О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
ЮРИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Цель данного исследования состоит в анализе направлений региональной социальной политики в современных условиях хозяйствования. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: обосновать первоочередные направления социальной поддержки; доказать эффективной социальной политики как основы стабильного развития региона; определить характер реализации социальной политики в различных регионах страны; представить некоторые социально значимые для определенных слоев населения Тамбовской области проекты; выделить перспективные направления совершенствования региональной социальной политики Тамбовской области. Предметом исследования выступают социально-экономические отношения социально незащищенных слоев населения. Объектом исследования является региональная социальная политика.
Обосновано, что социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В последнее время социальная защита населения была направлена на решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан, обратившихся в органы социальной защиты. Казалось, что такой вариант является оптимальным для практического решения проблемных ситуаций. Но сегодня совершенно очевидно, что при таком подходе нет долгосрочного эффекта, поскольку он не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Решение накопившихся адресных социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения. Именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в различных формах, основными из которых является денежная и натуральная.
Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка, социальная защита.
Тема социальной политики государства актуальна, прежде всего, своим влиянием на качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.
Региональная социальная политика обеспечивает защиту прав и интересов социально незащищенных слоев населения, базируясь на федеральных законах. В условиях социально-экономической нестабильности региональные органы власти изыскивают возможности реализации дополнительных мер поддержки семей. Разрабатываются конкретные целевые программы, в частности, концепции социальной политики (Кировская,
Смоленская, Тамбовская, Новосибирская, Пермская области).
Как правило, региональные программы направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, им оказывается дополнительная адресная поддержка. В первую очередь, в регионах обеспечивается социальная поддержка беременных женщин, женщин, имеющих детей младшего и школьного возраста, многодетных семей. Социальная поддержка оказывается в различных формах (продажи товаров широкого потребления, предоставления различных услуг (коммунальных, бытовых, транспортных и др.) по льготным ценам, натуральной помощи (питание, одежда, обувь), денежных компенсаций и др.
Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посе-
щающими дошкольные учреждения. В Саратовской области компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минимальной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на дошкольные учреждения положено детям, не посещающим эти учреждения по медицинским показателям [1].
Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты.
Немаловажной задачей является трудоустройство молодых мам, инвалидов, лиц, имеющих судимость. Создаются новые модели занятости, которые позволят различным категориям граждан совмещать работу и учебу, работу и воспитание детей и т. п. Во многих областях молодым мам предлагается надомная работа с удобным графиком.
Не остается сегодня без внимания и предпринимательская деятельность. Например, в Белгородской области региональные органы оказывают содействие семьям в организации самостоятельной производственной деятельности и создании малых предприятий. В Орловской области предоставляют безвозмездную материальную помощь, беспроцентные ссуды для развития фермерского хозяйства. В Калужской области особое внимание уделяют предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями в виде льгот по налогообложению и кредитованию.
Многодетные семьи относятся к особой категории, которой предоставляется целый спектр льгот (льготы по оплате коммунальных услуг, льготы по оплате различных платежей, выделение субсидий на строительство, выделение земельных участков)
Социальная защита многодетных семей в большинстве случаев имеет положительный эффект, но многие аспекты требуют доработок и более детального изучения.
Эффективная социальная политика является основой стабильного регионального развития:
- повышение занятости (частичной занятости) молодых мам, инвалидов, лиц, имеющих судимость;
повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;
увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;
сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою оче-
редь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность;
- повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы;
- обеспечение социальных потребностей общества;
оптимальное сочетание участия в решении социальных вопросов предпринимателей и социальных институтов.
Таким образом, большинство реализуемых сегодня моделей социальной политики можно отнести к политике государства всеобщего благосостояния. Эта цель при всей ее инструментальной неопределенности вполне очевидна - экономическое и социальное процветание и благополучие государства и всех членов общества.
Однако, как мы уже говорили, характер реализации социальной политики в разных странах и регионах определяется многими параметрами, в том числе историей, культурными традициями, особенностями экономического развития, политической системой и пр. Поэтому, обращаясь к анализу проведения социальной политики в странах современного мира, мы не находим воплощения той или иной модели в чистом виде. И общая модель государства благосостояния - это всего лишь определенный образ, некоторые рамочные условия.
Главная цель социально ориентированного государства - это повышение жизненного уровня населения и включение в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения. Реализация данной цели возможна путем оптимизации процесса реализации социальных программ, в частности, поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом [2].
Максимальная социально-политическая устойчивость отмечена в Тамбовской области.
По итогам сентября Тамбовская область возглавила список регионов с максимальной социально-политической устойчивостью. Эксперты отметили восемь событий, произошедших в регионе за месяц, которые положительно повлияли на рейтинг.
Напомним, рейтинг Фонда «Петербургская политика» формируется ежемесячно и является своего рода индикатором жизни регионов. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, а внутри рейтинга регионы разделены на четыре категории по степени социально-
политической устойчивости. Высшая категория -максимальная социально-политическая устойчивость. Тамбовская область в этом списке на первом месте.
Оценка сопровождается публикацией наиболее заметных событий месяца, которые могли оказать положительное или отрицательное воздействие на уровень устойчивости или имели резонансный характер. К позитивным эксперты отнесли сразу несколько событий. Специалисты отметили подписание губернатором Олегом Бетиным на форуме в Сочи соглашения о сотрудничестве с Агентством кредитных гарантий, подписание меморандума о сотрудничестве администрации региона и ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» о привлечении 1,5 млрд руб. в сферу ЖКХ и подписание соглашения о сотрудничестве между обладминистрацией, Сбербанком и «Ростелекомом» в рамках пилотного проекта «Информационные технологии на селе (Электронная деревня)».
Также к положительным событиям эксперты отнесли начало работы социального автопоезда «Забота», создание вокруг Мичуринска особо охраняемой природной территории - 9-й в области, 1-е место в экологическом рейтинге «Зеленого патруля» по итогам лета 2014 г. и одобрение Фондом ЖКХ дополнительной заявки региона на предоставление финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилья. И, конечно же, повлияло на рейтинг открытие после реконструкции музейного комплекса «Усадьба Асеевых».
По оценкам экспертов, Тамбовская область является регионом, чья экономика в меньшей степени подвержена рискам от санкций, а проекты по им-портозамещению могут даже привлечь сюда новые инвестиции и федеральные субсидии. Эту точку зрения поддерживает и Олег Бетин: «Существующие проблемы и сложности мы должны преобразовать в наши перспективы развития и новые возможности. Сегодня политика продовольственной безопасности расширилась от задачи самообеспечения до цели обеспечить Россию продовольствием» [3].
Требуется совершенствование правовой базы по таким направлениям региональной социальной политики, как:
- отдых и оздоровление детей;
- опека и попечительство несовершеннолетних;
дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства;
- туристическая деятельность на территории области;
социальная поддержка многодетных семей и других категорий населения;
- соцподдержка инвалидов и ветеранов ВОВ;
- физическое, духовное, интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
В текущем году в Тамбовской области был подготовлен и внесен на рассмотрение областной Думы 31 социально значимый для определенных слоев населения проект. В частности, принятие областного Закона «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области». Задачи данного законодательного акта - совершенствование региональной семейной политики в таких ее составляющих, как уравнивание прав многодетных семей на селе с городскими, повышение рождаемости и улучшение жилищных условий. Для реализации этих задач закон предусмотрел ряд региональных стимулирующих мер в добавок к мерам государственной поддержки. Теперь многодетные семьи получат бесплатно земельный участок в собственность для ведения личного подсобного хозяйства либо под строительство жилого дома. Кроме того, в области начнется выплата регионального материнского капитала в 100 000 руб., который можно будет направить на приобретение или строительство жилья.
Правовой механизм по социальной поддержке детей, находящихся под опекой, прописан в другом областном Законе «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области». В нем определен размер вознаграждения па-тронатным воспитателям и приемным родителям. На содержание, одежду и т. д. для ребенка ежемесячная выплата составит 6319 руб. На оплату коммунальных услуг, текущий ремонт и др. предусмотрено еще 2632 руб.
В ряд других региональных законов были внесены дополнения и изменения. Эти изменения касаются, в частности, беременных женщин, страдающих анемией. На улучшение питания они будут получать до 500 руб. Областной бюджет принял на себя затраты по частичной компенсации стоимости путевок в детские лагеря, расположенные в пределах области. Дополнительные выплаты предусмотрены жертвам репрессий, инвалидам боевых действий, увеличено ежемесячное пособие на ребенка и на детей-инвалидов и т. д. По предложению комитета были увеличены расходы областного бюджета в части ремонта и газификации жилья инвалидов и ветеранов.
Почти два месяца в Тамбовской области реализуется пилотный проект Фонда социального страхования РФ. Согласно ему тамбовчанам выплачивают пособия напрямую - в зависимости от пожелания человека, на банковский счет, зарплатную карту или почтовым переводом.
В 2013 г. продолжилась реализации Государственной программы «Доступная среда» на 20112015 гг. В области создана сеть из 30 базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. За время реализации Программы увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных организациях с использованием современного коррекционно-реабилитационного оборудования, до 725 чел. в 2013 г.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 г. № 756 «О проведении в 2013-2015 гг. эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования», Тамбовская область осуществляла набор молодых женщин, которые успешно сдали ЕГЭ и поступили в высшие учебные заведения.
С 2009 г. в области реализуется проект «Дистанционное образование детей-инвалидов в Тамбовской области», в рамках которого в 2013/2014 учебном году обучается 228 детей-инвалидов, работают 144 педагога.
В целях реализации задач, поставленных в Указе Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2013 г. принят ряд мер, направленных на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Продолжалась работа по совершенствованию региональной системы профилактики социального сиротства посредством:
- реализации областной комплексной программы «Право ребенка на семью» на 2010-2013 гг.; концепции создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области»;
- перепрофилирования сети детских домов и школ-интернатов. На их базе создано более 50 новых структурных подразделений, которые предоставляют широкий спектр услуг, направленных на оказание комплексной помощи семье с целью ее сохранения. Благодаря этим новым службам, учреждения стали предоставлять специальные образовательные услуги не только постоянному детскому контингенту, но и детям с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в общеобра-
зовательных школах, их родителям, специалистам общеобразовательных организаций.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения, по совершенствованию оказания медицинской помощи при острой сосудистой патологии и создание травмацентров, национальная онкологическая программа позволили улучшить демографическую ситуацию в области.
Во всех учреждениях области внедряется медицинская информационная система.
В отчетном году наша область выбрана одним из 5 пилотных регионов для реализации проекта по созданию программного решения для диспетчеризации санитарного автотранспорта, основными целями которого является автоматизация обработки вызовов и оперативное управление бригадами скорой помощи.
Кроме того, Тамбовская область участвует в пилотном проекте Федерального фонда социального страхования по внедрению системы «Электронный листок нетрудоспособности».
Создана служба паллиативной помощи.
Меры социальной поддержки предоставляются около 500 тыс. граждан (46,5 % населения области), из них 248,2 тыс. граждан относятся к льготной категории (ветераны труда, ветераны труда Тамбовской области, труженики тыла, жертвы политических репрессий, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, инвалиды по общему заболеванию и др.).
Всем льготникам своевременно и в полном объеме предоставлялось около 110 видов мер социальной поддержки (возмещение части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление льготного проезда, ежемесячных денежных выплат, твердого топлива на льготных условиях, ежемесячных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление технических средств реабилитации инвалидам и другое).
Одним из востребованных и эффективных законодательных актов остается Закон области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области», который предусматривает 18 мер социальной поддержки. Наиболее значимыми из них являются меры, направленные на улучшение жилищных условий:
1) областной материнский (семейный) капитал в сумме 100 тыс. руб. на приобретение, строительство жилого помещения, а также реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительст-
ва. Предоставлен 508 многодетным семьям, в в том числе в 2013 г. - 443 многодетным семьям (за 2013 г. 13,9 % многодетных семей, из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, улучшили их);
2) гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляется бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества. Земельные участки получили 2100 многодетных семей, из них в 2013 г. - 855;
3) субсидирование процентной ставки по кредиту, полученному для возмещения расходов на приобретение строительных материалов и строительство жилья (предоставлена 10 семьям);
4) при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении одновременно двух и более детей - единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения (получили две семьи).
В целях реализации вышеназванной Конвенции на территории области действует государственная программа Тамбовской области «Доступная среда» на 2011-2015 гг., которая осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету области на реализацию Программы и средств консолидированного бюджета области.
В текущем году с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступление в силу определено с 01 января 2015 г.), направленного на улучшение качества предоставления услуг гражданам, индивидуальный подход к гражданам с целью преодоления ими трудной жизненной ситуации, будет сформирована правовая база области, обучению специалистов служб к работе в новом качестве, а также по проведению разъяснительной работы среди населения о новых подходах при оказании услуг в сфере социального обслуживания.
Перспективными задачами социальной политики в ближайшее время являются:
- разработка и реализация мероприятий по повышению благосостояния населения, снижению бедности и неравенства по денежным доходам населения;
- улучшение качества социального обслуживания населения (в частности, социального обслуживания населения на дому);
- оптимизация учреждений социального обслуживания населения и системы оказания социальных услуг;
- повышение уровня государственных гарантий в обеспечении детей-инвалидов всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки;
- проведение мероприятий по увеличению размеров пособий и иных социальных выплат в соответствии с законодательством;
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания населения; разработка и внедрение на территории области единых норм и нормативов в сфере социального обслуживания населения.
Литература
1. URL: http://soc-work.ru
2. Радюкова Я. Ю. [и др.] Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики // Политическая экономика / под науч. ред. В. М. Юрьева. Тамбов, 2009. Т. 3.
3. URL: http://www.onlinetambov.ru
References
1. URL: http://soc-work.ru
2. Radyukova Ya. Yu. [i dr.] Ekonomicheskiye inte-resy i osobennosti ikh realizatsii v razlichnykh sferakh so-vremennoj ekonomiki // Politicheskaya ekonomika / pod-nauch. red. V. M. Yuriyev. Tambov, 2009. T. 3.
3. URL: http://www.onlinetambov.ru
* * *
ABOUT SOME MEASURES OF SOCIAL SUPPORT OF THE POPULATION
YURINA ELENA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The objective of this research consists in the analysis of directions of regional social policy in modern conditions of managing. According to a goal author solved following problems: to prove prime directions of social support; to prove effective social policy as bases of stable development of the region; to define nature of realization of social policy in various regions of the country; to present some projects, socially significant for certain segments of the population of the Tambov region; to allocate perspective directions of improvement of regional social policy of the Tambov region. As an object of research the social and economic relations of socially unprotected seg-
ments of the population act. Object of research is a regional social policy. Author proved that social policy of the region realizes via the mechanism of state programs of social security and system of social services. The economic base of social policy of the region is redistribution of the individual income of the population through the regional budget. Withdrawing part of the income of the population in a type of tax, partially comes back the state to the population in the form of monetary payments for various social programs. Character and the content of social policy depend on extent of intervention of the state in management of social processes. Recently social protection of the population directed on the solution of the most acute, crisis, vital issues of separate categories of the citizens who addressed in social security authorities. It seemed that such option is optimum for the practical solution of problem situations. But today it is obvious that at such approach there is no long-term effect as it's aim isn't a prevention of repetitions of crisis situations, at perspective social protection of each specific person and population in general. The solution of the collected address social problems assumes carrying out deep structural transformations in the social sphere which would provide redistribution of social expenses in favor of the most vulnerable groups of the population. Effective distribution of the social help in various forms first of all depends on methodology of ensuring addressing, basic of which is monetary and natural.
Key words: social policy, social support, social protection.