Научная статья на тему 'О некоторых аспектах обеспечения Россией экономической стабильности в странах Центральной Азии и ее содействия развитию региона (2000-2016 гг. )'

О некоторых аспектах обеспечения Россией экономической стабильности в странах Центральной Азии и ее содействия развитию региона (2000-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / КНР / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / RUSSIA / CENTRAL ASIA / ECONOMIC COOPERATION / PROMOTE THE DEVELOPMENT OF CENTRAL ASIA / CHINA / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филоненко А. Е.

В статье рассматривается взаимовыгодное экономическое сотрудничество России со странами Центральной Азии. Особое внимание уделяется российскому содействию развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах обеспечения Россией экономической стабильности в странах Центральной Азии и ее содействия развитию региона (2000-2016 гг. )»

гд

§

Филоненко А.Е.

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

О некоторых аспектах обеспечения Россией экономической стабильности в странах Центральной Азии и ее содействия развитию региона (2000-2016 гг.)

С 2000 г. Россия на фоне ярко выраженного стремления к политическому сближению со странами Центральной Азии и формированию единого евразийского пространства реализо-вывала шаги по выстраиванию с ними взаимовыгодного экономического сотрудничества, подкрепленного значительным количеством соответствующих договоров, на которые приходится до 70% от общего объема заключенных российской стороной двусторонних документов (более 890 двусторонних договоров и межправсоглашений) [27,29].

Эффективной площадкой для развития взаимовыгодного межгосударственного экономического взаимодействия и практической реализации политических решений стали двусторонние межправительственные комиссии (МПК): российско-казахстанская МПК по сотрудничеству, включающая 7 подкомиссий, нацеленных на развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, инвестиционного и банковского взаимодействия, военно-технической кооперации, а также связей в таких сферах, как промышленность, транспорт, топливно-энергетический комплекс, наука и новые технологии [21], российско-узбекская МПК по экономическому сотрудничеству, российско-туркменская МПК по экономическому сотрудничеству, российско-кыргызская МПК по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, российско-таджикская МПК по экономическому сотрудничеству. Показали свою эффективность двусторонние Деловые Советы, российские торговые представительства в республиках, а также программы экономического сотрудничества с республиками.

На сегодня в регионе насчитывается свыше 7 тыс. компаний (в том числе с новыми производственными мощностями) с участием российского капитала [30], основная часть из которых приходится на Казахстан - 5600 предприятий, обеспечивая 12% рабочих мест в стране [16], и Узбекистан - около 900

предприятий [20]. Так, в Казахстане функционируют совместные предприятия по производству грузовых и легковых автомобилей (АО «КАМАЗ-Инжиниринг», АО «АЗИЯ АВТО Казахстан»), электровозов («ТОО ЭКЗ»), АО «Совместное Ка-захстанско-Российское предприятие «Байтерек» (космическая сфера). Ведётся работа по созданию российско-казахского предприятия по сборке многоцелевых вертолётов «Ка-226Т» [9]. В Таджикистане совместно с ведущими российскими компаниями создано предприятие по сборке троллейбусов «Тролза» [32].

В целом объем инвестиционного присутствия России в республиках Центральной Азии к настоящему времени составляет 18 млрд. долл. США [29]. По состоянию на конец 2014 г. Таджикистан и Узбекистан вошли в четверку стран СНГ, в которых был зафиксирован наибольший удельный вес российских компаний в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стран Содружества с показателями в 54% и 42% соответственно. В Кыргызстане доля российских прямых инвестиций составила 19%, в Казахстане - 7%, в Туркменистане - менее 1% [17. С.21].

Среди приоритетных областей вложения российского капитала доминируют энергетический, металлургический и телекоммуникационный сектора. Крупнейшие региональные проекты в данных сферах реализованы в Казахстане: добыча углеводородного сырья на западе страны («Лукойл»), ТОО «Кар-Тел» (75% акций ВымпелКома), золоторудный проект «Кызыл» («Полиметалл»), разработка урановых месторождений «Акбастау», «Бетпак Дала», «Каратау» («Атомэнерго-пром»), строительство нефтепроводной системы «Каспийского Трубопроводного Консорциума» («Транснефть» и КТК Компа-ни - 31%), ТОО «КазРосГаз» («Газпром» - 50%) [17. С.42].

В телекоммуникационном секторе в странах региона присутствуют российские операторы сотовой связи ПАО «МегаФон» (Таджикистан), ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (Туркменистан), предоставляющая услуги сотовой связи под торговой маркой «Билайн» холдинговая компания «ВымпелКом Лтд» (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан).

Значимую роль российские компании играют в реализации программ модернизации ряда ключевых предприятий республик. В частности «Интер РАО — Инжиниринг» осуществляет реконструкцию Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане [9]. В Уз-

гд с

бекистане российские предприятия участвовали в работах по модернизации Алмалыкского горно-металлургического комбината, одного из ведущих узбекских предприятий химической отрасли АО «Максам-Чирчик» [15], ОАО «Силовые машины» - двух энергоблоков Сырдарьинской ТЭС и Чарвакской ГЭС [22], ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» - в оснащении ряда крупных нефтегазовых предприятий страны газоперекачивающими агрегатами и газотурбинными двигателями [8]. В 2010 году ЗАО «Западно-Уральский машиностроительный концерн» (Пермь) завершило строительство первой очереди Дехканабадского завода. С участием российского капитала была проведена модернизация «Андижан-кабель» [15] и АО цементный завод «Ахангаранцемент». Планы по переоснащению производства имеет совместное российско-узбекское предприятие «Джаркурганнефтепереработка».

В Туркмении российские компании участвовали в возведении объектов автодорожной структуры, в модернизации предприятий ТЭК, ирригационных систем. В 2014 году российская нефтяная компания ОАО «Татнефть» в соответствии с заключенным в 2010 году сервисным контрактом с ГК «Туркмен-нефть», завершила предоставление услуг по восстановлению нефтяных скважин и их запуску в эксплуатацию. С 2009 года российская компания «КАМАЗ» оказывает техническую помощь в работе туркменского металлургического завода [22].

В Кыргызстане «Газпром» после приобретения в 2014 году 100% акций основного собственника киргизской газотранспортной системы ОАО «Кыргызгаза» начал реализацию масштабной программы по модернизации и развитию республиканской газовой инфраструктуры. Уже в 2015 году было освоено около 4,5 млрд. руб. Всего же в киргизскую газотранспортную систему планируется инвестировать около 20 млрд. руб., что позволит довести к 2030 году уровень газификации в республике до 70% [33].

Стоит особо подчеркнуть заинтересованность наших партнеров в развитии совместных транспортных проектов. С 2008 г. реализуется проект по возведению новой скоростной автотрассы — международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа—Западный Китай» протяженностью более 8,4 тыс. км. (трасса пройдет по территории Китая, Казахстана, России). Важной вехой в его осуществлении стало подписание Меморандума о

взаимопонимании между Министерством транспорта России и Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск - Алма-Ата от 22 сентября 2008 г. [14]. Ряд участков МТМ «ЕЗК» уже возведены, другие находятся на различной стадии реализации. Строительству МТК на российских участках, как предполагается, будет оказано содействие со стороны китайских инвесторов. Запланированное к 2023 г. завершение строительства трассы позволит грузоперевозчикам сократить время в пути как минимум до 10 суток (на сегодня по Транссибирской магистрали - 14 суток, через Суэцкий канал - 45 суток) [2, 37].

В ходе неформального саммита ОДКБ в Бишкеке в мае 2013 г. нашими партнерами было предложено рассмотреть возможность строительства железной дороги «Россия-Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан» [4]. На данный момент казахстанской компанией «Транспроект-К» разработано предварительное ТЭО. Ориентировочно, стоимость проекта превысит 4-5 млрд. дол. США. Прокладка данной дороги способствовало бы выходу Таджикистана из транспортного тупика, объединению северных и южных регионов Кыргызстана, укреплению евразийской интеграции и росту товарооборота с РФ. Осуществление проекта повлияет и на геополитическую ориентацию Таджикистана и Киргизии, закрепит стратегическую роль России в регионе [18].

В январе 2016 г. Президент Туркменистана Г.М. Бердыму-хамедов в ходе встречи с C.B. Лавровым напомнил об идее создания транспортного транзитного коридора через территорию России и Туркмении, при этом было подчеркнуто, что налажена паромная переправа и осуществляется ремонт туркменских судов в Астраханской области [18].

В целом, на фоне текущего турбулентного внешнеполитического и экономического положения России реализация вышеназванных масштабных инвестиционных проектов, в особенности строительство новой железной дороги в ЦА, выглядит несвоевременной. Однако уже сегодня стоит рассмотреть возможность детальной проработки проектов, имея в виду перспективу возврата к ним в будущем при более подходящей конъюнктуре.

Активизируется взаимодействие по линии агропромышленного комплекса (АПК) и в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В 2013 году начата реализация инфра-

7Щ.

структурного проекта «Создание товаропроводящей системы поставок сельскохозяйственной продукции из Киргизской Республики в Российскую Федерацию». По линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), ведущим учредителем которого является Россия, был выдан кредит в размере 20 млн. долл. США на программу «Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику» и одобрена предварительная кредитная заявка на «Строительство инфраструктуры товаропроводящей системы Кыргызской Республики по экспорту агропродукции в страны Таможенного Союза» [18,30]. В республике из средств Российско-кыргызского фонда развития по состоянию на декабрь 2015 года профинансировано свыше 30 заявок на осуществление бизнес-проектов в сфере переработке сельхозпродукции [1]. В конце ноября 2014 года достигнута договоренность о реализации российско-узбекской программы по созданию в Узбекистане сети мини-производств по переработке плодоовощной продукции и поставке ее в дальнейшем в Россию [3]. Российским Торгпредством анонсировано создание при поддержке ООО «Стандарт Капитал» логистического распределительного центра по приемке, хранению и переработке сельскохозпродукции в Таджикистан [22]. В результате активизации сотрудничества вырос объем экспорта плодоовощной и сельхозпродукции из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана.

Особое внимание российской стороной уделяется развитию межрегионального экономического сотрудничества со странами ЦА. Так, почти все российские регионы взаимодействуют с Казахстаном, 70 российских субъектов - с Узбекистаном, более 50 субъектов России - с Туркменистаном, свыше 75 субъектов - с Таджикистаном, 76 субъектов - с Киргизией [10, 25, 5, 26, 33]. В качестве примера можно отметить ежегодное проведение форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Очередной XIII Форум, посвященный развитию логистики и сотрудничества в туристической сфере, взаимному снижению торговых барьеров, состоялся 15-16 октябре 2016 г. в г. Сочи [24].

Необходимо особо отметить российское содействие социально-экономическому развитию региона посредством предоставления безвозмездной помощи центральноазиатским странам. Так, в 2008-2015 гг. соответствующая помощь, в т.ч. для поддерж-

ки национальных бюджетов, составила порядка 6,7 млрд. долл. США, в частности, на двусторонней основе - свыше 4 млрд. долл. США., в рамках структур ООН - свыше 570 млрд. долл. США, что делает Россию крупнейшим донором региона по линии структур ООН, по линии Всемирного Банка (ВБ) и других структур - более 1,3 млрд долл.США, ЕАЭС - свыше 592 млн. долл. США [23].

По линии системы ООН финансовые средства выделялись Программе развития ООН (ПРООН) на Программу экономического восстановления; Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на программы модернизации систем здравоохранения, повышение качества педиатрической помощи в медицинских учреждениях первичного звена в Центральной Азии, укрепление готовности ВОЗ к возникновению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, содействие Центральной Азии в осуществлении Международных медико-санитарных правил; совместный с ВОЗ проект, направленный на укрепление систем здравоохранения в целях профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями; Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) на Программу школьного образования и медицинского обслуживания, Программу вакцинации против дифтерии, издание учебных и учебно-методических пособий и материалов для обучения русскому языку, реализацию проекта «Недоедание матерей и детей: призыв к срочным действиям»; Всемирной продовольственной программе (ВПП) на продовольственную помощь, программы школьного питания; Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) на поддержку промышленной интеграции стран-членов ЕврАзЭс, проекты по производству стройматериалов, создание регионального потенциала в странах СНГ для развития программ по решению глобальных экологических проблем; Объединенной программе ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) на повышение национального потенциала борьбы с ВИЧ/СПИД; Управлению ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН) на оказание содействия борьбе с наркотиками; Учебному и научно-исследовательскому институту ООН на повышение квалификации дипломатов из стран СНГ на базе МГИМО. Кроме того, Россия осуществляет донорские взносы в бюджет Европейской экономической комиссии ООН и Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана, которые расходуются преимуще-

ственно на реализацию проектов в странах Центральной Азии.

По линии ВБ финансовые средства были выделены, в том числе, на противодействие продовольственному кризису, снижение негативного воздействия высоких цен на продовольствие, повышение потенциала стран Европы и Центральной Азии в области управления государственными финансами, содействие обмену опытом и знаниями в области управления государственными расходами, поддержку разработки и внедрения систем отчетности и статистики, повышение качества образования на основе разработки и реализации систем оценки достижений, содействие мерам социальной защиты, поддержание доступа к базовым социальным услугам во время и после глобального кризиса; на стимулирование обмена опытом между развивающимися странами в формате Юг - Юг; Программу борьбы с глобальным продовольственным кризисом; оперативные антикризисные меры социальной поддержки; управление государственными расходами и взаимное обучение; укрепление потенциала в области статистики в странах Восточной Европы и Центральной Азии; Программу повышения потенциала стран Восточной Европы и Центральной Азии; Программу поддержки наращивания статистического потенциала в странах Восточной Европы и Содружества Независимых государств.

Финансовое содействие было оказано и в рамках Евразийского фонда стабилизации и развития на предоставление инвестиционных кредитов, реализацию Программы ЕврАзЭС по рекультивации хвостохранилищ в Центральной Азии, программы по возведению транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии и т.д.

Денежные средства были выделены и по линии Совета Россия-НАТО на борьбу с наркотиками [23].

Россия списала значительные части суверенного долга по кредитам Узбекистану и Кыргызстану, урегулировала проблему задолженности Таджикистана (путем приобретения в свою собственность оптико-электронного узла «Нурек» и привлечения таджикских средств в строительство Сангтудинской ГЭС-1), отменила экспортные пошлины на поставки нефтепродуктов в две последние республики, на безвозмездной основе осуществляет подготовку национальных кадров (в нашей стране ежегодно обучается около 50 тыс. граждан центральноазиатских государств, на обучение большинства из них из госбюджета России вы-

деляется порядка 100 млн. долл. США в год), а также реализует целый ряд иных шагов, оказывающих положительное, пусть и опосредованное, влияние на состояние и динамику развития экономик своих партнеров [34, 11]. Кроме того, в виде гуманитарной помощи ряду республик были переданы сотни тысяч тонн продовольствия и десятки тонн различного имущества [12].

Отдельным аспектом значимости Москвы в развитии национальных экономик государств региона выступает трудовая миграция. Россия, принимая во внимание число трудовых мигрантов из стран ЦА на ее территории (в 2014 году - около 5 млн., в феврале 2016 года - около 4 млн.), напрямую способствует сокращению уровня безработицы и бедности в них [36, 28].

В целом, Россия ясно демонстрирует готовность вкладывать значительные финансовые и технические ресурсы в развитие экономик стран ЦА, включая такие технологичные отрасли как автомобильная и авиационная промышленность, железнодорожное машиностроение, космическая сфера. Географическая близость республик, высокая емкость их рынков, знание российскими специалистами местной специфики ведения бизнеса, лояльное отношение к ним со стороны местных деловых кругов и бюрократической номенклатуры, исторически сложившиеся хозяйственные связи (при наличии двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций) способны заинтересовать компании из РФ. Перспективен регион и с позиции темпов экономического роста в ряде его стран, прежде всего в Узбекистане и Туркменистане.

Дополнительную динамику расширению взаимной кооперации в торгово-экономической сфере может придать имиджевый ресурс российских товаров и специалистов в регионе. В сравнении с более дешевой китайской продукцией, бренд «сделано в России» воспринимается как более качественный. В реализации же крупных инфраструктурных проектов, тендерах по разработке нефтяных и газовых месторождений, модернизации предприятий, поставкам оборудования и высокотехнологичных товаров высокий уровень профессионализма российских представителей может стать ключевым в итоговом выборе партнеров местными властями и бизнесом.

Значимую роль в укреплении торгово-экономической кооперации со странами региона сыграли образование зоны свободной торговли СНГ (соответствующий Договор был подпи-

гд с

§

сан 18 октября 2011 г.), к которой помимо Армении, Беларуси, Молдовы, России и Украины присоединились Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (на особых условиях), а также функционирование с 1 января 2015 г. ЕАЭС, государствами-членами которого являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Интерес к Союзу проявляют Таджикистан (на уровне профильных ведомств изучается вопрос о его вступлении) и Узбекистан, с которым ведутся консультации относительно возможного подписания договора между ним и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли [6, 20]. В этой связи представляется целесообразным на современном этапе предложить не вступившим в ЕАЭС центральноазиатским государствам возможные альтернативные варианты сотрудничества с Союзом.

Подключение всех республик Центральной Азии в различном формате к процессу евразийской экономической интеграции позволило бы снизить торговые, финансовые и миграционные барьеры в регионе, а в перспективе и сгладить остроту имеющих место межгосударственных противоречий, расширить в целом емкость рынков, укрепить внешние экономических границы и тем самым ускорить реиндустриализацию и модернизацию национальных экономик. Одновременно качественное (по уровню вовлеченности участников и формата взаимодействия) и количественное изменение ЕАЭС будет способствовать становлению интеграционного объединения в качестве самодостаточного экономического и, соответственно, политического игрока на мировой арене.

Усиление экономического присутствия Китая, инициировавшего проект «ЭПШП», в котором одна из ключевых ролей отводится Центральной Азии, побуждает Россию к реализации более активных шагов по отстаиванию своих национальных интересов в этом регионе, в т.ч. путем «прагматичного» сопряжения ЕАЭС и китайского проекта. Необходимы в целом разработка и принятие действенной стратегии по усилению российских экономических позиций совместно с программой содействия развитию наших ближайших союзников. Она должна быть ориентирована на решение ряда насущных задач, среди которых наращивание российского несырьевого экспорта, диверсификация товарооборота, развитие высокотехнологичных, а также трудоемких производств, повышение уровня инвестиционной привлекательности региона для отечественного бизнеса.

Ощущается потребность и в диверсификации секторов приложения российского капитала. Сокращение закупок туркменского природного газа с 2009 года, а затем и прекращение его приобретения в январе т.г., денонсация российско-киргизских соглашений о строительстве ГЭСов, консервация разработки нефтегазового месторождения российской компанией ОАО «НГК ИТЕРА» на участке 21 блока в туркменском секторе Каспийского моря требуют переосмысления нашей инвестиционной политики, где до недавнего времени доминировала энергетическая составляющая [7, 22]. Перспективными направлениями инвестиционного партнерства могли бы выступить АПК, горнодобывающая отрасль, возобновляемая энергетика, транспортная инфраструктура, машиностроение, финансовая сфера, производство строительных материалов, легкая промышленность, туризм. При этом российская сторона не должна нацеливаться на получение сиюминутной прибыли, а сосредоточиться на решение задач всестороннего экономического развития стран-партнеров при расширении их производственной базы, что позволит обеспечить стабильность на южном фланге СНГ, и, следовательно, отвечает стратегическим интересам России.

Список литературы:

1. Активнее всего берут кредиты бизнесмены Чуйской области. URL: http://ru.sputnik. kg/economy/20151217/ 1020947225.html.

2. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2801505.

3. Владимир Путин обсудит в Ташкенте поставки узбекской сельхозпродукции в РФ. URL: http://tass.ru/ekonomika/1635722.

4. В Бишкеке завершился неформальный саммит ОДКБ. URL: http://www.president.kg/ ru/news/213 l_v_bishkeke_zavershilsya_neformalnyiy_sammit_odkb/.

5. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе встречи с заместителем Председателя кабинета министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р.О.Мередовым, Ашхабад, 28 января 2016 года. URL: http://www.mid.ru/web/ guest/maps/tm/-/asset_publisher/32J0LjSL2Nmm/content/id/2038346/?currentpage=double.

6. В Таджикистане продолжают рассматривать целесообразность вступления в ЕАЭС. URL: http://regnum.ru/news/2071725.html.

7. «Газпром» прекратит закупки газа в Туркмении - «Интерфакс». URL: https://www. vedomosti.ru/business/news/2016/01/14/624005-gazprom-turkmengazu.

8. География поставок. URL: http://www.kmpo.ru/products/group/geografiya_postavok/23.

9. Заявления для прессы по завершении российско-казахстанских переговоров. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/50512.

10. Иванов А. В.Путин и Н.Назарбаев подписали договор, определяющий союзнические отношения России и Казахстана. URL: http://www.ltv.ru/news/polit/245902.

11. И снова о «мягкой силе». URL: https://rg.ru/2016/06/13/grigorij-karasin-centralnaia-aziia-strategicheskie-partnery-i-druzia.html.

12. Комментарий Департамента Информации и Печати МИД России в связи с вопросом СМИ о содействии со стороны России социально-экономическому разви-

f¥>L

гд с

g

тию государств Центральной Азии. URL: http://www.mid.ru/rossia-mezdunarodnoe-gumanitarnoe-sotrudnicestvo/-/asset_publisher/Z02tOD8Nkusz/content/id/64310.

13. Лавров: РФ намерена сотрудничать с Туркменистаном в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. URL: http://tass.ru/politika/2620515.

14. 18 марта в Казани Министр транспорта РФ Максим Соколов провел совещание по вопросу формирования международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай». URL: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=19796.

15. Махмудова Л. Посол РФ: «Узбекистан и Россию связывают союзнические и стратегические отношения». URL: https://www.gazeta.uz/2013/06/10/russia/.

16. «Материалы заседания Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ 14 января 2013 года». URL: http://tpprf.ru/download.php?GET=6LPA Y%2F81BmwOCkbw%2BOLA8Q%3D%3D.

17. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ — 2015. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015.

18. Мордвинова А.Э. Железная дорога Киргизия - Таджикистан. URL: http://riss.ru/ analitycs/24015/?_utl_t=fb.

19. Начало российско-казахстанских переговоров в расширенном составе. URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/50511.

20. Начало российско-узбекистанских переговоров в расширенном составе. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/47215.

21. Обзор торговых отношений с РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kz/ kz_ru_relations/kz_ru_trade/.

22. Обзор экономики мира. URL: http://www.vedgov.ru/exportcountries/economics_review/.

23. Об оказании Российской Федерацией помощи странам Центральной Азии в 2008 -2015 гг. URL: http://www.russia.uz/index.php/2009-08-16-10-46-32/1479--72.

24. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России ВА.Небен-зи с заместителем Министра иностранных дел Казахстана С.И.Ордабаевым. URL: http://www.mid.rU/web/guest/maps/kz/-/asset_publisher/44tjMzWwjAFr/content/ id/2038306/?currentpage=double.

25. О состоянии внешней торговли Российской Федерации с Республикой Узбекистан. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/uz/uz_ru_relations/uz_ru_trade/.

26. Посол РТ в РФ: Отток граждан Таджикистана на 35-40% больше сезонного. URL: http://tajembassy.ru/ru/press/news/10-politika/163-posol-rt-v-rf-ottok-grazhdan-tadzhiki-stana-na-35-40-bolshe-sezonnogo#sthash.kwKfW6tV.dpuf.

27. Россия и Центральная Азия. URL: http://www.mid.ru/rossia-i-problemy-central-noj-azii.

28. Россия: Число приезжих из стран Центральной Азии сократилось до 3,854 млн. URL: http://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle...html.

29. Стерник А.: «Россия намерена укреплять двусторонние связи с государствами Центральной Азии». URL: http://new.mgimo.ru/about/news/departments/sternik-rossiya-na-merena-ukreplyat-dvustoronnie-svyazi-s-gosudarstvami-tsentralnoy-azii/?sphrase_id=13428.

30. Строительство инфраструктуры товаропроводящей системы Кыргызской Республики по экспорту агропродукции в страны Таможенного Союза URL: http://efkLeabr.oig/r/projects/agroA

31. Таджикистан: В Душанбе открыто предприятие по сборке троллейбусов и велосипедов. URL: http://www.fergananews.com/news/21168.

32. Торгово-экономическое сотрудничество России и Киргизии. URL: http://tass.ru/ info/2712641.

33. Тузов А., Цой M. Региональные связи. URL: http://kyrgyz.mid.ru/rossijsko-kirgizskie-otnosenia/-/asset_publisher/lVaUb5A3D8Sm/content/regional-nye-svazi\.

34. Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 115-ФЗ. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/178138/#ixzz4MGAb 1 wnD.

35. Финансирование поставок с/х техники в Кыргызскую Республику. URL: http://efsd. eabr.org/r/projects/Leasing/.

36. ФМС: В России находятся около пяти миллионов граждан стран Центральной Азии. URL: http://migrant.ferghana.ru/newslaw....html.

37. Черепнина А. Россия и Казахстан наращивают сотрудничество на всех направлениях. URL: http://www.ltv.ru/news/polit/294224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.