УДК 159.972:343.815
О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СВОБОДЕ, В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СПОСОБАХ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Реферат: одной из важных проблем общества в период возросшей роли компьютеризации, безграничного доступа к ресурсам сети «Интернет» являются суицид, встречающийся в среде несовершеннолетних граждан. Эти лица с еще не окрепшей сознательной позицией особенно подвержены манипуля-тивному воздействию со стороны тех, кто испытывает мотивацию власти над людьми, но конструктивными способами не реализует удовлетворение такого рода потребности. Под таким влиянием на личность подростка, испытывающего одновременно проблемы в жизнедеятельности, как внутриличностные, семейные, так и случающиеся в школьной среде (как правило, связанные с конфликтами), у него возникает желание уйти из жизни, совершив акт самоубийства. В киберпространстве побуждающей силой к самоубийству становится также информация, наделенная явным суицидальным подтекстом. Взрослым порой сложно уследить за тем, чем заняты их дети, а некоторые и совсем не контролируют их, не занимаются воспитанием и остаются безучастными в процессе социализации ребенка, что является одной из существенных причин подросткового суицида. Остро стоит также проблема совершения самовольного ухода из жизни и в среде не-
© Ананьев О. Г, Александров Б. В., 2017
О. Г. Ананьев, Б. В. Александров
совершеннолетних осужденных, испытывающих различные состояния (страх, апатия и др.), попадая в места лишения свободы, где установлены жесткие требования и имеется криминальная субкультура. Многие из них не способны противостоять такому давлению и находят выход лишь путем со-вершения акта аутоагрессии и (или) самоубийства. В статье раскрыты основные причины и факторы совершения суицида среди несовершеннолетних, выделены социально-психологические особенности, влияющие на суицидальное поведение подростков, а также приведены технологии, способы проведения социальной работы, направленной на профилактику суицида среди несовершеннолетних осужденных, и правила ее проведения.
Ключевые слова: суицид, виртуальное склонение к совершению суицида, подростковый суицид, киберсуицид, манипулятивное воздействие, несо-вер-шеннолетние осужденные, причины суицида, воспитательные колонии, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних осужденных средствами социальной работы.
Жизнь в современном обществе для подростка с еще не сформированным сознанием полна своеобразных ситуаций, в том числе и проблемных. Что касается последних, то они зависят от многих причин, одной из которых вы-
ступает интерес подростков ко всему новому, неизвестному. Особенно остро встает вопрос, когда этот интерес сопровождается безучастностью в этом процессе родных людей. Порою в семьях складываются отношения, в которых взрослые индифферентны к своим детям либо даже враждебно настроены, проявляя свой негатив в процессе воспитания ребенка. Испытывающие дефицит проявления чувств подростки часто находятся в страхе и тревоге, обычно замыкаются в себе, уходят в собственный мир переживаний и грез. В кризисные периоды жизни подростки из любопытства или стремления найти собеседников и обсудить свои проблемы часто обращаются к интернет-ресурсам, особенно к сайтам, с помощью которых они могут получить разрядку либо совершать рискованные действия, которые связаны с возможностью расставания с жизнью в виртуальном мире и завершающиеся в реальном. Неблагоприятные жизненные обстоятельства, неспособность справиться с огромным объемом информации, неумение самостоятельно преодолеть жизненные трудности и принудить себя к вы-полнению полученных заданий в школе и дома в определенном сочетании с другими факторами могут привести к суициду. Этому способствуют и другие проблемы школьно-семейного характера: постоянное невыполнение школьных домашних заданий, отставание в учебе, раннее увлечение уличными компаниями и поиск ресурсов, которые могут «играть» роль заместителей семейно-школьного воздействия. И наконец, риски утраты возможностей построения своего будущего посредством учебы и труда, о которых постоянно говорят окружающие взрослые, реально обозначились. Этот кажущийся «крах» всех надежд, которые возлагались
на несовершеннолетнего взрослыми людьми, первым начинает ощущать сам подросток. Реакция многих таких несовершеннолетних - самоуспокоительная, что будет, то и будет, а также не мы первые и не мы последние в построении неудачным образом начального этапа жизненного пути. Однако не все готовы к развитию событий по такому сценарию. Стыд, позор и внутренняя медаль-ярлык неудачника на самом начальном этапе вхождения во взрослую самостоятельную жизнь - с этим могут справиться не все. Большинство справляется, а кто-то свои накопившиеся проблемы решает путем добровольного ухода из жизни, то есть совершением суицида.
Какие факторы еще могут способствовать совершению подростками суицида?
1. Воспитание в неполной семье, у родственников, в детском доме.
2. Низкий образовательный, профессиональный и социальный статус родителей.
3. Конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных отношений.
4. Отсутствие внимания со стороны родителей, отверженность в детском и подростковом возрасте.
5. Чрезмерная опека, кумир семьи.
6. Чрезмерно жесткое воспитание со стороны родителей при ограниченных ресурсах личности несовершеннолетнего на усвоение школьных знаний.
7. Аутистические и сверхценные увлечения, интересы и зависимости.
Распространение Интернета увеличило количество людей, предпочитающих виртуальное общение, особенно это свойственно подрастающему поколению, увлеченному возможностью бесконтрольного пользования и получения разнообразной информации. Отдельные индивиды предпочитают поль-
зоваться играми, прохождение уровней которых предполагает совершение виртуальных убийств и самоубийств. Другие подростки вступают или состоят сразу в нескольких виртуальных сообществах, где основной тематикой выступает только суицид. Отдельные группы посвящены героизации самоубийств, в них речь может идти о преимуществах совершения суицида, с сохранением подтекста, что есть жизнь после смерти. При этом даже цитируют исследования и приводят доказательства каких-то ученых.
Давление на человеческое сознание в настоящее время осуществляется с потрясающим воображение динамизмом и напором со стороны самых разных технических средств. Например, компьютерные игры снимают понятие греха о представлениях ребенка о возможности убийства человека человеком. Усиливают влияние на поведение подростка и склонение его к совершению самоубийства с помощью кибер-моббинга, или кибербуллинга. Оба эти понятия связаны с распространением компрометирующей информации, агрессивными нападками, унижением, провоцированием, шантажом, травлей, размещением непристойных видеоматериалов, то есть манипулированием неокрепшим сознанием подростка посредством современных средств коммуникации, который (либо которая) очень часто не может себя защитить. Это происходит потому, что в этом же пространстве выставлены специальные условия неразглашения и неиспользования защиты у взрослых под угрозой их гибели.
Для представления воздействия на подростка посредством общения в сети «Интернет» опишем примерный алгоритм, с помощью которого подводят молодого человека к совершению само-
убийства в виртуальной среде (хотя в данном случае считаем, что это явление не что иное, как преступление, а именно доведение до суицида).
1. Создание доброжелательной среды, где человек начинает чувствовать себя «в своей тарелке», ощущать себя частью группы.
2. Установление контроля над временем и деятельностью (поведением), то есть подчинение участника строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или совсем его не оставляет для уединения и размышления.
3. Использование запланированной или подстроенной «спонтанной», непосредственной ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуля-торам.
4. Создание у участника ощущения бессилия, страха и зависимости при одновременном обеспечении образцами, демонстрирующими новые поведенческие стандарты, следование которым желательно для манипулятора.
5. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями участника группы (в том числе с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить социальное поведение и социальные установки.
6. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями с целью достижения необходимого манипулятору поведения и установок.
7. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их изначальной неполноценности.
8. Участников стараются держать в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего.
Манипуляторы обычно стараются обезопасить себя, чтобы не стать преступником, и скрывают доказательства своей причастности к содеянному. С этой целью они добиваются управления перепиской, личными данными человека, над которым устанавливают власть.
Одним из факторов, на фоне которого совершается суицидальный акт, является эмоциональное состояние человека. Так, реакцией на конфликтную ситуацию, по мнению А. Г Амбрумовой, могут стать [1, с. 89]:
- своеобразные характеристики сознания и самосо-знания;
- влияние интенсивных эмоциональных переживаний;
- доминирование идеи, подрывающей жизнестойкость индивида;
- результат трезвого взвешивания всех «за» и «против», как и гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» (tedium vitae) - отражение одного и того же трагического разлада между человеком и миром.
Суицид как намеренное лишение себя жизни является результатом личностной переработки конфликтной ситуации, обладающей для суицидента характером реальности и непереносимости.
Как уже отмечалось, в конфликтной ситуации мобилизуются резервные адаптивные механизмы и поиски путей устранения конфликта. Наличие пред-диспозиционной дезадаптации личности (независимо от ее причин и форм) ставят субъекта в следующее исходное положение:
- количество известных ему вариантов разрешения конфликта в непривычных для него условиях (вследствие узости адаптационного диапазона)рез-ко ограничено или сведено к нулю;
- знакомые варианты решений субъективно оцениваются как неэффективные или неприемлемые.
Вследствие этого конфликт приобретает характер неразрешенности и сопровождается крайне тяжелыми переживаниями. В этой критической точке дезадаптация образовавшийся виртуальный конфликт с высокой вероятностью может перейти в суицидальную фазу. Суицид является следствием специфической психологической структуры личности суицидента. Его предпосылками, с одной стороны, являются внутриличностные особенности, включая конфликты, с другой - влияние информации, содержащей в себе негативную окраску, провоцирующую мысли о суициде, а также манипулятивное воздействие лиц, реализующих свою потребность во власти над другими людьми и их жизнями. Из истории совершения омерзительных и особо опасных преступлений, совершенных людьми, имеющими звериный облик, известно, что именно власть над людьми и распоряжение их жизнями была для них способом получения удовольствий.
В местах лишения свободы проблема совершения суицидов лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, существует, и самой болевой ее страницей является совершение суицидов несовершеннолетними осужденными.
Первая мысль, которая после случившегося в воспитательных колониях, как правило, приходит большинству людей, которым становится известно о происшедшем событии, выражается словами,что персонал «недосмотрел». В этом тоже есть своя правда, несмотря на то что определенное количество лиц из состава сотрудников имеют прямые обязанности (наравне с другими) заниматься профилактикой совершения суицидов. В отдельных случаях бывает, что суицидент знает, что за ним смотрят, наблюдают и сотрудники, и даже
сами осужденные, а поэтому старается сделать ухищренно все возможное, чтобы довести свой замысел до конца.
Исследования показывают, что суициды несовершеннолетние лица чаще совершают в начальный период пребывания в местах лишения свободы по следующим причинам:
- встреча с шокирующими отношениями, имеющими место в среде лиц, оказавшихся в конкретных помещениях для проживания, в связи с чем несовершеннолетний делает для себя страшный вывод о степени крайнего цинизма, «процветающего» здесь со стороны себе подобных, подавлении слабых сильными и при этом здоровье и жизнь другого человека - это ничто;
- невозможность принятия личностью изменений, связанных с попаданием в места лишения свободы: условий проживания и пребывания в социуме лиц, которые, реализуя волю лиц, занявших лидерские позиции, издеваются над всеми другими;
- протест привлечения к уголовной ответственности, в то время как им кажется, что более виноватые остаются на свободе;
- развитие конфликта между оценками, обстоятельствами и событиями, которые интерпретирует адвокат, и ситуацией, которая реально складывается по уголовному делу;
- несогласие с тем, что происходит крушение всех их жизненных планов, предопределенных совместно с родителями;
- протест против действий конкретных лиц из правоохранительных органов;
- подготовка и реализация ответных действий на якобы совершенный в отношении их акт предательства со стороны друзей, родных и близких;
- выполнение заданий спасения от уголовной ответственности по-
настоящему виновных взрослых лиц либо более авторитетных в сложившейся преступной группе способом «несовершеннолетнему идти паровозом», то есть организатором совершения преступления), но проявившимся внутренним психологическим несогласием с такой постановкой вопроса лидерами преступной группы;
- месть правоохранительным структурам за то, что докопались, захотели раскрыть дело, но «были неправы и довели несовершеннолетнего невиновного до самоубийства».
Исследования позволяют отметить, что в воспитательных колониях изредка имеют место случаи совершения суицидов и в основной период пребывания в воспитательной колонии. Это чаще связано с неправильными построениями взаимоотношений, которые оказались вне контроля либо ослабленного контроля над поведением несовершеннолетних со стороны сотрудников, либо это случается по причинам, связанным с событиями, происходящими на свободе, но касающимися лица, отбывающего наказание.
Все, что относится к взаимоотношениям с окружающими в мальчишеской воспитательной колонии, связано с неправильным построением межличностных отношений, попыткой самоутверждения в лидерстве и обращения к себе в зависимость, с одной стороны, и отстаиванием своих интересов, чтобы не оказаться в самом презираемом страте осужденных - с другой.
Самые тяжкие обвинения одних несовершеннолетних осуждены по отношению к другим идут по четырем направлениям: 1) о сотрудничестве с администрацией (стукач - радист); 2) о хищениях предметов, продуктов, вещей, которое реализуется (навешивание клейма «крыса»; 3) о невыполне-
нии обещаний и невыплате долга (фуф-лыжник); 4) о принудительных гомосексуальных отношениях или последствиях сексуального глумления сильных над слабым (обиженник).
Какие бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают несиюминутно у всех, его замышляющих несовершеннолетних лиц, находящихся в местах лишения свободы. Чаще несовершеннолетний совершает акт самоубийства как ответ на беспросветность борьбы за существование.
Суициды несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях случались:
а) с оставлением предсмертной записки;
б) без оставления предсмертной записки;
в) с устным оглашением причин и виновных лиц в совершении суицида.
Важно знать, что суициды среди несовершеннолетних осужденных в исправительном учреждении бывают чаще:
- в начале и в конце срока;
- с 5 до 6 часов;
- в начале весны, позднюю осень.
Самые распространенные способы
попыток совершения суицидов в воспитательных колониях: самоудушение и порезы кровеносных сосудов.
Предрасположенность к суициду присутствует при наличии таких факторов, как: алкоголизм, наркомания, азартные игры «под интерес», гомосексуализм, наличие реальных предыдущих попыток нанесения себе самоповреждений, совершение деяний, известность о которых будет иметь социальные последствия.
Способы, которые применяются в воспитательных колониях для устранения причин суицида, если они связаны с
конфликтом, содержащим угрозу жизни и исходящим от отдельных лиц или криминальных группировок:
- примирение сторон - подключение для этого сотрудников отдела безопасности, сотрудников психологической службы ИУ, родственников осужденных, а также лиц, участие которых обеспечит примирение;
- погашение конфликта - проведение профилактической работы с лицами, от которых исходят угрозы расправой, чтобы они в одностороннем порядке прекратили «преследование» конкретного лица с оформлением полученных от них обязательств, возможно, в письменном виде;
- разведение сторон по различным социальным структурам в пределах одного ИУ;
- изоляция(перевод на индивидуальные условия проживания, которые еще необходимо законодательно ввести) от основной массы на определенное время;
- перевод в другое учреждение, перевод за пределы субъекта РФ;
- принуждение виновной стороны к правопослушному поведению: разъяснением возможности применения мер дисциплинарного воздействия за притеснения, способные довести до самоубийства, и вынесения наказания;
- привлечение к уголовной ответственности за доведение до самоубийства;
- проведение профилактической работы силами сотрудников УИС и привлекаемыми внешними ресурсами;
- применение средств социальной работы, позволяющих нормализовать жизнедеятельность, ведение деятель-ностного существования, сохранение социального статуса и приобретение (укрепление) социально полезных связей несовершеннолетними, имеющими суицидальные замыслы.
Краткие правила проведения социальной работы с несовершеннолетним суицидентом:
- проведение комплекса мероприятий социального характера с осужденным, склонным к суициду, необходимо тщательно продумать и предварительно подготовить;
- преобладающие формы и методы проведения социальной работы с осуж-денным-суицидентом должны быть медико-социального и психолого-педагогического характера;
- перед проведением первой индивидуальной беседы проконсультироваться у врача-психиатра, который под благовидным предлогом осматривал осужденного;
- начальный этап проведения социальной работы необходимо начинать с установления контакта и проведения индивидуальной беседы;
- к первой беседе необходимо особенно тщательно готовиться, так как может возникнуть ситуация, что второй беседы может уже не быть, но именно здесь удастся получить всю необходимую информацию о причинах и возможных способах реализации замысла на суицид;
- нельзя смеяться, издеваться, шутить над причинами, приведшими к попыткам самоубийства;
- нельзя предлагать веревку и мыло;
- нельзя обсуждать суицидальную попытку принародно;
- нельзя уличать в демонстративности, хотя это возможно так и есть.
Технологии социальной работы, которые необходимо использовать в социально-профилактической работе с несовершеннолетними осужденными, склонными к суициду (виды технологий или их элементы): социальная диагностика, медико-социальный характер, социальной терапии, социальная адаптация, социальная реабилитация,
восстановление социально полезных связей, трудовая адаптация, ведение здорового образа жизни, приобщение к получению общего и профессионального образования, подготовка к освобождению лиц, имеющих девиантное поведение, лиц, склонных к совершению суицида, и др.
Формы социальной работы, которые необходимо использовать для работы с несовершеннолетними лицами, идентифицированными как склонные к суициду: индивидуальные беседы, совместные беседы с участием родителей, родственников, совместные беседы с участием представителей нескольких служб ИУ и священнослужителя, диалоги о цели и смысле жизни, обсуждение примеров из жизни святых, наделение мелкими заданиями, в которых может проявиться суть личности: готовность постепенного преодоления трудных жизненных ситуаций (прочитать определенное место в книге, начать делать определенные физические упражнения, нарисовать все лучшее, что было в жизни и т. д.), аналитические обсуждения отдельных эпизодов и периодов жизненного пути суицидента, поручения о написании рассказа о своей жизни, о своих планах и видений решений собственными силами своих социальных проблем и т. д.
Технология социальной работы с несовершеннолетними лицами, склонными к совершению суицида, реализуемая силами сотрудников УИС:
- установить за данным осужденным круглосуточное и постоянное наблюдение;
- обеспечить постоянное получение информации о поведении лиц, поставленных на профилактический учет как склонные к суициду;
- представить таких лиц (суициден-тов) под благовидным предлогом медицинскому персоналу (врачу психиатру);
- определиться совместно со специалистами (врач, психолог, специалист по социальной работе, инспектор отдела безопасности, учитель, оперативный работник), с кем пойдет на контакт осужденный, склонный к суициду, для того, чтобы выявить основные причины, приведшие его к таким мыслям;
- создать условия и, используя преимущественно метод убеждения, провести цикл необходимых бесед, направленных на склонение осужденного к отказу от таких намерений;
- привлечь при необходимости для проведения профилактической работы родственников осужденного, тех, кто ему дорог, близок;
- привлечь священнослужителя для проведения индивидуальной беседы с осужденным, склонным к суициду;
- обеспечить занятость такого осужденного в трудовой, образовательной деятельности, закрепление шефствующего сотрудника;
- обеспечить занятость свободного времени осужденного, склонного к суициду;
- продумать возможность выполнения суицидентом конкретных поручений, к которым он отнесется ответственно;
- обратиться с просьбой к представителям общественных организаций, взаимодействующих с ИУ, о том, чтобы в пределах возможного и разрешенного законодательством ему оказали социальную поддержку чем-либо.
Таким образом, решение проблем профилактики суицида среди подростков на свободе и несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы - важнейший вопрос сохранения их жизни, и в перечне средств, используемых для этой цели, социальная работа является наиболее действенной.
Список литературы
1. Амбрумова А. Г. Индивидуально-психологические аспекты суици-дального поведения : сб. тр. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. 1978. Т. 82. С. 84-99.