УДК - 378.147 КИРЕЕВ Борис Николаевич,
ББК — 74.489 доцент кафедры общей инженерной подготовки ЕИ К(П)ФУ Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета,
e-mail: [email protected]
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ «СМЕШАННОГО» ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING) В ВУЗЕ
Аннотация. Переход России к цифровой экономике предполагает переход к цифровой образовательной среде. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта создания цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач развития новых образовательных технологий. Одним из видов таких технологий обучения является «смешанное» обучение (аудиторное +дистан-ционное, blended learning). В статье на примере эксперимента по использованию «смешанного» обучения при изучении курсов «Гидравлика и гидравлические машины» и «Транспортная энергетика» рассматриваются условия, влияющие на эффективность данного вида обучения. Выводы сделаны по итогам анкетирования до и после эксперимента и итогам экзаменационной сессии.
Ключевые слова: смешанное обучение, аудиторное, дистанционное обучение, компетенции, бакалавр, LMS Moodle, гидравлика, анкетирование, педагогическое образование, профессиональное обучение.
KIREEVBoris Nikolaevich,
PhD of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of General Engineering Training, Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University
ON SOME RESULTS OF THE EXPERIMENT ON THE USE OF BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: AN OVERVIEW
Annotation. Russia's transition to a digital economy implies transition to a digital educational environment. Meeting protocol of the Presidential Council of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects of October 25, 2016 No. 9 approved roadmap of a priority project named «Modern Digital Educational Environment in Russian Federation». Inclusion of this priority project to the Governmental portfolio demonstrates the importance attached to development of new educational technologies. One type of learning technologies is called «mixed education» (or, blended learning, which is understood as a combination of in-class activities and distance education). The article deals with conditions influencing the effectiveness of this type of training based on the example of the use of blended learning method in teaching of Hydraulics and Hydraulic Machines and Transport Energy courses. The findings are based on student's feedback before and after the experiment, as well as final examination results.
Key words: blended learning, distance learning, classroom, bachelor, competency, LMS Moodle, hydraulics, questionnaire, professional education, pedagogical education.
Переход России к цифровой экономике, о чем неоднократно сообщалось на самых высоких уровнях власти, предполагает разработку и внедрение в практику проектов, связанных с развитием цифровой образовательной среды. В течение последнего года таким приоритетным проектом стал проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [14]. Данный проект предполагает [15] создание он-лайн курсов и он-лайн ресурсов
общего образования, а также системы оценки их качества. Информационный портал, доступный всем категориям граждан, должен обеспечить каждому пользователю возможность использования созданных он-лайн ресурсов для освоения общеобразовательных предметов.
Ответственные за реализацию проекта: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные организации, АНО «Институт
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
развития Интернета», Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». Проект завершится в ноябре 2025 г.
Собственно, речь идет о создании и широком использовании так называемых массовых открытых дистанционных курсов - МООК, МООС (massive open online courses). Первые открытые курсы появились в 2008 г., но широкое распространение они получили к 2013 г. В России их созданием начала заниматься с сентября 2015 г. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» [16].
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев, принявший участие в пресс-конференции, посвященной первым результатам реализации проекта (21 декабря 2017 г., г. Москва), подчеркнул, что «мир в настоящее время становится все больше цифровым, а следовательно, и процесс образования также должен быть цифровым» [15]. По его словам, «цифровой мир позволяет обучающемуся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, он сам выделяет компетенции, которые ему пригодятся».
На пресс-конференции участники обсудили вопросы виртуальной академической мобильности студентов и возможных перемен в системе российского образования в связи с переходом страны к цифровой экономике.
Отношение ученых и преподавателей вузов к он-лайн курсам неоднозначное [3; 8; 10; 11; 7, с. 78-85; 9]. Интерес к MOOC в Европе не утихает [5]. Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курсов являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для учащихся студентов. Но большинство вузов занимается «смешанным» обучением (blended learning).
Если говорить о реформировании традиционного учебного процесса ведущих российских вузов на основе использования e-learning, то оно в первую очередь основывается на использовании образовательной модели «смешанного» обучения (blended learning), совмещающей цифровую, дистанционную, и традиционную, аудиторную, формы обучения. При этом вузы создают свои рамки для «смешанного» обучения, используя различные портальные решения (LMS Moodle и др.) [1, с. 12-19; 2; 5; 6, с. 148-154; 12; 4, с. 17-21]. Осуществляется подобное обучение в рамках дисциплин ООП (основной образовательной программы). Гарантией качества «смешанного» обучения является не просто отказ от части аудиторных занятий, но их системное замещение специальными видами учебного взаимодействия в электронной среде [1, с. 12-19].
На протяжении последних 10 лет дистанционное обучение усиленно развивается и в Казанском (Приволжском) федеральном университете. На специаль-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
ном портале университета (edu.kpfu.ru) в настоящее время находится примерно 1100 курсов, а число пользователей составляет около 73000 чел. Сложно судить об эффективности использования данных курсов, так как в открытом доступе об этом нет данных.
Утверждение Правительством России бюджета развития проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (в сумме 3,2 млрд. на четыре года) и рекомендации вузам принять участие в подготовке современного контента для МООС (открытых онлайн-курсов) заставляют вузы активизировать работу в этом направлении. В ряде вузов, в том числе и ЕИ КФУ, объявлены конкурсы на отбор сценариев электронных курсов в формате массовых открытых онлайн-курсов (далее - конкурс). В «Положении о конкурсе по отбору педагогических сценариев курсов в формате массовых открытых онлайн-курсов» названы цели:
1. Повышение качества образовательных программ Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее - Институт) за счет получения обратной связи от широкой аудитории из разных регионов России и стран СНГ.
2. Решение задач Программы повышения конкурентоспособности Института среди ведущих научно-образовательных центров.
3. Повышение узнаваемости бренда Института и его рейтинга, в том числе, на международном уровне.
4. Привлечение внимания к институту широкого числа интернет-пользователей, в том числе потенциальных абитуриентов, в бакалавриат и магистратуру Института.
В конце февраля 2018 г. руководство основных структурных подразделений КФУ разослало письмо с рекомендациями заинтересованным сотрудникам университета пройти обучение (на бесплатной основе) на платформе онлайн-обучения Open Profession в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» с целью создания и использования онлайн-кур-сов в обучении.
Преподавателями ЕИ К(П)ФУ к настоящему времени на сайте дистанционного обучения edu.kpfu. ru выложено более ста курсов, но в дистанционном («смешанном») обучении используются один-два десятка, не более. За несколько последних лет нами были разработаны и размещены на сайте дистанционного обучения университета edu.kpfu.ru четыре электронных курса, проведена их внутривузовская экспертиза, получено разрешение на использование их в смешанном обучении.
До проведения эксперимента по использованию «смешанного» обучения была поставлена задача - изучить в рамках одного факультета ЕИ КФУ (инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ) возможности использования дистанционного
обучения на дневном отделении и на отделении заочного обучения (ОЗО). В анкетировании приняли участие 128 студентов направлений подготовки 44.03.05 («Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», профиль «Технология и дополнительное образование»); 44.03.04 («Профессиональное обучение по отраслям», профили «Транспорт и дизайн») и 23.03.01 («Технология транспортных процессов», профиль «Эксплуатация транспортных средств»). В анкете
было 20 вопросов; в данной статье мы остановимся на результатах анкетирования, касающихся только дистанционного и «смешанного» обучения. Было проведено анкетирование 17 преподавателей, работающих на факультете. Вопросы для преподавателей касались использования ими ЭОР, в том числе курсов, расположенных на сайте edu.kpfu.ru, в работе со студентами факультета.
Результаты ответов на вопрос о частоте использования Интернета:
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Как часто Вы пользуетесь Интернетом?
—эол»-
7,8
Щ 1.6 0
ежедневно несколько раз в
Редко
неделю
Частота пользования
Не пользуюсь интернетом
Рисунок 1.
Итоги анкетирования по техническим вопросам работы в Интернете
70
_60
I 50 01
а- 40 о
с 30 20
10
0
Вас устраивает качество работы в Интернете? 57,8
49,2
7
скорость передачи стабильность связи не устраивает то и информ. другое
Ответы
Рисунок 2.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Использование технических устройств студентами для работы в Интернете
80
70
Л 60
X 50
<D =г 40
о 411
о. с 20
10
0
Для работы в Интернете Вы используете:
69,6
Стацион. компьютер
46,1
1
¿а, 1 24,2
■ ■
Ноутбук Мобильн.
телефон
Наименование устройства
Планшет
Рисунок 3.
Как следует из приведенных диаграмм, большинство студентов (90,6%) ежедневно присутствуют в сети «Интернет». Качество связи устраивает примерно половину студентов. Немного менее половины опрошенных (46,1%) использует ноутбуки для работы в сети «Интернет», но мобильным телефоном пользуются около 70%. Чаще всего мобильным телефоном они пользуются для связи с друзьями в социальной сети ВК (в Контакте). Четверть из них также использует стационарные компьютеры или планшеты. Это, по-видимому, связано с тем, что на факультете обучаются студенты из небогатых семей (из сел, небольших городов районного значения). Бесплатного Wi-Fi нет
ни в здании факультета, ни в общежитии, где проживает большая часть студентов.
Вторая группа вопросов касалась использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в учебном процессе и отношения к ним студентов. Ответы на них приведены на рис. 4, 6, 7. На рис. 5 показаны ответы опрошенных преподавателей. Как следует из приведенных диаграмм, примерно 65% опрошенных студентов отметили, что они получают от преподавателей ЭОР на занятиях в виде текста и презентаций и видеороликов (мультимедиа). Электронные курсы на
сайте edu.kpfu.ru посещает только 13,3%.
Виды ЭОР, получаемых студентами от преподавателей
Рисунок 4.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Результаты ответов преподавателей на вопрос, в каком виде они используют ЭОР
при работе со студентами
70 60
3 50
| 40 а-
§ 30 а = 20
10
о
Вы используете ЭОР в работе со студентами
в виде текстов
мультимедиа
Виды ЭОР
Тесты и компьют. программы
59
53 ■
41
■
_ _
_ 6
1
на сайте edu.kpfu.ru
Рисунок 5. О влиянии ЭОР на подготовку студентов
60
50
| 40
£ 30 о
о- 20 10
Как влияют ЭОР на обучение?
50,8
34.4
1
15,6
■ и,/
положит.влияют незначит.влияют повышают наусвоен.предм. на подго.по интерес к
предм. изучаем, предм.
Влияние на подготовку
затрудняюсь ответить
Рисунок 6.
Отношение студентов к ЭОР, размещенным преподавателями на сайте дистанционного обучения университета
Ваше отнош. к ЭОР на сайте edu.kpfu.ru
50 2 40
5Е зо
® 20
О 10 О. 0
3677 38,3
■
14,8 102
устр. счит.эти курсы не поним. необх. затрудн. Ответить
возм.пост.дост. к доп.нарузкой исп. этих курс, уч. мате р.
Ответы
Рисунок 7.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Между тем преподаватели на данный вопрос ответили (см. рис. 5), что 59% из них имеют курсы на сайте (всего 19 курсов) дистанционного обучения е^. kpfu.ru. Но пояснили, что постоянной работы они со студентами не проводят, лишь дают рекомендации посетить сайт и ознакомиться с материалами, выложенными по данному предмету. Причины такого отношения преподавателей к активному использованию дистанционных курсов в обучении, по их мнению, связаны с отсутствием материальной заинтересованности при существенном увеличении затрат времени. На вопрос о мерах поощрения за активное использование дистанционных курсов в обучении 76% опрошенных предлагают ввести снижение семестровой учебной нагрузки на 20%-30% за использование одного подобного курса в «смешанном» обучении; 12% предлагают приравнять подобный вид работы к опубликованию статьи в журнале из базы данных «Скопус». Остальные затруднились ответить.
Половина опрошенных (см. рис. 6) считают, что ЭОР положительно влияют на усвоение учебного материала по предмету. Что касается отношения к курсам, выложенным на сайте edu.kpfu.ru (знакомы с ними, как следует из рисунка 4, всего 13,3% опрошенных), более
трети опрошенных (36,7%) считают, что они полезны с точки зрения постоянного доступа к учебным материалам. Но основная часть опрошенных студентов (см. рис. 7) считает эти курсы дополнительной нагрузкой, не понимает необходимости их использования в учебном процессе или затрудняется ответить. На наш взгляд, эти ответы связаны с тем, что им непонятна специфика работы с электронными курсами. О массовых открытых онлайн-курсах у опрошенных весьма смутное представление.
В течение первого семестра 2017-2018 уч. г. в двух группах дневного отделения факультета (направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение по отраслям» профиль «Транспорт» и 23.03.01 «Технология транспортных процессов», профиль «Эксплуатация транспортных средств») было проведено «смешанное» обучение в пропорции 80/20 (80% аудиторных занятий и 20% - дистанционное обучение). Система LMS Moodle (модульная объективно-ориентированная динамическая среда), используемая на сайте edu.kpfu.ru, позволяет создавать качественные дистанционные курсы и эффективно их использовать в обучении.
Отношение студентов к «смешанному» обучению по итогам работы в семестре
Рисунок 8.
В эксперименте по «смешанному» обучению приняло участие 37 студентов (22 по направлению 44.03.04 и 15 - по направлению подготовки 23.03.01). В задания для самостоятельной работы входили вопросы для самоконтроля при чтении лекций, по темам; задачи по темам (в 10 вариантах); отчеты по выполненным в аудитории лабораторным работам (задания оформлялись в виде шаблонов); тесты по каждой теме. Задания по курсовой работе также оформлялись на сайте, как и анкетирование по итогам эксперимента (в виде задания на сайте). Итоги анкетирования представлены на рис. 8.
Как следует из анализа диаграмм на рис. 8, отношение студентов к смешанному обучению резко изменилось в результате эксперимента. Уже 86,5% опрошенных считают, что оно им понравилось и его надо шире внедрять в учебный процесс на факультете. На вопрос: «Чем Вам понравилось смешанное обучение?» - более половины опрошенных назвали следующие возможности данного вида обучения (см. рис 9): «возможность работать в удобное время в домашней обстановке» и «возможность быстро оценить результаты работы и получить информацию о них».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Возможности «смешанного» по итогам анкетирования в конце семестра.
Рисунок 9.
Что касается пропорций аудиторного и дистанционного видов обучения (см. рис. 10), то наиболее подходящим, с точки зрения основной части опрошенных, является соотношение 70/30 (среднее между 80/20 и 60/40).
До зачетно-экзаменационной сессии 86,3% студентов успешно выполнили задания и получили соответствующие баллы. Из 22 студентов направления
подготовки 44.03.04 (см. рис. 11) 36,4% набрали свыше 86 баллов (из 100), 40,9% - свыше 72%, 9,1 % набрали между 60 и 71 баллами и только 13,6% - менее 56 баллов. Они выполняли задания по окончании экзаменационной сессии, во время пересдач. В эксперименте не принимали участия четверо студентов, трое из них - иностранцы (из ближнего зарубежья).
Наиболее эффективные пропорции аудиторного и дистанционного обучения по результатам анкетирования
Рисунок 10.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Из 15 студентов направления подготовки 23.03.01 своевременно выполнили все задания и получили свыше 60 баллов (для зачета необходимо было набрать 56 баллов) все 15. 10 студентов писали курсовую работу по транспортной энергетике. Методические указания по подготовке работы, ее оформлению, а также шаблон работы в виде задания были размещены на сайте. 8 из 10 студентов (80%) успешно выполнили курсовую работу в срок и дистанционно представили
ее на проверку. В эксперименте не принимали участия четверо студентов, трое из них - иностранцы (из ближнего зарубежья).
Эксперимент в классическом варианте (группа контрольная и группа экспериментальная) провести не представляется возможности, так как по всем направлениям подготовки на факультете имеется лишь по одной группе студентов.
Итоговое количество баллов, набранных студентами-бакалаврами направления подготовки 44.03.04 («Профессиональное обучение по отраслям», профиль «Транспорт»). Учебный предмет - «Гидравлика и гидравлические машины»
Итоговая успеваемость по предмету:
(1-> 86 бал.); (71 бал.<2<8б бал.); (56 бал.<3<71бал.); (4-<5б бал.
40,9 I
36,4
Н ?г
£
Q. ZU 13,6
м Щ
■
набранные баллы
Рисунок 11.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Основные образовательные программы (ООП) для различных направлений подготовки бакалавров имеют разные рабочие программы для одних и тех же учебных предметов (по названию), и подготовить для них единые открытые онлайн-курсы невозможно. Особенно это касается общетехнических и инженерных дисциплин, где виртуальные лабораторные работы не дадут обучающимся практической подготовки. Это говорит о проблематичности широкого использования массовых открытых онлайн-курсов в вузах страны на современном этапе.
2. Более подходящим на современном этапе развития высшего образования в России является использование «смешанного» обучения (blended learning) в соотношении 80%/20% или 70%/30%. Оно оказывает значительное влияние на формирование таких важных профессиональных компетенций бакалавров, как «способность к самоорганизации и самообразованию», «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационных технологий» и т.п.
3. Для эффективного использования «смешанного» обучения на кафедрах (факультетах) необходимо
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
иметь несколько компьютерных кабинетов с выходом в Интернет, чтобы часть занятий можно было проводить в них, в том числе и на обучение работе с редакторами текстов, формул, рисунков и диаграмм тех студентов, которые испытывают в этом затруднения. В общежитиях и учебных зданиях необходимы бесплатные зоны Wi-Fi.
Список литературы:
[1] Велединская С.Б. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева, А.А. Андреев // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (дата обращения: 12.11.2017).
[2] Готская И.Б., Жучков В.М., Кораблев А.В. Классификация и краткое описание средств организации электронного обучения // [Электронный ресурс]. URL: http://ra-kurs.spb.ru /2/0/3/1/id=13 (дата обращения: 20.12.2017).
[3] Данилина А. Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования // [Электронный ресурс]. URL:http://www.ug.ru/article/654 (дата обращения: 12.02.2018).
[4] Жданов С.А. Интеграция электронного обучения и дистанционных образователь-ных технологий
в учебный процесс педа-гогического вуза I CA. Жданов, С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина II Инфор-матика и образование. 2015. № 2 (261) (дата обращения: 11.01.2018).
[5] Каракозов С.Д. Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды педагогиче-ского вуза I С.Д. Каракозов, A.:. Уваров II Информатика и образова--ние. 2014. № 8 (дата обращения: 22.02.2018).
[6] Киреев Б.Н. E-learning при подготовке педагогических кадров II Высшее образование в России. 2016. № 2.
[7] Петров ДА. Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных образовательных программ в условиях регионального вуза I ДА.Петров, М.В. Худжина II Ж-л «Преподаватель XXI век». 016. № 4 (дата обращения 27.02.2018).
[8] Сумленный С. Останется десять университетов II [Электронный ресурс]. URL: http:IIex-pert.ruI expertI2013I48Iosta-netsya-desyat-universitetovI (дата обращения: 08.01.2018).
[9] Татарчевская Т. Способно ли онлайн-образо-вание изменить университет? II [Электронный ресурс]. URL:http:IIelibrary.ruIprojectsIblogsIpostI2013I12I31I mooc_1.aspx (дата обращения 03.02.2018).
[10] Уваров A.:. Зачем нам эти МУКи II Информатика и образование. 2015. № 9.
[11] Ярослав Кузьминов о цифровом будущем университетов II [Электронный ресурс]. URL: http:II www.edutainme.ruIpostIkuzmino v-interviewI (дата обращения: 08.12. 2017).
[12] Kireev B.N. The use of active teaching methods in bachelor training II Espacios. 2017. Vol. 38 (№ 56).
[13] Results of a mapping survey conducted in October-December 2013 Michael Gaebel, Veronika Kupri-yanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci // [Электронныйресурс]. URL:http:IIwww.openedu-catio-neuropa.euIsitesIdefaultIfilesInewsIe-learnung%20survey. pdf (дата обращения 14.02.2018).
[14] URL:https:IIминобрнауки.рфIпроектыIсовре-менная-цифровая-образовательная-среда (дата обращения: 08.02.2018).
[15] URL:https:IIминобрнауки.рфIпресс-центр I11875 «Образовательную среду переводят в цифровой формат» (дата обращения:09.02.2018).
[16] URL:http:IIbakalavr-magistr.ruInewsI513 «Открытое образование» - новый межвузовский проект дистанционного обучения» (дата обращения: 12.02.2018).
Spisok literatury:
[1] Veledinskaya S.B. Smeshannoe obuchenie: texnologiya proektirovaniya uchebnogo processa I S.B. Veledinskaya, M.Yu. Dorofeeva, A.A. Andreev II Otkry'toe i distancionnoe obrazovanie. 2015. № 2 (data obrashheniya: 12.11.2017).
[2] Gotskaya I.B., Zhuchkov V.M., Korablev A.V. Klassifikaciya i kratkoe opisanie sredstv organizacii e'lektronnogo obucheniya II [E'lektronny'j resurs]. URL:
http://ra-kurs.spb.ru /2/0/3/1/id=13 (data obrashheniya:
20.12.2017).
[3] Danilina A. Massovy'e otkry'ty'e onlajn-kursy' stanovyatsya al'ternativoj tradicionnoj sisteme obrazovaniya // [E'lektronny'j resurs]. URL:http://www. ug.ru/article/654 (data obrashheniya: 12.02.2018).
[4] Zhdanov S.A. Integraciya e'lektronnogo obucheniya i distancionny'x obrazovatel'-ny'x texnologij v uchebny'j process peda-gogicheskogo vuza / S.A. Zhdanov, S.D. Karakozov, V.G. Manyaxina // Infor-ma-tika i obrazovanie. 2015. № 2 (261) (data obrashheniya:
11.01.2018).
[5] Karakozov S.D. Razvitie IKT-nasy'shhennoj obrazovatel'noj sredy' pedagogiche-skogo vuza / S.D. Karakozov, A.Yu. Uvarov // Informatika i obrazova-nie. 2014. № 8 (data obrashheniya: 22.02.2018).
[6] Kireev B.N. E-learning pri podgotovke pedagog-icheskix kadrov // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 2.
[7] Petrov D.A. Ob usloviyax e'ffektivnosti ispol'zo-vaniya distancionny'x obrazovatel'ny'x resursov pri real-izacii osnovny'x obrazovatel'ny'x programm v usloviyax regional'nogo vuza / D.A.Petrov, M.V. Xudzhina // Zh-l «Prepodavatel' XXI vek». 016. № 4 (data obrashheniya 27.02.2018).
[8] Sumlenny'j S. Ostanetsya desyat' universitetov // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://ex-pert.ru/ expert/2013/48/osta-netsya-desyat-universitetov/ (data obrashheniya: 08.01.2018).
[9] Tatarchevskaya T. Sposobno li onlajn-obrazo-vanie izmenit' universitet? // [E'lektronny'j resurs]. URL:http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2013/12/31/ mooc_1.aspx (data obrashheniya 03.02.2018).
[10] Uvarov A.Yu. Zachem nam e'ti MUKi // Informatika i obrazovanie. 2015. № 9.
[11] Yaroslav Kuz'minov o cifrovom budushhem universitetov // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www. edutainme.ru/post/kuzmino v-interview/ (data obrashheniya: 08.12. 2017).
[12] Kireev B.N. The use of active teaching methods in bachelor training // Espacios. 2017. Vol. 38 (№ 56).
[13] Results of a mapping survey conducted in October-December 2013 Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci // [E'lektronny'j resurs]. URL:http://www.openedu-cationeuropa.eu/sites/default/files/ news/e-learnung%20survey.pdf (data obrashheniya 14.02.2018).
[14] URL:https://minobrnauki.rf/proekty'/ sovremennaya-cifrovaya-obrazovatel'naya-sreda (data obrashheniya: 08.02.2018).
[15] URL:https://minobrnauki.rf/press-centr/11875 «Obrazovatel'nuyu sredu perevodyat v cifrovoj format» (data obrashheniya:09.02.2018).
[16] URL:http://bakalavr-magistr.ru/news/513 «Otkry'toe obrazovanie» - novy'j mezhvuzovskij proekt distancionnogo obucheniya» (data obrashheniya: 12.02.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018