_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 347.73
Коломиец Дарина Сергеевна
Студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В настоящей статье анализируются полномочия города Москвы в области финансовой деятельности, система органов власти, осуществляющих эти полномочия. Кроме того, сделан вывод о несовершенстве законодательства города Москвы в финансово-бюджетной сфере и необходимости его корректировки.
Ключевые слова
Финансовая деятельность города Москвы, полномочия в финансово-бюджетной сфере, финансовые
органы, бюджетные полномочия.
Город Москва одновременно сочетает в себе несколько статусов: статус субъекта Российской Федерации - города федерального значения, столицы Российской Федерации, фактически осуществляет функции административного центра Московской области, а также имеет черты муниципального образования [6, с. 4]. В связи с особым статусом города Москвы представляется актуальным выделить некоторые её особенности, связанные с реализацией полномочий в области финансовой деятельности.
В соответствии с Уставом города Москвы органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют на основании разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Особую группу полномочий города Москвы составляют полномочия в области финансовой деятельности [6, с. 63].
Полномочия в области финансовой деятельности в городе Москве осуществляют следующие органы: Московская городская Дума, Правительство города Москвы, Мэр города Москвы, Департамент Финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент торговли и услуг, Департамент по конкурентной политике, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
Власти города Москвы осуществляют регулирование бюджетного процесса и бюджетной системы города Москвы, а также устанавливают налоги и сборы.
Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы. Московская городская Дума обладает следующими полномочиями в области финансовой деятельности: принимает бюджет города Москвы и осуществляет текущий и последующий контроль за его исполнением; контроль за исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; назначает Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы.
Правительство города Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы и осуществляет достаточно широкий спектр полномочий в области финансовой деятельности: разрабатывает для представления в Московскую городскую Думу проект бюджета города Москвы и обеспечивает его исполнение; организует контроль за эффективным расходованием средств бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на очередной финансовый год и плановый период; организует и осуществляет управление собственностью, осуществляет контроль за ее эффективным использованием; обеспечивает проведение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики; осуществляет государственные заимствования и управление государственным долгом города; принимает меры по использованию в интересах города возможностей финансового и фондового рынков; принимает решение о расходовании средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете Москвы и многое другое. Полномочия Правительства Москвы в области финансовой деятельности отражены в Законе города Москвы «О Правительстве Москвы».
Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. В свою очередь Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их, формирует Правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру органов исполнительной власти города Москвы.
Департамент Финансов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения городского бюджета, государственных заимствований и управлением государственного долга, финансовому обеспечению государственной службы, регулированию государственного финансового контроля, нормативно-правовому регулированию в области бюджетного процесса, формированию и реализации финансовой и налоговой политики города Москвы.
Департамент экономической политики и развития города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации экономической, инвестиционной, финансовой, тарифной, миграционной, ценовой и налоговой политики, в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития города, формированию государственных программ города Москвы, планированию закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд города Москвы. Департамент осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности: разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, в том числе: о проектах законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения; об утверждении порядка предоставления Департаментом субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы Департамент принимает решения: о проведении регулярного анализа состояния экономики и финансов города Москвы, хода выполнения государственных программ города Москвы и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Москвы, подготовке докладов Мэру Москвы и Правительству Москвы об экономическом положении города Москвы, сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ города Москвы.
Департамент возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы. Руководитель Департамента осуществляет в установленном порядке расходование средств бюджета города Москвы в пределах предоставленных бюджетных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.
Департамент торговли и услуг, Департамент по конкурентной политике, Департамент науки,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
промышленной политики и предпринимательства города Москвы осуществляют расходование денежных средств в пределах ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города. Контроль в финансово - бюджетной сфере на территории города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города.
Таким образом, анализируя законодательство города Москвы по вопросам финансовой деятельности, необходимо отметить, что в столице отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий указанную сферу. Полномочия города Москвы в области финансовой деятельности закрепляются в различных законах и подзаконных актах, некоторые вопросы и вовсе регулируются федеральным законодательством. Представляется, что городу Москве как экономическому центру государства необходима систематизация и корректировка законодательства в финансово-бюджетной сфере. Было бы уместно наравне с Российской Федерацией принять закон города Москвы, который бы закрепил систему органов власти, осуществляющих финансовую деятельность, четко разграничил полномочия между ними и установил ответственность финансовых органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей [5, с. 4-12].
Список использованной литературы:
1. Закон города Москвы от 28.06.1995 г. «Устав города Москвы».
2. Закон города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы».
3. Постановление города Москвы от 27 октября 2015 г. №699-1 II I « О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 22 сентября 2009 г. № 1018-ПП и от 22 февраля 2011 г. №43-ПП»
4. Закон города Москвы от 30.06.2010 г. № 30 «О контрольно-счетной палате Москвы».
5. Афанасьева С.А. Реализация политических прав и свобод человека и гражданина (на примере города Москвы). / С.А. Афанасьева. Москва, 2012. - 214 с.
6. Афанасьева С.А. Система органов власти в городе Москве. Афанасьева С.А. Учебное пособие / Москва, 2015. - 100 с.
7. Афанасьева С.А. Финансовое право альбом схем / [сост.] С.А. Афанасьева. Учебное пособие/ Москва, 2012. - 53 с.
© Коломиец Д.С., 2016
УДК 4414
Колчанова Наталья Леонидовна
магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
г. Киров, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НИЧТОЖНЫХ СДЕЛОК В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу гражданского законодательства о ничтожных сделках, исследованию основных тенденций вправо применении, закрепленных законодателем положений, о признании недействительности ничтожных сделок.
Ключевые слова
Законодательство, ничтожная сделка, недействительность.
Не смотря на то, что реформа гражданского законодательства 2013 года внесла значительные изменения в правовое регулирование института недействительных сделок, доктрина двойственной