ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.825:616.89-008.414.44
Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными суицидального поведения
в местах лишения свободы
Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
Реферат
Проблема суицида в настоящее время становится все более актуальной: каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Под суицидальным поведением следует понимать волевые действия личности, конечная цель которых - покушение на самоубийство или акт самоубийства.
Риск суицидов достаточно высок у осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Характеристика личности несовершеннолетних суицидентов во многом обусловлена особенностями подросткового возраста. Причинами рассматриваемого состояния у подростков являются трудности условий отбывания наказания, пенитенциарный стресс, неблагоприятная социальная среда, наличие наркотической и алкогольной зависимостей, подверженность тюремной субкультуре и т. д. В итоге ухудшается самочувствие, наблюдается общая эмоциональная неустойчивость, которые и стимулируют суицидальные проявления.
В связи с этим необходима воспитательная работа, направленная на решение проблем суицидального поведения подростков. Сотрудники воспитательных колоний (совместно с другими специалистами) должны использовать все возможные средства для профилактики данных явлений.
Ключевые слова: воспитательная работа; воспитательная колония; личность несовершеннолетнего осужденного; суицидальное поведение; характеристика несовершеннолетних суицидентов; причины суицидальных проявлений; индивидуальный подход; формы и методы воспитательной работы.
Peculiarities of educational work with minor convicts of suicidal behavior in the penal institutions
E. v. ZAuTOROvA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogy, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education Sciences
Abstract
The problem of suicide is now becoming more urgent: every minute in the world someone attempts an intentional suicide. Suicidal behavior should be understood as volitional actions of personality, the ultimate goal of which is an attempt on suicide or an act of suicide.
The risk of suicide is quite high among convicts who are in prison. Characteristics of the personality of the minor suicides are largely due to the characteristics of adolescence. The causes of this condition in adolescents are the difficulties of the conditions of serving a sentence, penitentiary stress, an unfavorable social environment, the presence of drug and alcohol addictions, exposure to a prison subculture, etc. As a result the state of health worsens, general emotional instability is observed, which stimulates suicidal manifestations.
In this regard educational work is needed to address the problems of suicidal behavior of adolescents. Employees of educational colonies should use all possible pedagogical means for the prevention of these phenomena among minor convicts jointly with other specialists.
Key words: educational work; an educational colony; the identity of the minor convicted; suicidal behavior; characteristics of juvenile suicides; causes of suicidal manifestations; individual approach; forms and methods of educational work.
По официальной статистике, ежегодно в мире совершается более миллиона самоубийств. Основными предпосылками суици-дальности являются социальная обстановка в стране, качество жизни и др., а главной причиной - потеря личностью смысла жизни [8].
Исследование феномена «суицидальное поведение личности» позволяет говорить о многоаспектности его характеристик, существовании различных точек зрения на данную проблему. Изучением суицидального поведения занимались О. Г Антонова, А. Г. Амбрумова, А. С. Бернацкий, Р. И. Жидков, К. В. Зорин, В. Н. Карандышев, А. В. Мартынов, В. Э. Чудновский, В. Франкл и др. Проблемы возникновения суицидальных тенденций в школе, влияния особенностей возраста на подобные устремления нашли отражение в работах Г. Б. Кошарной, А. Н. Острогорского, Б. О. Ровича, В. Г. Хлопина, М. Я. Феноменова и др.
Так, А. В. Бернацкий в своих трудах обращал особое внимание на педагогическую поддержку ребенка, находящегося в кризисном состоянии, необходимость просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей и подростков [1]. В. А. Руженков и В. В. Руженко-ва раскрывают причины суицидального поведения в подростковом возрасте с целью профилактики в условиях образовательного учреждения таких явлений [10].
Самоубийство является умышленным, осознанным действием, направленным на лишение себя жизни [6; 7]. Под суицидальным поведением следует понимать волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или акт самоубийства [11]. Суицидальное поведение определяется сложным взаимодействием личности и социальной среды, отношения между которыми не имеют жесткой непосредственной зависимости.
Риск суицидов достаточно высок у такой категории лиц, как осужденные, находящиеся в местах лишения свободы. Негативные условия отбывания наказания (социально несостоятельное положение, однообразие и бедность среды, строгая регламентация жизни, отсутствие общения с близкими людьми и т. д.), особенно на начальном этапе, способствуют развитию пенитенциарного стресса, вызванного лишением свободы. Неблагоприятная социальная среда, наличие наркотической и алкогольной зависимостей влияют на ухудшение самочувствия осужденного, наблюдается общая эмоциональная неустойчивость, что не может не сказаться на настроении и психическом состоянии (сопротивление, противодействие, раздражение, аутоагрессия и др.), которые стимулируют суицидальные проявления.
В 2017 г. подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными совершено 310 суицидов, что на 10 % меньше, чем в 2016 г. Уровень суицидов в уголовно-исполнительной системе составил 52 случая на 100 тыс. чел. В основном самоубийства совершают осужденные мужского пола в возрасте от 31 года до 40 лет, не состоящие в браке, имеющие низкий образовательный уровень и, как правило, первую судимость (наибольшее количество суицидов зарегистрировано в весеннее время, преимущественно в утренние часы) [9].
В процессе работы со спецконтингентом следует выявлять категории осужденных, наиболее подверженных совершению самоубийства. Особое беспокойство вызывают лица несовершеннолетнего возраста. Они в большинстве своем имеют трудности в эмоциональном развитии, неуверены в завтрашнем дне, находятся в кризисной ситуации и не видят конструктивного выхода из нее. В таком состоянии складывается мироощущение, при котором искажается структура ценностей и само представление
о смерти как о дискретном событии, не связанном с процессом жизненной, социальной адаптации (представление об уважении к жизни требует определенного уровня оптимизма, а этот уровень при искажении системы ценностей оказывается труднодостижимым). Несовершеннолетние осужденные с суицидальным поведением, отбывающие лишение свободы в условиях воспитательной колонии, нуждаются в повышенном внимании и педагогическом сопровождении.
Воспитательная работа, которую можно определить как средство духовного влияния на осужденного путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы, всегда занимала особое место в системе средств исправления несовершеннолетних правонарушителей.
Необходимость рассмотрения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с суицидальным поведением в местах лишения свободы диктуется следующими соображениями:
- гуманизацией уголовного законодательства, обращенной в первую очередь к несовершеннолетним правонарушителям (необходимость обеспечения конституционных прав осужденных на жизнь, защиту достоинства личности, личную безопасность, охрану здоровья, медицинскую и психолого-педагогическую помощь и т. д.);
- динамичностью обстановки в местах лишения свободы и потребностью изучения особенностей суицидального поведения у лиц подросткового возраста, которое имеет специфические черты;
- формами и методами воспитательной работы, имеющими качественно иные цели и характер, чем формы и методы работы со взрослыми преступниками в условиях исправительного учреждения.
Характеристика личности несовершеннолетних суицидентов во многом обусловлена особенностями сложного и противоречивого подросткового возраста. Так, отмечаются повышенная возбудимость, неуравновешенность, восприимчивость: эмоции часто становятся мотивами поведения. Выраженной чертой данного возраста является любознательность, стремление к овладению как можно большим количеством информации в интересующих подростка сферах. Это период преобразования всего организма,
развития всех его систем от детского типа к взрослому.
На поведение значительно влияет самооценка, которая, как правило, у рассматриваемой категории лиц является устойчиво заниженной. Это объясняется тем, что неудача, с которой встречается несовершеннолетний, способствует развитию у него чувства неуверенности и даже неполноценности, что вносит беспокойство и страх в его жизнь. Некоторые при этом начинают думать о самоубийстве, поведение регулируется преимущественно внешними влияниями, зачастую случайными, при этом осужденные могут «бросить своеобразный вызов смерти», идя на безрассудный риск с мыслям о совершении суицида.
Анализ проблем суицидального поведения несовершеннолетних осужденных свидетельствует о преобладании в генезисе его формирования психотравмирующего воздействия чувств отчужденности, одиночества, ухода из межличностного взаимодействия. Отмечаются несформированное понимание и осознание страха смерти, ранние разочарования («как жить дальше»: неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения), дисгармония в семье (нарушение детско-роди-тельских отношений), саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания), конфликты, депрессия и т. д.
Среди несовершеннолетних, обнаруживающих любые формы суицидальных (ау-тоагрессивных) проявлений, в том числе совершивших суицидальную попытку или самоубийство в местах лишения свободы, присутствуют лица с признаками психических отклонений, трудно адаптирующиеся к условиям изоляции, а порой и притесняемые другими осужденными. К тому же примерно треть подростков страдает умственной отсталостью в стадии дебиль-ности, большой процент несовершеннолетних имеет психические аномалии и иные болезненные проявления [5, с. 207-210]. Некоторые из осужденных подростков уже состояли на учете у психиатра с различными диагнозами (шизофрения, олигофрения, органическое расстройство, депрессивный синдром, диссоциальное расстройство личности и др.). У них отмечаются отсутствие приемлемых норм управляемого поведения и спутанность культурной идентичности, хроническое состояние раздражения и неудовлетворенности жизнью, отсутствие цели и уважения к себе, потеря надежды на лучшее будущее [3; 4].
М. Г. Дебольский среди причин суицида осужденных в пенитенциарных учреждениях помимо таких, как распад семьи, смерть близкого человека, обнаружившееся тяжелое заболевание и т. д., выделяет и жесткую нормативную правовую регламентацию поведения человека, лишенного свободы, постоянный надзор, видеонаблюдение за его жизнедеятельностью, усиление режимных требований и т. д. [2]. При этом ученый отмечает, что количество социально деградировавших осужденных в местах лишения свободы увеличивается, им трудно справляться с распорядком дня исправительного учреждения, выполнять приказы и поручения, что способствует увеличению числа лиц, склонных к суициду. Все это имеет существенные психологические и социальные последствия и может приобрести крайнюю форму в виде лишения себя жизни. Суицидальное поведение включает не только сам суицид, но и суицидальные попытки и проявления: мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся пока какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни, но при этом угроза присутствует всегда. Создание эффективной системы профилактики суицидов возможно лишь с учетом максимального количества факторов и их взаимосвязей.
В настоящее время в исправительных учреждениях за жизнь и здоровье осужденных полную ответственность несут сотрудники уголовно-исполнительной системы. В связи с этим необходима организация специальной системы мер, направленных на предупреждение различных проявлений суицидального поведения, в том числе первичных и повторных суицидальных действий. Сотрудники воспитательных колоний совместно с другими специалистами (психологами, психиатрами, медицинскими работниками) должны использовать все возможные педагогические средства для профилактики данных явлений среди осужденных.
Воспитательную работу необходимо направить на формирование у подростка чувства уважения к себе, потребности видеть в другом человеке личность, заботы о собственной жизни и ее безопасности. Самым важным и продолжительным этапом работы по профилактике самоубийств является начальный период нахождения несовершеннолетнего в исправительном учреждении. В это время происходит психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного. На данном этапе необходимо решить ряд воспитательных задач,
направленных на обеспечение социально-психологической адаптации к условиям отбывания наказаний, выявление лиц с суицидальными наклонностями и оказание им первой помощи, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в воспитательной работе, развитие интересов и способностей личности, формирование установки на законопослушное поведение в период пребывания в воспитательной колонии и др.
В адаптационный период в карантинном отделении несовершеннолетние испытывают недоверие по отношению к другим осужденным и администрации, поэтому необходимо проводить специальную разъяснительно-воспитательную работу с подростками, изучать проблемы подобного поведения (это может быть, например, факт попадания воспитанника в зависимость от других, более сильных осужденных; ощущение на себе давления элементов и традиций тюремной субкультуры; иногда это просто незнание правил внутреннего распорядка и т. д.).
Осужденные в это время в наибольшей степени нуждаются во внимательном отношении со стороны администрации и педагогического коллектива воспитательной колонии, которое выражается в понимании, гибкости, справедливости в решении различных вопросов. При этом важно оценивать личность с учетом ее индивидуальных особенностей, обращать внимание на положительные черты характера, выявлять сильные стороны воспитанника, опираться на то хорошее, что есть в нем, и постоянно показывать свою искреннюю заинтересованность в его жизни. Как показывает опыт, осужденный лучше идет на контакт, если в начале работы с ним воспитатель постарается вникнуть в его проблемы, трудности и поможет их преодолеть.
Работа с человеком, находящимся в ситуации суицидной готовности, должна быть направлена на уменьшение эмоциональной и умственной дезорганизации личности, формирование адекватного восприятия собственного Я и окружающего мира. Важно выработать такие умения, как эмоционально-волевая сдержанность, адекватность реагирования на обиды и огорчения других людей, нахождение конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций. С несовершеннолетними данной категории должна проводиться индивидуальная работа до тех пор, пока не произойдет улучшение их психического состояния. При этом необ-
ходимо делать акцент на тех аспектах ситуации, которые связаны с желанием человека жить (надежда, вера в будущее, построение жизненных планов и т. п.), учить быть открытым, развивать чувство доверия к людям, умение радоваться любому успеху, вырабатывать установку на здоровый образ жизни. Это позволяет с высокой степенью эффективности предотвратить развитие суицидального процесса даже при наличии биологической предрасположенности к нему.
Сотруднику-воспитателю вместе с психологом исправительного учреждения для устранения агрессивного и аутоагрессив-ного фона несовершеннолетнего осужденного целесообразно разрабатывать и реализовывать специальные обучающие программы, которые должны быть дифференцированными и представленными в привлекательных для осужденных формах.
Так, тренинговые занятия по бесконфликтному общению и взаимодействию с другими осужденными (с применением игровых технологий) могут быть направлены на развитие навыков рационального поведения в конфликте, определение собственных стилей поведения в конфликтных ситуациях, отработку навыков бесконфликтного поведения и т. д. В ходе тренинговых занятий создаются специальные условия, способствующие становлению рефлексивного самоопределения осужденных подростков, включающие в себя проблематизацию, рефлексию ценностей и формирующие личностное отношение к проблеме суицида.
Целесообразным будет включение подростков с суицидальным поведением в деятельность «Школы здоровья», где подростки встречаются с различными специалистами; получают ответы на вопросы, что способствует снятию психологического напряжения, помогает усвоить принципы и ценностные ориентиры здорового образа жизни, поведенческие стереотипы, направленные на сохранение здоровья.
В ходе занятий реализуется совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на осужденных, которая направлена на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболеваний, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целями таких школ являются повышение ответственности за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к нему, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения, формирование позитивных отно-
шений с персоналом в процессе лечения, реабилитации, профилактики и т. д.
Воспитательные мероприятия должны осуществляться на высоком методическом уровне, с тщательной предварительной подготовкой и применением различных форм и методов. Так, в основе лекционных занятий и бесед, направленных на профилактику суицидального поведения личности, лежит процесс формирования нравственных ценностей, которые ориентированы на сферу жизнедеятельности человека, связанную с решением общечеловеческих проблем. Познавательная деятельность стимулирует моделирование ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, развивают интересы и потребности участников процесса.
Примерными темами могу стать следующие: «Мы выбираем жизнь», «Строим планы на будущее», «Зачем ему надо было умирать?», «Ценить себя и свою жизнь», «Почему я не могу так дальше жить», «Как прекрасен этот мир», «Суицид. Шаг в никуда» и т. д.). Обсуждение острых тем, доверительный разговор, выработка умения анализировать свое поведение (соблюдение правил поведения, привитие бытовых навыков и др.) могут оказать положительное влияние на эмоциональную сферу несовершеннолетнего, отношение к своему здоровью и образу жизни, смягчить влияние повреждающих психосоциальных факторов и выработать стрессоустойчивость.
Важную роль в эмоциональном состоянии личности играет правильная организация досуга, привлечение к работе общественных формирований, включение в социально значимую трудовую деятельность(привитие трудовых навыков, помощь в получении специальности и др.). Участвуя в общественно полезной деятельности, общаясь с окружающими, подростки выполняют различные функции, каждая из которых готовит их к определенным социальным ролям.
Эффективным средством снятия психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни являются мероприятия по физическому воспитанию (среди досуговых интересов осужденных подростков спорт занимает ведущее место). К занятиям физкультурой и спортом должны привлекаться все осужденные с учетом состояния их здоровья. Доступными формами являются утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. К подготов-
ке и проведению физкультурно-спортивных мероприятий следует привлекать представителей общественных объединений, спортсменов и других заинтересованных лиц.
Большую помощь в воспитательной работе с осужденными данной категории оказывают педагогические коллективы общеобразовательных школ. Важно обращать внимание на интересы и способности воспитанника, повышение его образовательного уровня (создание системы стимулов, закрепляющих интерес к учебе, способствующих вовлечению в образовательный процесс и др.) [5].
Так, при изучении предметов биологического цикла, а также курсов этики, психологии семейной жизни, основ безопасности жизнедеятельности особое внимание уделяется средствам защиты жизни и здоровья человека, соблюдению правил гигиены. Следует широко применять метод наглядности (демонстрация таблиц, картин, плакатов, моделей, видеопродукции). Большой поддержкой в осуществлении воспитательной работы будет привлечение родителей к проблеме суицида среди несовершеннолетних осужденных, а также общественных организаций для оказания материальной помощи, улучшения условий содержания подростков, контроля за соблюдением защиты прав и законных интересов воспитанников и др.
Также в любой воспитательной колонии необходимо обеспечить лицам, находящимся в группе риска по суицидальному поведению, возможность общения с представителями официальных религиозных конфессий. Это будет способствовать снятию психоэмоционального напряжения осужденных, оздоровлению морального климата и др.
Воспитательная работа должна дополняться лечебно-профилактическими мероприятиями (в том числе установлением врачебного надзора за лицами, подверженными суицидальному риску), психокоррек-ционной работой с несовершеннолетними осужденными. При этом важно стремиться к высокому качеству проводимых воспитательных мероприятий: они должны носить профилактический характер, быть обращены к каждому воспитаннику, эмоционально
затрагивать душу ребенка, быть наглядными и запоминающимися.
Кроме того, в условиях воспитательной колонии следует контролировать просмотр телевизионных программ, где могут присутствовать явные сцены насилия, убийств или самоубийств. Необходимо обратить внимание на неукоснительное выполнение правил внутреннего распорядка несовершеннолетними осужденными, не допустить хранения колющих и режущих предметов. Предотвратить суицидальную попытку могут установленные решетки на окнах помещений (выше второго этажа), закрытые выходы на крыши, ограждения пожарных лестниц и иных строений и т. п.
Целенаправленное и систематическое использование разнообразных методов, форм и приемов приводит к качественному изменению стереотипов поведения несовершеннолетних осужденных, к стабилизации их эмоционального фона. Сотрудники воспитательных колоний отмечают, что более восприимчивы к воспитанию лица, впервые осужденные: криминализация и антисоциальная направленность еще не закреплены во внутренней структуре личности, отсутствуют явная деформация и полная зараженность тюремной субкультурой, которые имеют место у рецидивистов как следствие длительного пребывания человека в условиях социальной изоляции.
Таким образом, острота проблемы подростковых суицидов в условиях исправительного учреждения вызывает необходимость изучения такого явления, как суицид, и связанных с ним суицидоопасных состояний личности, а также возрастных особенностей несовершеннолетних. Формирование чувств, развитие эмоциональных проявлений у лиц, отбывающих наказание, является одной из сложных коррекционно-воспитательных задач. Для развития эмоциональной сферы подростка необходимы организация его психолого-педагогического сопровождения, включение в различные программы и занятия, способствующие расширению способностей принимать и распознавать эмоциональные состояния свои и других людей, формированию и развитию нравственных качеств, адекватному реагированию на окружающую действительность.
Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернацкий А. В. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1911. URL: http:// infonarod.ru/info/bernackiy-vladimir-aleksandrovich-samoubiystva-sredi-vospitannikov-voenno-uchebnyh-zavedeniy-va (дата обращения: 20.02.2018).
2. Дебольский М. Г., Матвеева И. А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. 400 с.
4. Ефимова О. И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 93-95.
5. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Вологда, 2012.
6. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2006. 288 с.
7. Леванова Е. А., Тарабакина Л. В., Бабиева Н. С. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. С. 175-190.
8. Моховиков А. Н. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. 569 с.
9. Обзор о состоянии работы по профилактике суицидов среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 2017 году. М., 2018. 11 с.
10. Руженков В. А., Руженкова В. В. Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение). Белгород, 2012. 128 с.
11. Социально-психологическая характеристика суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы (теоретические и методические аспекты) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. Г. Ковалев, Н. П. Тимонин. 2-е изд., перераб. и доп. Владимир, 2002. 132 с.
1. Bernackij A. V. Samoubijstvo sredi vospitannikov voenno-uchebnyh zavedenij [Suicide among pupils of military schools]. St. Petersburg, 1911. Available at: http://infonarod.ru/info/bernackiy-vladimir-aleksandrovich-samoubiystva-sredi-vospitannikov-voenno-uchebnyh-zavedeniy-va (accessed 20.02.2018). (In Russ.).
2. Debol'skij M. G., Matveeva I. A. Suicidal'noe povedenie osuzhdennyh, podozrevaemyh i obvinyaemyh v mestah lisheniya svobody [Suicidal behavior of convicts, suspects and accused in places of deprivation of liberty]. Psihologiya i pravo -Psychology and Law. 2013. Iss. 3. Available at: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full.shtml (accessed 20.02.2018). (In Russ.).
3. Dyurkgejm EH. Samoubijstvo: sociologicheskij ehtyud [Suicide: sociological study]. Moscow, 1994. (In Russ.).
4. Efimova O. I. Suicidal'noe povedenie v podrostkovom vozraste [Suicidal behavior in adolescence]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - The successes of modern natural science. 2005. Iss. 11. P. 93-95. (In Russ.).
5. Zautorova Eh. V. Organizaciya vospitatel'noj raboty s nesovershennoletnimi osuzhdennymi : ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. i dop. [Penitentiary Pedagogy : tutorial : second ed., rev. and enl.]. Vologda, 2012. (In Russ.).
6. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya) : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Deviantology (psychology of deviant behavior) : tutorial for students of higher educational institutions]. Moscow, 2006. 288 p. (In Russ.).
7. Levanova E. A., Tarabakina L. V., Babieva N. S. Psihologo-pedagogicheskaya koncepciya programmy «Profilaktika samorazrushayushchego povedeniya detej i podrostkov» [Psychological and pedagogical concept of the program «Prevention of self-destructive behavior of children and adolescents»]. Prepodavatel' XXI vek - Teacher the XXI century. 2012. Iss. 3. P. 175-190. (In Russ.).
8. Mohovikov A. N. Suicidologiya: proshloe i nastoyashchee: problema samoubijstva v trudah filosofov, sociologov, psihoterapevtov i v hudozhestvennyh tekstah [Suicidology: past and present: the problem of suicide in the writings of philosophers, sociologists, psychotherapists and in literary texts]. Moscow, 2001. 569 p. (In Russ.).
9. Obzor o sostoyanii raboty po profilaktike suicidov sredi podozrevaemyh, obvinyaemyh i osuzhdennyh v 2017 godu [Overview of the state of work on the prevention of suicide among suspected, accused and convicted in 2017]. Moscow, 2018. 11 p. (In Russ.).
10. Ruzhenkov V. A., Ruzhenkova V. V. Samoubijstva uchashchejsya molodezhi (rannee vyyavlenie i predotvrashchenie) [Suicides of young students (early detection and prevention)]. Belgorod, 2012. 128 p. (In Russ.).
11. Social'no-psihologicheskaya harakteristika suicidal'nogo povedeniya osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody (teoreticheskie i metodicheskie aspekty) : ucheb.-metod. posobie / avt.-sost. O. G. Kovalev, N. P. Timonin. 2-e izd., pererab. i dop. [Socio-psychological characteristics of suicidal behavior of convicts in places of deprivation of liberty (theoretical and methodological aspects) : educational-methodical manual : auth.-comp. O. G. Kovalev, N. P. Timonin : second ed., rev. and enl.]. Vladimir, 2002. 132 p. (In Russ.).
Щ REFERENCES
УДК 377.018.48:343.83
Критерии и показатели эффективности реализации профессиональной переподготовки начальников отрядов осужденных
о. в. Игумнова - доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент