Научная статья на тему 'О некоторых особенностях организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений'

О некоторых особенностях организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1309
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / УЧЁТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТРОЛЬ / PROCURATOR''S SUPERVISION / CRIME RECORDING / ORGANIZATIONAL MANAGEMENT / PLANNING / INTERACTION / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тетерина Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются основные элементы организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some peculiarities of the work of public prosecutor''s office of Federal subject of Russia enforcement-of-laws surveillance in the scope of crime recording

Main elements of organizational management of public prosecutor's office of Federal subject of Russia enforcement-of-laws surveillance in the scope of crime recording are examined in the article.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений»

циональных конфликтов в будущем. Современные национальные проблемы России во многом вышли из советского прошлого.

Конституционные нормы, изначально декларативного и популистского характера, говорят о фиктивности соответствующих положений конституции, присущей, в определенной степени, всем нашим конституциям.

Библиографический список

1. Карр Э. История Советской России. Больше-

вистская революция. 1917-1923. - Т. 2. - Ь., 1952. -710 с.

2. Сталин И.В. Сочинения. - Т. 5. - М.: Госполитиздат, 1953. - 446 с.

3. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. - Рига: Латвийское государственное издательство, 1964. - 784 с.

4. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 1999. - 472 с.

5. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие. - М.: Зерцало, 2004. - 224 с.

УДК 347.963

Тетерина Ольга Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ УЧЁТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются основные элементы организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений.

Ключевые слова: прокурорский надзор, учёт преступлений, организация работы, планирование, взаимодействие, контроль.

В системе прокуратуры Российской Федерации прокуратурам субъектов Федерации отведен статус среднего или промежуточного звена: через них Генеральной прокуратурой России осуществляется руководство низовыми звеньями прокурорской системы, кроме того, прокуратуры субъектов Федерации самостоятельно осуществляют руководство деятельностью нижестоящих прокуратур.

Структурные подразделения прокуратуры субъекта Федерации наряду с непосредственным осуществлением всех возложенных на прокуратуру функций организуют и контролируют качество их осуществления нижестоящими прокуратурами.

Эффективность деятельности прокуратуры во многом зависит от организации её работы.

В качестве основных элементов организации работы выделяют информационно-аналитическое обеспечение; распределение обязанностей; прогнозирование и планирование работы; взаимодействие; принятие управленческих решений; контроль и проверку исполнения.

Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры включает в себя сбор, накопление и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики [1, с. 81]. Ведется она в основном по двум направлениям: внешнему и внутреннему - и базируется на принципах оперативности, своевременности, полноты и достоверности [2, с. 7, 13].

Внешним направлением является работа, связанная с определением состояния законности и правопо-

рядка на территории и (или) объекте, поднадзорных конкретным органам прокуратуры. Источниками информации об исполнении законов в сфере учёта преступлений выступают поступающие в прокуратуру ежедневные сводки о происшествиях, сообщения, специальные донесения, статистические отчеты о состоянии преступности и результатах расследования преступлений в регионе (№№ 1 - ЕГС, 2 - ЕГС, 3 - ЕГС, 4 - ЕГС и др.), сведения о преступности в городах и районах, материалы уголовных дел и до-следственных проверок, обращения субъектов учёта преступлений, руководителей правоохранительных органов, жалобы граждан и др.

Анализ статистических данных о преступности позволяет определить орган, в котором должна быть проведена надзорная проверка; содержание надзорных мероприятий, максимально способствующих выявлению, пресечению и предупреждению нарушений закона, таким образом, проявляется взаимосвязь информационно-аналитического обеспечения и планирования в органах прокуратуры.

Внутреннее направление информационно-аналитической работы в органах прокуратуры - сбор, изучение и оценка информации с целью определения эффективности организации и деятельности органов прокуратуры. Источникам информации выступают документы прокурорской деятельности (рапорты работников прокуратуры, спецсообщения прокуроров, справки, докладные записки, акты прокурорского реагирования и т.д.), их анализ позволяет вырабатывать организационные мероприятия, направленные на совершенствование системы управления органов прокуратуры.

© Тетерина О.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .4J- № 2, 2014

193

Планирование выступает способом организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации. Существо планирования состоит в формировании конкретных мероприятий в соответствии с целями деятельности прокуратуры, определении сроков их исполнения и исполнителей. При планировании учитываются приоритетные направления надзора, специфика предмета надзора, круг поднадзорных объектов (субъектов); особенности распределения обязанностей по надзору за исполнением законов в досудебном производстве в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации; путем определения исполнителей надзорных мероприятий решаются вопросы взаимодействия и координации деятельности структурных подразделений. Координация в сфере правовой статистики осуществляется в процессе работы контрольной группы по обеспечению оперативного надзора за формированием и обработкой документов первичного учёта правоохранительными органами региона. Название группы представляется неудачным, поскольку в нём смешиваются внутренняя (контроль) и внешняя (надзор) функции прокуратуры, более правильным было бы назвать группу рабочей.

Немаловажное значение для организации работы по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений имеет принятие и реализация управленческих решений, которые находят отражение в постановлениях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов региона, решениях коллегий, в том числе совместных, приказах, указаниях, распоряжениях. Результативным представляется издание совместных организационно-распорядительных документов. К примеру, прокуратурой Костромской области совместно с УМВД, УФСБ, ГУ МЧС, УФСКН, УФССП, СУ СК РФ изданы приказы и указания по вопросам организации работы по учёту преступлений в правоохранительных органах области.

Постоянно действующий контроль за деятельностью органов прокуратуры, за своевременностью и правильностью исполнения решений, принимаемых прокурорами, является важным практическим средством должного исполнения ими своих функций, что в конечном итоге обеспечивает действенность, результативность прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве [3, с. 428].

В прокуратуре субъекта РФ создана двухуровневая система контроля, охватывающая как непосредственно аппарат региональной прокуратуры, так и нижестоящие прокуратуры. Если в аппарате контроль осуществляется руководителями прокуратуры, её структурных подразделений, в том числе по организационным вопросам и контролю исполнения, то к контролю за деятельностью нижестоящих прокуратур привлекаются помощники

прокурора региона, старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов), именуемые функциональными руководителями.

Используются как различные виды контроля: текущий и итоговый, плановый и внеплановый, выборочный и сплошной, так и различные формы контроля. Распространенной формой контроля являются проверки исполнения, проводимые как в отношении работников аппарата региональной прокуратуры, так и нижестоящих прокуроров, при этом проверки могут быть комплексными и отраслевыми, первичными и контрольными, плановыми и внеплановыми. Несомненным достоинством этой формы контроля является возможность не только выявить недостатки в исполнении приказов вышестоящей прокуратуры, выполнении заданий и поручений, но и оказать практическую помощь в организации работы подразделения или прокуратуры, внедрить в практику эффективные методы надзора и средства прокурорского реагирования.

Независимо от вида и формы контроля в рассматриваемой сфере прокурорского надзора его основными задачами являются: оценка результатов надзорной деятельности, анализ причин её неэффективности, невыполнения или ненадлежащего выполнения плановых мероприятий, оказание практической помощи по устранению недостатков.

Проведенное автором исследование позволило выделить некоторые особенности организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений.

Во-первых, в настоящее время особенностью правового обеспечения организации надзора за исполнением законов в сфере учёта преступлений является отсутствие федерального закона, регламентирующего сферу учёта, в результате чего регулирование правоотношений осуществляется ведомственными нормативными актами.

Во-вторых, это особенности методического обеспечения организации надзора за исполнением законов в сфере учёта преступлений. Несмотря на то что надзор за исполнением законов при учёте преступлений прокуратура осуществляет более 50 лет, до настоящего времени отсутствуют методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законов в анализируемой сфере. Отсутствие единого подхода к организации надзора за исполнением законов в сфере учёта преступлений, безусловно, снижает эффективность прокурорской деятельности на этом направлении.

В-третьих, если по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для проверки исполнения законов требуется повод - поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, то для проверки исполнения

законов в сфере учёта преступлений такого повода не требуется. Надзор осуществляется прокурорами в соответствии с принципами императивности и оперативности [4, с. 190], деятельность прокурора носит постоянный, в основном властно-распорядительный характер, она активно влияет на отношения в сфере учёта преступлений и воздействует на субъектов учёта.

Рассматривая организацию работы прокуратуры по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений, следует отметить, что неполнота, искажение и фальсификация статистических показателей не случайны: они обусловлены взаимосвязанным комплексом объективных и субъективных причин, условий и предпосылок.

В.В. Лунеев выделил исторические, идеологические предпосылки, организационные, кадровые, материальные, социально-психологические и психологические, технические причины искажения данных о состоянии преступности [5, с. 138-141].

Если организационные причины, обусловленные ведомственной статистической разобщенностью, удалось преодолеть, то остальные предпосылки и причины сохраняются. Наибольшую опасность представляют исторические предпосылки, которые связаны с традиционным приспособлением уровня учитываемых преступлений к ложно понятым интересам правоохранительных органов.

Преодоление указанных предпосылок и причин средствами прокурорского надзора видится одной из задач органов прокуратуры, что, бесспорно, связано и с повышением эффективности надзорных мероприятий.

Среди факторов, оказывающих существенное воздействие на эффективность прокурорского надзора, выделяют правовые, организационные, информационные, процедурные, работу с кадрами, научно-методическую помощь подчиненным прокурорам, материально-технические, иные факторы, которые могут оказать влияние на эффективность прокурорского надзора [6, с. 30-31].

Совершенствованию организации работы по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений, повышению эффективности надзорных мероприятий будет способствовать реализация следующих предложений:

1. При планировании работы следует учитывать, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации возлагается на несколько подразделений: по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних; о противодействии коррупции; по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях. Кроме ука-

занных подразделений, к проведению плановых мероприятий по надзору за исполнением законов в сфере учёта преступлений целесообразно привлекать подразделения по оперативному учёту и статистике, обеспечению участия прокуроров в уголовном судопроизводстве, создать условия для взаимодействия и координации их деятельности с другими отраслевыми отделами и управлениями.

Представляется, что существование в прокуратурах субъектов Российской Федерации нескольких подразделений, осуществляющих надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия с учётом предметной или персональной подследственности уголовных дел (управления или отделы, старшие помощники прокуроров по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних; о противодействии коррупции; по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях), не отвечает интересам обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Следует перераспределить функции и полномочия дублирующих друг друга подразделений, на что ранее указывалось и другими исследователями проблем организации деятельности органов прокуратуры [7, с. 133-134], сосредоточив надзор в одном подразделении прокуратуры -управлении (отделе) по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

2. Повышению результативности надзорной деятельности способствует надлежащее методическое обеспечение прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в сфере учёта преступлений: направление на места информационных писем, обзоров, обобщений практики надзора за исполнением законов, поскольку это позволяет оперативно распространить положительный опыт работы либо указать на недостатки и упущения. Именно поэтому крайне важно в план работы прокуратуры субъекта Российской Федерации и её подразделений включать не только проверки исполнения законов в сфере учёта преступлений, но и обобщения практики прокурорского надзора в рассматриваемой сфере; мероприятия, направленные на повышение квалификации прокуроров городов и районов (стажирование в аппарате вышестоящей прокуратуры, оказание работниками аппарата практической помощи с выездом в прокуратуру города или района и т.д.).

3. Совершенствование организации работы в рассматриваемой сфере надзора обеспечивается не только надлежащим внутрисистемным, но и межведомственным взаимодействием. Формами такого взаимодействия являются обмен информацией по вопросам соблюдения регистрационно-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

195

учетной дисциплины; создание межведомственных рабочих групп из представителей прокуратуры и других правоохранительных органов; проведение совместных мероприятий, в том числе проверок районных подразделений работниками аппаратов региональных прокуратуры и соответствующего правоохранительного органа; оказание им практической помощи. Кроме того, совершенствованию деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов при учёте преступлений способствует активизация использования организационных форм взаимодействия с судами [8, с. 271], к числу которых следует отнести взаимный обмен информацией о состоянии, динамике и структуре преступности; результатах рассмотрения уголовных дел, что особенно важно в случае изменения судом объема обвинения, поскольку влечет необходимость внесения изменений в статистическую отчетность о преступности (в пределах календарного года); направление совместных информационных писем, справок и обзоров по вопросам разъяснения спорных вопросов правоприменительной практики, в первую очередь касающихся квалификации преступлений и влияющих на отражение сведений о них в статистической отчетности; проведение совместных мероприятий по повышению квалификации судей, прокуроров, работников аппарата суда и правоохранительных органов, например учебно-методических семинаров, научно-практических

конференций по вопросам квалификации и учёта преступлений.

Библиографический список

1. Прокурорский надзор / под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Юрайт, 2010. - 490 с.

2. Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры города (района): метод. пособие / рук. авт. колл. К.И. Амирбеков. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2013. - 113 с.

3. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. - М.: Зерцало, 2000. - 480 с.

4. Ергашев Е.Р. Принципы прокурорского над-зорно-охранительного права и его институтов: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2008. -310 с.

5. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Норма, 1997. - 480 с.

6. Проблемы эффективности прокурорского надзора / под ред. К.Ф. Скворцова. - М.: Юрид. лит., 1977. - 160 с.

7. Шалумова Н.Э. Организация работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 210 с.

8. Кобзарев Ф.М. Проблемы взаимодействия прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства. - М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.