УДК 378.1(063)
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕПЕТИТОР «СИМВОЛ-ВУЗ» И ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
М.И. Николаева, Н.А. Старова, М.Ю. Шевелев
С введением единого государственного экзамена возникла необходимость так изменить существующую систему обучения, чтобы учащиеся приобрели устойчивые навыки выполнения заданий, представленных в тестовой форме, и прошли достаточную психологическую подготовку к ЕГЭ. В связи с этим Сибирский лицей приступил к эксперименту по внедрению новой технопогии обучения на базе электронных репетиторов «Символ-ВУЗ». Эксперимент проводится на дидактических материалах по русскому языку информационно-дидактической системы «Символ».
Второе полугодие выпускных классов средних общеобразовательных учреждений практически всегда было «горячей порой», но особенно уровень экзаменационного стресса возрос с вводом единого государственного экзамена. Новизна формы и содержания тестовых экзаменационных материалов стала предметом активного обсуждения учащимися старших классов, на совещаниях разного уровня, на родительских собраниях, в передачах по радио и телевидению. Все это создает ситуацию повышенного психологического напряжения ученика, которое, к сожалению, часто поддерживается учителем, что вполне объяснимо: большинство учителей на сегодня не готовы к ЕГЭ в той же степени, что и учащиеся До последнего времени тестовая форма контроля использовалась на традиционном уроке лишь эпизодически, намного реже, чем, например, письменный или устный опрос по заданным темам. В результате учащиеся могут неплохо воспроизводить теоретический материал, но испытывают затруднения в случае экзамена в такой нетрадиционной форме, как тестирование.
Известно, что в состоянии тревоги, страха вероятность совершения ошибки на экзамене резко возрастает. В связи с этим в образовательных учреждениях формируется своего рода заказ по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ. В литературе иногда появляются статьи о том, как справиться с экзаменационным стрессом, но содержащиеся в них советы сводятся к тому, что для успешной сдачи экзамена ребенку необходимо «расслабиться и не бояться...». Безусловно, существует множество способов снятия эмоционального напряжения: релаксационные упражнения, аутотренинг, разного рода когнитивные методики и т.д. Но как бы хороши ни были эти способы, все они «лечат симптом» - снимают запредельное психологическое напряжение вместо решения реально существующей проблемы. Проблема же, на наш взгляд, заключается в том что современная структура большинства общеобразовательных дисциплин просто не предусматривает подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ Тестовая форма контроля существенно отличается о~ традиционной, следовательно, для преодоления неуверенности и страха перед тестовым экзаменом учащийся должен заранее пройти соответствующую подготовку. Но для этого недостаточно простого «натаскивания» по типовым ьариэнтам те^тоа, необходима новая система подготовки учащихся.
В некоторой степени остроту проблемы можно снизить за счет более активного использования на уроках тестовой формы контроля. В настоящее время существует множество сборников тестовых заданий практически по всем предметам, что позволяет школьникам самостоятельно «тренироваться». Решение тестов при подготовке к экзаменам полезно не только с учебной точки зрения, но и психологической. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля в менее эмоционально напряженной ситуации. Кроме того, общеизвестно, что большинство страхов связано с неопределенностью будущего. Соответственно прояснение ситуации (в нашем случае знакомство учащихся с тестовой формой заданий) позволяет избавиться от страха либо существенно снизить его уровень. И все же пока вся система подачи учебного материала, система промежуточного контроля и, наконец, непосредственно роль учителя в учебном процессе не начнут соответствовать тестовой форме итоговой аттестации, оставаясь традиционными, мы будем иметь дело с «синдромом ЕГЭ».
Вполне естественно, что в такой ситуации образовательные учреждения ищут способы решения обозначенной проблемы. В Сибирском лицее г. Томска в течение 2002-2003 учебного года проводится эксперимент по внедрению на уроках русского языка информационно-дидактической системы (ИДС) «Символ», разработанной Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Среди многочисленных автоматизированных обучающих систем (ДОС), существующих в настоящее время, технология обучения, на которой базируется ИДС «Символ», является наиболее простой и эффективной, легко вписывающейся в учебный процесс. Эти свойства обусловлены следующими ее особенностями.
Во-первых, если в обычных ДОС в качестве технических средств используются только компьютеры, то в ИДС «Символ» самоконтроль и внешний контроль осуществляются как при помощи компьютеров, так и с применением специализированных устройств - электронных репетиторов «Символ-ВУЗ». На уроках русского языка наиболее удобными являются специализированные устройства. Они малогабаритны, просты в применении, имеют развитую символику (на клавиатуре устройства «Символ-ВУЗ» содержится более 150 знаков). Благодаря низкой цене (в десятки раз ниже по сравнению с компьютерами) они доступны всем слоям населения, чем обеспечивается перспектива их массового применения.
Во-вторых, все дидактические материалы системы «Символ» могут быть представлены как в виде обычных учебников, так и электронных (в отличие практически от всех современных ДОС). При наличии устройств «Символ-ВУЗ» это позволяет проводить занятия в любом помещении, где нет компьютеров. Если же занятия проводятся в компьютерном классе, то можно пользоваться электронным учебником, используя компьютер и как источник информации, и как техническое средство для самоконтроля.
В-третьих, самотестирование и внешний контроль в системе «Символ» осуществляются при помощи специальных буквенно-цифровых кодов, которыми снабжается каждое задание (вопрос, упражнение), входящее в дидактические материалы системы «Символ». В этих кодах содержится вся необходимая для электронного репетитора «Символ-ВУЗ» информация о том, в каких случаях ответ учащегося должен быть признан правильным и в каких - неправильным. Коды к заданиям присваиваются один раз, после чего код и формулировка соответствующего задания образуют неделимую дидактическую единицу. Из таких кодированных заданий состоят все учебные пособия системы «Символ». Таким образом, если в обычных ДОС эталоны ответов
образуют отдельный массив информации, то в ИДС «Символ» эталоны закодированы и рассредоточены по всему массиву формулировок заданий, не образуя отдельного массива. В этом заключается принципиальное отличие системы «Символ» от существующих ДОС. Самоконтроль при помощи кодов заданий осуществляется предельно просто: учащийся сначала набирает на клавиатуре устройства «Символ-ВУЗ» код, а затем вводит ответ. Такую несложную инструкцию в несколько минут осваивают и дошкольники.
В-четвертых, благодаря тому, что коды неотделимы от формулировок заданий, обеспечивается единообразие в подготовке дидактических материалов, заключающееся в использовании одного и того же алгоритма кодирования всех ответов к тем или иным заданиям. Этот алгоритм заложен в программное обеспечение и компьютера, и электронного репетитора «Символ-ВУЗ».
В-пятых, ответы к заданиям в системе «Символ» могут быть не только выборочными, но и естественными В существующих ДОС наибольшее распространение получил альтернативно-выборочный метод, называемый также множественным выбором [1]. Суть его в том, что каждому вопросу ставится в соответствие несколько вариантов ответа (альтернатив) из которых точно один является верным. Задача экзаменуемого состоит в отыскании этого единственно верного ответа. Множественный выбор широко применяется в тестовых заданиях ЕГЭ [2], а также в учебных пособиях, предназначенных для применения на текущих занятиях. Примером может служить [3]. Альтернативно-выборочные системы строят на основе естественных, причем практически всегда с ухудшением их дидактических свойств. Проиллюстрируем это на примере следующего теста:
«На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые?
Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3) разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоящим путешественником.
1)1; 2)1,2,3,4; 3)1,4; 4) 4» [2, с. 14].
Места, где должны стоять запятые, указаны. В этом заключена существенная подсказка. По четырем указанным местам запятые можно расставить 16-ю различными способами, но среди приведенных вариантов ответа из 16 возможных указано только четыре. Остальные 12 вариантов образуют еще одну подсказку. В ИДС «Символ» этот тест можно представить без перечисления ответов, для чего достаточно перед его условием записать код, например (Д28). В результате учащийся окажется перед выбором одного ответа не из четырех, а из 16. Можно не указывать места, где должны стоять запятые. Тогда тест в системе «Символ» примет вид:
«(И52) Укажите буквы, между которыми должны стоять запятые: Не так-то просто живя в отеле и разъезжая в автомобиле почувствовать себя настоящим путешественником».
Это естественная форма представления того же теста. Здесь нет подсказок. Учащийся должен осмыслить фразу и расставить запятые, опираясь только на свои знания. При самоконтроле он действует в соответствии с вышеприведенной инструкцией: набирает знаки: И520ЖЕП, где И52 - код задания, ОЖ- место первой запятой, ЕП - место второй запятой.
В-шестых, в ИДС «Символ» можно в неограниченных пределах варьировать сложностью заданий, используя в качестве исходных любые, даже самые слабые (дидактически) тесты. Эта сложность вводится путем записи под одним кодом задания нескольких тестов. Учащийся, получив такое задание, должен правильно ответить на все тесты. При любой ошибке устройство «Символ-ВУЗ» ответ признает неправильным. Где допущена ошибка, учащемуся не сообщается. Ошибку он должен найти сам путем повторного выполнения того же задания, но с повы-
шенным вниманием к каждому тесту, в чем и состоит дидактический эффект сложных заданий. Для иллюстрации сказанного рассмотрим следующие три теста.
«В каком слове нужно в корне писать а: а) р...сточек; б)р...сти: в) подр...сли?»
«В каком слове нужно в корне писать о: а) пор...ель; б) зар...стающий; в) подр...сти?»
«В каком слове нужно в корне писать а; а) прор...сли; б) выр...сти; в) зар...ели?» [3, с. 42].
В каждом из этих тестов содержится по две подсказки: задана пропущенная буква и сказано, что имеется только одно слово с этой буквой. Задания можно усложнить, если условия их сформулировать в виде; «Вставьте пропущенные буквы». При такой формулировке нет никаких подсказок. Чтобы при самопроверке получить ст устройства «Символ-ВУЗ» сообщение «Правильно», необходимо точно знать правописание всех трех слов. Дальнейшее усложнение состоит в увеличении числа тестов в задании. В данном случае можно объединить все три теста в один. В системе «Символ» такое задание имеет вид:
«(ИИЛ) Вставьте пропущенные буквы: р...сточек, р...сти, подр...сли, пор...ель, зар...стающий, подр...сти, прор...сли, выр...сти, зар...ели».
При самоконтроле учащийся вводит в устройство «Символ-ВУЗ»: ИИЛОАООААОАО, где
ИИЛ - код задания, а все остальное ответ.
Рассмотрим еще один пример: «В каком слове ударение на втором слоге:
1) ПОЛОЖИТЬ; 2) ПОДНЯЛАСЬ; 3) ПРИНЯТЫ; 4) ХОДАТАЙСТВОВАТЬ?» [2, с. 14].
Здесь также содержится подсказка: в списке только одно слово с ударением на втором слоге. Этот тест дидактически можно усилить, если сменить его формулировку. В ИДС «Символ» он может быть представлен в виде:
«(5Е) Укажите номера ударных слогов: положить, поднялась, приняты, ходатайствовать».
Эта форма представления того же теста отличается гораздо более высокой дидактической эффективностью, так как нет никаких подсказок. При самоконтроле учащийся вводит в устройство «Символ-ВУЗ» 5Е3312, где 5Е - код задания, 3 - номер ударного слога первого слова, 3 - второго, 1 - третьего, 2 - четвертого.
Перечисленные особенности ИДС «Символ» обеспечивают возможность постепенного перехода к автоматизированным технологиям обучения. Сначала это могут быть случаи эпизодического применения устройств «Символ-ВУЗ». Затем, по мере освоения учащимися и учителями автоматизированной технологии обучения, устройства будут применяться чаще. В пределе (при наличии достаточно полного дидактического фонда) самостоятельная работа в режиме автоматизированного самоконтроля может стать доминирующей на всех уроках. Этим путем внедряется автоматизированная технология на уроках русского языка в Сибирском лицее. В эксперименте участвует 10-й бзнковско-экономический класс и 11-й класс информационных технологий, то есть классы негуманитарные. В качестве «контрольных» групп рассматриваются соответственно 10-й и 11-и классы, в которых преподавание русского языка ведется по традиционной методике. Результаты, полученные на сегодняшний день, возможно, пока субъективны и в большей степени касаются психологического аспекта обучения, но представляют определенный интерес. Рассмотрим некоторые из них с позиций учащихся, учителей и психолога.
Как показал опрос учащихся экспериментальных классов, новый вариант преподавания русского языка с применением автоматизированной технологии, во-первых, является более интересным, чем традиционный; во-вторых, отличается меньшими затратами времени, поскольку нет необходимости в долгом и монотонном переписывании упражнений, достаточно соблюдать
правила самоконтроля и четко работать с прибором «Символ-ВУЗ»; в-третьих, действительно может использоваться при подготовке к единому экзамену, так как полностью подчинен логике теста. К числу несомненных достоинств новой методики, отмечаемых учителями, относится возможность самостоятельного выбора каждым учащимся того уровня сложности задания, который ему и доступен и интересен, а также возможность мгновенной дихотомической оценки ответа (в системе «верно-неверно»), причем не учителем, что иногда бывает нежелательно и даже болезненно для самолюбия ученика, а электронным репетитором. Этим достигается щадящий режим обучения, что особенно важно для легкоранимых детей, которые боятся дать во всеуслышание неправильный ответ. Учащийся работает на определенном индивидуальном уровне сложности до тех пор, пока не достигнет на нем успеха, и сам принимает решение о переходе на «внешний контроль» (то есть продемонстрировать учителю свои успехи) либо на другой уровень сложности. Так формируется самостоятельность, положительная самооценка ученика, поддерживается его ориентация на достижение, на успех.
Эксперимент проводится на основе заданий, частью составленных авторами программы эксперимента, частью заимствованных из опубликованных источников, а также из учебного пособия по русскому языку, подготовленному к изданию преподавателями Томского государственного педагогического университета под руководством кандидата филологических наук, доцента Л.М. Райской. Задания, содержащиеся в этом пособии, закодированы, они отличаются большим разнообразием, позволяют проверять знания учащихся сразу по нескольким аспектам рассмотренной темы и представлены различными уровнями сложности. Обучение в рамках эксперимента ведется не только на основе множественного выбора, но и с применением усложненных заданий, то есть представленных в форме, близкой к естественной. Освоив их. учащиеся легко справятся и с альтернативно-выборочными тестами. Эксперимент показал, что в случае автоматизированной технологии можно говорить о существенном изменении роли учителя в образовательном процессе: учитель становится в основном помощником и проводником во время самостоятельной работы учащегося.
В заключение отметим, что эмоциональный фон итоговой аттестации по русскому языку в классах, где используется описанная система, по сравнению с классами, изучающими русский язык в традиционной системе, характеризуется спокойствием, стабильностью, отсутствием нервозности. И это вполне объяснимо - за последний год тестовая форма заданий по русскому языку стала для учащихся, работающих в системе «Символ», привычной, а все то, что привычно, менее страшно. В результате многие учащиеся экспериментального класса в качестве выпускного экзамена выбирают русский язык в форме ЕГЭ, в то время как в традиционном классе большинство учащихся по отношению к ЕГЭ не уверены в своих силах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брусенцов Н.П., Маслов С.П., Рамиль Альварес X. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». - М.: Наука, 1990. - 224 с.
2. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Русский язык. - М.: Просвещение, 2002. - 71 с.
3. Анисимова О.В. Тесты по русскому языку. 5 кл. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. - 80 с.