Бикмухаметов И.Х. Дистанционное обучение как фактор повышения
конкурентоспособности вузов Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: В статье автор рассматривает показатели конкурентоспособности вузов и показывает, что инновационная активность во всех сферах деятельности и внедрение инновационных методов и технологий в учебный процесс - важные конкурентные преимущества вуза в условиях развития информационного общества.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, инновация,
конкурентоспособность вуза, образовательная услуга.
Abstract: In article the author considers indicators of competitiveness of high schools and shows that innovative activity in all fields of activity and introduction of innovative methods and technologies in educational process - important competitive advantages of high school in the conditions of development of an information society.
Keywords: education, remote training, an innovation, competitiveness of high school, educational service.
Бикмухаметов Ильдар Хайдарович кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по информационным и новым образовательным технологиям
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Выходные данные статьи: Бикмухаметов И.Х. Дистанционное обучение как фактор повышения конкурентоспособности вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Современная система высшего образования характеризуется коренными изменениями экономических и нормативно-правовых условий функционирования: существенным сокращением бюджетного финансирования, переходом на государственный заказ подготовки кадров, введением двухуровневого профессионального образования, внедрением системы зачетных единиц и т.д.
В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для реализации мероприятий по повышению качества, эффективности и доступности профессионального образования. В последние годы приняты Федеральные законы, заложившие основы модернизации образования, совершенствования ее структуры и содержания: об автономных учреждениях, о едином государственном экзамене, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных
университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.
Ужесточение требований к образовательной и иной деятельности вузов, переход на рыночные рельсы функционирования и надвигающаяся демографическая яма с ежегодным сокращением количества студентов могут привести и приведут к усилению конкуренции на рынке труда и образовательных услуг.
В связи с этим вопросы обеспечения жизнеспособности и создания конкурентных преимуществ перед другими вузами становятся достаточно острыми в среднесрочной перспективе.
Понятие «конкурентоспособность вуза» появилось относительно недавно и имеет достаточно много определений: от возможности опережать другие вузы в достижении поставленных целей до настоящих и потенциальных способностей (возможностей) вуза по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем.
Если первое определение трактует конкурентоспособность вуза слишком размыто и представляет собой широкое понимание данного понятия, то второе определение сводит конкурентоспособность вуза только к способностям оказывать образовательные услуги, удовлетворяющие определенным требованиям.
Представляется, что последнее противоречит свойству эмерджентности - особенности системы, состоящей в том, что свойства системы не сводятся к совокупности свойств частей, из которых она состоит, и не выводятся из них.
На основе анализа научной литературы по проблематике конкурентоспособности можно предложить следующее определение конкурентоспособности вуза.
Конкурентоспособность вуза - это обусловленное образовательными, научными, инновационными, экономическими, материально-техническими, маркетинговыми и другими факторами положение и потенциал вуза и его региональных подразделений в образовательном поле страны. Аналогично можно определить конкурентоспособность вуза в регионе.
Конкурентоспособность вуза представляет собой сложную функцию многих показателей (индикаторов), характеризующих те или иные направления деятельности вуза. Состав показателей конкурентоспособности вуза зависит от выбранных критериев классификации. Например, по критерию внутренних и внешних факторов можно рассмотреть внутренние и внешние показатели конкурентоспособности вуза. К внешним показателям мы относим нормативно-правовые, демографические и другие показатели.
Исследователи обычно выделяют следующие основные показатели конкурентоспособности вуза:
• финансово-экономический;
• маркетинговый;
• материально-технический;
• кадровый;
• конкурентоспособность выпускников.
На наш взгляд, во всех классификациях уделяется недостаточно внимания к блоку показателей, отражающих качество обучения, таким показателям, как наличие в вузе системы менеджмента качества, связь с работодателями и отсутствие рекламаций с их стороны, обеспеченность высокопрофессиональными преподавателями и учебнометодическими комплексами и т.п.
Качество обучения тесно связано с нормативно-правовыми показателями (наличие лицензии и государственной аккредитации на профессиональные образовательные программы, соответствие учебных планов федеральным государственным образовательным стандартам и т.д.), строгое соблюдение которых является необходимым условием образовательной деятельности вуза.
В этой связи приведем слова приветствия одного из бывших руководителей Минобрнауки России профессора Е.Н. Геворкян участникам международной научнопрактической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)»: «Конкурентоспособность вуза на рынке
образовательных услуг определяется его способностью обеспечить качество образования как процесса и как результата. Это означает не только и не столько соответствие образовательным стандартам, сколько соответствие потребностям общества и обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда».
Далее, одним из основных факторов конкурентоспособности вуза в последние годы становится внедрение инновационных образовательных программ. Поддержка инновационных вузов является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование». В рамках данного проекта проводятся конкурсы вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, предусматривающие:
• комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
• применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
• высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
• интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
• формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Таким образом, конкурентные преимущества вуза в основном зависят от его инновационной активности во всех сферах деятельности и внедрением инновационных методов и технологий в учебный процесс.
Отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является широкое внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения (ДО), обусловленное, в первую очередь, успехами развития информационных и телекоммуникационных технологий.
В некоторых нормативно-правовых документах последних лет предлагается комплексный подход к развитию ДО в образовательных учреждениях:
• В национальном проекте «Образование» обозначена необходимость прорыва в ресурсном обеспечении современного образовательного процесса через проект по информатизации системы образования. Планируется на конкурсной основе произвести отбор наиболее качественных дистанционных образовательных ресурсов и предоставить к ним свободный доступ через систему Интернет. План реализации проекта по информатизации предусматривает также поддержку учреждений, наиболее активно использующих дистанционные обучающие ресурсы.
• В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803, в качестве одного из приоритетных направлений обозначено внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Там же определены важнейшие целевые индикаторы и показатели. Так, удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов ДО, таков: этап 1 (2006 год - 5 %, 2007 - 5 %); этап 2 (2008 - 7 %, 2009 - 10 %); этап 3 (2010 - 20 %).
• На парламентских слушаниях «О государственной поддержке развития информационных образовательных технологий: нормативно-правовой аспект» 6 июня 2006 г. председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию Федерального собрания Российской Федерации В. Шудегов отметил: «Сейчас на 10 обучающихся приходится 35 желающих учиться. В этой ситуации дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из путей формирования доступности получения образования». В то же время было подчеркнуто о трудностях электронного обучения (необходимо не просто перевести контент в электронную форму, но и обеспечить учебный процесс с точки зрения педагогических методик и др.).
В настоящее время удельная численность выпускников образовательных учреждений, осваивающих образовательную программу с использованием методов ДО, растет опережающими темпами и составил по итогам 2009 года более 20 %. Достижение такого высокого показателя запланировано было только после 2010 года.
ДОТ - это совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное (на расстоянии) или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных и коммуникационных технологий.
Очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами и по утверждению специалистов до 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях.
Порядок использования ДОТ утвержден приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Согласно этому приказу образовательному учреждению предоставляются достаточно широкие полномочия при внедрении ДОТ в учебный процесс. Например, оно имеет право:
• использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования (очной, заочной, очно-заочной (вечерней), в форме
экстерната) или при их сочетании;
• с применением ДОТ проводить консультации, различные виды учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), организовать текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию обучающихся;
• устанавливать соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
Анализ достижений многих вузов России в области использования ДОТ показывает, что наиболее эффективной и экономичной моделью ДО является комбинированная технология, сочетающая основные элементы кейсовой технологии и Интернет-технологии.
Кейсовая технология - это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов), предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.
Интернет-технология - это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности бесконтактного (внеаудиторного) получения образования, пользуясь новыми педагогическими образовательными технологиями и современными информационными и коммуникационными технологиями, включая телекоммуникации, видеоконференции, мультимедиа, Интернет-технологии и т.д. Широкое использование ДОТ позволяет:
• обеспечить равные возможности для получения образования и непрерывного повышения квалификации всем людям независимо от их места жительства и социально-экономического положения;
• поднять качество образования за счет обеспечения индивидуальности темпа и графика изучения материала, предоставления возможности сочетать обучение с трудовой деятельностью, оперативности включения в учебный процесс самых свежих учебно-методических материалов;
• существенно повысить эффективность использования знаний в экономике за счет раннего овладения населением навыками применения информационнокоммуникационных технологий;
• удешевить образование за счет распределения затрат на создание технологических сред и дорогостоящего контента, уменьшения потребности в специально выделенных учебных площадях в связи с переносом центра тяжести на самостоятельную работу дома, на работе и в дороге;
• обеспечить непрерывность получения образования.
Методическое обеспечение профессиональных образовательных программ является ключевым для организации и внедрения ДО и позволяет реализовать требуемое качество образования. Учебно-методический комплекс, как основа методического обеспечения системы ДО, должен в свою очередь обеспечивать в соответствии с рабочим учебным планом профессиональной образовательной программы:
• организацию самостоятельной работы студентов, включая самообучение, и контроль знаний студентов (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточная аттестация);
• тренинг путем предоставления студентам необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации ДО;
• методическое сопровождение системы ДО;
• дополнительную информационную поддержку ДО (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).
На основании вышесказанного ДО необходимо рассматривать как один из важных показателей конкурентоспособности вузов. Отметим, что дистанционная
образовательная услуга, являясь одной из составляющих конкурентоспособности вуза, представляет собой сложную структуру из многих показателей. Другими словами, конкурентоспособность дистанционных образовательных услуг обеспечивается
целым рядом факторов.
В качестве основных факторов конкурентоспособности дистанционных
образовательных услуг необходимо выделить следующие:
• имидж вуза;
• привлекательность и широта спектра направлений подготовки (специальностей) и форм обучения;
• наличие эффективной организационной структуры управления ДО;
• формирование распределенной сети региональных подразделений (филиалов и представительств);
• наличие материально-технической базы ДО, основанной на современных
информационных и коммуникационных технологиях;
• подготовленность ППС к работе в новой информационно-образовательной среде;
• разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих использование ДОТ в соответствии с государственными требованиями к содержанию образования и деятельности образовательных учреждений;
• наличие эффективной внутривузовской системы качества;
• учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в виде учебнометодических комплексов, электронных библиотек и т.д.;
• спрос на рынке труда на кадры данной квалификации;
• систематическая рекламная кампания;
• научный подход к учету социально-демографических факторов и региональных особенностей сферы образования;
• гибкая ценовая политика в системе ДО.
В заключение отметим, что конкуренция среди вузов - это нормальный вызванный действием рыночных механизмов процесс, стимулирующий формирование полноценного и эффективно функционирующего рынка образовательных услуг.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал ЫЦр ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcmp.ш/modules.php?name=News&file=artide&sid=292