Для развития культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка необходимо определить педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и обеспечат его результативность.
Созданная нами модель будет функционировать эффективно, если: создать ситуацию успеха студентам, что, в свою очередь, благотворно повлияет на развитие внутренней мотивации, а, следовательно, будет способствовать повышению уровня развития культуры полилога; цель - развитие культуры полилога - превратить во внутреннюю потребность студента; повысить субъективную роль студентов в педагогическом взаимодействии; обучение будет ориентировано на личностносоциальные потребности студентов; рассматривать учебную группу как временный коллектив учащихся, осуществляющих совместную деятельность.
Предложенная нами теоретическая модель имеет следующие этапы развития культуры полилога:
Потребностно-мотивационный этап. Смысл потребностно-мотивационного этапа состоит в том, чтобы в процессе занятий целенаправленно формировать у студентов потребности, мотивы, интересы, желания к использованию знаний иностранного языка в будущей деятельности.
Когнитивный этап определяет у студентов систему знаний о культуре делового общения и полилога.
Содержательно-деятельностный этап раскрывает степень включенности личности в целостную систему развития культуры полилога, готовность к ее реализации в своей ближайшей профессиональной деятельности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности студента. Содержательно-деятельностный компонент предполагает осознание целей обучения иностранному языку и культуре полилога и значимость приобретаемых умений и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
Оценочно-рефлексивный этап предполагает интегративную оценку результатов развития культуры полилога. Выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, самоанализе своих знаний, умений, навыков и на этой основе способности осуществять саморегуляцию деятельности и непрерывное самообразование. Рефлексия представляет собой механизмы любой сознательной деятельности, т.к. ее реализация осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, к своим качествам, действиям, поступкам, состояниям. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.
Результатом реализации модели должно стать повышение культуры полилога у студентов. Исходя из определений культуры полилога, имеющих определенный набор характеристик, нами были выделены следующие критерии сформированности культуры полилога у студентов:
- понимание студентами друг друга;
- умение слушать собеседника;
- умение доносить информацию до собеседника или до группы собеседников;
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- умение справляться с коммуникативными барьерами;
- умение контролировать свои эмоции и высказывания;
- умение избегать конфликтных ситуаций.
Также нами были выделены уровни сформированности культуры полилога: низкий, средний, высокий.
Таким образом, развитие культуры полилога у студентов младших курсов в процессе обучения рассматривается нами как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных компонентов.
1. Мильруд, РП. Обучение культуре и культура обучения языку / РП. Мильруд, И.Р Максимова // Иностранные языки в школе. - 2012.
- № 5.
2. Тумина, Л.Е. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. - М., 2005.
3. Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: учебн. пособие для студентов вузов. - М., 1998.
4. Сусов, И.П. [Э/р]. - Р/д: www // vestnik. гсиК ги / 39 / nv.htm
5. Костюк, С.В. Полилог в деловом общении // Вестник Московского университета.
- 2001. - № 3. - Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.
6. Годник, С.М. Преемственность высшей и средней школы. - Воронеж, 1981.
Bibliography
1. Miljrud, R.P Obuchenie kuljture i kuljtura obucheniya yazihku / R.P Miljrud, I.R. Maksimova // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2012. - № 5.
2. Tumina, L.E. Ehffektivnaya kommunikaciya: istoriya, teoriya, praktika: slovarj-spravochnik. - M., 2005.
3. Kazarceva, O.M. Kuljtura rechevogo obtheniya. Teoriya i praktika obucheniya: uchebn. posobie dlya studentov vuzov. - M., 1998.
4. Susov, I.P [Eh/r]. - R/d: www // vestnik. rcuh. ru / 39 / nv.htm
5. Kostyuk, S.V. Polilog v delovom obthenii // Vestnik Moskovskogo universiteta.
- 2001. - № 3. - Ser.19. Lingvistika i mezhkuljturnaya kommunikaciya.
6. Godnik, S.M. Preemstvennostj vihssheyj i sredneyj shkolih. - Voronezh, 1981.
Статья поступила в редакцию 26.03.13
УДК 4 (07): 371.01
Nikitina E. Yu., Perfiiyeva L.P. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION METHOD OF FORMING COMMUNICATIVE SKILLS TOLERANT YOUNGER STUDENTS DURING THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE EDUCATION. This article discusses the pedagogical conditions for successful implementation of the method of forming communicative skills tolerant younger students during the development of language education, namely, the use of primary school teachers painters at Russian lessons, conducting online classes between the initial class at a distance and have a differentiated national, cultural and religious composition, application of LEGO education robotics and c to create thematic structures on various literary texts, supporting the idea of tolerance.
Key words: junior high school student, teaching Russian language and communication-tolerant ability, language education, icon-painters, online lessons, an educational designer LEGO, robotics.
Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, проф. каф. русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск;
Л.П. Перфильева, аспирант каф. русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск, E-maii: iidia_perf@maii.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫХ ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ОСВОЕНИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию методики формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования, а именно: применение учителями начальной школы изографов на уроках русского языка; проведение онлайн уроков между начальными классами, находящихся на расстоянии и имеющие дифференцированный национальный, культурный и религиозный состав; применение образовательного конструктора LEGO и робототехники c целью создания тематических построек на различные литературные тексты, несущие идеи толерантности.
Ключевые слова: младший школьник, методика обучения русскому языку, коммуникативно-толерантные умения, языковое образование, изографы, онлайн уроки, образовательный конструктор LEGO, робототехника.
В работе мы аналитико-теоретическим и опытно-поисковым путями выделили комплекс тех условий, от которых зависит наиболее полное решение проблемы формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка. Данные условия определены нами как достаточные, в силу того, что они привнесены нами в комплекс, расширяющий его возможности по решению указанной проблемы исследования, и обеспечивают новизну работы. Одновременно мы разделяем взгляды исследователей (В.А. Беликов и др.) [1], согласно которым деление условий на необходимые и достаточные носит условный характер.
Проведенное теоретическое исследование позволило дать определение коммуникативно-толерантным умениям - это совокупность осознанных коммуникативных действий, характеризующийся терпимостью коммуникативного поведения и направленностью на уважение к собеседнику. Методика формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования рассматривается нами как частная дидактика - совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по формированию коммуникативно-толерантных умений младших школьников, обеспечивающих решение поставленных задач.
Создавая данный комплекс, мы учитывали существование объективных факторов: необходимость модернизации современного школьного образования; заказ современного общества на социально-активную личность; ориентация целей государственной образовательной политики на гуманистические установки; государственный образовательный стандарт начального образования по русскому языку; недостаточный уровень сформиро-ванности коммуникативно-толерантных умений младших школьников; ведущие идеи поликультурного, лингводидактического и междисциплинарного подходов и разработанной нами методики формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования.
На основании вышеизложенного и анализа философской, культурологической, языковой, социологической и психологопедагогической литературы, а также с учётом собственного педагогического опыта нами определён следующий комплекс педагогических условий для успешного формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования: применение учителями начальной школы изографов на уроках русского языка; проведение онлайн уроков между начальными классами, находящихся на расстоянии и имеющие дифференцированный национальный, культурный и религиозный состав; применение образовательного конструктора LEGO и робототехники c целью создания тематических построек на различные литературные тексты, несущие идеи толерантности.
Применение учителями начальной школы изографов на уроках русского языка. Чтобы младший школьник быстрее понимал и анализировал прочитанные тексты, особенно с толерантной направленностью, мы предлагаем ввести на уроках русского языка применение изографов, которые будут интересны детям в силу игровой особенности, облегчат понимание нового материала и будут способствовать формированию коммуникативно-толерантных умений.
Понятие «изограф» имеет несколько дефиниций. Мы используем определение, данное А.Ф. Братченко, Л.Ф. Сербиной
и др., согласно которому изографы (от греч. isos - подобный, одинаковый и grapho - пишу, рисую) - картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдаленно напоминает изображение того предмета, о котором идет речь [2]. Данный термин в методику русского языка пришел из логопедии, когда изографы использовались с целью предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии).
В нашем понимании изографы - это зашифрованные буквами слова, изображение которых различным образом расположено в пространстве и оптически напоминает предмет, в названии которого используются изображенные буквы.
Умение анализировать толерантные тексты, сопоставлять факты и рассуждать о прочитанном важно для младшего школьника с целью овладения навыками осознанного чтения. Между навыками чтения и пониманием прочитанного существует тесная взаимосвязь. Как процесс чтения начинается с анализа букв, так и работа с изографами начинается с анализа буквенной картинки. Вначале младший школьник анализирует изображение, которое близко или отделено, напоминает предмет, о котором идет речь. Затем вычленяет буквы, из которых пытается собрать целое слово.
Исследованием установлено, что работа с изографами на уроках русского языка способствует: обогащению зрительных представлений (рисунки предметов); развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение); развитие зрительного внимания (ориентировка на форму предмета); стимуляция зрительно-познавательной активности; включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций; развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций - внимания, памяти, мышления, речи.
Проведенное исследование позволило зафиксировать тот факт, что формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников с помощью изографов обеспечивает познавательный интерес, произвольность внимания, достаточный уровень развития фонематических, звуко-буквенных, графических средств; более высокий уровень развития воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей младшего школьника; формирования умения принимать и самостоятельно решать учебную задачу; возможность участия в выполнении заданий каждого из учеников.
Методика работы с изографами предполагает: зрительное изучение изографа; нахождение всех «зашифрованных» букв; визуальное определение предмета, изображенного изографом; работа с буквами - составление слова; запись полученного слова в тетрадь; фонетический анализ слова; придумывание предложение, с полученным словом; зарисовка изографа в тетрадь; подбор синонимов к данному слову; придумывание своих изографов.
Для педагога использование изографов на уроках русского языка позволяет контролировать понимание изученного материала, степень самостоятельной работы учащихся, а также уровень усвоения учебной программы.
Проведение онлайн уроков между начальными классами, находящихся на расстоянии и имеющих дифференцированный национальный, культурный и религиозный состав. Стремительное развитие техники и компьютерных технологий способствует компьютеризации современного образования, которое с каждым годом становится более зависимым от глобальной сети. Появ-
02077053
ляются дистанционные университеты, различные интернет-курсы с виртуальным преподаванием. С целью наладить взаимодействие учащихся между различными городами, географически удаленных на сотни, тысячи километров, проводят телемосты.
Применение компьютерных технологий в области образования изучали российские и зарубежные ученые, такие как
О.И. Агапова, В.И. Гриценко, Г.Р Громов, Г. Клейман, О.А. Кри-вошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер, В.Ф. Шолохович и др.
Согласно реализации в 2005 году проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы Российской Федерации» в рамках направления «Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования» Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», даже в отдаленных уголках России появился быстрый и качественный интернет, который способствует увеличению качества преподаваемых учебных предметов, в том числе и русского языка.
Компьютерные программы MSN, Yahoo Messenger, Mail.Ru Агент и Skype были специально разработаны для интерактивного общения, которые позволяют мгновенно обмениваться электронными сообщениями между двумя (или более) людьми, а также предоставляют возможность вести «живой» полилог между собеседниками. Данные технические возможности позволяют проводить виртуальные уроки между учащимися, географически удаленными друг от друга.
Онлайн уроки могут рассматриваться как одно из важнейших средств реализации ФГОС РФ, социального заказа общества и инновационной политики в сфере образования. Под интерактивными онлайн уроками понимаются занятия, интегрирующие в себе техническую, дидактическую, информационно-образовательную и телекоммуникационную среду, обеспечивающие выполнение совместных действий, направленных на формирование конкурентоспособной личности, способной к самоанализу, интернациональной коммуникации и владеющей всеми современными технологическими средствами.
Доступность онлайн уроков определяется следующими параметрами:
• географический - территориальное расположение места проведения урока не имеет значение, данные занятия можно проводить на значительном расстоянии между участниками;
• материальный - низкая себестоимость проведения уроков;
• технический - использование в процессе обучения новейших, информационных, компьютерных и телекоммуникационных средств;
• физический - не вызывает затруднений физического присутствия участников; так, в онлайн уроках могут участвовать дети-инвалиды по состоянию здоровья, не имеющие возможность посещать общеобразовательные учреждения;
• временной - можно согласовать время выхода в интернет, устраивающее всех участников урока;
• творческий - благоприятные условия для творческой самореализации младших школьников;
• социальный - в онлайн уроках участвуют школьники, независимо от состояния здоровья, места проживания, национальности, классовости, элитарности, материальной обеспеченности и культурной принадлежности;
• мобильный - эффективная связь между участниками онлайн урока;
• массовый - многочисленность охвата большого количества участников урока.
Согласно последней переписи населения, в Челябинской области проживают люди 152 национальностей, однако если рассматривать конкретные города, поселки, то дифференцированный состав жителей по национальности, вероисповеданию, может достигать 0%. Это, в свою очередь, усложняет процесс обучения младших школьников принятию иной точки зрения, отличной от существующей в данном социуме. С этой целью мы предлагаем вводить интерактивные уроки, когда младшие школьники могут общаться друг с другом, несмотря на расстояние.
Одновременно существуют национальные и религиозные школы. Так, на территории города Челябинска действует Православна школа, русско-турецкий лицей, школа «Новая жизнь» и т.п., где зачастую дифференциация по религиозным и национальным показателям равна нулю. Территориальная отдаленность школ подобного вида бывает незначительна в масштабах страны, однако школьники не умеют взаимодействовать с окружающим миром, если их взгляды отличаются.
Интерактивные уроки или телемосты можно проводить между такими учебными заведениями, несмотря на их различные культурные, религиозные позиции. В онлайн режиме школьники могут общаться друг с другом, высказывать свое и выслушивать противоположное мнение, находить общие точки соприкосновения. Исследованием установлено, что такие уроки благоприятствуют формированию коммуникативно-толерантных умений младших школьников при изучении русского языка и способствуют:
• повышения эффективности обучению русскому языку младших школьников;
• формированию у младшего школьника толерантных установок;
• повышению познавательной и учебной мотивации учащихся;
• улучшению процесса коммуникации между младшими школьниками;
• принятию учащимися иных мыслей, точек зрения, отличающихся от собственных;
• автоматизации контроля и корректировки собственных действий в ходе интерактивного взаимодействия с собеседником и перенос данных навыков в жизнь;
• полноценному познанию окружающего мира.
Территориальная отдаленность учебных классов может
рассматриваться с позиции удаления: учебного заведения, района, населенного пункта, города, области, региона и даже стран ближнего и дальнего зарубежья (главное, чтобы совпадали часы проведения уроков). Так, например, челябинские школьники могут присутствовать на уроке русского языка с учащимися казахских школ, украинских, белорусских, германских и т.д.
Компьютеризация образования с приходом интернета в общеобразовательные заведения отразилась и на методики преподавания русского языка в начальной школе. В онлайн режиме на уроках русского языка можно: выступать с докладами на различные толерантные темы; писать сочинения, изложения, диктанты толерантной направленности; проводить открытые уроки; вести занятия лекционного типа; изучать новые темы.
Во время онлайн урока допустимо применение интерактивной доски (если позволяет техническое оснащение класса). Одновременно данные занятия можно сохранять в памяти компьютера и в любой момент использовать как наглядный материал, а также при работе над ошибками, совершенными на занятии или в качестве научно-методических рекомендаций. Исследованием установлено, что с целью эффективности усвоения материала, изученного на онлайн уроке, полезен подробный анализ данного занятия. Так, если учащимися были допущены какие-то неточности при ответе на вопрос или выполнении задания, а учитель с целью экономия времени не стал на этом акцентировать внимание, то позже он может указать на них младшим школьникам и выполнить своеобразную «работу над ошибками». В то же время при технической возможности сохранения в режиме видео-онлайн уроков младший школьник может использовать данный материал, который, в свою очередь, поможет ему восполнить знания при подготовке к следующим занятиям.
Опытно-поисковая работа показала, что онлайн уроки позволяют младшим школьникам найти новых, не похожих на себя друзей и продолжить с ними виртуальное общение вне учебного расписания. Одновременно они могут помогать друг другу при выполнении определенных домашних заданий.
Применение образовательного конструктора LEGO и робототехники с целью создания тематических построек на различные литературные тексты, несущие идеи толерантности. Внедрение роботов во все процессы жизнедеятельности человека отразилось и на сфере образования. Так, в соответствии с Федеральным проектом «Информатизация системы образования» 2005 года и Национальным проектом «Образование» 2007 года в образовательные учреждения Российский Федерации, и в частности, в школы Челябинской области были поставлены образовательный конструктор и робототехника (LEGO, fischertechnik и др.).
Образовательный конструктор - уникальный наглядный дидактический материал, позволяющий учителю подробно раскрыть изучаемый учебный материал, а учащимся его освоить в игровой форме в ходе учебной деятельности на занятиях, состоящих из безопасных и нетоксичных скрепляющихся между собой элементов.
Рис. 1. Применение учебного конструктора и робототехники в образовании
Образовательная робототехника - средство учебного процесса, которое осуществляет значительное воздействие на становление у учащихся начальной школы познавательных (развитие памяти, внимания, мышления, воображения, сенсорики), эмоциональных и волевых процессов, а также творческих и коммуникативных способностей.
Как показала практика, образовательный конструктор и робототехника содействуют развитию глубины, оригинальности и гибкости мышления (логического, конструктивного: умение доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать объекты и конструкции; генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), психических процессов и речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики, воображения, рефлексии, пространственной ориентировки; способствует умению нахождения нестандартных решений, экономии затраченных сил и времени на решение поставленной задачи и становлению таких качеств личности, как активность, критичность, организованность, целенаправленность, рациональность, усидчивость, усердие, ответственность, аккуратность, бережливое отношение к себе как самореализующейся личности и к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду; влияет на умение работать в классе, раскрытие творческих и технических способностей ребенка, а также на формирование коммуникативно-толерантных умений.
Анализ научной литературы и собственный педагогический опыт привели к выводу, что образовательный конструктор и робототехнику используют в основном в среднем и старшем звеньях, в начальной школе дают азы конструирования на уроках технологии, информатики, окружающего мира. Исследованием установлено, что данный конструктор можно применять и на уроках русского языка.
Применение образовательного конструктора и робототехники (рис. 1.) возможно:
1. В учебном процессе в общеобразовательных учреждениях:
• детский сад (обучение счету, цвету, формам и т.д.);
• начальная школа (окружающий мир, математика, информатика, чтение, обучение грамоте, русский язык и т.д.);
• среднее звено (физика, геометрия, информатика; химия, биология, технология и т.д.);
• старшие классы, колледжи, техникуму (астрономия, физика; информатика, химия, биология, черчение, технология и т.д.);
• высшие учебные заведения (механика, электроника, теория управления, схемотехника, программирование, теория информации программирование, архитектура и т.п.);
2. В дополнительном образовании (лего-конструирование; моделирование, робототехника, лего-роботы, ТРИЗ и т.п.).
Существует несколько этапов применения образовательного конструктора и робототехники в учебном процессе:
1. Конструирование:
• плоское (выкладывание на специальной доске изображений);
• объемное двухмерное;
• объемное трехмерное;
• создание подвижных моделей из LEGO Technic;
• компьютерное моделирование и конструирование в программе LEGO Digital Designer 4.3.6;
2. Роботомоделирование:
• знакомство с первороботом LEGO Wedo;
• LEGO RCX - программирование в среде ROBOLAB 2.9.4;
• NXT 2.0 Lego Mindstorms - программирование в среде NXT-G, ROBOLAB 2.9.4;
• LEGO Mindstorms EV3- программирование в среде NXT-G, ROBOLAB 2.9.4, LabView;
• Изучение языков программирования RobotC, leJOS, NXC
и др.
В начальной школе образовательный конструктор и робототехника могут быть как игровым, так и познавательным элементом, что, в свою очередь, позволяет наиболее полно знакомить младших школьников с общей картиной мира, формировать чувство ответственности к себе и своим поступкам, развивать уважение к своему окружению.
На уроках русского языка с помощью кубиков LEGO можно собирать словарные слова с целью лучшего запоминания, изучать новые темы и орфограммы. Образовательный конструктор LEGO позволяет составлять на уроках русского языка в начальной школе: звуко-буквенный анализ; схему предложения; слово; кроссворд; тематическую конструкцию, посвященную проходимой теме.
Учитель на доске демонстрирует слово с пропущенной орфограммой. Задача учащихся: из образовательного конструктора собрать нужные буквы. Чтобы эффективнее закрепить полученное слово, младшие школьники могут составить LEGO-кроссворд. В качестве домашнего задания детям предлагается из кубиков собрать слово-синоним и придумать к нему ассоциации, предложение или целый рассказ. Исследованием установлено, что объяснение созданной постройки, оценка работ одноклассников содействует формированию коммуникативно-толерантных умений младших школьников.
В каталоге LEGO существуют тематические наборы, демонстрирующие расовую дифференциацию населения Земли, иллюстрирующие профессиональные принадлежности городских жителей и т.п. Данные наборы позволяют более подробно изучить темы толерантности, принять детям окружающий мир во всем его разнообразии, а это, в свою очередь, положительно отразится на формировании коммуникативнотолерантных умений.
В наборе LEGO DUPLO «Люди мира» (9171, 9222) имеются 16 неразборных фигурок людей двух поколений - детей и родителей, представляющих основные расы: европеоидную, монголоидную и негроидную, а в наборе LEGO DUPLO «Городские жители» (9222) предполагается 20 неразборных фигурок людей разного пола и возраста, одетых в униформу или специальную
одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа: полицейский, врач, строитель, клерк, таксист, железнодорожник и пр. [3; 4]. Учитель может применять такие тематические наборы в качестве вспомогательного материала при написании сочинений, чтобы учащиеся смогли полностью погрузиться в творческий процесс.
При изучении тем, раскрывающих вопросы толерантности младшим школьникам раздаются строительные кубики, доска для выкладывания конструктора и тематические мини-фигурки. Учащимся предлагается собрать слово толерантность, а также образную конструкцию, которая характеризует данное понятие.
Использование образовательной робототехники позволяет сделать уроки русского языка мобильными, интерактивными и красочными. Так, в блок управления NXT 2.0 Lego Mindstorms можно загрузить программу, которая поможет проверить знания младших школьников на знание правил и орфограмм. При неБиблиографический список
правильно нажатой кнопке на экране появляется сообщение о допущенной ошибке и звуковой сигнал.
Учитель может проводить занятия, посвященные толерантности, на которых младшие школьники делятся предложениями по созданию роботов, объединяющих людей. Затем наступает процесс конструирования и программирования роботов. В итоге младшие школьники защищают творческие проекты.
Опытно-поисковая работа позволила зафиксировать следующее: подобные занятия с применением образовательного конструктора и робототехники позволяют сплотить учебный коллектив, повысить учебную мотивацию, увеличить познавательный интерес к окружающему миру, создают условия для освоения и понимания всех правил, норм, ценностей, закономерностей русского языка, его связи с историко-культурным наследием, а это предполагает значительный уровень практической познавательной языковой деятельности, непрерывное применение языковых и толерантных знаний в процессе коммуникации.
1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М., 2004.
2. Братченко, А.Ф. Изографы. Пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Братченко, Л.Ф. Сербина. - Ставрополь, 1998.
3. LEGO DUPLO «Городские жители» (9222) [Э/р]. - Р/д: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=58&id=932
4. LEGO DUPLO LeGo DUPLO «Люди мира» (9171, 9222[Э/р]. - Р/д: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=461&m2=2&id=845
Bibliography
1. Belikov, V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyateljnostnihyj aspekt: monografiya. - M., 2004.
2. Bratchenko, A.F. Izografih. Posobie dlya pedagogov i roditeleyj po preduprezhdeniyu disgrafii u deteyj doshkoljnogo i mladshego shkoljnogo
vozrasta / A.F. Bratchenko, L.F. Serbina. - Stavropolj, 1998.
3. LEGO DUPLO «Gorodskie zhiteli» (9222) [Eh/r]. ? R/d: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=58&id=932
4. LEGO DUPLO LEGO DUPLO «Lyudi mira» (9171, 9222[Eh/r]. ? R/d: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=461&m2=2&id=845
Статья поступила в редакцию 26.03.13
УДК 159.9.072
Prikhodko I.I. PSYCHODIAGNOSTICS INSTRUMENTS DETERMINE THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PERSONALITY OF SPECIALIST OF EXTREME PROFESSIONAL ACTIVITIES. Given the results of the design methodology, «Express diagnosis of psychological safety of personality» of specialist of extreme professional activities on the basis of the developed transformational model of psychological safety of personality using methodology of specialized denotational semantic differential.
Key words: transformational model, the psychological safety of personality, extreme activities.
И.И. Приходько, канд. психол. наук, с.н.с., начальник научно-исслед. центра Академии внутренних войск
МВД Украины, г. Харьков, E-mail: prikhodko1966@mail.ru
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты разработки методики «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности на основе разработанной трансформационной модели психологической безопасности личности с использованием методики специализированного денотативного семантического дифференциала.
Ключевые слова: трансформационная модель, психологическая безопасность личности, экстремальная деятельность.
В современных исследованиях ученые, обращаясь к явлению безопасности, указывают на его чрезвычайную важность для установления гармоничных отношений между человеком и окружающей социальной средой. Эта проблема становится актуальной в связи с тем, что количество экстремальных событий, включая локальные военные конфликты, террористические акты, техногенные и природные катастрофы, межнациональные и религиозные противоречия, неудовлетворенность условиями жизни людей, приводящих к активному сопротивлению власти, резко возросло. Следствием этого является увеличение количества лиц, получивших травматический жизненный опыт и вынужденных приспосабливаться к постоянно меняющейся среде, заново создавать свое социальное и личностное пространство. Часто психологические последствия экстремальных ситуаций оказываются более весомыми по своим социально-психологическим последствиям, чем сами события. Все это имеет непосредствен-
ное отношение к нарушению одной из основных потребностей человека - безопасности и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания психологических аспектов жизнестойкости, сопротивляемости человека и общества к отрицательным внешним и внутренним угрозам.
Анализ последних исследований и публикаций. Сегодня понятие «психологическая безопасность» учеными используется в разных аспектах исследования жизнедеятельности человека: при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, которые характеризуются значительными материальными и социальными следствиями (Л.А. Александрова, Т.М. Краснянская [1], Т.Б. Мельницкая и др.); исследования проблем информационной, информационно-психологической и организационной безопасности человека и общества (И.А. Баева [2], Г.В. Грачев [3], С.К. Рощин, Н.Л. Шлыкова [4] и др.); в новой области знаний -рискологии, в которой изучаются различные ее аспекты (психо-