Научная статья на тему 'О некоторых инструментах государственного управления развитием агропромышленного комплекса'

О некоторых инструментах государственного управления развитием агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых инструментах государственного управления развитием агропромышленного комплекса»

О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Т.Н. Соловьева, кандидат экономических наук, профессор, первый проректор, заведующий кафедрой финансы и кредит Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова

Агропромышленный комплекс страны играет огромную роль в жизни людей. В ЭКОНОМИКС любой страны. Он является крупным социально значимым сектором национальной экономики. В России на долю сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности приходится одна шестая часть внутреннего валового продукта. Потребительский рынок России и регионов более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, производимых из сельскохозяйственного сырья. Аграрный сектор является базой для развития многих отраслей промышленности и сферы услуг населения.

За время реформ в течение более 15 лет произошла структурная перестройка агропромышленного комплекса. Однако необходимы дальнейшие шаги как со стороны государства, тж и самих сельхозтоваропроизводителей, которые в большей степени, более быстрыми темпами могли бы обеспечить устойчивый экономический рост и продовольственную безопасность России.

Дисбаланс производства и потребностей приводит к неэффективному использованию народнохозяйственных ресурсов, недопотреблению тех или иных продуктов, потерям продукции и сырья. Здесь важно обосновать оптимальную производственно-отраслевую структуру регионального продовольственного комплекса развития межнационального аграрного рынка и внешнеэкономических связей с учетом ресурсного обеспечения.

Основной задачей является создание таких условий сельскохозяйственным товаропроизводителям. при которых они бы без потерь реализовывали продукцию перерабатывающим предприятиям, а конечный продукт, произведенный с минимальными издержками живого и овеществленного труда, в необходимом количестве нашел бы конечного потребителя.

Одно из направлений повышения устойчивого роста сельскохозяйственного производства - развитие интеграционных процессов. Все эго требует как сочетания экономических интересов участников, так и обеспечения эффективного функционирования экономического, в т.ч.

финансово-кредитного механизма развития предприятий АПК. Побудительным мотивом такой консолидации является эффект, который достигается объединением финансовых ресурсов. труда и средств производства.

Одной из важных тенденций в развитии производственной инфраструктуры, в т.ч. и в агропромышленном комплексе являются институциональные изменения и структурные сдвиги, происходящие в отношениях собственности и механизмах у правления.

Сегодня в мире, в т.ч. и в России создастся все больше условий для свободного движения капиталов, особенно частного, и проникновения его в тс сферы, которые раньше считались для него недоступными. Государство нередко передает бизнесу в собственность, в аренду или в другие формы управления объекты, оставляя за собой право регулировать и контролировать их деятельность.

Ряд ученых-исслсдоватслсй правомерно полагают. что следует ожидать усиления институциональных преобразований и формирования механизмов государственно-частного партнерства. Чаще всего государство проявляет свою способность влиять на структуру производства через обеспечение инвестиционной поддержки отраслей, которые играют важную роль в эффективном развитии экономики.

Фин ансовый поток от государства к хозяйствующим субъектам идет через оплату государственных закупок, выделение возмездных и безвозмездных кредитов, установление режима льготного кредитования, предоставление дотаций. Таким образом, государство оказывает регулирующее воздействие на экономику. В условиях федеративного устройства эта задача может успешно решаться через объединение усилий правительства страны, региональных органов власти и управления и частного капитала. Эти процессы характерны и для развития АПК Курской области.

Агропромышленный комплекс региона представлен 458 крупными сельхозпредприятиями, 1343 крестьянскими (фермерскими) и 229 тысячами личными подсобными хозийст-

вами, где производится сельскохозяйственной продукции на 30 и более миллиардов рублей.

Потребительский рынок Курской области более чем на 70 процентов формируется из продовольствия и товаров, производимых из сельскохозяйственного сырья. На долю сельского хозяйства приходится 16 % валового регионального продукта. Доля продукции сельского хозяйства Курской области в Центральном федеральном округе составляет 7.6 процента. Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности вырос с 13Д млрд. рублей в 2000 году до 26,8 млрд. рублей - в 2005 году. В 2006 году этот показатель достиг объема 30 млрд. рублей. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 101 процент.

На территории Курской области, благодаря государственной поддержке реализуются областные целевые программы:

1. «Развитие производства и заготовок сахарной свеклы в Курской области в 2005-2007 годах».

2. «Государственная поддержка сельскохозяйственной авиации Курской области на 2006-2010 годы».

3. «Совершенствование симментальского скота в Курской области на 2001-2010 годы».

4. «Создание регионального типа мясных овец для условий ЦЧР России на 2001 -2010 годы»,

5. «Государственная поддержка животноводства Курской области на 2005-2010 годы»,

6. «Социальное развитие села на 2004-2010 годы».

С 2002 года действует система страхования урожая сельскохозяйственных культур. Государственная поддержка осуществляется в виде субсидирований из федерального и областного бюджетов части затрат (до 90 %) сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования.

Работа, проводимая сельхозпредприятиями, комитетом АПК, по совершенствованию структуры посевов и повышению плодородия почв, позволила получить 1 млн. 865 тысяч тонн зерна. при урожайности 24.2 центнера с гектара, В каждом четвертом хозяйстве области урожайность зерна свыше 25 центнеров.

Администрацией области, органами управления на местах много сделано по возрождению свеклосахарного производства, как экономически выгодной отрасли. Площади сахарной

свеклы увеличились на 16,2 тысячи гектаров, а её производство - в 2.4 раза.

Реализация мероприятий областной целевой программы «Развитие производства и заготовок сахарной свеклы в Курской области на 2005 -2010 годы», позволила вырастить в 2006 году самый высокий за всю историю курского свекловодства урожай сахарной свеклы - 335 центнеров с гектара, произведено 2.5 млн. тонн корнеплодов. Свыше 2 миллионов тонн их отправлено на переработку, выработано более 300 тыс. тонн сахара.

Положительные изменения наметились и в животноводстве. Стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, овец, свиней. Возрос приплод молодняка КРС, овец, свиней. Сельскохозяйственные предприятия региона увеличили производство молока, яиц. мяса КРС, свиней и птицы.

Область активно включилась в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В селекционно-генетическом центре ООО «Пссльскос» Бсловского района, свинокомплексе ОАО «Надежда» Большесолдатского района, возведенных в рамках приоритетного национального проекта, внедрены самые современные технологии. Труд животноводов, облегченный механизмами и автоматикой, стал более привлекательным для молодежи. Эго стало возможным благодаря существенной бюджетной поддержке. За шесть последних лет АПК области получено 722.9 млн. рублей.

В 2006г. из федерального бюджета на поддержку регионального АПК получено более 400 млн. руб. Выделенные средства направлены:

- на субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам;

- на поддержку растениеводства;

- на поддержку животноводства и социальную сферу села.

С с л ь с ко х оз я й ст вен н ы м и организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими предприятиями АПК в 2006 году с учетом реализации приоритетного национального проекта привлечено 6 млрд. 506 млн. рублей кредитных ресурсов, в том числе сезонного характера - 3 млрд. 674 млн. рублей, что почти в 2 раза больше уровня 2005 года.

Для реализации первого направления «Ускоренное развитие животноводства» приоритетного национального проекта получено 2 млрд. 438 млн, рублей.

По второму направлению национального проекта «Стимулирование развития малых

форм хозяйствования» привлечено болсс 400 млн рублей.

На субсидирование вссх видов привлеченных кредитов предусмотрено 277.8 млн. рублей средств федерального и областного бюджетов.

Партнеры, проявившие интерес к курскому АПК, так же нашли перспективы взаимовыгодного сотрудничества. За последние годы у администрации области накоплен большой опыт удачного делового сотрудничества с инвест ицион ными компаниями.

Для взаимодействия открыты различные сферы, в том числе в использовании новых, современных технологий, семенного материала и систем высокопроизводительных машин и оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности, в обмене научными и образовательными программами для сферы АПК.

Тринадцать крупных инвесторов таких, как «Стройтрансгаз». «Иволга-Центр». «Русский дом». «Международная трастовая компания» и другие вкладывают средства в различные сферы агропромышленного производства. Сегодня инвесторы обрабатывают почти 500 тысяч гектаров пашни, производя 40 процентов зерна, возделывая каждый второй гектар сахарной свеклы. В регионе формируется поколение руководителей нового типа - грамотных, смелых, предприимчивых специалистов.

В области сохранен костяк энергичного, предприимчивого корпуса руководителей.

Пищевая и перерабатывающая промышленность области представлена более чем 100 предприятиями. Начиная с 2(Х)2 года, отрасль обеспечивала среднегодовой прирост производства - 8.4%. Высокие темпы роста обеспечиваются практически во всех ведущих отраслях, пищевой и перерабатывающей промышленности по выпуску продуктов питания. Производство многих из них превышает внутренние потребности области и это даст возможность отправлять часть продукции в другие регионы.

На многих предприятиях успешно реализуются мероприятия по обновлению основных фондов, внедрению современных линий и технологий. Начиная с 2001 года объем капиталовложений превысил 3 млрд. рублей, из них в 2(Х)6 году около 1-го млрд. рублей.

Введены новые мощности по производству конкурентоспособной продукции в мукомольно-крупяной. хлебопекарной, кондитерской, молочной, спиртовой отраслях. Благодаря постоянной работе по внедрению современных

технологий в 2006 году освосн выпуск 120 новых видов продукции. Повышается их качество и конкурентоспособность.

Все это позволило товаропроизводителям АПК области укрепить свои позиции на рынках, максимизировать объемы продажи и выручки. дохода, прибыли через использование конкурентных преимуществ,

И все же агропромышленный комплекс продолжает, как и в предыдущие годы, функционировать в условиях ограниченных финансовых возможностей, низкого платежеспособного спроса населения.

Сложившаяся социально - экономическая ситуация в агропромышленном комплексе требует как мер оперативного характера, так и реализации задач, направленных на формирование высокоэффективных и конкурентоспособных отраслей сельского хозяйства. Эти задачи приобретают особо актуальное значение в связи с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» и вступлением России в ВТО. когда условия функционирования товаропроизводителей аграрного сектора будут существенно усложнены.

На основе проведенного анализа следует отмстить, что современная региональная и федеральная аграрная политика государства заключаются в создании эффективной многоукладной экономики для обеспечения продовольственной безопасности.

Исходя из сложившегося положения в АПК. а также мировых тенденций, можно выделить следующие приоритеты его развития:

отраслевые - наращивание и повышение устойчивости производства сельскохозяйственной продукции до уровня, обеспечивающего научно-обоснованное душевое потребление продуктов питания и потребности промышленности в сырье:

экономические - создание стабильной системы государственной поддержки АПК, формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства и обслуживающей его промышленности, совершенствование внутриотраслевых экономических отношений в АПК, создание надежной и доступной системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

инвестиционные - создание благоприятных экономических условий для инвестиционной активности отечественных и зарубежных

инвесторов на основе усиления роли государства и рыночных рычагов регулирования;

инновационные - восстановление и развитие аграрной науки, ускорение научно-технического прогресса в АПК;

институционные - развитие организационно-правовых форм хозяйствования, вертикальной и горизонтальной кооперации, агропромышленной интеграции совершенствование управления АПК;

социальные - разработка и поддержание принципов паритета доходов сельского и городского населения, развитие социальной инфраструктуры на селе путем государственной поддержки,

Все это и другие меры будут в большей степени способствовать обеспечению экономической безопасности страны и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.