11.2. О НЕКОТОРЫХ ОШИБКАХ, ДОПУСКАЕМЫХ В ХОДЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Захарова Валентина Олеговна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. Подразделение: кафедра психологии и организации правоохранительной деятельности (Высшие академические курсы). E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье автор ставит цель доказать необходимость производства качественной и своевременной доследственной проверки по факту безвестного исчезновения несовершеннолетнего, а также рассматривает отдельные недостатки в этой деятельности. Кроме того, рассмотрено правовое регулирование этого направления работы правоохранительных органов, а также отдельные аспекты и нерешенные вопросы в организации розыскной деятельности безвестно исчезнувшего ребенка. Подчеркнута особая роль сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (следователей, следователей-криминалистов, руководителей следственных подразделений и следственных органов) в организации установления обстоятельств безвестного исчезновения несовершеннолетних. На приведенном примере из следственной практики по исследуемой проблеме рассмотрены вопросы взаимодействия с целью оптимизации этой деятельности. Рассмотрены основные следственные ошибки, допускаемые в процессе установления обстоятельств безвестного исчезновения несовершеннолетних. Данная статья будет интересна как обучающимся на юридических факультетах, так и ученым, и практическим работникам.
Ключевые слова: безвести пропавшие; несовершеннолетний; расследование; следователь; следователь-криминалист; уголовное дело.
ABOUT SOME MISTAKES MADE IN THE COURSE OF ESTABLISHING THE CIRCUMSTANCES OF THE UNKNOWN DISAPPEARANCE OF MINORS
Zakharova Valentina Olegovna, PhD at law, associate Professor. Position: associate Professor. Place of employment: Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. Division: Department of psychology and law enforcement organization (Higher academic courses). E-mail: [email protected]
Annotation: In this article, the author aims to prove the need for high-quality and timely pre-investigation checks on the fact of the unknown disappearance of a minor, and also considers some shortcomings in this activity. In addition, the legal regulation of this area of work of law enforcement agencies, as well as certain aspects and unresolved issues in the organization of search activities of an unknown disappeared child, was considered. The special role of employees of the Investigative Committee of the Russian Federation (investigators, forensic investigators, heads of investigative departments and investigative bodies) in the organization of establishing the circumstances of the unknown disappearance of minors is emphasized. On the example given from the investigative practice on
the problem under study, the issues of interaction with the purpose of optimizing this activity are considered. The main investigative errors made in the process of establishing the circumstances of the unknown disappearance of minors are considered. This book will be of interest to students of law schools, as well as scientists and practitioners.
Keywords: missing person; minor; investigation; investigator; forensic investigator; criminal case.
Рассмотрение заявлений и сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних, а также принятие по ним законных и обоснованных процессуальных решений, является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России). Их розыск всегда требует особого внимания и оперативного реагирования, поскольку пропавший ребенок в силу возраста менее защищен, чем взрослый человек. Вместе с тем, к сожалению, в ходе ее осуществления этой работы нередко допускаются ошибки как следователями, так и другими ее участниками.
Этой деятельности всегда придается особая важность во всех правоохранительных органах [7, С. 108126]. Так, например:
- совместно с ОВД, МЧС, иными органами исполнительной власти и поисковым отрядом «Лиза Алерт» сотрудниками СК России на постоянной основе организовано взаимодействие с целью совместного и согласованного использования имеющихся информационных, организационных, технических и человеческих ресурсов при осуществлении поиска пропавших;
- на официальном сайте СК России (и его региональных подразделениях) имеется раздел «Внимание, розыск!», где публикуется информация о пропавших без вести;
- используются возможности средств массовой информации, а также общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
- на постоянной основе проводятся учебные занятия с сотрудниками СК России по методике производства отдельных следственных действий по сообщениям о безвестном исчезновении граждан;
- в криминалистических подразделениях организован и ведется учет сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних (малолетних);
- такие сообщения ставятся на контроль и в ходе процессуальной проверке обеспечивается надлежащее криминалистическое сопровождение и последующий контроль за полнотой и всесторонностью их рассмотрения;
- принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела по данным сообщениям допускается только после всестороннего и полного проведения проверки, выяснения всех обстоятельств и причин исчезновения, сбора сведений, характеризующих личность несовершеннолетнего, и условий его проживания и воспитания, исключения возможности совершения в отношении ребенка каких-либо противоправных деяний за период его пребывания вне дома;
- в случае самовольного оставления специализированного детского учреждения их воспитанником сотрудник СК России принимает меры к скорейшему установлению местонахождения пропавшего без вести несовершеннолетнего, а также выясняет причины и условия, способствовавшие к его исчезновению, инициирует перед органами прокуратуры проведение проверок исполнения федерального законодательства
УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Захарова В.О.
в деятельности таких учреждений с целью: а) выяснения причин систематического оставления их несовершеннолетними воспитанниками, б) соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних воспитанников учреждений и условий их проживания (одновременно следователем направляется информационное письмо в адрес администрации учреждений с требованием о проведении соответствующих профилактических мероприятий, способствующих исключению подобных случаев в будущем).
С целью оптимизации данной деятельности и минимизации следственных ошибок, в СК России издан Приказ от 11.10.2019 № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при организации розыска без вести пропавших несовершеннолетних лиц» [3, С. 85-87], в котором решен ряд вопросов, не нашедших отражения в совместном приказе Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.01.2015 № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц»:
определено, кто считается без вести пропавшим несовершеннолетним (это: несовершеннолетние, пропавшие в условиях очевидных обстоятельств (при морских, речных, железнодорожных и авиационных катастрофах, при стихийных бедствиях и т.д.); несовершеннолетние, пропавшие вследствие совершенного в отношении их преступления; самовольно ушедшие из семьи или специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающиеся в реабилитации; самовольно ушедшие из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, местонахождение которых остается не известным);
четко закреплено, что деятельность по установлению местонахождения и организации розыска безвестно отсутствующих несовершеннолетних лиц осуществляется следственными органами СК России во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами, волонтерскими организациями и отдельными гражданами (добровольцами);
подробно описан порядок осуществления (в этом направлении):
- организационно-информационной работы;
- розыскных и поисковых мероприятий;
- международного и межгосударственного розыска несовершеннолетних лиц;
- размещения информации о розыске несовершеннолетних граждан на официальных сайтах следственных органов СК России и официальном сайте СК России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, в системе СК России действует Распоряжение СК России от 19.09.2019 № 58/218р «Об организации работы по розыску пропавших несовершеннолетних граждан», в котором закреплена обязанность руководителей ГСУ и СУ СК России по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных СУ СК России (далее - территориальных следственных органов): нести персональную ответственность за организацию работы, оперативное принятие необходимых и достаточных мер по розыску без вести пропавших несовершеннолетних граждан;
лично возглавлять следственно-оперативные группы, создаваемые по факту безвестной пропажи несовершеннолетнего; организовывать их работу с выездом на место;
организовывать взаимодействие с территориальными органами МВД и МЧС России, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, волонтерскими организациями и добровольцами;
о принятых мерах и их результатах незамедлительно информировать Главное управление криминалистики (Криминалистический центр).
В этом же Распоряжении, помимо руководителей территориальных следственных органов, рядом обязанностей наделены и сотрудники Главного управления криминалистики, а именно:
при поступлении информации о пропаже несовершеннолетнего, незамедлительно оказывать территориальным следственным органам методическую и практическую помощь;
при необходимости организовывать выезд на место криминалистов и предоставление криминалистической техники;
осуществлять учет мероприятий, проведенных территориальными следственными органами по поиску пропавших несовершеннолетних, а также контроль за их реализацией;
ежеквартально докладывать Председателю СК России о результатах работы по розыску без вести пропавших несовершеннолетних с анализом недостатков и предложениями по совершенствованию указанного направления деятельности.
К счастью, значительное число фактов исчезновения несовершеннолетних не имеют криминального характера (хотя не мало детей, ставших жертвой преступления), однако зачастую дети пропадают в сельской местности, где опасность наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья ребенка существенно выше, чем в черте города [10, С. 51.].
В качестве положительного примера организации первоначальных поисковых мероприятий можно привести совместную работу сотрудников СК России по Пензенской области, других правоохранительных органов и добровольцев по сообщению о безвестном исчезновении 17.08.2019 в окрестностях села Малая Сердоба Пензенской области малолетнего К., 2014 года рождения.
В дежурную часть полиции сообщение о пропаже ребенка поступило около 19 часов, спустя более 4 часов после его фактического исчезновения. Согласно первоначально собранной информации установлено, что малолетний К. вместе со своим отцом ехал в автомобиле, застрявшем на окраине села при переезде ручья вброд. Пока отец пытался вызволить застрявшую в грунт машину, ребенок находился на виду и играл около воды, однако, в какой то момент, мальчик пропал из вида. В непосредственной близости от места происшествия находился достаточно глубокий ручей, поле и лесополоса. Ситуацию осложняло еще и то, что ребенок страдал аутизмом: не разговаривал и плохо шел на контакт.
На момент прибытия на место происшествия сотрудников территориального следственного отдела СК России поиски ребенка велись лишь немногочисленными силами территориального отдела полиции и местного населения; при этом все мероприятия не были организованы должным образом (отсутствовал штаб и
координатор поисков; отсутствовала карта местности, план действий и контроль за результатами по отработке территорий).
По прибытии на место, сотрудниками отдела криминалистики СУ СК России по Пензенской области совместно с волонтерами ДПО «Лиза Алерт» в месте исчезновения ребенка был развернут штаб: запущена световая башня; распечатана большая карта, разбитая на секторы; созданы небольшие поисковые группы по 2-3 человека; организовано место их сбора для координации действий и обсуждения достигнутых результатов. Примерно к 21 часу следователям-криминалистам удалось собрать не менее 120 человек, обеспеченных фонарями, средствами связи и ориентирования на местности; около 20 единиц автотранспорта повышенной проходимости. Сотрудниками регионального МЧС был доставлен телевизор для обследования сложных для передвижения участков местности вдоль ручья и оврага; из деревьев и веток в месте расположения брода сделали переезд через ручей, значительно облегчающий переправу через водную преграду автотранспорта и людей. На карте своевременно отмечались уже обследованные территории. После того, как близлежащая местность вокруг штаба была полностью обследована, криминалисты приняли решение о направлении нескольких поисковых групп вокруг точки пропажи ребенка для поиска его следов с целью определить направление его движения и сосредоточить силы именно на нем. Несколько групп вышли на противоположный берег ручья, поскольку ребенок мог самостоятельно пересечь ручей через брод и удаляться от села вглубь полей. Ближе к 01 часу ночи волонтерам ДПО «Лиза Алерт» удалось обнаружить первые следы: отпечаток детской ступни на муравейнике в поле за ручьем. Продолжая поиски в том же направлении, было обнаружено еще 2 аналогичных следа. Координаты указанных следов были переданы в штаб, основные силы стянуты в направлении обнаруженных следов, после чего пешими и автомобильными цепочками началось прочесывание местности. В результате, примерно через 1 час, ребенок был обнаружен живым, спрятавшимся в кустах в поле [9, С. 267-270].
Учитывая полномочия сотрудников СК России и их положительный опыт аналогичной деятельности, в указанном выше Распоряжении (п. 2.2) Главное управление криминалистики СК России обязали проработать вопрос о внесении изменений в «Алгоритм взаимодействий государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних» в части наделения руководителей территориальных следственных органов полномочиями руководителей создаваемых для розыска несовершеннолетних оперативных штабов.
Однако, к сожалению, не всегда удается обнаружить несовершеннолетних живыми в кратчайший срок; часть из них становятся жертвами преступлений или просто погибают, например, от несчастного случая [4, С. 92-94].
Поэтому качественное производство доследственной проверки и принятие по ее результатам законного и обоснованного решения становится первостепенной задачей следователя [2, С. 5-8].
В ходе взаимодействия следственных органов с органами внутренних дел при организации работы по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан, а также при расследовании уголовных дел
данной категории, допускаются следующие ошибки: несвоевременность передачи по подследственности сообщений и материалов проверок о вышеуказанных происшествиях из органов внутренних дел. В ряде случаев материалы проверок передавались в следственный орган спустя 10 суток с момента поступления таких сообщений или позже, что приводило к несвоевременному производству неотложных следственных и иных процессуальных действий, в том числе осмотру места происшествий. В ряде случаев сотрудники полиции не уведомляли дежурного следователя и ответственного руководителя следственного органа о поступлении сообщения о безвестном исчезновении граждан. Так, например, 17.01.2018 в ОМВД по Клепи-ковскому району поступило сообщение о безвестном исчезновении Б., который 13.01.2018 ушел из дома и не вернулся. Материал поступил в Касимовский МСО 05.02.2018, т.е. почти через месяц с момента исчезновения лица.
Несмотря на достаточно детальную регламентацию рассматриваемой нами деятельности, нередко сотрудниками СК России допускаются следственные ошибки и организационные просчеты [5, С. 187-188]. Не всегда безошибочной является и деятельность надзирающего прокурора [1, С. 49-51].
Продление срока проведения проверок, в основном, обусловлено необходимостью:
- установления местонахождения пропавших лиц;
- сбора сведений, характеризующих их личность;
- проведения молекулярно-генетических судебных экспертиз;
- получения информации о телефонных соединениях пропавших, об условиях жизни, окружения, воспитания, интересов и поведения несовершеннолетнего;
- установления возможных причин, способствующих безвестному исчезновению и т.п.
Основаниями для отмен, чаще всего, является неполнота рассмотрения сообщений, обусловленная как:
- объективными причинами: невозможностью в установленный срок опросить лиц, обладающих информацией об обстоятельствах исчезновения; получить сведения из оперативных подразделений; завершить производство молекулярно-генетической судебной экспертизы для установления ДНК-профиля пропавшего;
- волокитой со стороны следователя: несвоевременно и не в полном объеме организовывались поисковые мероприятия с целью установления местонахождения пропавших лиц либо их трупов; несвоевременно проводились или совсем не проводились осмотры последнего известного места пребывания пропавшего лица, не принимались меры к изъятию биологических следов и их проверке по криминалистическим учетам; поверхностно опрашивались родственники и лица из круга общения пропавшего лица; не уделялось должное внимание изучению личности пропавших; не устанавливался круг их общения, причины, способствующие самовольному уходу несовершеннолетнего [8, С. 30-33].
Вместе с тем, недооценка важности таких материалов недопустима, поскольку любое сообщение о безвестном исчезновении может содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, по которому надлежит незамедлительно возбуждать уголовное дело [6, С. 79-83].
УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Захарова В.О.
Список литературы:
1. Абуталипов А.Р., Нуриев Т.М. Расширить полномочия для повышения эффективности розыска без вести пропавших лиц // Законность. - 2018. - N 6. - С. 49-51.
2. Алехин Д.В. Алгоритм действий следователя по проверке версии о некриминальных причинах безвестного исчезновения людей // Российский следователь. -2015. - № 20. - С. 5-8.
3. Захарова В.О. О делегировании полномочий следователем // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 3 (13). - С. 85-87.
4. Захарова В.О. О некоторых недостатках при осмотре места происшествия // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2018. - № 3 (17). - С. 92-94.
5. Захарова В.О. Типичные ошибки, допускаемые следователями при производстве следственного эксперимента // Пробелы в российском законодательстве.
- 2017. - № 1. - С. 187-188.
6. Исмаилов Ч.М. Анализ преступлений, замаскированных под безвестное исчезновение // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - N 9. - С. 79-83.
7. Использование специальных знаний при расследовании преступлений: Учеб. пособие / под ред. А.И. Бастрыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 255 с.
8. Камчатов К.В., Аристархов А.Л. Комплексный розыск без вести пропавших // Законность. - 2019. - N 12.
- С. 30 - 33.
9. Организация первоначальных розыскных мероприятий по сообщениям о безвестном исчезновении несовершеннолетних в условиях открытой местности // Вестник Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пензенской области. - 2019. - № 10. - С. 267-270.
10. Трощанович А.В., Алехин Д.В. Расследование преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан: Учеб.-практич. пособие. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2017. - 143 с.
Reference list:
1. Abutalipov A.R., Nuriev T.M. Expand the powers to improve the effectiveness of the search for missing persons // Legality. - 2018. - N 6. - P. 49-51.
2. Alyokhin D.V. Algorithm of the investigator's actions to verify the version of non-criminal causes of the unknown disappearance of people. Russian investigator. - 2015. - N 20. - P. 5-8.
3. Zakharova V.O. On delegation of powers by an investigator // Investigation of crimes: problems and ways to solve them. - 2016. - N 3 (13). - P. 85-87.
4. Zakharova V.O. On some shortcomings when inspecting the scene of the accident // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. - 2018. - N 3 (17). - P. 92-94.
5. Zakharova V.O. Typical mistakes made by investigators during the production of an investigative experiment // Gaps in Russian legislation. - 2017. - N 1. - P. 187-188.
6. Ismailov H.M. Analysis of crime disguised as an obscure disappearance of // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2016. - N 9. - P. 79-83.
7. Use of special knowledge in the investigation of crimes: Studies. the allowance / under the editorship of A.I. Bastrykin. - Moscow: UNITY-DANA, 2016. - 255 p.
8. Kamchatov V.K., Aristarkhov, A. L., a Comprehensive search for the missing // Legality. - 2019. - N 12. - P. 3033.
9. Organization of initial search activities for reports of the unknown disappearance of minors in open areas // Bulletin of the Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Penza region. - 2019. - N 10. - P. 267-270.
10. Romanovich A.V., Alekhin D.V. Investigation of the crimes with unknown disappearance of citizens: Proc.-practical. stipend. - Moscow: UNITY-DANA, 2017. - 143 p.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 81%