generated by a person every time anew. This article argues against the traditional belief about the transformation of information in communication and makes stresses on the oriented character of the sign form, giving and explaining the scheme of communication.
© 2008 г.
В.Ф. Хайдарова
О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ АТТРАКТОРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОПОДСИСТЕМЫ ЯЗЫКА ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ)
Лингвосинергетика — одно из наиболее перспективных научных направлений, возникших и развивающихся в последнее время. Зародившись в сфере квантовой физики, синергетика как концепция и методология распространила свое влияние и на другие науки, в первую очередь относящиеся к области естественнонаучного знания, и далее — к гуманитарной. Обусловила такое широкое применение этого направления универсальность его принципов, раскрывающих наиболее общие закономерности самоорганизации крупных систем. Предметом рассмотрения синергетики являются антиэнтропийные процессы — т.е. процессы, в которых, вопреки известным ранее законам, происходит структурирование сложного упорядоченного целого из хаоса взаимных отношений отдельных квантов. Язык, а особенно язык Интернета, является именно такой системой, которая, не будучи упорядочиваемой кем-либо «сверху» и в практическом аспекте не допуская такую возможность, обнаруживает стройность структуры, эффективность действующих в нем законов, способность к эволюции — в общем, то, что заставляет лингвистов говорить о «жизни» языка. Именно эти свойства и позволяют рассматривать язык как саморазвивающуюся систему и изучать его в системе синергетических категорий, то есть в парадигме лингвосинергетики.
Однако при всех успехах изучения языка с синергетической позиции, в этом направлении встречается довольно труднопреодолимое препятствие. Вследствие того, что синергетика «выросла» из квантовой физики, ее терминологический инструментарий, хотя и очень эффективен, но довольно специфичен. Такие понятия, как «точки бифуркации», «диссипативность», «квант» и т.д., с высокой точностью отражая процессы эволюции самоорганизующихся структур, не только воспринимаются порой как чуждые гуманитарным наукам, но, что является гораздо большим препятствием, не сразу и не просто находят четкое и однозначное определение в лингвистике.
Определение осложняется тем, что предметом изучения лингвиста могут стать не одна универсальная для всех, а различные открытые нелинейные диссипативные структуры: собственно сам язык, его формы существования (в нашем случае — язык интернет-общения), подсистема языка1, речевая деятель-
2
ность и психический аспект ее порождения2, функционально-семантическая категория языка3. Естественно квант в фразеоподсистеме не будет равен кванту в лексической системе. Однако и первое, и второе — элементы саморазвиваю-щихся структур и предмет изучения лингвосинергетики.
Казалось бы, для того, чтобы при использовании одних и тех же терминов различать их области применения и нюансы значения, достаточно учитывать их наиболее общее значение, относящееся к абстрактной синергетической системе. Конкретная же структура, рассматриваемая с позиции лингвосинергетики, подскажет особенности значения термина. Однако такой подход не снимает проблемы уточнения и структурирования терминов лингвосинергетики, поскольку дает простор для их широкой трактовки, в то время как содержание этих терминов довольно узко и конкретно. В данной статье мы попытаемся преодолеть это препятствие, рассмотрев подробно понятие аттрактора.
Аттрактор — одно из наиболее важных понятий в синергетической концепции и, соответственно, в исследованиях о языке как саморганизующейся структуре. Говоря об эволюции языка, о его движении, невозможно обойтись без упоминания об аттракторах. В то же время, если абстрактное определение аттрактора довольно понятно и объясняемо то выделение форм, в которых он выражается в разных системах, связано с трудностями.
Определение, данное в Википедии, гласит: аттрактор — (англ. attract — “привлекать, притягивать”) — области упорядоченности открытой, сильно неравновесной системы. Эта же формулировка почти слово в слово повторяется в монографии И.А. Герман «Лингвосинергетика»: «Аттракторы разного вида — это отдельные области упорядоченности открытой, сильно неравновесной сис-темы»4. Она же, цитируя Р. Фокса, приводит и более подробное объяснение, раскрывающее сущность аттрактора: «Если динамическая система обладает устойчивой неподвижной точкой, то она и является аттрактором. Если же в системе есть устойчивый предельный цикл, то он является аттрактором»5.
Н.Ф. Алефиренко, применительно к фразеологической подсистеме языка, пишет, что «под аттрактором неофразеологизации следует понимать то относительно стабильное состояние, к которому в данный момент стремятся фразеологические неологизмы»6. На основе вышеприведенных определений можно сделать вывод: независимо от того, подвижны ли аттракторы или находятся в движении, их состояние (движение) стабильно и более упорядоченно, чем окружающая их среда. В область своей устойчивости они притягивают расположенные вокруг неупорядоченные, хаотично ведущие себя единицы и иерархически организовывают их. Назовем это структурирующей функцией аттракторов.
Таким образом, притягивая окружающие элементы, аттракторы задают эволюцию системы, подчиняют своему направлению ее развитие. В этом проявляется их функция эволюционных центров развития языка. Эту функцию аттракторов подчеркивает Н.Ф. Алефиренко, говоря: «Скрытый в нелинейной среде дискретный характер аттракторов предстает как цель фразеологического обновления и эволюции. Таким образом, настоящее фразеологической подсистемы того или иного языка, фактически, “строится” из будущего. Однако будущее предопределено лишь отчасти как заложенные в самой природе фразеологической системы ее возможные аттракторы»7. То есть, аттрактор своей устойчиво-
стью задает направление развития языка или его подсистем (но не детерминирует, поскольку, во-первых, диссипативный характер структуры способен нейтрализовать действие любого аттрактора, рассеивая его влияние, во-вторых, одновременно может действовать несколько аттракторов, и притяжение к какому-либо из них определяется, в основном, случайностью). Назовем это эволюционной функцией аттракторов.
В чем же могут быть выражены аттракторы языка? Понимая их как относительно устойчивые и упорядоченные эволюционные центры языка, «притягивающие» к себе соприкасающиеся с ними единицы, мы предлагаем выделить среди них несколько типов. Для иллюстрации различных типов используем материал открытой нелинейной диссипативной системы — языка интернет-общения8.
Наиболее заметными из аттракторов языковой системы, скорее всего, являются семантические (смысловые) аттракторы. Семантический аттрактор можно представить как доминантный смысл текста, который притягивает и структурирует смыслы вокруг себя.
Т.К. Поддубная и Д.М. Костина, рассматривая межкультурную коммуникацию, используют этот термин, говоря: «Семантический аттрактор понимается нами как устойчивое состояние (структуры) системы, которое как бы «притягивает» к себе все множество “траекторий” системы, определяемых различными начальными условиями»9. Это определение, при всей верности отражения структурирующей функции аттрактора, недостаточно четко определяет его семантическую специфику.
Говоря о семантическом аттракторе, можно вспомнить разработанную в когнитивной лингвистике теорию семантических полей, которая очень близка именно структурирующей функции аттракторов. С этой точки зрения понятие аттрактора близко понятию ядра поля или фрейма, ибо заключает в себе доминантный смысл и может быть выражено словом или фразеологической единицей.
Рассмотрим пример из фразеоподсистемы языка Интернет-общения.
«Аффтар, что-то вы так неинтересно на такую интересную тему написали! В Бобруйск!»10;
«В среду, 15 февраля, в Киеве 15 человек пикетировали здание Нацсовета с требованием убрать «российскую похабщину» с украинских телеэкранов. Собравшиеся держали плакаты с лозунгами «Не хочу няню, хочу Роксолану!» «Прочь, российская похабщина!», «Осторожно, Задов!» и «Пушкареву в Бобруйск!»11;
«...в Екатеринбурге готовятся к акциям протеста, пишет местный портал Е1.га. Оппозиционные партии намерены выйти на улицы с пикетами. <...> На екатеринбургских интернет-форумах в знак протеста против таких мер готовятся неформальные акции. <...> Кроме того, возмущенные автолюбители готовят наклейки «В Бобруйск, жывотные!" (фраза, позаимствованная из интер-
12
нет-жаргона) и соревнуются в рисовании антипартийной символики»12;
«Учити матчасть пэтэушники а лучше выпейте йаду ехать в бобруйск советовать небуду ибо вы итак там у вас осталось тока выпить йаду или залезть в га-13
зенваген» .
Здесь семантический аттрактор в форме «интернетного» фразеологизма «В Бобруйск, жывотное!» определяет смысл текста (активное неприятие чего-либо), концентрирует морфемы, лексемы и фразеологические единицы с подобным смыслом: «неинтересно», «пикетировали», «убрать», «похабщину», «протест», «возмущенные», «анти-», «выпить йаду», «в газенваген».
Другой вид аттракторов, близкий к смысловому, — эмоциональный, выражающийся в единицах, насыщенных экспрессивным содержанием. Процесс неофразеологизации в языке интернет-общения, в основном, развивается вокруг незначительного количества эмоциональных аттракторов, связанных с позицией одобрения или неодобрения комментируемого текста. Поясним примерами фразеологических единиц, которые, отличаясь значением, испытывают притяжение одного из эмоциональных аттракторов.
1. Одобрение, восхищение, положительная реакция на высказывание: «+1», «аффтар жжот», «в меммориз», «зачот (зачод)», «йа плакалъ», «пешы исчо».
2. Неодобрение, несогласие, отрицательная реакция: «в Бобруйск, жывот-ное», «в газенваген», «выпей йаду», «КГ/АМ», «учи матчасть», «убей себя ап стену», «фтопку».
3. Интенсивное веселье, смех: «бугага», «гыыЫыы», «лол», «ржунимагу», «валялся паццталом (пацтулом)», «смеялсо всем офисом».
Эмоциональные аттракторы, в силу своей универсальности (вневременно-сти и внекультурности) играют значительную роль в возникновении фразеологических единиц. Далеко не все из этих единиц выходят за пределы «интернетной» моды или жаргона и приживаются в языке, но высокая значимость эмоциональных аттракторов в эволюции языка бесспорна.
Также можно говорить об аттракторах, относящихся к грамматике. Грамматические аттракторы обусловливают выбор формы слова или фразеологизма. Так, например, фразеологические единицы в языке Интернет-общения часто строятся по одним и тем же определенным моделям, например «В + сущ. В.п.»: «в мемориз», «в газенваген», «в Бобруйск», «ф топку», «фтему» и т.д.
Широко используется повелительное наклонение глагола в форме ед. числа: «выпей йаду», «учи матчасть», «убей себя ап стену», «пешы исчо».
К грамматическим аттракторам можно отнести и эрративы (слова или выражения, подвергнутые нарочитому искажению носителем языка, владеющим литературной нормой), форма которых является стимулом для создания практически неограниченного количества подобных единиц. Приведем наиболее известные грамматические аттракторы, используемые для создания эрративов в языке Интернет-общения.
1. «И» в безударном положении превращается в «Е», и происходит озвончение согласной на конце: прИвеТ — прЕвеД.
2. «А» в безударном положении превращается в «О», и суффикс «ЧИК» — в суффикс «ЧЕГ»: крАсавЧИК — крОсавЧЕГ.
3. Глухие согласные в конце слова и перед другими глухими согласными в середине слова превращаются в звонкие: пуШкин — пуЖкЕн, участниК — учаснеГ.
4. У фамилий -ин меняется на -енг, а -ов — на -офф. Поэтому вернее будет
не «Пужкен», а Пушкенг, соответственно Путенг, Миронофф, Иванофф, Бандарчуг (по данным Википедии).
Кроме вышеуказанных, можно также выделить фонетические аттракторы (о подобном явлении, не называя, впрочем, его так, писал еще А.П. Журавлев), ритмические и т.д.
Э.Т. Болдырева в своей диссертации вводит понятие креативного аттрактора, называя так фрагмент текста, который «выполняет в тексте функцию сильной позиции и концентрирует максимум творческих усилий автора»14. Она отмечает, что «данная область текста содержит в среднем 87 процентов всех экспрессивных слов, зарегистрированных в целом тексте. Установлено, что область креативного аттрактора имеет тенденцию к большей континуальности структуры, тогда как интервал текста, следующий за аттрактором, отличается преобладанием дискретных структур. Информация, расположенная в области креативного аттрактора, как показывают результаты экспериментального исследования, определяется читателем как значимая и может быть использована для формулировки общей темы»15. Таким образом, Э.Т. Болдырева в дефиниции креативного аттрактора объединяет признаки различных видов аттракторов, рассмотренных выше, однако это обосновано тем, что креативный аттрактор — явление несколько другого уровня, относящееся к созданию и восприятию целостного текста.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-синергетическое освещение процессов неофразео-логизации // Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе (лингвистический и лингво-методический аспекты): Международ. науч.-практ. конф., посвященная юбилею д. ф. н., проф. A.M. Мелерович (Кострома, 20—22 марта 2008 г.). М., 2008. С 23-28.
2. Герман И.А. Лингвосинергетика: монография. Барнаул, 2000.
3. Радзиховская В.К. Функционально-семантическая категория взаимности в современном русском языке: сложная система, ее свойства, принципы изучения. М., 2005.
4. Герман. Ук. соч. С. 41.
5. Там же. С. 41.
6. Алефиренко. Ук. соч. С 24.
7. Там же. С. 27.
8. Хайдарова В.Ф. Язык интернет-общения: к постановке проблемы // Наука-вуз-школа: сб. науч. тр. молодых исследователей. Вып. 12. Магнитогорск, 2007. С. 299-303.
9. Поддубная Т.К., Костина Д.М. Системность представлений о национальном характере как параметр развития способности к межкультурной коммуникации. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.lingvomaster.ru/files/93.pdf.
10. Счастливцева Ю. Превед, дедмарос! // Магнитогорский металл. 2008. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: http://www.mmgazeta.ru/index.htm?pg=1614&pageno=367.
11. Украинцы послали Катю Пушкареву в Бобруйск // Новости Украины. 2006. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: http://www.for-ua.com/ukraine/2006/02/16/094701.html.
12. Автолюбители Екатеринбурга готовят к форуму партии «Единая Россия» наклей-
ки «В Бобруйск, жывотные!» // Новый Регион — Пермь. 2006. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: http://www.nr2.ru/automobile/94127.html.
13. Форумы «Наш Бобруйск». Электрон. текстовые данные. Режим доступа: http://bobruisk.ru/forums/index.php?showtopic=556.
14. Болдырева Э.Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста. Авто-реф. дис. ... канд. филол. н. Челябинск, 2007. С. 4.
15. Там же. С. 7.
ABOUT SOME KINDS OF 'ATTRACTORS' (ON PHRASEO-SUBSYSTEM OF INTERNET-CONTACT LANGUAGE)
V.F. Hajdarova
The article presents the concept «attractor» within a linvocinergetic paradigm. The author defines the attractors' value for development of language, suggests the way of their classification in linguistics and gives examples of various kinds of attractors in phraseo-subsystem of Internet-contact language as self-organizing system.
© 2008 г.
А.Н. Гайфуллина КОНЦЕПТ «МУЖЧИНА» В ЖЕНСКИХ ФОРУМАХ РУНЕТА
В настоящее время изучение виртуальной реальности и специфики функционирования языка как средства электронного общения представляет большой научный интерес. Концепт «Мужчина» занимает важное место в виртуальном мире и имеет определенную эстетическую и этическую ценность для пользователей сети Интернет. В данной работе под концептом мы, вслед за Ю.С. Степановым, понимаем «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово1.
Цель данной статьи — анализ наименований лица мужского пола в языке женских форумов Рунета, выявление роли Интернета как специфической культуры и среды в формировании концепта «Мужчина» и выяснение отличий концепта, сформированного в виртуальной среде, от концепта в реальной. Для достижения указанной цели выдвинуты конкретные задачи: проанализировать концепт «Мужчина» в языке женских форумов Рунета; выделить и классифицировать номинации, объективирующие концепт; выделить речевые характеристики мужчины как критерии мужественности, зафиксированные в языке Рунета. Репрезентации концепта «Мужчина» в языке женских форумов Рунета позволяет выявить и описать существующие в Интернете критерии маскулинности, а также определить роль и место концепта «Мужчина» в системе гендерных ценностей русского социума в виртуальной среде.