УДК 378.048.2
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АДЪЮНКТАМИ (АСПИРАНТАМИ) АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ
З.Ф. Мурадисова
Кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,
мкр. Новогорск
E-mail: muradisovazQyandex.ru
Аннотация. В статье проведён анализ процесса организации проведения педагогической практики в адъюнктуре (аспирантуре) Академии гражданской защиты МЧС России, на основе которой определены проблемные вопросы данного вида образовательной деятельности. Формулируются проблемные вопросы, касающиеся организации и проведения педагогической практики. Предложены пути решения выявленных проблемных вопросов, направленных на повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ключевые слова: педагогическая практика, адъюнктура, аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации.
Цитирование: Мурадисова З.Ф. О некоторых подходах к решению проблемных вопросов прохождения педагогической практики адъюнктами (аспирантами) Академии гражданской защиты МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2 (41). С.45-50.
В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ был определен новый уровень профессионального образования - «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации» [1, гл.2, ст.10, п.5].
Ранее данный уровень профессионального образования определялся как послевузовское профессиональное образование, который по сути являлся повышением квалификации лиц, имеющих высшее образование. Послевузовское профессиональное образование - это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Хотя по названию эта система являлась частью образования, по содержанию она представляла собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждалась учёная степень кандидата наук [2, ст.9, 25].
Её главным предназначением являлась подготовка педагогических кадров для ведения образовательной деятельности в высших учебных заведениях, а также подготовка кад-
ров для проведения научных исследований. Поскольку послевузовское образование являлось «наивысшим» уровнем профессионального образования, претендовать на него могли только те, кто уже имел диплом о высшем профессиональном образовании (диплом специалиста или магистра).
В настоящее время адъюнктура (аспирантура) стала третьей ступенью высшего образования, а не одной из форм дополнительного профессионального образования, какой являлась ранее.
Адъюнктура (аспирантура) Академии гражданской защиты МЧС России (далее -Академия) была открыта в 1995 году, тогда же был осуществлен первый набор адъюнктов. С открытием аспирантуры обучаться по программам подготовки научно-педагогических кадров в Академии получили возможность и гражданские лица.
С 2012 года подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) Академии ведётся в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов (далее - ФГОС) по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации, способных самостоятельно проводить и осуществлять руководство научными исследованиями, а также вести педагогическую деятельность, внедряя в образовательные программы современные научные достижения в области профессиональной деятельности [3].
При успешном завершении обучения в адъюнктуре выпускники получают дипломы с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (ранее - «Исследователь» по специальности), что дает им право осуществлять образовательную и исследовательскую деятельность.
Введенный в образовательную программу подготовки в адъюнктуре (аспирантуре) «Блок 2. Практики» предусматривает проведение педагогической и исследовательской практики. Эти практики «играют» важную роль в реализации требований федеральных государственных образовательных программ и формировании компетенций для становления адъюнкта (аспиранта) как преподавателя-исследователя и исследователя по направлениям их подготовки.
При прохождении педагогической практики адъюнкт (аспирант) должен закрепить полученные знания по образовательной составляющей программы подготовки в ходе проведения цикла открытых занятий с курсантами, студентами и слушателями Академии, овладеть учебной и методической работой, навыками структурирования и преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, образовательными технологиями.
Общий объем педагогической практики в Академии составляет 108 часов или 3 зачетных единицы. По итогам практики обучаемые проходят промежуточную аттестацию на кафедрах (в подразделениях, где осуществлялась практика).
В качестве отчетных документов обучаемые представляют:
отчет о прохождении практики, который должен быть утвержден руководителем кафедры;
отзыв руководителя практики; план проведения лекции с текстом лекции; анализ результатов самоконтроля проведения занятий.
На основании представленных материалов принимается решение о зачете практики. Успешное прохождение и защита результатов педагогической практики является формальным допуском обучающегося к будущей педагогической деятельности.
Педагогическая практика адъюнктов предусматривает следующие виды деятельности:
разработку индивидуального плана прохождения педагогической практики и утверждение его руководителем кафедры;
знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса на кафедре;
посещение консультаций руководителя практики, заседаний кафедр и предметно-методических комиссий;
изучение опыта преподавания ведущими преподавателями кафедр и Академии;
взаимное посещение и анализ занятий, проводимых адъюнктами (аспирантами);
планирование и участие в разработке содержания учебных занятий, методическую работа по дисциплине;
разработку плана проведения лекции с использованием приемов активации внимания обучающихся к рассматриваемым вопросам;
самостоятельное проведение учебных занятий по учебной дисциплине (семинаров, практических и лабораторных занятий);
индивидуальную и воспитательную работу с обучающимся контингентом [6].
Указанные виды деятельности обучаемыми, как показывают результаты прохождения практики, реализуются не в полной мере. В качестве примера можно рассмотреть итоги прохождения педагогической практики адъюнктами в 2018-2019 учебном году, которые позволили сделать следующие выводы:
тематика проводимых диссертационных исследований не в полной мере совпадает
Мурадиеова З.Ф.
с содержанием проводимых учебных занятий. Например, при тематике дисеертационншх) исследования «Обоснование технических требований к мобильному средству защиты... » проводятся занятия но темам: «Определению технических) состояния техники» и «Размещение узлов и агрегатов силовых установок» или при тематике диееертационших) исследования «Обоснование рациональжнх) варианта реагирования спасательных формирований на ЧС на действующих объектах метрополитена» проводится занятие но теме: «Цели, задачи, направления деятельности государственной инспекции но маломерным судам»;
предварительное посещение лекций и практических занятий но дисциплинам, на которых проводится стажировка в индивидуальном плане было предусмотрено только у двух
Краткий анализ, проведенный но материалам программ нод1Х)товки адъюнктов (аспирантов), издаваемых пособий, рекомендаций и научных статей, показывает, что для большинства отечественных образовательных организаций высших) образования в настоящее время характерны следующие проблемные вопросы в нод1Х)товке адъюнктов (аспирантов):
непонимание сути и значимости педагогической практики как составной части системы нод1Х)товки научно-педагогических кадров для организации (етруктурншх) подразделения) [8|;
из пяти обучающихся, проходящих практику;
взаимоносещаемость занятий, проводимых адъюнктами (аспирантами) предусматривалась в индивидуальных планах только двух из пяти обучающихся, проходящих практику
Необходимо обратить особое внимание на результаты анализа обобщенных данных касающихся распределения адъюнктов и аспирантов Академии за последние пять лет, которые позволяют сделать вывод о том, что как преподаватели они в настоящее время мало востребованы (рисунок 1).
Приведенная статистика свидетельствует о том, что у обучаемых априори отсутствует интерес к отработке задач педагогической практики на высоком методическом уровне, ввиду малой вероятности назначения но выпуску из Академии на преподавательскую должность.
отсутствие направленности практи чеекшх) использования полученных знаний в будущей профессиональной (не педагогической) деятельности [8].
В качестве путей решения проблемных вопросов, позволяющих повысить эффективность прохождения педаххн'и ческой практики в Академии выделены следующие:
проведение в период, предшествующий пе-даххн'ической практики, обязательншх) ввод-ншх) занятия (инструктажа) с адъюнктами, аспирантами, руководителем педаххи'и ческой
2014 2015 2016 2017 2018
Год выпуска
I Выпущено адъюнктов (аспирантов) (чел)
I На должность преподавателей (чел)
Рисунок 1 Статистика востребованности адъюнктов (аспирантов) Академии по выпуску из адъюнктуры (аспирантуры) на должностях преподавателей
практики от Академии. На данном занятии объясняются цели, задачи, порядок проведения и отчетности по педагогической практике. На нём же в ходе диалога даются ответы на все, касающиеся порядка проведения практики, вопросы;
обязательное согласование тематики учебной дисциплины (учебных дисциплин), в рамках которой планируется реализовывать программу педагогической практики, с тематикой проводимого диссертационного исследования;
предварительная подготовка к проведению педагогической практики, заключающаяся в ознакомлении с организацией учебного процесса на кафедре и посещении занятий по дисциплине, в рамках которой планируется реализовывать программу педагогической практики. Данный вопрос особенно актуален для лиц, чья педагогическая практика проводится вне структурных подразделений, за которыми они закреплены;
применение в ходе проведения педагогической практики современных технологий обучения и единой электронной информационно-образовательной среды Академии. Указанный аспект в настоящее время отражен в требованиях ФГОС, где в частности сказано, что электронная информационно-образовательная среда организации должна: обеспечивать взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет»; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; формирование электронного портфо-лио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
организация и проведение с обучающимися воспитательной работы в виде бесед, семинаров, информирования, что позволяет адъюнкту, кроме непосредственно преподавательских навыков освоить практику воспитательной деятельности;
обязательное взаимопосещение занятий адъюнктами. В ходе таких занятий адъюнкты обучаются на примере друг друга новым приемам преподавательской деятельности, отмечают для себя некоторые недостатки, которых в последствие стараются избегать;
организация и проведение социометрического исследования для изучения взаимоотношений в коллективе обучающихся. Проведение данного исследования позволяет адъюнкту овладеть первичными навыками диагностики межличностных взаимоотношений в малых конкретных группах, что в свою очередь, в дальнейшем поможет организовывать учебный процесс с учетом внутригрупповых особенностей коллектива;
осуществление самоконтроля проведенных занятий со стороны адъюнкта. Когда обучающийся в процессе разбора занятия сам осознает слабые и сильные стороны подходов, применяемых при проведении занятий.
О высокой эффективности применяемых в настоящее время подходов говорит 100 %-ая положительная успеваемость адъюнктов (аспирантов) Академии, в том числе и иностранных государств.
Высокие показатели в подготовке научно-педагогических кадров достигаются, в том числе и за счет применения оригинальных подходов к реализации проблемных вопросов педагогической практики, позволяющих обучающимся успешно овладеть навыками самостоятельной педагогической деятельности.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LÄW_140174/(AaTa обращения 15.03.2019).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 20.06.01 Техносферная безопасность. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 г. (с изменениями) № 885. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/7507 (дата обращения 15.03.2019).
Мурадисова З.Ф.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259.
5. Положение о порядке проведения практики адъюнктов (аспирантах), формах и видах отчетности о прохождении практики // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки: 2017 - 13 с.
6. Самойлов С.В., Пономарев А.И. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) Академии гражданской защиты МЧС России: проблемные вопросы и направления их решения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2017. - № 4 - С.24-40.
7. Струк Е.Н. Подготовка преподавателей в аспирантуре технического университета: особенности и проблемы // Современные проблемы науки и образования - 2018. - №4: [Электронный ресурс]. http://science-education.ru/ru/article/view?id=27751 (дата обращения: 11.02.2019).
8. Лакман И.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов технических и экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 4 - С. 169-173.
ABOUT SOME APPROACHES ТО THE SOLUTION OF THE PROBLEM ISSUES OF THE PEDAGOGICAL PRACTICE PASSAGE BY ADJUNCES (ASPERS) OF CIVIL DEFENCE ACADEMY EMERCOM OF RUSSIA
Zulflya MURADISOVA
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail:muradisovazQyandex.ru
Abstract. The article analyzes the process of organizing pedagogical practice in the adjunct (postgraduate) of the Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, on the basis of which the problem issues of this type of educational activity are identified, formulated issues of concern relating to the organization and conduct of teaching practice. The ways of solving the identified problem issues aimed at improving the training of highly qualified scientific and pedagogical personnel are proposed.
Keywords: teaching practice, adjuncture, graduate school, training of highly qualified personnel. Citation: Muradisova Z.F. On some approaches to the solution of problematic issues of pedagogical practice by adjuncts (aspers) of the Civil Defence Academy EMERCOM of Russia // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. № 2 (41). pp.45-50.
References
1. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273. [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/( circulation date 03/15/2019).
2. The Law of the Russian Federation "On Education" of 10.07.1992 No. 3266-1.
3. Federal State Educational Standard of Higher Education. The program for the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school in the direction of training highly qualified personnel 20.06.01 Technosphere safety. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 30, 2014 (as amended) No. 885. [Electronic resource] - Access mode: http: //minobrnauki.rf/documents/7507 (circulation date 03/03/2019).
4. The order of organization and implementation of educational activities on educational programs of higher education - training programs for scientific and pedagogical staff in postgraduate (adjunct). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 19.11.2013 N 1259.
5. Regulations on the procedure for the practice of adjuncts (graduate students), forms and types of reporting on internships - 13 p.
6. Samoilov S.V., Ponomarev A.I. Training of scientific and pedagogical personnel in the adjunct (postgraduate) of the Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia: problematic issues and directions for their solution // Scientific and educational problems of civil protection. - 2017. №4 C.24-40.
7. Struk E.N. Teacher training in the graduate school of a technical university: features and problems // Modern problems of science and education - 2018. - №4: [Electronic resource]: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27751 (appeal date: 11.02.2019).
8. Lakman I.A., Ivanova A.D., Murugova O.V. Methodical support of pedagogical practice of graduate students of technical and economic areas // Modern high technologies. - 2018. - № 4 - p. 169-173.