УДК 4(07): 372 ББК 74.268.120: 74.102
Викина Надежда Алексеевна
соискатель
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vikina Nadezhda Alexeevna Applicant for a Degree Department of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the
Russian Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
О некоторых аспектах методики формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников
на уроках русского языка About Some Aspects of Skills Forming Methods of the Junior Pupils’ Rational Organization Studies at the Russian Language Lessons В статье изложены основные аспекты содержательного блока модели методики формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка и описана методика формирования искомых умений, способствующих развитию функционально грамотной языковой личности младшего школьника; понятийный аппарат и сущность исследуемых умений.
The article deals with basic aspects of the content module of the model of skills forming methods of junior pupils’ rational organization studies at the Russian Language lessons. The article outlines methodology of forming the above mentioned skills facilitating the development of a junior pupil’s functionally literate language personality; the notion apparatus and the essence of the skills researched are presented.
Ключевые слова: рациональная организация труда, языковая личность, функционально грамотная личность, культурологический, информационный, деятельностно-поступочный блок, содержательный компонент.
Key words: rational organization of work, language personality, functionally literate personality, culturological module, information module, activity-and-behavior module, content component.
В соответствии с социальным заказом государства и общества,
выраженном в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на основании анализа практики и требований, предъявляемых современным обществом к качеству подготовленности учащихся начальной школы по предмету «Русский язык», нами разработана модель методики формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьни-
ков, способных стать языковой личностью. Выбор предмета «Русский язык» для формирования искомых умений обусловлен тем, что его содержание позволяет успешно реализовать основные составляющие языковой личности: личностное языковое знание и личностный языковой образовательный продукт. С учётом лингводидактических и психолингвистических подходов к пониманию языковой личности как человека мы с общедидактических позиций, вслед за Е.В. Бунеевой, определяем «языковую личность как человека, обладающего умениями, способностями и характеристиками, обеспечивающими восприятие, понимание, воспроизведение и создание им речевых произведений (текстов). При этом языковая личность может характеризоваться следующими признаками: а) полнотой владения родным языком, родной речью во всём её многообразии; б) личностными интересами, способностями и умениями в социальной жизни; в) потребностью и способностью к рефлексии над собственной речью и её совершенствованию; г) потребностью в речевом самовыражении и в речевом творчестве как одном из способов самовыражения.
Мы рассматриваем обучение младшего школьника русскому языку как сложный и многосторонний процесс, который связан не просто с вооружением знаниями, а как помощь ему в формировании умений приобретения знаний на уроках русского языка. Искомые умения являются универсальными и спососбствуют успешному обучению по другим предметам учебной программы на всех ступенях её освоения, обеспечивая преемственность образования человека в течение всей его жизни, и начальную школу мы рассматриваем не как подготовку к будущей «настоящей» жизни, а как её важную и ответственную часть. Поэтому мы считаем, что с самого начала обучение должно быть систематично и входить в общую систему непрерывного образования.
Методика формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка имеет свою цель, задачи, содержание, методы и организационные формы, на которые должны быть сориентированы цели, задачи и содержание учебно-воспитательной работы
учителя. Остановимся на особенностях содержательного компонента методики. Содержательный компонент включает структуру и содержательную сторону формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка и опирается на психологическую концепцию управления усвоением, восходящая к П.Я. Гальперину и Д.Б. Эльконину, а в конечном счёте - к Л.С. Выготскому [2]. В структуре формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка мы выделили интеграцию таких блоков, как 1) культурологический, информационный и деятельностно-поступочный. Таким образом, мы определили последовательность действий при формировании умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка. Культурологический блок реализуется посредством ориентировочного этапа. Необходимость включения ориентировочного этапа обусловлена наличием следующих причин: недостаточно полное представление младших школьников о рациональности учения, недостаточное развитие навыков сознательной самоорганизации (целеопределения, планирования, выполнение языковой деятельности, самоконтроля); правильный выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, адекватный уровню развития их индивидуально-психологических и когнитивных особенностей. Ориентировочный этап определяет психолого-педагогическую готовность к обучению, включает в качестве слагаемых такие умения, как: ориентировочные умения (планирование и систематизация процесса усвоения содержания учебного материала и его отработка); умение регламентировать объём работы; умение распределять время.
Организованность способствует развитию целеустремлённости и умению управлять собой. А её рациональность целиком зависит от приобретённых знаний об особенностях усвоения языкового материала. Степень сформированно-сти ориентировочных и мотивационных умений взаимосвязана и взаимообусловлена и влияет на информационный этап.
Задачей культурологического блока является обеспечение младших школьников информацией о культуре умственного труда, дающей возможность как ознакомиться с умениями рациональной организации учебного труда на уроках русского языка, осознать необходимость этих умений в учебной работе, так и овладеть искомыми умениями, которые способствуют рациональной организации учения в процессе получения языкового образования в начальной школе. Культурологический блок предполагает: овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда, что свидетельствует о формировании культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия познания; устойчивый познавательный интерес к русскому языку, умения и навыки творческого решения языковых задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы. Информационный блок имеет своей целью обеспечение готовности младших школьников к активному получению языковой учебной информации, использования полученной информации во всех видах учебной работы, как то: выполнение каждого языкового задания на уроке, при использовании выполнения всех видов самостоятельной работы по русскому языку (сочинение, изложение, диктант, проверочная работа, тест и т.д.) и правильную их организацию, т.е. активное творческое использование полученной информации в современном поликультурном мире. Информационный этап имеет направленность на формирование положительной мотивации к учебному труду, создаёт мотивы к предстоящей рациональной учебной деятельности. На данном этапе происходит ознакомление младших школьников с основными понятиями, процессами, действиями. Учащиеся осваивают природу, структуру, стратегии и
тактики формирования умений рациональной организации учебного труда на уроках русского языка. Происходит тренинг умений рациональной организации учебного труда на уроках русского языка в заданной ситуации под руководством учителя. Искомый этап характеризует степень формирования следующих умений самостоятельно усваивать и отрабатывать языковой учебный материал: умение читать и декодировать данное посредством текста содержание; умение перерабатывать и уяснять содержание текста; умение правильной читательской деятельности (продуктивное чтение); умение выводить содержание конкретного материала из общих положений; умение уяснять смысл информации путём самостоятельного поиска в условиях организации учебного материала; умение отрабатывать и осваивать учебный материал (непосредственно и опосредованно). Названные умения в силу своей специфики определяют подготовленность младших школьников к самостоятельному совершению познания. Качество реализуемой учебной работы зависит от уровня содержательной (владение специальными предметными знаниями) и операционной подготовки (обладание приёмами усвоения материала, его обработки и применения). Эту задачу выполняет следующий этап.
Деятельностно-поступочный блок имеет своей целью последовательное развитие «сквозных» практических действий, связанных с формированием умений рациональной организации учебного труда на уроках русского языка, которые проходят от первого дня обучения русскому языку до сдачи единого государственного экзаменов в выпускном классе и имеют непосредственный «выход» в получение образования в высшей школе сегодняшнего младшего школьника. К таким умениям мы относим: овладение способами управления своей учебной деятельностью; целеполагание, разумное планирование собственной самостоятельной учебной работой; формы работы с учебником и с научной литературой (выполнение языковой деятельности, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование и т.д.); владение способами чтения (просмотровое, беглое, внимательное, глубокое и т.д.). «Важно отметить, что для нас значимым являются ведущие положения теории
деятельностного подхода, а именно: идеи о формирующем и развивающем значении деятельности, а также о моделировании в образовательном процессе» языковой деятельности учащихся. [4. с. 30]
Положения, принятые в философии, психологии и педагогике о структурных компонентах деятельности (мотивационный, когнитивный, операциональный) позволяют нам в содержании деятельностно-поступочного блока условно выделить в процессе формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка два этапа: ситуативно-практический и завершающе-коррекционный.
Ситуативно-практический этап направлен на углубление знаний и отработку умений рациональной организации учебного труда, актуализацию их в различных видах языковой учебной деятельности. Искомый этап включает в себя следующее: владение системой специально-предметных знаний; познавательно-исполнительные умения (умение уяснять содержание учебного материала и отрабатывать его под руководством учителя); познавательные умения (самостоятельное уяснение и отрабатывание учебного материала); умение составлять выступления и выступать перед аудиторией.
Реализация этого этапа способствует устранению организационной пассивности младших школьников, повышает степень учебной самостоятельности на уроках и во время внеурочных занятий, так как:
- возникает возможность организовать учебную работу рационально и не только под руководством учителя, но и во время самостоятельной учебной работы;
- учебный материал может быть дидактизирован самим учеником;
- снижается инертность и повышается уверенность школьника в познавательной деятельности.
На последнем, завершающе-коррекционном этапе, подводятся итоги формирования умений рациональной организации учебной работы младших школьников, реализуется мониторинговая деятельность учителя по определению уровня сформированности умений рациональной организации учебного
труда учащихся, самооценивание результатов сформированности искомых умений, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений, навыков в форме самоконтроля, намечаются планы дальнейшего совершенствования данных умений.
На этом этапе обеспечивается взаимосвязь и действенность всех компонентов, искомый этап включает формирование следующих умений: умение осуществлять систематический самоконтроль за процессом уяснения и отработки языкового учебного материала; умение анализировать качество знаний, способностей, результатов учебной работы и регулировать собственное поведение; умение давать адекватную самооценку своих учебных действий.
Реализация этого этапа в формировании умений рациональной организации учебного труда обеспечивает совершенствование всех выше перечисленных умений, и становится очевидным, что все эти этапы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены и в совокупности с другими этапами способствуют формированию языковой личности младшего школьника.
Таким образом, с учётом специфики методики формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка мы предполагаем включение в процесс формирования данных умений содержательного компонента, который реализуется через культурологический блок посредством ориентировочного этапа, информационный и деятельностно-поступочный блок, который реализуется через ситуативнопрактический и завершающе-коррекционный этапы.
Библиографический список
1. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100» [Текст] : автореф. дис....д-ра пед. наук. - /Е.В. Бунеева. - Челябинск, 2009. -52 с.
2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
3.Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.- С. 112.
4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства образования Российской Федеоации от 11.02.2002. №393. // Вестник образования в России. - 2002. - № 6. - С.10
5.Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: / Е.Ю. Никитина. - Москва: МАНПО, 2006. -154 с.
Bibliography
1. Buneeva, E. V. Scientific-and-Methodical Strategy of Primary Language education in the Educational System «School 2100» [Text]: Synopsis of Dis. ... Doctor of Ped. / E.V. Buneeva. -Chelyabinsk, 2009. - 52 p.
2. Concept of the Russian Education Modernization up to 2010 (Order from 11.02.02 № 393) // Education Herald of Russia. - 2002. - № 6. - P. 10.
3. Galperin, P. Ya. Four Lectures on Psychology: Study Guide for Higher Educational Institution Students / P.Ya. Galperin. - M.: «University» Publishing House, 2000. - P. 112.
4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of University Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina. - Moscow: MANPO, 2006. - 154 p.
5. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology / L.S. Vygotsky. - M.: Pedagogika Publishing House, 1991. - 479 p.