МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
5. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе : теоретико- методологический аспект. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 2011. 50 с.
6. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.
© Назаркулова Л.Т. 2015г.
УДК 342
Д.М. Никитаев
Студент 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В ФИНАНСОВОБЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу отдельных полномочий органов власти города Москвы в финансовобюджетной сфере. В целях реализации эффективной финансовой политики в столице автор предлагает принятие закона города Москвы об органах, осуществляющих финансовую деятельность.
Ключевые слова
Финансовая деятельность, полномочия органа власти, город Москва, финансовые органы,
финансовая деятельность.
«Среди субъектов Российской Федерации Москва имеет особенное значение, так как одновременно является субъектом Федерации, городом федерального значения и столицей Российской Федерации» [5, с. 6, 152-155]. Согласно Уставу города Москвы органы государственной власти города и органы местного самоуправления действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Отдельную группу полномочий органов государственной власти города составляют полномочия в области финансовой деятельности [6, с. 5].
В целях экономического, социального и культурного развития столицы, в интересах её населения органы власти города осуществляют регулирование бюджетного процесса и бюджетной системы города Москвы; устанавливают налоги и сборы, реализуют различные социально-экономические программы.
Так, Московская городская Дума принимает бюджет города, осуществляет контроль за его исполнением, контроль за исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы. Кроме того Московская городская Дума назначает Председателя Контрольно-счетной палаты города Москвы, его заместителя и аудиторов и освобождает их от должности.
Правительство города Москвы обладает широкими полномочиями в области финансовой деятельности: организует и осуществляет управление собственностью, осуществляет контроль за ее эффективным использованием; разрабатывает для представления в Московскую городскую Думу проект бюджета города Москвы, обеспечивает его исполнение; организует контроль за эффективным расходованием средств бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет государственные заимствования и управление государственным долгом города; принимает меры по использованию в интересах города возможностей финансового и фондового рынков; принимает решение о расходовании средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете Москвы; обеспечивает проведение
175
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики и многое другое.
Мэр города Москвы как высшее должностное лицо непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы также решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет в пределах своих полномочий другие исполнительно-распорядительные функции в финансовой сфере. Указом Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. N 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» устанавливается структура органов исполнительной власти города Москвы.
Департамент Финансов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, исполнению городского бюджета, финансовому обеспечению государственной службы, регулированию государственного финансового контроля, нормативно-правовому регулированию в области бюджетного процесса, формированию и реализации финансовой и налоговой политики города Москвы.
Департамент экономической политики и развития города Москвы осуществляет функции по разработке и реализации экономической, инвестиционной, финансовой, тарифной, миграционной, ценовой и налоговой политики, в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития города, формированию государственных программ города Москвы, планированию закупок товаров работ и услуг для обеспечения городских нужд.
Департамент торговли и услуг, Департамент по конкурентной политике, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы осуществляют расходование денежных средств в пределах ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города. Контроль [6, с. 11] в финансово - бюджетной сфере на территории города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города.
Реализации на территории города Москвы финансовой политики должны способствовать надежный и конструктивный механизм управления сферой финансов и систематизированная нормативная правовая база, которые позволили бы не только осуществлять эффективную государственную финансовую политику, но и усилили бы финансовый контроль в этой сфере, положительно сказались бы на экономическом, социальном развитии столицы. Так, анализируя законодательство города Москвы в части закрепления правового статуса финансовых органов и разграничения их полномочий, представляется, что в городе Москве необходима систематизация и корректировка законодательства в финансово-бюджетной сфере. Представляется, что Москва как экономический центр государства [5, с. 151-162], наравне с Российской Федерацией может принять свой закон (закон города Москвы), который бы закрепил систему органов власти, осуществляющих финансовую деятельность, четко разграничил полномочия между ними и установил ответственность финансовых органов за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Закон города Москвы от 28.06.1995 г. «Устав города Москвы».
3. Закон города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы».
4. Закон города Москвы от 30.06.2010 г. № 30 «О контрольно-счетной палате Москвы».
5. Афанасьева С.А. Реализация политических прав и свобод человека и гражданина (на примере города Москвы). - М.: Экон-информ, 2012. - 214 с.
6. Афанасьева С.А. Финансовое права: альбом схем: учебное пособие. - М.: Экон-информ, 2012. - 53 с.
7. Писарев А.Н. Правовое обеспечение реформирования государственного управления в городе Москве: актуальные проблемы теории и практики осуществления: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. - 200 с.
© Д.М. Никитаев, 2015
176