Научная статья на тему 'О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности»'

О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
380
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы российской государственности / методика преподавания общественных наук / герой / героическое / российские герои / foundations of Russian statehood / methods of teaching social sciences / hero / heroic / Russian heroes

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков Владимир Валентинович, Марьева Майя Владимировна

Исследование посвящено вопросу преподавания нового, повсеместно введённого в программы вузов страны только с 2023 года курса «Основы российской государственности», что обусловливает его актуальность. Авторы стараются разрешить проблему: как пробудить в молодёжи чувство патриотизма, донести до неё ценности российской цивилизации и сделать это так, чтобы не вызвать отторжения или сопротивления? Цель данного исследования состоит в поиске теоретического и методологического основания для деликатного, но при этом результативного преподавания дисциплины «Основы российской государственности» и демонстрации выбранной педагогической стратегии на примере изучения темы «Россия: испытания и герои». Авторы статьи, используя методы семантического и структурного анализа, формируют идейный каркас и задают логику отбора материала, которые позволяют целенаправленно и упорядоченно подавать необходимую информацию в рамках выбранной темы. Результатом исследования стали методические рекомендации и материалы к изучению темы «Россия: испытания и герои». Для того чтобы избежать нравоучительного тона, чрезмерного пафоса, авторы статьи предлагают придерживаться таких педагогических принципов и приёмов, как ориентация на диалог, опора на сформированные ранее знания и представления, поиск связи данной тематики с современностью и с актуальными для отдельных групп студентов профессиональными интересами. Выводы. Данная статья обладает чёткой практической направленностью. В ней представлены методические наработки, включающие, помимо прочего, и логически выстроенный план, и конкретные задания по теме «Россия: испытания и герои».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волков Владимир Валентинович, Марьева Майя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of studying the topic «Russia: trials and heroes» within the framework of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood»

The article considers the issue of teaching the new course “Fundamentals of Russian Statehood”, which has been introduced everywhere into the programs of universities in the country only since 2023, which determines its relevance. The authors are trying to solve the problem: how to awaken a sense of patriotism in young people, convey to them the values ​​of Russian civilization and do this in a way that does not cause rejection or resistance? The goal of the research is to find a theoretical and methodological basis for sensitive, but at the same time effective teaching of the discipline “Fundamentals of Russian Statehood” and to demonstrate the chosen pedagogical strategy using the example of studying the topic “Russia: Trials and Heroes”. The authors of the article, using methods of semantic and structural analysis, have formed an ideological framework and set the logic for selecting material, which allows them to provide the necessary information within the chosen topic in a targeted and orderly manner. The result of the research was methodological recommendations and materials for studying the topic “Russia: trials and heroes.” In order to avoid a moralizing tone and excessive pathos, it has been proposed to adhere to such pedagogical principles and techniques as focusing on dialogue, relying on previously formed knowledge and ideas, searching for connections between this topic and modernity and professional interests that are relevant for certain groups of students. The Conclusions. The article has a clear practical focus. It presents methodological developments, including, among other things, a logically structured plan and specific tasks on the topic “Russia: trials and heroes.”

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

https://d0i.0rg/l 0.473 70/2078-1024-2024-16-2-60-68

УДК 94(470+571)

©2024

В.В. Волков1*, М.В. Марьева1

О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности»

'Мурманский арктический университет, г. Мурманск, Российская Федерация

Аннотация

Исследование посвящено вопросу преподавания нового, повсеместно введенного в программы вузов страны только с 2023 года курса «Основы российской государственности», что обусловливает его актуальность. Авторы стараются разрешить проблему: как пробудить в молодёжи чувство патриотизма, донести до нее ценности российской цивилизации и сделать это так, чтобы не вызвать отторжения или сопротивления?

Цель данного исследования состоит в поиске теоретического и методологического основания для деликатного, но при этом результативного преподавания дисциплины «Основы российской государственности» и демонстрации выбранной педагогической стратегии на примере изучения темы «Россия: испытания и герои».

Авторы статьи, используя методы семантического и структурного анализа, формируют идейный каркас и задают логику отбора материала, которые позволяют целенаправленно и упорядоченно подавать необходимую информацию в рамках выбранной темы.

Результатом исследования стали методические рекомендации и материалы к изучению темы «Россия: испытания и герои». Для того чтобы избежать нравоучительного тона, чрезмерного пафоса, авторы статьи предлагают придерживаться таких педагогических принципов и приёмов, как ориентация на диалог, опора на сформированные ранее знания и представления, поиск связи данной тематики с современностью и с актуальными для отдельных групп студентов профессиональными интересами.

Выводы. Данная статья обладает чёткой практической направленностью. В ней представлены методические наработки, включающие, помимо прочего, и логически выстроенный план, и конкретные задания по теме «Россия: испытания и герои».

Ключевые слова: основы российской государственности, методика преподавания общественных наук, герой, героическое, российские герои

(ее)

Для цитирования: Волков В.В., МаръеваМ.В. О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности» Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, №2. С. 60-68. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-60-68.

V.V. Volkov1*, M.V. Maryeva1

On some aspects of studying the topic «Russia: trials and heroes» within the framework of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood»

1 Murmansk Arctic University, Murmansk, the Russian Federation

Abstract

The article considers the issue of teaching the new course «Fundamentals of Russian Statehood», which has been introduced everywhere into the programs of universities in the country only since 2023, which determines its relevance. The authors are trying to solve the problem: how to awaken a sense of patriotism in young people, convey to them the values of Russian civilization and do this in a way that does not cause rejection or resistance?

The goal of the research is to find a theoretical and methodological basis for sensitive, but at the same time effective teaching of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» and to demonstrate the chosen pedagogical strategy using the example of studying the topic «Russia: Trials and Heroes».

The authors of the article, using methods of semantic and structural analysis, have formed an ideological framework and set the logic for selecting material, which allows them to provide the necessary information within the chosen topic in a targeted and orderly manner.

The result of the research was methodological recommendations and materials for studying the topic «Russia: trials and heroes». In order to avoid a moralizing tone and excessive pathos, it has been proposed to adhere to such pedagogical principles and techniques as focusing on dialogue, relying on previously formed knowledge and ideas, searching for connections between this topic and modernity and professional interests that are relevant for certain groups of students.

The Conclusions. The article has a clear practical focus. It presents methodological developments, including, among other things, a logically structured plan and specific tasks on the topic «Russia: trials and heroes».

Keywords: foundations of Russian statehood, methods of teaching social sciences, hero, heroic, Russian heroes

For citation: Volkov V.V., Maryeva M. V. On some aspects of studying the topic «Russia: trials and heroes» within the framework of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. 2. P. 60-68. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-60-68.

Введение. На протяжении нескольких последних десятилетий ни школа, ни вуз не занимались целенаправленно воспитанием молодого поколения. Закономерным итогом этого упущения в совокупности с рядом сильнейших социальных, по-

литических, культурных факторов стал духовно-нравственный кризис. Морально-этический упадок является частью глобального кризиса, приметой времени, характерной для значительной части цивилизованного мира. Этим обусловлено

возросшее внимание в образовательной среде к гуманитарным дисциплинам, формирующим мировоззрение. Так, Т. А. Бор-зова отмечает, что «ведущие университеты в разных странах и регионах, фактически во всем мире, уже следуют этому пути, акцентируя внимание академического сообщества на ценностном компоненте образования, историко-политическом основании образования» [1, с. 138]. В качестве подтверждения заявленному можно привести мнение американских ученых Дэвида Ланжа и Джефри Эванса, которые в ряду основополагающих признаков современного общества называют не только умение «мыслить креативно, понимать идеи и проблемы в контексте», но и стремление «жить в обществе и постигать истину» [2, с. 5].

Поиск духовно-нравственных основ общества невозможен в безыдейном пространстве и тесно сопряжён с самоопределением народа. Главный ориентир в этом направлении для нашей страны был обозначен президентом Российской Федерации В. В. Путиным ещё в 2016 году на встрече «Клуба лидеров»: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»1. Данное заявление неоднократно подкреплялось мнением учёных-гуманитариев: A.A. Гуляев называет патриотизм самой важной чертой российского мировоззрения [3, с. 103], A.B. Мелентьев представляет патриотизм в качестве «духовно-нравственного источника, позволяющего обществу противостоять негативным проявлениям переломных этапов развития и исторических событий» [4, с. 910], а В. А. Ильин и М.В. Морев видят в изменении в системе ценностей в сторону патриотизма необходимое условие «для достижения Россией полного национального суверенитета» [5,

1 Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс] // ТАСС. 03.02.2016. URL: https://tass.ru/ politika/2636647 (дата обращения: 22.01.2024).

с. 31]. Развивая тему национального суверенитета, Волков Ю.Г., ГурбаВ.Н, Гуськов И.А. подчёркивают первоочередную важность знания основ русской цивилизации [6, с. 24]. Исследователи С. Г. Ивченков и Е. В. Сайганова, называя патриотизм важным компонентом общественного сознания различных поколений, указывают также, что «роль и значение патриотизма возрастают, когда тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия)» [7, с. 109]. В современной сложной внешнеполитической обстановке воспитание патриотизма приобретает стратегически важное значение для спасения русской цивилизации. Введённая с 2023 года во все программы первого курса высших учебных заведений дисциплина «Основы российской государственности» - это попытка восполнить катастрофический пробел в воспитании молодёжи. Главная роль данного учебного предмета заключается не столько в восполнении информационной недостаточности, сколько в формировании самосознания гражданина Российской Федерации.

Преподавание «Основ российской государственности» требует чрезвычайно взвешенного и даже деликатного подхода. Выросшая в период расцвета либеральных ценностей и свобод, современная молодёжь невосприимчива к прямому поучающему воздействию, а тема Родины и патриотизма для многих не только непопулярна, но и, выражаясь по-народному просто, - отдаёт нафталином. Как справедливо отмечают в своей статье авторы П. В. Разов и Ф. Ф. Фарисов, «молодежь, как социальная группа, находящаяся на этапе поиска и определения внутренних ценностей, нередко сталкивается с идеями максимализма и скептицизма при соприкосновении с ортодоксальными ценностями, которые лежат в основе патриотизма, в связи с чем патриотическое воспитание

среди молодежи становится сложной задачей, так как неясным является формат донесения необходимой информации так, чтобы она не была воспринята в негативном ключе» [8, с 138].

Всё вышесказанное определяет актуальность исследования в области преподавания дисциплины «Основы российской государственности». Цель данной научно-методической работы - определить идейный стержень и оптимальные методические принципы для изучения темы «Россия: испытания и герои». Для достижения поставленной цели в качестве ведущих определены методы семантического и структурного анализы широкого семантического поля, связанного с понятиями патриотизма и героического. Задачи состоят в поиске подхода, стимулирующего интерес к теме со стороны студентов, путей преодоления психологической неготовности к восприятию такого рода содержания, приёмов, снижающих информационные перегрузки, методов, позволяющих структурировать сложный и обширный материал.

Основная часть. При работе с современной молодёжью важно построить взаимодействие таким образом, чтобы избежать нравоучений, безальтернативной формы подачи готовых знаний. Поэтому для освоения темы «Россия: испытания и герои», как и для многих других в рамках дисциплины «Основы российской государственности», предпочтительной будет форма проблемной лекции, построенной в виде диалога между преподавателем и студентами.

При проведении беседы на обозначенную тему лучше отталкиваться от того, что близко и понятно современному студенту. В частности, в последние годы в сфере просвещения чрезвычайно популярно понятие лидера. Проводятся внеучебные школьные и студенческие мероприятия, открываются курсы по изучению психологии лидера, в интернет-пространстве существует множество образовательных

роликов о методиках повышения личной эффективности, в программах вузов даже есть предметы, посвящённые изучению данного феномена.

Интересные результаты способно дать сопоставление понятий «лидер» и «герой». Данное сопоставление, построенное в форме диалога, может иметь следующую логику и последовательность этапов.

1. Рассмотрение понятия «лидер» и отдельных теорий лидерства.

Задание для присутствующих: назвать (записать) имена тех, кого они считают образцом лидера. Далее с опорой на приведённые примеры формулируется определение понятия и кратко описываются теория черт и ситуационная теории лидерства.

Для справки. Лидер (от англ. leader -ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия1. Теория черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Ситуационная теория развивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий.

2. Рассмотрение понятия «герой».

Задание для присутствующих: назвать

(записать) имена тех, кого они считают российскими героями. С опорой на приведённые примеры и дополнения преподавателя анализируются разные определения понятия «герой» (определения типа «герой повести», «мифологический герой» и т. п. выводятся из обсуждения, т. к. избыточны по отношению к данной теме).

Определения, которые можно использовать в ходе анализа:

В толковом словаре С.И. Ожегова представлена следующая трактовка: «Герой - человек, совершающий подвиги,

1 Лидер // Википедия: сайт. URL : https:// web. archive, org/web/2013 0206132800/https:// ra.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4 %D0%B5%D1%80 (дата обращения 23.01.2024).

необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности»1. У В.И. Даля находим понятие этого же слова: «Герой -ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец»2. Юлиус Фучик считал, что «Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества»3.

Примерный вывод. В традиционном русском восприятии к героям в первую очередь относят тех, кто совершает подвиг, жертвуя собой. Однако героические качества могут ярко раскрыться не только в исключительных, но и в повседневных ситуациях (примером служат выдающиеся педагоги (A.C. Макаренко), врачи (Н.И. Пирогов, С.Н. Федоров и др.).

3. Сравнительный анализ понятий «лидер» и «герой».

Задание для присутствующих: сравнить имена тех, кого они обозначили как лидеров и как героев. Сопутствующие вопросы к аудитории: Можно ли назвать и лидером, и героем одно и то же лицо? В каком случае да, а в каком случае нет? (Примеры для размышлений: Ю.А. Гагарин, Стив Джобе, Фидель Кастро и пр.).

Примерные выводы. Лидерское и героическое в отдельных случаях могут совпадать, особенно если речь идёт о политических или общественных деятелях (Александр Невский, Минин и Пожарский, Авраамий Палицын, Меншиков и пр.). Однако понятие «лидер», пришедшее из

1 Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992. - С. 113.

2 Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: Эксмо, 2007.-С. 74-75.

3 Фучик Ю. О героях и героизме [Электронный ресурс] //Избранное: в 2 т. Т. 2. -М.: Политиздат, 1983. - С. 96. URL: https://arcliive.org/details/ B-001-038-188-2BOOKS/B-001-038-189-01-03/ page/n5/mode/lup?view=theater (дата обращения: 21.01.2024).

западной культуры, в значительной степени ориентировано на понятие успеха, кардинальных позитивных преобразований, в том числе в среде отдельных групп (например, корпораций). Отечественные представления о героическом опираются в первую очередь на такие понятия, как патриотизм, жертвенность, бескорыстие, самоотверженность, общественное благо, поэтому нам сложно назвать героями многих признанных мировых лидеров (Стив Джобе, Илон Маек и пр.) Данный вывод приобретает особое значение в свете исследования Е.В. Антоновой, согласно которому для современной молодёжи «характерно формирование западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма» [9, с. 337].

Кроме того, не все герои проявляли в жизни лидерские качества, многие были скромными, невыдающимися людьми: в первую очередь это относится к героям-воинам (Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы). Однако в определённом смысле их можно назвать лидерами, поскольку именно они формируют нравственные ориентиры, служат образцом для подражания, в ретроспективе как бы ведут за собой, как и положено лидерам.

Дополнительный вопрос к аудитории. Можно ли теории лидерства применить к понятию «герой»? Героями рождаются или становятся? (Анализ с использованием приведённых примеров.)

Примерные выводы. В отдельных случаях подвижническая деятельность осуществляется благодаря ярким личностным чертам (М.В. Ломоносов, П.Л. Капица, С.П. Королёв). В других случаях героическое проявляется неожиданно и спонтанно (Александр Матросов, Анатолий Бредов). Однако важно учитывать, что основой для такого рода проявления героического является воспитание, образ мышления и моральный облик, национальное самосознание.

После усвоения сути понятий «герой» и «героическое» и выявления отечественной специфики в их трактовке важно расширить представление о сферах проявления героического (испытаниях). К этому вопросу можно также подойти на основе анализа имён, озвученных на предыдущем этапе лекции-диалога. В плане-конспекте занятия этот этап может быть описан следующим образом.

Задание для аудитории. Опираясь на приведённые вами примеры героев, назовите сферы их деятельности. По результатам ответов составляется перечень сфер проявления героического (при необходимости преподаватель называет имена героев дополнительно):

- политические и общественные деятели,

- полководцы и герои войны,

- деятели науки,

- деятели культуры и искусства,

- герои труда.

При обсуждении важно обратить особое внимание на следующие аспекты:

1. При обращении к данной теме в центре внимания, как правило, оказываются яркие политические деятели и герои войн, однако существуют и другие категории, которые также заслуживают внимания. Как справедливо замечает B.C. Яковлев, «гражданская активность не ограничивается социально-политической повесткой дня, а подразумевает активную вовлеченность в повседневные практики» [10, с. 96];

2. Понятие «герой труда» сегодня почти забыто (В связи с этим уместны вопросы: Почему забыто? Есть ли сегодня герои труда? Как объяснить запрос общества на активную бескорыстную деятельность, существование волонтёрских и иных общественных объединений и пр.?);

3. В тени находятся отдельные личности, факты героизма и целые области проявления героического, служения общественному благу (так, имена авторов современных научных достижений и сами

достижения недостаточно широко освещаются в информационном пространстве).

Предлагаемая форма обсуждения позволит изменить сознание многих обучающихся: извлечь понятия «героя» и «героического» из области исторической, актуализировать их, придать современное звучание. Кроме того, обобщённое рассмотрение персоналий по теме может способствовать формированию целостной картины мира. Трудно не согласиться с мнением, высказанным Т.В. Евгеньевой и A.B. Селезневой о том, что история воспринимается молодёжью как совокупность отдельных явлений и что большинство исторических событий и персонажей «возникает в сознании молодежи ситуативно, на фоне конкретных юбилеев, когда к ним обращаются средства массовой информации (как правило, в формате краткосрочных или разовых информационных кампаний)» [11, с. 57]. При обозначенном методическом подходе главным связующим элементом в формируемой целостной картине мира становятся высшие ценности.

Опасность подачи материала о российских героях может заключаться в обилии озвученных имён и их кратких биографий. Избежать многократного повторения однообразных ходов позволит использование приёма, содержащего элемент соревновательности. В частности, переход к рассмотрению отдельных персоналий героев нашей страны может быть начат с прослушивания песни «Русские маяки» (слова В. Маленко, музыка - Е. Лисин, Г. Лепс, В. Маленко, исполняют Ю. Чичерина, Г. Лепс, В. Маленко), при котором аудитория получает задание: выписать все прозвучавшие в песни имена героев, перечислить и подсчитать уже известные фамилии (текст песни выводится на экран). После чего выясняется, кто из присутствующих знает больше.

Остался незатронутым ещё один аспект изучения темы «Россия: испытания и герои» - региональный. Авторы статьи о гражданском участии молодёжи подчёр-

кивают важность такого подхода в патриотическом воспитании: «Наиболее важным трендом в области молодежной политики следует признать выход проблематики на уровень регионов и муниципалитетов» [12, с. 191]. Для многих студентов лекция на эту тему может стать единственной возможностью познакомиться со славными страницами истории края. Имена героев войны ещё могут быть отчасти знакомы местным жителям, а вот герои других категорий, как правило, пребывают в забвении. Чрезвычайно важно обратить особое внимание на местных выдающихся деятелей в профессиональных областях, связанных со специальностью присутствующих на занятии студентов. Это предполагает гибкость преподавателя, умение учитывать специфику различных направлений обучения и наличие в его методической копилке вариативных информационных блоков.

Заключение. В настоящее время важно повысить гражданскую активность молодёжи и направить её в правильное русло, соответствующее интересам всего российского общества. В данном

исследовании рассмотрен лишь один из множества аспектов патриотического воспитания - формирование представления о героическом. Однако и этот малый вклад может оказаться полезным для преподавателей, осваивающих новый предмет в учебных планах вузов - «Основы российской государственности». Представленные методические наработки по теме «Россия: испытания и герои» позволяют достичь цель занятия: выявить суть и отечественную специфику в трактовке понятий «герой» и «героическое», дать представление о сферах проявления героического (испытаниях) и героях России как в общегосударственном, так и в региональном аспектах. При этом такие установки, как ориентация на диалог, опора на сформированные ранее знания и представления, поиск связи данной тематики с современностью и с актуальными для отдельных групп студентов профессиональными интересами, использование приёмов удержания внимания и пр. позволяют облегчить восприятие учебного материала, избежать информационных перегрузок.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борзова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 138-142. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142

2. Lange David, Evans Jeffrey, Lynch Daniel The Role Of Humanities And Social Sciences In The Civil Engineering Body Of Knowledge [Tltctronic resuors]. 10.18260/1-2—2243. URL: https:// www.researchgate.net/publication/314103313_The_Role_Of_Humanities_And_Social_Sciences_In_ The_Civil_Engineering_Body_Of_Knowledge (дата обращения: 07.04.2024).

3. Гуляев A.A. Значимость новой дисциплины в вузах - «Основы российской государственности» //Власть. 2023. Т. 31, № 5. С. 100-103. DOI: 10.3117l/vlast.v3Н5.9785.

4. Мелентьев A.B. Военно-патриотическое воспитание как социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А, Ч. II. С. 905-914. DOI: 10.34670/ AR.2022.60.54.117.

5. Ильин В А., Морев М.В. Специальная военная операция выявляет новые черты гражданского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 5. С. 9-32. DOI: 10.15838/esc.2022.5.83.1.

6. Волков Ю.Г., Гурба В.Н., Гуськов И.А. Ценностная политика государства как залог успешной адаптации и гражданской интеграции в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 6 (64). С. 17-33. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.6.1.

7. Ивченков С.Г., Сайганова Е.В. Патриотизм как компонент общественного сознания: по-коленческий ракурс измерения//Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 1. С. 104-119. DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.558.

8. Разов П. В., Фарисов Ф.Ф. Факторы, влияющие на формирование патриотизма российской молодёжи: социологический и эмпирический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 4 (849). С. 137-141. DOI: 10.52070/2500-347Х.2022.4.849.137.

9. Антонова Е.В. Политические ценности, ориентации и идеалы современной молодежи и их отражение в виртуальном // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 3(63). С. 336-348. DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.336-348.

10. Яковлев B.C. Гражданские ценности и установки российской молодёжи в новых социально-территориальных условиях // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 6 (64). С. 95-105. DOI 10.18522/2227-8656.2023.6.7.

11. Евгеньева Т.В, Селезнёва А.В. Трансформация национально-государственной идентичности российской молодёжи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 4(87). С. 48-64. DOI: 10.30570/2078-5089-2017-87-4-48-64.

12. Шабунова А.А., Уханова Ю.В., Косыгина К.Е. Гражданское участие молодежи в регионе : возможности и ограничения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 1. С. 167-199. DOI: 10.31119/jssa.2023.26.1.7.

REFERENCES:

1. Borzova Т.А. Return to the roots: on approaches to teaching the course "Fundamentals of Russian Statehood" in a high school // World of Science, Culture, Education. 2023. Issue 4 (101). P. 138-142. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142

2. Lange David, Evans Jeffrey, Lynch Daniel The Role Of Humanities And Social Sciences In The Civil Engineering Body Of Knowledge [Tltctronic resuors]. 10.18260/1-2—2243. URL: https:// www.researchgate .net/publication/314103313_The_Role_Of_Humanities_And_Social_Sciences_In_ The_Civil_Engineering_Body_Of_Knowledge (accessed 07/04/2024).

3. Gulyaev A. A. The significance of a new discipline in universities - «Fundamentals of Russian statehood» //Power. 2023. Vol. 31, Issue 5. P. 100-103. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9785.

4. Melentyev A.V. Military-patriotic education as a social and pedagogical problem // Pedagogical Journal. 2022. Vol. 12, Issue 6A, Part II. P. 905-914. DOI: 10.34670/AR.2022.60.54.117.

5. Ilyin V.A., Morev M.V. A special military operation reveals new features of civil society // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2022. Vol. 15, Issue5. P. 9-32. DOI: 10.15838/ esc.2022.5.83.1.

6. Volkov Yu.G., Gurba V.N., Guskov I.A. The value policy of the state as a guarantee of successful adaptation and civil integration in Russian society // Humanitarian of the South of Russia. 2023. Vol. 12, Issue 6 (64). pp. 17-33. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.6.1.

7. Ivchenkov S.G., Sayganova E.V. Patriotism as a component of public consciousness: generational measurement perspective //Bulletin of the Institute of Sociology. 2019. Vol. 10, Issue 1. P. 104-119. DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.558.

8. Razov P.V., Farisov F.F. Factors influencing the formation of patriotism of Russian youth: sociological and empirical analysis // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2022. Issue. 4 (849). pp. 137-141. DOI: 10.52070/2500-347X.2022.4.849.137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Antonova E.V. Political values, orientations and ideals of modern youth and their reflection in the virtual // Humanitarian: current problems of humanities and education. 2023. Vol. 23, Issue 3(63). P. 336-348. DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.336-348.

10. Yakovlev V.S. Civic values and attitudes of Russian youth in new socio-territorial conditions // Humanitarian of the South of Russia. 2023. Vol. 12, Issue 6 (64). P. 95-105. DOI 10.18522/22278656.2023.6.7.

11. EvgenievaT.V., SeleznevaA.V. Transformation of the national-state identity of Russian youth in the post-Soviet period: value foundations and symbolic representations // Polity: Analysis. Chronicle. Forecast. 2017. Issue 4(87). pp. 48-64. DOI: 10.30570/2078-5089-2017-87-4-48-64."

12. Shabunova A.A., Ukhanova Yu.V., Kosygina K.E. Civic participation of youth in the region: opportunities and limitations // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2023. Vol. 26, Issue 1. P. 167-199. DOI: 10.31119/jssa.2023.26.1.7.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declares no conflict of interests

Информация об авторах

Владимир Валентинович Волков, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории,

Мурманский арктический университет, г. Мурманск, Российская Федерация e-mail: marievamv@mail. ru тел.: + 7(911)3036510

Information about the authors

Vladimir V. Volkov, PhD (Sociology), Associate professor. Department of History,

Murmansk Arctic University, Murmansk, the Russian Federation

e-mail [email protected]

Майя Владимировна Марьева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии, межкультурной коммуникации и журналистики

Мурманский арктический университет, г. Мурманск, Российская Федерация e-mail: marievamv@mail. ru тел.: +7(911)3028860

Maya V. Maryeva, PhD (Philology), Associate professor. Department of Philology, Intercultural Communication and Journalism,

Murmansk Arctic University, Murmansk, the Russian Federation

e-mail [email protected]

Поступила в редакцию 11.03.2024 Поступила после доработки 13.04.2024 Принята к публикации 13.04.2024 Received 11.03.2024 Revised 13.04.2024 Accepted 13.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.