УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Ю.М. ЛОГВИНОВА, ассистент кафедры мировой экономики Орловского государственного аграрного университета, аспирант Орловского государственного университета
О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ТИПОЛОГИИ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ1КУ ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2009 ГОД
В данной статье рассматриваются основные изменения в процедуре проведения единого государственного экзамена в период с2002по 2009год включительно, а именно изменения в ранжировании заданий по уровню сложности, количестве заданий на каждом из трех уровней сложности, временным затратам на выполнение тестовых заданий, а также изменение количества баллов за выполнение заданий, формата и формулировок тестовых заданий, количества заданий по проверке владением нормами русского литературного языка.
Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), тестовые задания, традиционная форма экзамена, тестовая форма проверки знаний, контрольные измерительные материалы.
Эксперимент по внедрению государственной аттестации выпускников средней школы в тестовой форме проводится в Российской Федерации с 2001 года.
Если в начале своего существования ЕГЭ был альтернативой традиционной форме экзаменов, и то лишь в некоторых регионах страны, то в 2009 году законом Совета Федерации ЕГЭ вводится как обязательная форма аттестации школьников на всей территории России. При этом выпускник не получит аттестата о среднем полном образовании без положительных оценок по обязательным предметам, а именно по математике и русскому языку. Кроме того, русский язык является еще и обязательным предметом в перечне вступительных испытаний в любой вуз, что, несомненно, усилило внимание к подготовке школьников по данным дисциплинам.
Еще одной не менее значительной предпосылкой к совершенствованию процедуры проведения экзамена, контрольных измерительных материалов (КИМ), шкалы оценки явились возникающие каждый год споры о целесообразности, объективности и эффективности тестовой формы проверки знаний учащихся.
Для выявления изменений в процедуре ЕГЭ нами были проанализированы демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов, кодификаторы и спецификации, подготовленные создателями заданий к экзаменам в 2002 -2009 годах.
В результате проведенного анализа и сопоставления материалов нами было выявлено, что процедура проведения государственного экзамена за указанный период коренных изменений не претерпела: все задания экзамена выполняются в один и тот же день на стандартных экзаменационных бланках, обрабатываемых в автоматическом режиме (задания уровня А и В), задания уровня С и уровня В при необходимости проверяются экспертами. Однако если в 2001-2006 годах творческие работы проверялись любыми специалистами по русскому языку, то с 2007 года этот тип заданий проверяется только специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными Феде-
© Ю.М. Логвинова
ральным институтом педагогических измерений (ФИЛИ).
Экзаменационные задания ранжированы по уровню трудности следующим образом: уровень А - задания базового уровня сложности, задания уровня В в 2001-2008 годах относились к повышенному уровню сложности, а с 2009 года - к высокому, так как по данным предыдущих лет именно они вызывали наибольшее количество затруднений у экзаменуемых. Следовательно, задания части С, ранее считавшиеся заданиями высокого уровня сложности, в настоящее время считаются заданиями лишь повышенного уровня.
Если анализировать формат заданий каждой из трех частей экзаменационной работы, то следует отметить, что он изменениям не подвергся. Так, часть А по-прежнему состоит из заданий с выбором ответа из четырех предложенных (задание множественного выбора), часть В - из заданий с кратким ответом и часть С - это задание с открытым развернутым ответом, творческая работа. Традиционно это один из видов сочинения по прочитанному тексту, хотя с годами менялся его вид и указание в тексте задания на него. Так, в 2002 году это было сочинение-рецензия, в 2003, 2004 -сочинение-рассуждение (отзыв, рецензия или эссе). Начиная с 2005 года в формулировке задания указание на вид сочинения отсутствует.
Что касается временных ограничений на выполнение заданий, то общее время экзамена (180 минут) и распределение времени на каждую часть экзамена (часть А - 60 минут, часть В - 30 минут, часть С - 90 минут) не подверглись изменениям. Изменения коснулись лишь рекомендуемого времени на выполнение тестовых заданий частей А и В. Так, в 2002-2004 годах рекомендовалось на выполнение каждого задания части А отводить примерно 1 минуту, в
2005-2006 годах - примерно 1-2 минуты. Впоследствии с 2007 года время выполнения задания увеличилось до 1-3 минут. Тенденция увеличения количества времени на выполнение заданий наблюдается и в отношении части В: с примерно 3-4 минут в 2002-2004 годах до 3-5 минут в 2005-2007 годах. В связи с изменением уровня сложности части В с 2008 года на каждое задание этой части отводится 3-7 минут.
Менялось и количество тестовых заданий на каждом уровне, кроме уровня С, где в связи с творческим характером используется только 1 задание. Однако четкой тенденции на увеличение или уменьшение их количества не выявляется: в 2002 и 2004 годах заданий с выбором ответа было 32, в 2003 - 33, в 2005 - 29, в 2006-2008 - 31, а в
2009 году планируется 30. Что касается заданий с кратким ответом, то здесь наблюдается большая стабильность: ежегодно количество заданий составляло 8, исключением можно считать 2003 год, когда их количество составило 7.
При этом формулировка заданий не менялась. Задания части А формулируются как: «При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А32)».
Формулировка заданий части В до настоящего времени звучит так:
«При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире». С 2005 года появилось дополнение: «Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку». Свою статью мы посвятим более подробному анализу частей А и В, так именно они подверглись наибольшим изменениям.
Задание В1 части В направлено на проверку умений словообразования - ЕГЭ 2003-2009, а в ЕГЭ 2002 - на определение частиречной принадлежности указанного слова.
Задание В2 проверяет умение определить часть речи слов, исключение составляют экзамены 2003 и 2004 годов, в которых соответственно предлагалось назвать средства выразительности, использованные в предложениях, и предложения, в которых повелительное наклонение глагола употреблено в значении условия.
Начиная с 2004 года задание ВЗ проверяет умение определить тип словосочетания с определенным типом связи (в 2004, 2005 и в 2008 годах - со связью примыкание, в 2006, 2007, 2008 -со связью согласование). В 2002 году авторы задания просили выписать прилагательное с беглой гласной, а в 2003 - определить способ словообразования.
Задание В4 проверяет умение определить тип предложения в тексте, например простое односоставное безличное (ЕГЭ 2006-2008) или сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное (ЕГЭ 2004, 2005, 2009). Исключением можно считать ЕГЭ 2002 , где предлагается найти в тексте словосочетания, в которых используется связь примыкание, а ЕГЭ 2003 -подчинительное словосочетание со связью согласование.
В5 направлено на поиск обособленных членов предложения (ЕГЭ 2004 - на поиск вводной конструкции, 2005 - обособленных согласованных определений, 2006 и 2007 - приложения, 2008 -обособленного обстоятельства, 2009 - обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом). ЕГЭ 2002 и 2003 опять же «выбиваются» из общего ряда. Так, в работе они соответственно предполагают поиск предложения, состоящего из трех частей, одна из которых выражена односоставным безличным предложением, и поиск простого безличного предложения в тексте.
Задание В6 ставит задачу определения вида придаточного предложения в тексте (ЕГЭ 2005-
2008), ЕГЭ 2009 - нахождения однородных придаточных без указания их конкретного вида. Вид придаточных предложений не задан и в экзаменационной работе 2004 года, здесь необходимо записать номер сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением придаточных. ЕГЭ 2002 и 2003 коренным образом отличаются по данному пункту, в данных работах целью является проверка умения определить авторскую пунктуацию в тексте и простое предложение, в котором вводное слово стоит в начале обособленного оборота.
Задание В7 - необходимо выписать номера предложений с указанным способом связи предложений в тексте (ЕГЭ 2004-2009). В ЕГЭ 20022003 это задание направлено на обнаружение предложений с обособленными обстоятельствами и сложноподчиненных предложений.
Следует заметить, что задание В8 в экзаменационную работу 2003 года включено не было. В 2006-2009 годах это задание проверяет знание терминов, используемых при анализе языковых средств текста, средств выразительности (ЕГЭ
2004, ЕГЭ 2005). В работе 2002 года задание В8 направлено на выписывание номеров сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных.
Задание части С дается более подробно: «Для ответа на задание этой части используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение». При этом сочинение пишется по тому тексту, который экзаменуемые использовали при выполнении заданий частей А и В. Причем в 2002-2004 годах авторами КИМов учащимся было предложено написать конкретный вид сочинения (сочинение-рецензию, сочинение-рассуждение, эссе), а в последующие годы учащимся самим надо было выбрать соответствующий вид сочинения. В творческой работе выпускникам предлагается сформулировать и
выразить свое согласие/несогласие с позицией автора, выразить свою точку зрения по поднятым в тексте проблемам, а с 2006 года предлагается назвать и прокомментировать какую-либо одну из проблем, а также проанализировать языковые средства, помогающие автору создать тот или иной образ или выразить свою позицию по какому-либо вопросу. Кроме указанных пунктов с 2003 года учащиеся должны оценить и актуальность темы текста. Что касается выразительных средств, то лишь в 2002 году было предложено назвать и привести примеры реализации всех языковых средств в тексте, а с 2003 года анализу подвергнуть можно лишь 2-3. Следует отметить, что инструкция выполнения творческой работы стала развернутой с 2006 года и с тех пор не менялась. Это связано с тем, что написание сочинения требует интегрированных умений и знаний по языку, литературе, из других областей знания и жизненного опыта. Части А и В подготавливают учащихся к написанию творческой работы, выражению своего мнения через работу с отдельными языковыми явлениями и их реализацией в тексте-опоре. Следует отметить, что часть С «примиряет» сторонников и противников ЕГЭ, так как она по форме близка к традиционной форме сдачи экзамена, позволяющей выявить не только достигнутый уровень владения языком, но и личностные особенности экзаменуемого. Хотя, с одной стороны, заданный объем работы (не менее 150-300 слов) несколько ограничивает возможности учащихся проявить себя, но в то же время приучает их к четкому и краткому выражению мыслей, высказыванию «по существу».
В большинстве случаев менялась и нумерация заданий, проверяющих конкретные умения, в каждой части экзаменационной работы. В нашей статье мы уделим внимание заданиям, проверяющим владение и знание языковых норм. Так, часть С проверяет умение выбрать необходимые языковые средства и реализовать это умение на практике через высказывание своего мнения и анализ использованных автором языковых средств.
Задание В 8 (ЕГЭ 2006-2009) и В2 (ЕГЭ 2003) части В проверяет знание как терминологии в области изобразительно-выразительных средств (ЕГЭ 200), так и умение провести анализ текста, соблюсти нормы словообразования, отличить авторскую пунктуацию от нормативной (ЕГЭ 2002, задание В6). Нормы словообразования проверяются заданием В1 (ЕГЭ 2006, 2008 и 2009), например, в демонстрационном варианте КИМов 2009 года это задание звучит как: «Выпишите из предложения 17 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом».
Однако большинство умений в области культуры речи сосредоточено в части А, позволяющей работать с отдельными явлениями и примерами их реализации в языке. Так, знание орфографических норм проверяется заданиями А4-А13 (ЕГЭ 2002), А7-А16 (ЕГЭ 2003), А4-А12 (ЕГЭ
2004), А13-А19 (ЕГЭ 2005), А14-А20 (ЕГЭ 2006), А14-А20 (ЕГЭ 2007), А14-А20 (ЕГЭ 2008), А12-А18 (ЕГЭ 2009). Это типовые задания, расположенные ежегодно после заданий по фонетике, притом в схожей последовательности (от правописания гласных/согласных в ряду слов к слитному/раздельному написанию служебных слов в предложениях), например, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н; в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня; в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква; в каком ряду на месте пропусков в обоих словах пишется та или иная буква (например, И); в каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена указанная буква; в каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется данная буква; в каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно. В 2004 и 2005 годах использовалось и следующее задание: укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих и -Н-/-НН- соответственно).
Владение пунктуацией проверяется такими заданиями, как А3, А21-А25 (ЕГЭ 2002), А24-А30 (ЕГЭ 2003), А22-А28 (ЕГЭ 2004), А20-А26 (ЕГЭ
2005), А21-А27 (ЕГЭ 2006), А21-А27 (ЕГЭ 2007), А21-А27 (ЕГЭ 2008), А19-А25 (ЕГЭ 2009): в каком предложении допущена пунктуационная ошибка; укажите правильное объяснение пунктуации в предложении; на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые; укажите предложение с пунктуационной ошибкой; в каком предложении (не) ставится тире (знаки препинания не расставлены). С 2003 года появилось задание на выбор варианта, в котором правильно указаны и объяснены все запятые, а также на выбор предложение, в котором нужно поставить только одну запятую, при этом знаки препинания не расставлены. А с 2005 года было включено в работу и задание на объяснение правильности постановки двоеточия в предложении.
Количество заданий на проверку владения орфоэпическими нормами традиционно ограничено одним, которое обычно формулируется следующим образом: «В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?» (ЕГЭ 2004-2009) или «В каком слове ударение падает на первый (третий) слог?» (ЕГЭ 2002-2003).
Контроль соблюдения лексических норм является целью таких заданий, как: «В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить слово ДИПЛОМАНТ», т.е. необходимо дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова. Также имеются задания на выделение антонимической пары или контекстных антонимов в тексте, на заполнение пропуска в тексте соответствующим словом или словосочетанием, укажите значение данного слова в указанном предложении или укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении; укажите предложение, в котором используется фразеологизм (ЕГЭ
2006-2007); определите значение данного слова (например, ЕГЭ 2003); в каком значении в тексте используется слово ТОЛПА (ЕГЭ 2005); какое из перечисленных слов имеет указанное значение (ЕГЭ 2004) или какое слово в тексте употреблено в переносном значении (ЕГЭ 2009). В экзаменационных заданиях, представленных в 2008 году, вновь появляется задание на нахождение антонимов, которое не использовалось с 2002 года.
Еще одним критерием владения языком является соблюдение морфологических норм, проверяемых заданием на обнаружение ошибок в образовании форм слов и словосочетаний (ЕГЭ 2009,
2004, 2002).
Владение нормами словообразования контролируется через указание способа словообразования (задания части В) (ЕГЭ 2002, 2003, 2008), нахождение в предложении слова, образованного указанным способом (ЕГЭ 2005, 2006, 2007,
2009) или состоящего из указанных аффиксов (ЕГЭ 2002, 2004, 2005).
Синтаксические нормы и нормы связи (задание Аб, ЕГЭ 2007, 2008) контролируются заданиями как части А, так и части В, например: «Укажите грамматически правильное продолжение предложения», «Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)» (ЕГЭ 2002-2009). Также в тексте задания может содержаться указание на поиск подчинительных сочетаний с указанным видом связи из перечисленных предложений (ЕГЭ 2002, 2004,
2005, 2008 - примыкание; ЕГЭ 2003, 2007, 2009 -согласование). Кроме того, в заданиях части В традиционно дается задача найти предложения с обособленными членами предложения, с однородными придаточными предложениями или найти предложения, соединенные с предыдущим с помощью указанной части речи, например притяжательного местоимения, лексических повторов или синонимов . Также используется и задание на выписывание из текста сложного предложения, в
состав которого входит односоставное безличное предложение.
Стилистические нормы, также важные для достижения коммуникативной цели, кроме части С контролируются и частью А. Среди применяемых заданий можно выделить такие, как: определите тип и стиль речи текста (ЕГЭ 2002-2005) и ка-кой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в указанных предложениях (ЕГЭ 2006-2009). При этом данные задания базируются не на наборе отдельных предложений разных стилей речи, а на связном тексте, который в дальнейшем подвергается анализу в заданиях частей А и В и переработке в части С. Таким образом, для проведения экзамена дополнительные раздаточные материалы и оборудование не требуются, что, несомненно, является одним из преимуществ ЕГЭ.
Что касается количественного распределения заданий на контроль умений владения нормами языка, то количество заданий на проверку орфографии с 10 в 2002-2003 годах сократилось до 9 в 2004 году и до 7 в 2005-2009 годах. Напротив, количество заданий по пунктуации увеличилось с 6 в 2002 году до 7 в 2003-2009 годах. Количество заданий по орфоэпии и стилистике осталось неизменным, т.е. равным 1. По количеству заданий, контролирующих владение лексическими нормами, авторы нашли «золотую середину»: если в 2002 и 2006 годах их было 1, в 2003-2005 годах — 3, то в с 2007 года - 2. Возросло также и количество заданий по владению синтаксическими нормами и нормами связи с 6 в 2005 году до 7 в 2003, 2004 и 2006 годах, до 8 в 2002, 2007 и 2008 годах и 9 в 2009 году, что отражает интерес к продуцированию связных текстов, к грамотному построению высказывания.
Таким образом, проведя анализ соответствующей документации по проведению ЕГЭ, можно отметить, что в целом процедура проведения итоговой государственной аттестации выпускников школ коренным преобразованиям не подверглась. Изменения коснулись лишь распределе-
ния времени внутри частей А и В экзаменационной работы, формулировок и количества заданий, части А прежде всего. Части В и С оказались более стабильными в отношении количества заданий и текста заданий. Пределы колебания первичного балла за выполнение частей В и С и итогового количества баллов за всю работу также менялись незначительно - от 0 до 2 и от 20 до 22 соответственно. Количественные показатели для части А не изменились (1 балл за правильный ответ).
Помимо этого все основные характеристики для заданий, проверяющих уровень владения русским литературным языком, были сохранены. Следует заметить, что в демонстрационных вариантах КИМов за период с 2002 по 2009 год текст многих заданий совпадает.
Новшеством можно считать дифференциацию первичного балла с 2005 года за задание В 8: 0 баллов за 2 и более допущенных ошибок или за отсутствие ответа, 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 2 балла, если задание выполнено без ошибок.
Однако самым значительным изменением за все время существования данной формы итогового контроля можно признать изменение распределения заданий по уровню сложности. Так, часть С, соответствовшая ранее высокому уровню сложности, с 2009 года стала считаться только лишь повышенным уровнем, а часть В - высоким, так как именно задания этой части вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых.
Таким образом, наблюдается тенденция к уменьшению количества легких заданий и увеличению количества заданий высокого и повышенного уровня сложности, что, с одной стороны, способствует большей адекватности и объективности тестового способа проверки знаний, а с другой стороны, повышает требования к выпускникам по владению родным для большинства языком. Как указывают методисты ФИПИ, они и далее планируют совершенствовать контрольные измерительные материалы для оправдания надежд, возложенных на новую форму контроля.
Библиографический список
1. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол.
измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2002: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2001.
2. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntent/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол.
измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2003: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2002.
3. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол.
измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2004: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2003.
4. Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / Под общ. ред. И.П. Цыбулько: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М.: Просвещение, 2006. 77 с.
5. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2006: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2005.
6. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2007: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2006.
7. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2008: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2007.
8. http://www.fipi.ru - Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: демонстрационный вариант: 2009: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2009.
9. http://www.fipi.ru - Единый государственный экзамен: русский язык: спецификация экзаменационной работы: 2009: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2009.
10. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: спе-
цификация экзаменационной работы: 2004: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2003.
11. http://wwwl.ege.еdu.ru/соntеnt/аrchivеsection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: спе-
цификация экзаменационной работы: 2005: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2004.
12. http://wwwl.ege.edu.ru/content/archivesection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: спе-
цификация экзаменационной работы: 2006: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2005.
13. http://wwwl.ege.edu.ru/content/archivesection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: спе-
цификация экзаменационной работы: 2007: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2006.
14. http://wwwl.ege.edu.ru/content/archivesection/ - Единый государственный экзамен: русский язык: спе-
цификация экзаменационной работы: 2008: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2007.
15. http://wwwl.ege.edu.ru/ - Единый государственный экзамен: русский язык: кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 года: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. М., 2009.
Julia Logvinova
On the alterations and changes in the Russian State Exam in the Russian Language in 2002-2009.
The article is devoted to the survey of alterations and changes made in the procedure of the Russian State Exam in 2002-2009, namely in ranking the tasks in order of difficulty, in format and wording of tasks and their assessment, time limits, the number of tasks on each level and the number of tasks aimed at checking the correspondence to standards of speech.