УДК 343.141
Макарова Е. Н.
Преподаватель кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В работе произведен анализ деятельности сотрудников правоохранительных органов по проверке сообщений о преступлении и расследовании уголовных дел в сфере ЖКХ. Рассмотрены некоторые следственные и процессуальные действия необходимые для проведения качественной проверки по сообщению о преступлении и расследованию по уголовному делу.
Ключевые слова: эффективность расследования, необходимость проведения ряда следственных действий.
Значительная часть расследуемых органами предварительного следствия в системе МВД России преступлений составляет уголовные дела о неправомерном использовании и хищениях денежных средств, выделяемых на выполнение ремонтно-строительных работ.
Хищения денежных средств, в том числе бюджетных, выделяемых на ремонтно-строительные работы, совершаются, как правило, путем завышения объема работ, либо использования более дешевых стройматериалов, а также путем частичного или их полного невыполнения с присвоением денежных средств, поступивших в качестве предоплаты [1, с. 61 - 65].
На эффективность предварительного расследования во многом влияют качество проведенной доследственной проверки, а также своевременность и обоснованность возбуждения уголовных дел [12].
Изучив материалы проверки сообщения о преступлении, следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ. При его составлении распространенными ошибками являются:
- нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 146 УПК РФ — в постановлении о возбуждении уголовного дела не указываются повод и основание для возбуждения уголовного дела, при этом следователями игнорируется прямое указание закона на обязательность их изложения;
- не указывается конкретный период совершения преступления и место совершения преступления;
- в описательной части постановления о возбуждении уголовного дела излагаются обстоятельства допущенного нарушения, а не преступного деяния.
Учитывая, что деятельность и услуги в сфере ЖКХ отличаются сложным комплексным правовым регулированием и сопровождаются оформлением большого количества документации, при расследовании хищений денежных
средств, совершаемых в указанной сфере, следует уделять внимание анализу возможных злоупотреблений на всех ее этапах.
К материалам проверки заявлений и сообщений о преступлении необходимо приобщить результаты проведенных ОРМ [3, с. 101 - 104]:
- данные проверок руководителей и учредителей организаций ЖКХ на предмет их участия в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности как самой организации ЖКХ, так и ее основных контрагентов, в том числе данные на лиц, которые выполняли отдельные виды ремонтных и иных работ, а также на лиц, числящихся получателями денежных средств за работы, реальное выполнение которых вызывает сомнения;
- сведения, полученные из налогового органа, о наличии в числе организаций контрагентов и дочерних организаций ЖКХ аффилированных юридических лиц и фирм «однодневок»;
- иные сведения, имеющие отношение к совершенному хищению в сфере ЖКХ и (или) указывающие на лиц, причастных к противоправным действиям;
- данные, предоставленные территориальным подразделением Росфинмониторинга и банками, о наличии счетов организаций ЖКХ, а также о движении денежных средств по счетам и об их остатках на счетах.
Основными документами, регламентирующими порядок взаимодействия [2, с. 123 - 126] с Росфинмониторингом являются:
Приказ Росфинмониторинга от 05.11.2008 № 264 (ред. от 23.06.2014) «Об утверждении Регламента Федеральной службы по финансовому мониторингу»;
Приказ Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 43, Росфинмониторинга № 207 от 05.08.2010 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем», устанавливающий единый порядок информационного взаимодействия между правоохранительными органами и Росфинмониторингом (далее — Инструкция).
Формами взаимодействия органов предварительного следствия в системе МВД России [4, с. 171 - 175] и Росфинмониторинга выступают:
предоставление информации, необходимой для установления связи операций (сделок) с отмыванием денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, в виде письменных запросов и ответов на них. По согласованию между Росфинмониторингом и следственными органами запросы и ответы на них могут направляться в электронной форме с использованием электронной подписи;
обеспечение доступа следственных органов к Единой информационной системе, создаваемой Росфинмониторингом, в порядке, определяемом Росфинмониторингом по согласованию с правоохранительными органами;
информирование Росфинмониторингом следственных органов о выявленных фактах нарушений законодательства Российской Федерации, а также причинах и условиях, им способствующих.
Анализ и обобщение следственной и судебной практики показали, что в ходе расследования преступлений, связанных с неправомерными действиями в сфере ЖКК, нередко возникает необходимость в назначении и производстве ряда судебных экспертиз.
Так, например, строительно-техническая экспертиза назначается в целях определения:
вида и фактического объема выполненных ремонтных и строительно-монтажных работ;
вида, объемов и стоимости материалов, использованных для проведения строительно-монтажных и ремонтных работ;
обоснованности фактической стоимости строительства, указанной в актах выполнения строительных работ
соответствия объекта строительства, действующим ГОСТ и СНиП;
характера допущенных отступлений от требований строительных норм и правил;
дефектов в строительных конструкциях и элементах зданий;
степени готовности объекта на определенную дату.
При назначении строительно-технической экспертизы следует учитывать положение ч. 2 ст. 195 УПК РФ определяющее, что судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.
К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.
Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами [5, с. 339].
Таким образом, производство строительно-технической экспертизы иными лицами, может повлечь признание судом соответствующего заключения недопустимым доказательством.
В целях проверки соответствия ведения бухгалтерского учета и отчетности действующим нормативным правовым актам, правильности и обоснованности документального оформления операций приема, расходования и списания денежных средств и материальных ценностей, установления источника финансирования деятельности предприятия жилищно-коммунального комплекса, наличия или отсутствия прибыли или убытков, а также способов их сокрытия назначается бухгалтерская экспертиза.
В последнее время во многих предприятиях и организациях система бухгалтерского учета и отчетности компьютеризирована, внедрен электронный документооборот по каналам технической связи с банками, а также с иными контролирующими органами (налоговыми службами, пенсионным фондом и т.д.). В этой связи исследование информации на электронных носителях позволяет получить доказательства при расследовании уголовных дел.
Исследование такой информации производится в рамках компьютерной экспертизы. Объектом данной экспертизы является хранящаяся в компьютере информация, например, о действиях пользователя, связанных с процессом обработки файлов, ведения баз данных, передачи данных и т.п.
Не менее важными на первоначальном этапе расследования являются:
- допрос должностного лица в территориальном органе ФНС России (регистрирующем органе) и кредитной организации, принимавших участие в регистрации юридического лица, открытии и обслуживании банковского счёта соответственно;
- выемка в территориальном органе ФНС России (регистрирующем органе) регистрационного дела юридического лица. Следует отметить, что регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с законодательством документов. Регистрационные дела юридических лиц, прекративших свою деятельность, в том числе в результате реорганизации или ликвидации, после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра, подлежат хранению в регистрирующих органах в течение 15 лет с даты внесения соответствующих записей в государственные реестры;
- выемка в кредитной организации юридического и кредитного дел, выписок, расчетных документов и т.п., относящихся к деятельности проверяемого юридического лица;
- наложение ареста на имущество, являющееся предметом финансовых операций или сделок;
- следственный осмотр документов [6, с. 56; 11, с. 41].
При расследовании преступлений, совершенных в сфере ЖКХ (в силу большой социальной значимости этого сектора экономики) является профилактическая деятельность следователя [7, с. 115; 8, с. 109 - 114; 9, с. 89; 10, с. 25; 13, с. 131].
В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона, является процессуальным решением властного характера, в силу чего оно должно отвечать таким процессуальным требованиям как законность, обоснованность и мотивированность.
Литература
1. Гордеева Е.А. О некоторых вопросах уголовно-правовой квалификации нарушений прав граждан в сфере долевого строительства / Гордеева Е.А. // Права человека и правоохранительная деятельность. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Зиновьева. — СПб.: СПб ун-т МВД России, 2015.
2. Никонович С.Л. Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. — 2010.
3. Никонович С.Л. Проблемы оперативного документирования преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и способы их устранения / С.Л. Никонович // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 9 (105).
4. Никонович С.Л. Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 2.
5. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ендольцевой А.В., Сыдорука И.И. [Сыдорук И.И., Ендольцева А.В., Тамаев Р.Т., Мирзоев Г.Б., Эриашвили Н.Д., Химичева О.В., Гладких В.И., Галузо В.Н., Галоганов А.П., Данилкин В.Н., Батюк В.И., Никонович С.Л., Авдалян А.Я.] — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — Дана, 2013.
6. Организация расследования общеуголовных преступлений: учебное пособие для курсантов, слушателей, студентов / под ред. С.А. Янина, Т.Ф. Скогоревой [Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Зайцева Е.В., Клочков А.В., Ковалев С.А., Никонович С.Л., Попова О.А., Решняк О.А., Черменева С.С., Шувалов Д.Н., Янина Т.Н.] — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015.
7. Криминалистика: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Кардашевской [Никонович С.Л., Могутин Р.И., Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Брусенцева В.А.] — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В.. 2014.
8. Никонович С.Л. Типичные следственные ситуации и организация расследования преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и
драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2014. — № 1(28).
9. Кардашевская М.В., Никонович С.Л., Абрамов В.А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013.
10. Расследование организации преступного сообщества (преступной организации): учебное пособие [Коловоротный А.А., Бирюков С.Ю., Никонович С.Л. и др.] — М.: Юнити-Дана, 2015.
11. Никонович С.Л., Олифиров П.А. Поисковая техника и средства связи в криминалистике: учебное пособие. — Липецк: МИПЭ, 2004.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 3 т. [Дикаев С.У, Авдалян А.Я., Агаев Г.А., Брусенцева В.А., Бычков С.Н., Галузо В.Н., Готчина Л.В., Денисов С.А., Калис Е.Б., Климов А.С., Коротков А.В., Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф., Никуленко А.В., Никонович С.Л., Степанов Ю.И., Трофимов В.Г., Тюнин В.И., Чабукиани О.А., Шкеле М.В. и др.] / под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. — Тамбов-Санкт-Петербург — Липецк: изд-во Першина Р.В., 2014. Т.3. Особенная часть (по состоянию на 4 июня 2014 г.).
13. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие [Аминов Д.И., Багмет А.М., Никонович С.Л., Авдалян А.Я., Климов А.С., Белокобыльский М.Е., Канубриков В.А., Галузо В.Н., Иванов А.Л.]; под ред. Д.И. Аминова, А.М. Багмета. — Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. — 2015. — Т. 70.