О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО
КОМПЛЕКСА
А.Г. Каламбаев,
начальник кафедры пожарно-технической экспертизы ФГОУ ВПО ВСИ МВД России
В статье рассмотрены основные черты организованной преступной деятельности, совершаемой в сфере нефтегазового комплекса, дана общая характеристика, освещены проблемы выявления и расследования.
In article the main features of the organizing criminal activity are being committed in the sphere of oil and gas complex are considered. The general characteristic is given and the problems of revealing and investigation are interpreted in this article1.
Развитие мировой экономики, экономики России в целом и ВосточноСибирского региона, в частности, в большой мере зависит от ситуации в топливно-энергетическом комплексе. Сибирь в силу наличия больших запасов нефти, а также по причине особого географического положения развивается как мощный нефтедобывающий, нефтетранспортирующий регион.
На территории Восточной Сибири находятся пункты добычи, переработки нефти, узлы инфраструктуры по ее транспортировке. Сам по себе топливно-энергетический комплекс предполагает сосредоточение крупных объемов денежных средств, материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования, контроль за которыми достаточно затруднителен.
Топливно-энергетический комплекс включает в себя угледобывающую, нефтяную и газовую (газо-энергетическую) и электроэнергетическую отрасли и составляет единый базовый сектор экономики по добыче, переработке, реализации и транспортировке нефти, газа, угля, других энергоносителей, обеспечивающих жизнедеятельность всей страны, а также формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. В состав ТЭК входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов, объекты газовой и угольной промышленности, гидро- и теплоэлектростанции.
Правоохранительные органы сравнительно недавно столкнулись с проблемой хищений нефтепродуктов, и хотя наработана большая практика по расследованию различных видов хищений, преступлений экономической
1 Kalambaev A.G. Some problems of revealing and investigation of the misappropriations are being committed in the sphere of oil and gas complex.
направленности, существует ряд трудностей, связанных именно с расследованием преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса, что вызывает необходимость совершенствования методик расследования данного вида преступных деяний1, выработки новых понятий криминалистического толкования. Отсутствует как таковая и судебная практика по указанной категории уголовных дел. В связи с этим разработка комплекса научно обоснованных методических рекомендаций приобретает большое значение, так как следователи и оперативно-розыскные работники должны владеть методическими основами и особенностями частных методик расследования данного вида преступлений2.
В деятельности органов внутренних дел, направленной на раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов, существует ряд проблемных вопросов, определяющих общую эффективность принимаемых мер по борьбе с данным видом преступных посягательств:
- недостатки в организации процесса раскрытия и расследования преступлений (отсутствие постоянно осуществляемого взаимодействия между органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, службами ведомственного контроля, таможенными органами, администрацией предприятий и организаций нефтехимического комплекса);
- проблемы при проведении отдельных следственных действий по уголовным делам данной категории, вызванные спецификой способа
3
совершения преступления , сложностью доказывания конкретных эпизодов преступной деятельности;
- неразработанность методик оценки размера ущерба, причиненного действиями похитителей.
Одной из особенностей современной оперативной обстановки в сфере незаконного оборота нефти и нефтепродуктов является активная деятельность организованных преступных групп, направленная на совершение хищений нефти из нефтепроводов с целью последующей реализации, в основном в качестве сырья через посреднические фирмы на нефтеперерабатывающие заводы, а также за рубеж. В последнее время стали появляться нелегальные минизаводы по переработке нефти.
Современное состояние оперативной обстановки на объектах ТЭК характеризуется значительным ростом количества организованных преступных посягательств, причиняющих значительный ущерб российской экономике.
Негативными факторами, способствующими усилению напряженности политической и экономической ситуации, а в связи с этим оперативной обстановки в ТЭК, по общему мнению, являются:
- тяжелое финансовое положение предприятий комплекса, острый дефицит инвестиционных ресурсов;
- отсутствие экономически обоснованной государственной ценовой политики в сфере ТЭК (дисбаланс цен и тарифов);
- концептуальные недостатки в законодательстве о недрах;
- нерациональное налогообложение добычи топливных ресурсов;
- неоправданно высокие потери энергоресурсов при добыче, транспортировке, переработке и потреблении.
Высокая доходность операций в топливно-энергетическом комплексе (особенно с нефтью и нефтепродуктами) привлекает внимание криминальных структур.
Преступные формирования активизируют усилия по проникновению в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий ТЭК. В последнее время масштабы деятельности организованных преступных групп трансформировались от отдельных хищений к масштабному контролю как над отдельными предприятиями ТЭК, так и над целыми отраслями, в том числе контрольных пакетов акций, попадающих в активы заранее намеченных частных лиц, в том числе связанных с преступными формированиями. С помощью коррумпированных должностных лиц органов власти и управления оказывается давление на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемов реализации, распределение валютных и рублевых средств, полученных от неконтролируемого экспорта.
В топливно-энергетическом комплексе ведется жесткая борьба за сферы влияния, причем не только между организованными преступными формированиями, но и ТЭК-компаниями, их руководителями, «заинтересованными» должностными лицами разных уровней. За последние десять лет в России совершено более 60 убийств предпринимателей, деятельность которых была связана с нефтяной отраслью.
Анализ криминальной ситуации, сложившейся в ТЭК, свидетельствует о том, что факты организованных преступных посягательств на предприятиях, занимающихся добычей, переработкой, реализацией и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, приобрели массовый характер. Именно здесь наиболее четко проявляются особенности организованной преступной деятельности.
Наиболее распространенными предметами преступных посягательств являются нефть и продукты ее переработки, денежные средства, ценные бумаги нефтяных компаний. Среди нефтепродуктов наиболее часто предметами преступного посягательства являются бензин, битум, дизельное топливо, масла, синтетический спирт и другая продукция технологического производства. Повышенная «привлекательность» нефтяной отрасли для организованной преступности обусловлена, прежде всего, высокой стоимостью нефти и нефтепродуктов и постоянным спросом на продукцию нефтяного сектора.
Способы совершения анализируемых преступлений довольно разнообразны и специфичны. При этом криминалистический интерес представляют способы совершения базовых преступлений. Для преступлений в сфере экономики наиболее характерны изощренные и весьма профессиональные приемы незаконного обогащения, умение использовать в преступных целях все возможные лазейки и недостатки в хозяйственной и экономико-финансовой деятельности, а также подложные документы и мошеннические действия. Такие приемы используются не только для получения незаконных сверхдоходов, но и в целях их отмывания и
легализации путем вложения в деятельность легальных коммерческих организаций, находящихся под контролем ОПГ4.
Структура преступных посягательств в сфере производства и реализации нефти и нефтепродуктов представлена следующими преступлениями:
1. Хищение нефти и нефтепродуктов (ст.ст. 158, 160 УК РФ):
а) путем незаконного подключения к трубопроводам (врезка). Этот вид преступлений приводит к значительным потерям нефтепродуктов при их транспортировке. Как правило, врезки осуществляются организованными группами в ночное время с использованием различных технических средств. Нефть и нефтепродукты с помощью врезки перекачиваются из нефтепровода в бензовозы для последующей переработки кустарным способом или реализации. За одну такую врезку похищается от 4 до 20 тонн нефти;
б) путем фальсификации сведений о потерях. Широкое распространение получили хищения нефтепродуктов путем завышения норм их выработки, неправомерного установления сверхнормативных показателей «безвозвратных потерь». В ходе технологического процесса переработки нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах образуются потери. Для их уменьшения и улавливания отходов существует различное оборудование. Путем отстоя, флотации и обезвоживания часть нефтепродуктов возвращается обратно в переработку. В целях совершения хищений преступники фальсифицируют в документах сведения о потерях. К «безвозвратным потерям», которые невозможно уловить и переработать, они относят часть нефтепродуктов, которая фактически возвращается на переработку и превращается в товарную продукцию. Возросло количество фактов завладения нефтью и продуктами ее переработки с предприятий нефтяной отрасли с использованием подложных документов и реализацией через посредников.
2. Незаконное предпринимательство (незаконная предпринимательская деятельность по производству и реализации нефтепродуктов) и связанные с ним иные преступления (ст.ст. 171, 174, 175 УК РФ).
В последнее время значительное распространение получило изготовление моторного топлива и масел кустарным способом. С помощью врезки нефть похищается и доставляется в подпольные цеха. Путем переработки с использованием самодельных перегонных установок получают горюче-смазочные материалы (ГСМ), как правило, низкого качества для реализации его в других регионах России. Процесс реализации осуществляется с нарушением законодательства о государственной регистрации и требований лицензионного контроля, налоговой и кассовой дисциплины и т.п.
Повсеместно вскрываются факты получения преступными группами значительных неучтенных доходов от деятельности по купле-продаже ГСМ, осуществляемой без лицензии.
3. Контрабанда нефти и нефтепродуктов в страны СНГ и дальнего зарубежья и связанные с ней иные преступления (ст.ст. 188, 193, 194 УК РФ).
Из-за отсутствия эффективного контроля за вывозом нефтепродуктов недобросовестные экспортеры в ущерб экономическим интересам страны имеют возможность получать неконтролируемую прибыль, большая часть которой оседает на зарубежных счетах, часть попадает в руки контролирующих их преступных структур. Для осуществления контрабандных операций организованные группы, как правило, используют поддельные таможенные документы и лицензии, переадресовку с оформлением груза как задолженности по договорам за прошлый год, а также неверное декларирование, когда нефтеэкспортеры занижают объем перемещаемого товара либо под видом низкосортных продуктов нефтепереработки осуществляют поставки за рубеж высококачественных ГСМ.
Недобросовестные экспортеры, заключив контракт на экспорт нефтепродуктов и продекларировав их в нескольких таможнях, контрабандно вывозят топливо из России в объемах, многократно превышающих заявленные. Валютная выручка при этом не возвращается.
Нередко для осуществления контрабандных операций преступные группы используют возможности вывоза товаров на временное хранение и переработку сырья за рубежом. В результате крупные партии нефти и другие энергоресурсы вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на заводы и предприятия Украины и Беларуси, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия противоправных сделок в таможенные органы предоставляются подложные документы о якобы ввезенных в Россию нефтепродуктах (иных энергоресурсов).
В последнее время получил распространение незаконный вывоз частными лицами бензина в страны ближнего зарубежья, что в основном обусловлено топливным кризисом в Беларуси и на Украине. В результате вывоза бензина и иных нефтепродуктов значительные суммы за их оплату не возвращаются из-за рубежа. В целом, по оценкам экспертов МВД России, потери от невозвращения валютной выручки из-за границы и неуплаты налогов от экспорта энергоносителей составляют от 5 до 7 млрд долларов США в год. Причинами сложившегося положения являются отмена квот и лицензий на экспорт нефти, крайне низкий уровень учета контроля сохранности сырья, коррумпированность должностных лиц, осуществляющих распорядительные функции в торговле энергоносителями.
4. Мошенничество при реализации нефти и нефтепродуктов (ст. 159 УК):
а) создание неучтенных объемов ГСМ на нефтебазах за счет обмана
поставщиков и потребителей путем недолива, недовеса, маневрирования величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической
документацией (за счет завышения плотности увеличивается вес горючего);
б) продажа фальсифицированных низкокачественных товаров (ГСМ) под
видом более дорогих при наличии поддельных или подлинных сертификатов соответствия, например, низкооктанового бензина под видом
высокооктанового. Например, в 2008 г. 10 % проверок на АЗС широкого доступа выявили некачественный бензин, 24 % отобранных проб солярки также оказались некачественными. Несмотря на регулярные проверки, на АЗС продолжает попадать «прямогонный бензин» - сырье для химической промышленности. Например, под видом бензина «жидкий продукт пиролиза», который сходен по характеристикам с бензином марки АИ-92, через цепочку подставных фирм распространялся по розничным продавцам топлива;
в) использование поддельных доверенностей, платежных документов об оплате для получения и вывоза со склада (иного хранилища) нефтепродукции. Например, Забайкальской транспортной прокуратурой совместно с ЛОВД ст. Белогорск возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ в отношении гр-на Я., который, являясь должностным лицом железной дороги, использовал свое служебное положение и по договоренности с представителями ООО «Реникс» изменил маршрут следования составов с экспортным дизельным топливом. В результате около 3 тыс. тонн топлива поступили на станцию, реквизиты которой Я. указал в перевозочных документах;
г) хищение денежных средств из бюджета путем оформления фиктивных экспортных сделок через иностранную фирму-посредника с дальнейшей компенсацией суммы налога на добавленную стоимость.
5. Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Необходимо отметить, что названная статья УК «заработала» относительно недавно, для организованной преступности в ТЭК действия, квалифицируемые по ст. 178 УК РФ как преступные, нехарактерны.
Помимо перечисленных преступлений, имеют место случаи нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, кредитов, направляемых на развитие добывающих и перерабатывающих предприятий отрасли, хищения бюджетных средств под видом взаимозачетов, незаконные операции с ценными бумаги и кредитными картами предприятий ТЭК и т.п.
Для преступной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса наиболее характерны следующие особенности:
- многоэпизодность преступлений как по горизонтали, так и по вертикали, когда хищения топливно-энергетических ресурсов являются началом цепочки различного рода правонарушений, связанных с транспортировкой к месту реализации либо перемещением груза за границу и т.п. (54,5 %);
- крупномасштабность противоправных сделок, когда прямой материальный ущерб от хищений ресурсов, а также от неконтролируемых их поставок исчисляется миллионами рублей (78 %);
- межрегиональный, а в отдельных случаях международный характер преступлений, например, незаконная поставка в страны СНГ нефти и нефтепродуктов в режиме таможенного транзита, контрабандные поставки энергоносителей в страны ближнего и дальнего зарубежья (22,7 %);
- участие «заинтересованных» коррумпированных сотрудников органов власти и управления (30,1 %), руководителей и сотрудников ТЭК компаний (42 %), работников ТЭК (27,5 %).
Преступления в сфере ТЭК в основном совершаются организованными группами, количественный и качественный состав которых напрямую зависит от вида преступлений. Так, хищения путем незаконного подключения к трубопроводам совершаются группами в составе 3-9 человек, из которых хотя бы один участник является работником предприятия ТЭК. Фальсифицируются «сведения о потерях» группами до 5 человек, в основном, состоящими из руководителей и материально ответственных лиц предприятий и организаций ТЭК либо тесно с ними связанных. Контрабанда продукции ТЭК совершается крупными организованными группами, состоящими из нескольких десятков человек, имеющими связи за рубежом. Большинство же преступных групп состоят в среднем из 3-5 человек (более 65 %).
Внутренняя структура организованной группы, действующей в сфере ТЭК, также зависит от ее преступной «специализации». Для совершения определенных преступлений требуется наличие в группе лиц, обладающих специальными познаниями (экономическими, юридическими, техническими); навыками (варка, вождение, подделка документов); возможностями (должность, устойчивые связи в «нужных» учреждениях и организациях).
Анализ материалов практики показал, что участники организованных групп, совершающих преступные посягательства на объектах топливно-энергетического комплекса России, в большинстве довольно молоды (особенно рядовые исполнители), средний возраст 32 - 34 года (более 50 %), возраст руководящего звена организованных групп - 45-50 лет (62,5 %). Среднее специальное и высшее образование имеют около 70 % участников ОПГ.
Практически всех участников организованных групп, действующих в сфере ТЭК, объединяет признак корыстной мотивации при совершении преступлений. Причем негативные процессы в ТЭК, пробелы в законодательстве, доходность и довольно высокая степень конспиративности преступной деятельности делают их уверенными в собственной безнаказанности.
Борьба с преступностью в сфере ТЭК начинается с выявления признаков уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших. Сотрудники заинтересованных подразделений эту задачу решают посредством ряда мероприятий, уже ставших традиционными. Процедура выявления рассматриваемых преступлений весьма сложна и состоит из нескольких относительно самостоятельных действий:
1) определение объектов и направлений поисковой работы. Получение первичных данных о факте преступного деяния и лиц, к нему причастных, должно, в первую очередь, проводиться: на объектах по добыче, переработке и реализации нефтепродуктов; среди предпринимателей, способных организовать производство фальсифицированных продуктов нефтехимии на территории действующих предприятий ТЭК; в коммерческих структурах в
сфере ТЭК, в том числе занимающихся внешнеэкономической деятельностью и т.п.;
2) обнаружение признаков преступлений и лиц, их совершивших, посредством получения первичных данных о них. Основными признаками могут быть: использование подложных документов при транспортировке и реализации продукции ТЭК; отсутствие номеров грузовой таможенной декларации в сопроводительных документах при реализации и транспортировке продукции ТЭК и т.п.;
3) организация оперативной проверки первичных сведений, их накопление и реализация. Она, как правило, включает: проверку заявлений и сообщений о преступлениях; оперативную разработку лица или группы лиц, причастных к совершению преступлений в сфере ТЭК; документирование преступных действий разрабатываемых; легализацию собранных материалов; оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства.
В ходе документирования по делам рассматриваемой категории в сфере ТЭК необходимо:
1) выявлять и фиксировать данные относительно:
- внутренней структуры преступной группы, давности ее существования, масштабов деятельности (в том числе территориальных);
- функциональных обязанностей ее участников, их непосредственного участия в совершении конкретных преступлений;
- структуры преступных посягательств и способов их совершения в сфере оборота топливно-энергети-ческих ресурсов;
- наличия коррумпированных связей в органах власти и управления;
2) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по:
- установлению лиц, располагающих соответствующими сведениями, и обеспечению возможности использования их в качестве свидетелей. Ими могут быть коллеги, сослуживцы разрабатываемых; работники контролирующих органов; работники организаций по переработке и транспортировке топливно-энергетических ресурсов, лица, оформляющие документы при перемещении указанных товаров через таможенную границу; наконец, потребители, приобретающие фальсифицированные нефтепродукты;
- выявлению предметов и документов, которые могут стать
доказательствами в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. Ими могут быть: производственные установки для
переработки нефти кустарным способом; фальсифицированные ГСМ; транспортные средства с похищенной нефтью и другой продукцией ТЭК; бухгалтерские и иные документы;
- фиксации действий разрабатываемых. Наиболее эффективно скрытое наблюдение, с помощью которого можно установить факты вывоза неучтенных излишков топлива с нефтебаз, угольных складов; купли-продажи похищенной нефти и включения ее в технологический процесс переработки на нефтеперерабатывающем заводе или в подпольных цехах; транспортировки нефтепродуктов, полученных преступным путем и др.
На наш взгляд, в условиях сложившейся ситуации в сфере топливноэнергетического комплекса целесообразно обратить внимание на:
а) организацию и проведение мероприятий по проверке сведений о финансово-экономических операциях субъектов топливно-энергетического комплекса, имеющих незаконный или экономически нецелесообразный характер, оперативное сопровождение возбужденных по этому направлению дел;
б) совершенствование организации работы следственно-оперативных групп, в том числе сформированных на межведомственной основе по раскрытию и расследованию организованных преступлений в ТЭК;
в) повышение качества оперативного сопровождения уголовных дел по таким преступлениям;
г) организацию практического взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами по обеспечению комплексной отработки объектов и территорий топливно-энергетического комплекса, наиболее подверженных криминальному влиянию;
д) проведение специальных оперативно-профилактических операций.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., напр.: "Дойная труба" или криминальные врезы в нефтепроводы // Профессионал. 1999. № 4. С. 46-48; Расследование преступлений, связанных с хищениями из нефтепродуктопроводов // Там же. 2000. № 3. С. 10-13; Курс нефтяного бойца // Профиль. 2001. № 4. С. 50-54 и др.
2 См.: Полстьянова Ю.Ф. Хищения нефти из магистральных трубопроводов / Ю.Ф. Полстьянова // Законодательство и экономика. 2005. № 2. С. 12.
3 См.: Расследование преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов. С. 10-13.
4 См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений против
собственности / Н.Ф. Кузнецова // Вестник МГУ. 2005. № 2. С. 32.