ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.1
о НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© Л. Ю. БОЛИКОВА, Л. Е. ШАРЫПИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: [email protected]
Боликова Л. Ю., Шарыпина Л. Е. - О некоторых проблемах профессиональной ориентации студентов педагогического вуза // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 571-572. - В статье рассматриваются некоторые проблемы профессиональной ориентации студентов педвуза.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, студенты педагогического вуза.
Bolikova L. Y., Sharypina L. E. - Some aspects of Pedagogical University students’ professionalization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 571-572. - Problems of Pedagogical University students’ professionalization are characterized on the basis of the contradictions found.
Key words: professionalization, students of Pedagogical Universities.
Планирование своих жизненных и профессиональных перспектив - личное дело каждого человека, что является проявлением его свободы и ответственности за свою жизнь. Но с другой стороны, человек живет в обществе, в котором давно сформировалось профессиональное разделение труда и каждый из членов общества должен занять ту профессиональноэкономическую нишу, которая позволила бы ему обеспечивать свою жизнь и жизнь своей семьи.
К сожалению, продуманной кадровой политики в России давно уже не ведется, при этом сотни тысяч молодых людей приобретаютпрофессии,которыеуже давно не востребованы на рынке труда [6].
Встаршихклассахобщеобразовательнойшколы введено профильное обучение, одна из задач которого - подготовка молодых людей к выбору профессии. Однако, как показывают опросы старшеклассников, выбор профиля обучения зависит не столько от профессиональных планов, сколько от академических успехов при изучении отдельных предметов.
Для молодых людей, закачивающих школу, наиболее актуальными являются задачи выбора учебного заведения, специализации будущей профессии, то есть профессионального самоопределения. От того насколько правильно будут решены эти задачи, зави-ситуспешностьпрофессиональногосамоопределения, адекватность выбора профессии и в целом жизненный путь человека. Поэтому в выпускном классе старшеклассники сосредотачиваются, но их опыт обычно абстрактен, непережит, невыстрадан. Крометого,нужно верно оценить свои объективные возможности - уро-
вень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [6]. Помочь в выборе профессии призвана профессиональная ориентация, как некая система мер, задачей которой является обеспечение профессиональное самоопределение.
В то же время ориентация может быть рассмотрена как внутреннее состояние человека, позволяющее ему определиться в своем выборе. Основанием для этого можно считать разработанность в различных областях науки - философии, социологии, психологии и педагогике - понятия «ценностные ориентации». В философско-социологических науках оно соотносится с категориями «нормы» и «ценности», нормативно-ценностных систем, управления деятельностью людей и их объединений, в психологопедагогических - с категориями, отражающими сущность механизмов поведения и деятельности личности человека [3].
Традиционным является понимание под ценностными ориентациями «отношения субъекта к условиям своего бытия, отношения, в котором проявляется результат свободного, оценочного выбора социально значимых предметов [7, с.739]. Такое понимание ценностных ориентаций позволяет определить факторы, влияющие на их формирование:
- система ценностей общества как конкретно-историческиепредставленияоб.. .идеальномчеловеке и обществе, о назначении человека и т. д. [4, с.13];
- мера освоенности человеком мира, степень его изученности;
24 2011
- природно-культурная среда, «общественное бытие»,в котором развивается жизнедеятельность человека и формируются его потребности [1, с.28].
В.Г Алексеева определяет ценностные ориентации как «гибкую, предполагающую свободный выбор,
а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека связь между личностью и обществом» [1, с.16].
Е.И. Головаха рассматривает ценностныеориен-тации наряду с жизненными целями, планами личности в качестве ядра ее жизненной перспективы [2, с.23].
Такое понимание ценностных ориентаций позволяет говорить о том, что профессиональные ориентации (или профессиональная ориентация) превращаются в разновидность ценностных ориентаций личности.
Таким образом, можно констатировать одно из противоречий - с одной стороны профессиональная ориентация является внутренним состоянием человека, а с другой - профессиональная ориентация рассматривается как некая система мер, организованная обществом, государством, системой образования и обеспечивающаяпрофессиональноесамоопределение личности. Посколькуцелиличностиневсегда совпадают с общественными целями, то можно предположить, что это противоречие приводит к одной из проблем профессиональнойориентации - несоответствию профессиональных и жизненных целей личности. Данная проблема в педагогике может быть сформулирована таким образом: какие педагогические условия необходимо создавать для сближения потребностей личности в выборе профессии и потребности общества в специалистах различных профессий.
Наиболее ярко данное противоречие и соответствующая проблема проявляются в профессиональной ориентации студентов педагогических вузов.
Следующеепротиворечие,характерноедляпро-фессиональнойориентациистудентовпедагогических вузов, состоит в том, что выпускник общеобразовательной школы, подавая документы в вуз, в первую очередь ориентируются не на педагогическую деятельность, как деятельность по преобразованию, развитию воспитанника или ученика (группа профессий «человек-человек» ), анасодержаниетойучебнойдис-циплины, которую в будущем они будут преподавать. Данное противоречие приводит к следующей проблеме: когда и какие педагогические условия необходимо создаватьикакиепсихолого-педагогическиемеханиз-мынеобходимо задействовать для формирования профессиональной ориентации будущих учителей?
Если старшеклассник выбирает профиль обучения, имеющий некуюпредметную направленность, это не обозначает формирования у него педагогической
ориентации. Следовательно, перед школой стоит задача по включению учащихся в педагогически направленные виды деятельности до выбора профиля обучения. Можно говорить о том, что необходимо создавать педагогические условия, определяющие эффективность профессиональной ориентации на педагогическую профессиюкакможно раньше.Втом случае, если даннаяпроблемавозникаетужевпедагогическомвузе, то соответственно ее решение должно быть сообразно возрасту и способу получения профессионального образования студентов.
Поскольку процесс профессионального самоопределения личности состоит из нескольких этапов, значительно протяжен во времени, то и профессиональные ориентации личности подвергаются определенным изменениям и коррекции в течение трудового периода жизни. Одно из противоречий, с которыми сталкиваетсявыпускник педвуза, состоит в несоответствии ожиданий бывшего студента и «прозой жизни». Педагогическаяпроблема,котораяможетбытьрешена в условиях педвуза, состоит в создании педагогических условий по подготовке выпускников к периоду профессиональнойадаптации.вероятно,специальная подготовка может предотвратить отток молодых учителей из школ в течение первого года работы.
все названные проблемы профессиональной ориентации студентов педагогических вузов необходимо решать комплексно, направляя усилия всех заинтересованных стороннаповышениепрестижапрофес-сии учителя, на создание социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АлексееваВ.Г.Молодойрабочий: Формированиецен-ностных ориентаций. М.: Мысль, 1983. 216 с.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессио-нальноесамоопределениемолодежи.Киев:Наук.дум-ка, 1988. 204 с.
3. Григорьева Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования. Волгоград: Перемена, 2003. 118 с.
4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
5. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и
генезис. Автореф.дис д-рафилос. наук. СПб., 1994.
32 с.
6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Академия, 2005. 496 с.
7. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наук. думка, 1987, 154 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 304 с.