y.A. Course of administrative law and process. M., 1998. 266 p.
10. Yas'kov E.F. Theory and practice of social management. M., 1997. 165 p.
Рецензия
Представленная для рецензирования научная статья «О некоторых вопросах правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах» выполнена на актуальную тему и представляет собой исследование важного в теоретическом и практическом отношениях вопроса правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения при чрезвычайных обстоятельствах.
Автором выбрана и в целом компетентно проработана насущная и весьма значимая в научнопрактическом отношении тема. На основе продуманного изучения широкого круга литературных источников, в статье исследуются и раскрываются понятие, осо-
300
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
Степанов П.В.
бенности и проблемы правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. В частности, проведён анализ правовых основ деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, указаны новации, выявлены проблемы и предложены пути их устранения, сделаны выводы.
Исследование правовых основ организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах на современном этапе способствует пониманию сущности конкретных правовых актов, регламентирующих специфические вопросы технологического характера процесса управления подразделениями специального назначения.
Научная статья Степанова П.В. «О некоторых вопросах правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах» подготовлена на достаточно высоком теоретическом уровне и представляет собой научноприкладное исследование по весьма актуальной и практически значимой проблеме.
Данная научная статья представляет значительный интерес для учёных в области управления органами внутренних дел в особых условиях, преподавателей, адъюнктов, курсантов и практических работников, занимающихся этим видом правоохранительной деятельности. В статье представлена авторская позиция по решению некоторых аспектов затронутой темы.
Вывод: научная статья Степанова П.В. «О некоторых вопросах правового обеспечения деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах» в полной мере соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию.
Заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России к.ю.н. доцент А.В.Снеговой
301