ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Гусевская О.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия
В статье рассмотрен один из аспектов профессиональной подготовки учителей начальных классов, связанный с осуществлением дизайнобразования школьников. Автор раскрывает возможности метода художественно-образного моделирования для формирования у студентов опыта активной проектной практики и развития дизайнерского мышления.
Ключевые слова: дизайнобразование; проектная культура; дизайнерское мышление; художественно-образное моделирование.
DESIGN EDUCATION IN THE SYSTEM OF MODERN PRIMARY SCHOOL TEACHERS' VOCATIONAL TRAINING
Gusevskaya О. V.
Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
The article describes one of the aspects of the primary school teachers ' training related to the implementation of school children design education. The author reveals the resource of the art design simulation technique for students' experience formation of active project practice and development of design thinking.
Keywords: design education; design culture; design thinking; art design simulation.
Современные образовательные стандарты актуализируют прак-тико-ориентированную направленность учебного содержания, нацеленность на достижение метапредметных результатов среди которых способность к проектированию, проектная кулыура занимает особое место. Данная потребность привела к необходимости создания нового типа образования получившего название «дизай-нобразование». Дизайнобразование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования [1 ;4]. Главной ценностной ориентацией дизайнобразования является воспитание проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования различных предметных форм и сред.
С этих позиций уже в общеобразовательной школе необходимо готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и её потребителей, то есть людей, которые хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания, владеют основами предметно-преобразующей деятельности и основами дизайнерской деятельности. Именно поэтому актуализируется вопрос о формировании у школьников наряду с некоторыми специальными знаниями особых способов познания окружающего мира и особых качеств мышления, которые позволяли бы им разрабатывать гармоничную предметную среду, отвечающую современным требованиям, и наиболее полно ее воспринимать. Точнее, мы говорим о необходимости формирования у школьников дизайнерского мышления. Этот тип мышления обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом [3, с. 76]. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала.
В начальной школе своеобразие методического подхода к обучению дизайну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых - эксперимент с формой и материалом, знакомство с элементами цветоведе-
ния и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования [3, с. 24].
Дизайн органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) - наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека. Детское дизайнерское творчество способствует развитию личности, дети познают радость созидания: в этом процессе учащиеся получают удовольствие от воплощения собственных идей на практике. Так же в дизайнерском творчестве на почти подсознательном уровне проявляется мир образов народного искусства, традиционность связей человека с природой. Современные взрослые дизайнеры активно используют народные мотивы, этот момент позволяет еще эффективнее развивать художественно-практические умения детей, одновременно знакомя их с историей национального и мирового народного творчества [3].
Освоение учащимися основ дизайна, как правило, происходит на уроках технологии. Значимое место занимает дизайнобра-зование в методических работах B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, программа Н.М. Коныше-вой полностью посвящена его изучению.
В связи с этим, будущий учитель начальных классов должен профессионально владеть системой знаний по дизайну как отрасли человеческой деятельности, знать психолого-педагогические основы дизайнерского образования младших школьников, а также пути, формы, методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности и формирования на этой основе дизайнерского мышления младших школьников.
Таким образом, определилась объективная необходимость разработки курса дизайнобразования, ориентированного на теоретическую, практическую и методическую подготовку студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» [2]. Безусловно, подготовка будущих учите-
лей начальных классов в сфере дизайна значительно отличается от подготовки будущих профессионалов-дизайнеров, но и обладает определённым сходством, проявляющимся в нацеленности этого процесса. И дизайнер-профессионал, и учитель начальных классов должны владеть методиками раскрепощения дизайнерского воображения, то есть методиками художественно-образного моделирования. Художественно-образное моделирование, в отличие от логического, основывается не на рациональном, беспристрастном и последовательном учете всех необходимых факторов, а прежде всего на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Профессиональная интуиция дизайнера, а в нашем случае, и учителя, конечно, должна быть поддержана его культурным кругозором и опытом активной проектной практики - без этого она останется неразвитой. Кроме того, художественно-образное моделирование для учителя начальных классов должно стать методическим инструментом, позволяющим ему раскрепощать мышление учащихся, формировать у них дизайнерское мышление. Владея данной методикой творческой деятельности, учитель в состоянии обучить ей своих учеников.
Данный подход определил содержание и логику курса «Дизайн-технологии в начальном образовании». Курс ориентирован на достижение бакалаврами следующих образовательных целей и задач: изучение основ дизайна, осознание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, освоение методики преподавания дизайна в условиях начальной школы, а также развитие индивидуальности, личностной и профессиональной самореализации в профессиональной деятельности.
В содержание учебного курса мы ввели теоретические вопросы дизайна, сохраняющие свою значимость в любых профессиональных специализациях и способствующие формированию культурного кругозора будущих учителей, они отражены в разделе «Теория и методология дизайна». Раздел содержит шесть тем:
«Дизайн. Этимология, смысл и определения понятия. Термины практики и теории дизайна»; «Сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна»»; «Дизайн как предметное творчество»; «Особенности дизайнерского мышления: методика и алгоритм» и другие.
Формирование у студентов опыта активной проектной практики осуществлялось в процессе вовлечения их в непосредственную проектную деятельность. В основу учебной дизайнерской деятельности нами была положена методика художественно-образного моделирования. Эта методика, как уже говорилось, основывается на воображаемом помещении проектируемого объекта в различные смысловые контексты, на расширении смыслового поля заявленной проблемы, то есть на дивергенции. По замыслу, это должно привести к расширению и семантического поля возможных решений. Задания для учебного проектирования формулировались на основе методических приёмов художественно-образного моделирования, используемых профессиональными дизайнерами. При этом мы учитывали объективное обстоятельство, что у студентов, осваивающих профиль подготовки «Начальное образование», изначально не сформированы предпосылки для становления дизайнерского мышления и практически отсутствуют умения по художественному конструированию. Вместе с тем, будущая профессиональная деятельность бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС НОО предполагает организацию творческой деятельности младших школьников, способствующей повышению графической грамотности учащихся, формированию у них технического мышления и пространственных представлений, развития творческого воображения, эстетического восприятия, чувства вкуса и стилевой гармонии, художественно-конструкторских способностей. Пример задания для учебного проектирования: «Выполните проектирование объектов на основе метода художественно-образного моделирования и методических приёмов, указанных таблице 1. Задания 1-3 выполняются индивидуально, задание 4 - в микрогруппах».
Таблица 1.
Объекты и требования к условиям дизайн-проектирования
№ Объект проектирования Методический приём проектирования Требования к проектируемому объекту
1. Логотип «ситуация выставки», перевоплощение или заимствование позиций 1. запоминаемость; 2. универсальность; 3. оригинальность; 4. ассоциативность.
2. Афиша (плакат) «ситуация музея», перевоплощение или заимствование позиций Требования к афише Гплакату1:
- способность привлечь внимание зрителя на большом расстоянии; - понятная цель; - краткость, доходчивость и выразительность. Требования к изображению: - типизация образа; - условно-декоративные приемы изображения (упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения). Требования к тексту: - краткость и понятность с первого прочтения; - органическое дополнение изображения; - характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться.
3. Упаковка заимствование аналогий - материал (упаковываемый и самой упаковки); - конструкция; - дизайн; - метод изготовления; метод упаковывания; - сеть и условия распространения; - особенности использования; - утилизация использованной упаковки. Концепция упаковок должна отвечать общему фирменному стилю продукции или в целом предприятия.
4. Фирменный стиль сценарное моделирование, поиск культурного образца Система фирменного стиля: - товарный знак; - логотип; - фирменный лозунг (слоган); - фирменная гамма цветов; - фирменный комплект шрифтов; - прочие фирменные константы (коммуникант, дресс-код, этикет и пр.).
Подробнее рассмотрим приёмы художественно-образного моделирования, используемые нами в образовательном процессе [2, с. 46]. В качестве первого примера рассмотрим приём «Ситуация выставки». Проектируемый объект мысленно включается в ряд образцов современной материальной культуры. В искусственной ситуации такой воображаемой «выставки» могут возникнуть не встречающиеся в реальности сочетания «экспонатов», сложиться необычные композиции, возникнуть новые сюжеты. Здесь может произойти сближение далеких в привычном обиходе вещей, могут выявиться неожиданные аналогии и т. д. Все эти впечатления призваны вывести восприятие проектируемого объекта из привычной, «накатанной» колеи. Это становится возможным, поскольку включенные в «выставочную экспозицию» вещи отбрасывают на этот объект свои рефлексы, придают ему обновленные социокультурные смыслы, выявляют актуальные на данный момент тенденции формообразования, обостряют чувство современного стиля, восприятие новизны и т. д.
Следующий приём «Ситуация музея». Так условно назван другой смысловой контекст, в который рекомендуется поместить воображаемый объект проектирования. Данный прием в определенном смысле противоположен предыдущему: если тот выявлял синхронный (единовременный), горизонтальный срез существования объекта, то этот - процесс его вертикального, диахронного (последовательного) развития. В ситуации воображаемого «музея» происходит включение проектируемого объекта в ряд его исторических прототипов, что должно способствовать реконструкции заложенных в нем, но, возможно, «стершихся» культурных значений. Кроме того, при анализе исторических метаморфоз вещи, особенно обладающей глубокими культурными корнями, могут быть обнаружены интересные обстоятельства. Возможно, когда-то, из-за технологической сложности или несоответствия существующему в более ранний период развития общества или случайно, от основного ствола развития этой вещи были отсечены какие-то ветви ее возможных трансформаций. Но
в актуальной, сегодняшней ситуации знакомство с этими, отброшенными когда-то, вариантами решения способны дать импульс творческой мысли, предложить неожиданное направление инновации.
Приём «Сценарное моделирование» достаточно часто и результативно применяется в дизайн-проектировании. Уже одним своим названием он яснее других методик иллюстрирует идеологию художественно-образного моделирования и «применяется для получения целостного и наглядного представления об образе жизни и предметной среде будущего». Здесь «практически незаменимы рисунок и эскизирование», это может быть и макетирование виртуальное или в материале - «макеты такого рода похожи на сценические декорации, в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая в этом случае наглядность служит источником знания, которое нельзя получить умозрительно». Эти практические процедуры, как трактует «Методика...», позволяют представить себе функционирование вещи в предметной среде, выразительность и целостность образа будущего изделия - не только его внешний облик, но и связи с окружающей средой и человеком. Но свободнее всего процесс «сценарного моделирования» разворачивается в творческом воображении дизайнера. Идея новой вещи, порожденная сознанием дизайнера на пересечении его предвиденья и волевого проектного замысла, помещается в самые разнообразные ситуации предполагаемого бытия ее рядом с человеком. Используя свое творческое воображение, автор выстраивает целый «сценарий» с проектируемым объектом в заглавной роли и продумывает соответствующую этому «сценографию». Процедура такого моделирования действительно близка к созданию театрального действа, последовательно раскрывающего «жизнь и приключения» вещи. В каждом его эпизоде выявляются различные грани ее образа, проявляются разные свойства, она различным способом сосуществует с окружением в соответствии с ситуацией и приданными ей возможностями и особенностями. В результате такого «про-
игрывания» на мыслительной модели проектируемой вещи всех возможных сторон ее бытия складывается заключение обо всей совокупности требований к ней, о тех свойствах и качествах, которые следует ей придать, формируется окончательное знание о ней. Метод применим не только при разработке единичной вещи, но также и сложного комплексного объекта, когда творческое воображение помещает его в самые разные ситуации функционирования. Данный приём позволяет удовлетворить потребность студентов в активной художественно-творческой деятельности, в творческом самовыражении.
Наконец, приём «Заимствование аналогий» носит, безусловно, эвристический характер. В содержании предыдущих приёмов уже не раз просматривалась аналогия дизайн-процесса с театральным действом, но результативная методика может быть выстроена также и на иных связях и аналогиях дизайна в мире искусств. Одни из них более очевидны, другие менее. Например, вполне понятна архитектурная аналогия, включающая проектируемый объект в культурное пространство, применяемая при оценке функциональной и символической ценности объекта, его структурной целостности, а также живописная - при оценке колорита проектируемого объекта или скульптурная - при оценке его пластического решения. Менее бросается в глаза аналогия дизайна с литературой, но именно в литературе, а точнее - в поэтике, стилистике, риторике, выработаны приемы повышения выразительности художественного языка. «Перевод» таких приемов с вербального (словесного) языка на ико-нический (изобразительный) — сложная творческая процедура, но применение их в дизайне способно принести значительные плоды. Имеется в виду не сюжетная, а исключительно формальная сторона литературного творчества, что в переносе на изобразительный ряд еще очень мало изучено. Этот приём наиболее сложен среди перечисленных, но позволяет качественно освоить механизмы раскрепощения мышления, отказа от стереотипов.
По нашим наблюдениям в процессе двухлетней реализации учебного курса «Дизайн-технологии в начальном образован™» у студен-
тов пробуждается интерес к проблемам учебно-профессиональной деятельности именно при решении проектных задач на основе художественно-образного моделирования. Бакалавры превращаются из объектов дидактического воздействия в субъекты познавательной деятельности, демонстрируют предпрофессиональный уровень дизайнерской деятельности.
Таким образом, формируется учитель, способный на современном уровне формировать у младших школьников проектную культуру, способность к предметно-преобразующей и дизайнерской деятельности.
Список литературы
1. Галкина М.В., Ломов С.П. Проблемы содержания современного дизайн-образования II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. М.: МГОУ, №4, 2015. С. 94-99. Доступно: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8944
2. Гусевская О.В. Дизайн-технологии в начальном образовании: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / О.В. Гусевская. Иркутск: Изд-во ООО «Типография «ИРКУТ», 2016. 178 с.
3. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальных классах. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
4. Koroleva L.Y., Khairullina E.R., Khisamieva L.G. Development of creativity as a factor of increase of competitiveness of the designer II European Science and Technology: VII International research and practice conference. Munich 2014, pp. 56-58.