Научная статья на тему 'О некоторых аспектах дошкольного образования Берлина: краткая характеристика, сравнительный анализ и Международный опыт'

О некоторых аспектах дошкольного образования Берлина: краткая характеристика, сравнительный анализ и Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PRESCHOOL EDUCATION / MINORS / PERSONALITY / SOCIALIZATION / ABILITY / EDUCATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякинина Светлана Борисовна, Поликашина Ольга Владимировна

Данная статья посвящена анализу дошкольного образования федеральной земли Берлин. Авторами отмечаются сходства и различия организации дошкольного образования Германии и России. Как и в Российской Федерации, так и в Германии озабочены проблемами модернизации образовательного пространства, которая в Германии в начале XXI в. привела к улучшению качества предоставления образовательных услуг. Основной акцент в дошкольном образовании Берлина делается не на подготовку к школе, а на развитие творческих способностей ребенка, умение самореализоваться и его социализацию в современном образовательном пространстве. Способность понимать свои желания, а также уметь их высказывать одна из главных составляющих воспитательного процесса в детских садах Берлина. Ребенок свободная творческая личность, у которой есть много возможностей для дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякинина Светлана Борисовна, Поликашина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of preschool education in Berlin: a brief description, comparative analysis and international experience

The article analyzes preschool education in the Federal land of Berlin. The authors observe similarities and differences of the organization of preschool education in Germany and Russia. Both the Russian Federation and Germany are concerned about the problems of modernization of the educational space, which in Germany in the early 21st century led to the improvement of the quality of educational services. The main emphasis in pre-school education in Berlin is not made on preparing for school, but on developing the child’s creative abilities, the ability to self-actualize and his socialization in the modern educational space. The ability to understand one’s desires, and also be able to express them, is one of the main components of the educational process in the kindergartens of Berlin. A child is a free creative person who has many opportunities for further development.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах дошкольного образования Берлина: краткая характеристика, сравнительный анализ и Международный опыт»

1УДК 373.2 ББК 74.14

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЛИНА: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

С. Б. Мякинина, О. В. Поликашина

Аннотация. Данная статья посвящена анализу дошкольного образования федеральной земли Берлин. Авторами отмечаются сходства и различия организации дошкольного образования Германии и России. Как и в Российской Федерации, так и в Германии озабочены проблемами модернизации образовательного пространства, которая в Германии в начале XXI в. привела к улучшению качества предоставления образовательных услуг. Основной акцент в дошкольном образовании Берлина делается не на подготовку к школе, а на развитие творческих способностей ребенка, умение самореализоваться и его социализацию в современном образовательном пространстве. Способность понимать свои желания, а также уметь их высказывать - одна из главных составляющих воспитательного процесса в детских садах Берлина. Ребенок - свободная творческая личность, у которой есть много возможностей для дальнейшего развития.

Ключевые слова: дошкольное образование, несовершеннолетний, личность, социализация, способности, образовательное законодательство.

ON SOME ASPECTS OF PRESCHOOL EDUCATION IN BERLIN: A BRIEF DESCRIPTION, COMPARATIVE ANALYSIS AND INTERNATIONAL EXPERIENCE

S. B. Myakinina, O. V. Polikashina

Abstract. The article analyzes preschool education in the Federal land of Berlin. The authors observe similarities and differences of the organization of preschool education in Germany and Russia. Both the Russian Federation and Germany are concerned about the problems of modernization of the educational space, which in Germany in the early 21st century led to the improvement of the quality of educational services. The main emphasis in pre-school education in Berlin is not made on preparing for school, but on developing the child's creative abilities, the ability to self-actualize and his socialization in the modern educational space. The ability to understand one's desires, and also be able to express them, is one of the main components of the educational process in the kindergartens of Berlin. A child is a free creative person who has many opportunities for further development.

Keywords: preschool education, minors, personality, socialization, ability, educational legislation.

В настоящее время в средствах массовой информации и публикациях научных и практических работников обсуждаются вопросы международного сотрудничества в сфере образования между Российской Федерацией и другими государствами. Так, еще 16 ноября 2012 г. был подписан Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации. Стороны, подписавшие Меморандум, стремятся к углублению и расширению сотрудничества в сфере профессионального образования в духе равноправного партнерства и считают целесообразным определить цели и направления сотрудничества, представляющие взаимный интерес (сотрудничество между германскими и российскими образовательными учреждениями и организациями); повышению квалификации преподавательского состава (включая стажировки на предприятиях); взаимодействию на федеральном уровне по образовательным стандартам и программам, действительным на всей территории государств [1].

В декабре 2017 г. группа преподавателей МПГУ посетила образовательные организации г. Берлина, чтобы выявить специфические черты всех уровней образования в Германии и сравнить их с уровнями образования России в связи с новейшими законодательными изменениями в российской системе образования и реализацией принципа интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Это стало тем более интересным после того, как Германия, проведя реформу образования (где слабо подготовленных детей стало меньше, а хорошо подготовленные дети продемонстрировали стабильные достижения), переместилась с 41-го на 20-е место по результатам международного исследования уровня образования PISA [2, c. 59].

Актуальность проводимого нами сравнительного анализа дошкольного образования России и Германии вызвана новейшими изменениями в системе российского образования, а также новейшими тенденциями развития не-

мецкого образования, основанными на нормативной базе законодательства земли Берлин. Вопрос соотношения образовательных систем России и Германии достаточно подробно рассматривался в трудах Е. О. Смирновой, Е. А. Ко-репановой, М. А. Бурд, В. С. Пчелиной и других авторов, но в настоящее время все также требует дальнейшего осмысления и проработки.

В соответствии с принятым Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее -Закон об образовании) отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В настоящее время Закон об образовании является базовым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования. Никаких иных нормативных актов для каждого уровня образования принимать не планируется. Новеллой Закона об образовании является включение дошкольного образования в систему общего образования, придав ему тем самым официальный статус уровня российского образования.

С начала XXI в. современная Германия озаботилась проблемами дошкольного образования и начала его модернизацию, так как были выявлены серьезные проблемы качества получаемого образования. Конференция Министров Культуры Германии в 2001 г. пришла к выводу, что реформирование образовательной системы необходимо начать с элементарной ступени [4, с. 271; 5], то есть с дошкольного образования. И, опираясь на вышеприведенные результаты статистики, можно сказать, что данные изменения проходят весьма успешно. Таким образом, и в России, и в Германии в настоящее время активно проводится реформирование образовательного пространства, направленное на улучшение качества образования, в том числе и дошкольного.

В Российской Федерации существует единая централизованная система детских садов, регулируемых указанным Законом об образовании, а по основному закону ФРГ законотворческие полномочия в образовании принадлежат федеральным землям. Это значит, что в условиях подобной децентрализации образовательные ситуации и системы в регионах значи-

тельно различаются. Причем реформа только усилила эти различия (например, одни земли намерены проводить отдельную подготовку дошкольных педагогов, другие - осуществлять ее совместно с учителями) [6, с. 281]. Германия по своей форме государственного устройства является федеративной республикой и имеет в своем составе 16 федеральных земель [7, с. 686-748], поэтому и законодательное регулирование системы образования относится к ведению этих земель, каждая из которых имеет свой закон об образовании. Единого нормативного документа, принятого на федеральном уровне, в Германии нет.

Дошкольное образование как в России, так и в Германии традиционно реализуется в детских садах. Детский сад в России может существовать в форме государственного, муниципального или частного учреждения, в федеральной земле Берлин все детские сады частные. Хотя в Германии вообще существуют и государственные дошкольные организации, но доля их составляет всего примерно 20% от общего количества детских садов.

Прием в детские сады в России возможен с 3-летнего возраста, при наличии свободных мест. Дети, не принятые в детский сад из-за отсутствия мест, остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации. Место в образовательную организацию ребенку предоставляется при освобождении мест в соответствующей возрастной группе в течение года [8].

В Берлине быть принятым в детский сад ребенок может уже с года или даже с 11 месяцев, но так же, как и в России, только при наличии свободных мест. Проблема с местами в детском саду для Берлина так же актуальна, но немецкий законодатель решает ее несколько иначе, закрепив обязанность детского сада по месту жительства ребенка предоставить место. Законодательство Берлина закрепило за каждым ребенком право на место в детском саду. Поэтому долго ждать места в садике немецким родителям не приходится, кроме того, хорошо развита прецедентная система исковых жалоб на предоставление места в детский сад. Соответственно, родителей, у которых есть годовалые дети, как правило, немедленно оповещают письмом о возможности прийти в детский сад по месту их

жительства. Но, как и в России (преимущественно в Москве), в Берлине родители «подбирают» наилучший с их точки зрения детский сад, приема в который они и будут ждать, а от садика по месту жительства зачастую отказываются. Путевки в детский сад выдает родителям Ведомство по делам детства и молодежи.

В Берлине проблему с ожиданием места в детский сад можно легко решить, адаптировав в соответствии с ситуацией отпуск по уходу за ребенком. Дело в том, что отпуск по уходу за ребенком предоставляется матери, отцу или другим родственникам ребенка на срок от 14 месяцев и дольше. Этот срок можно разделить на обоих родителей или разбить на части одному родителю, уже приступившему к работе.

Уровень дошкольного образования в России не относится к обязательным, тогда как в Германии ребенок обязан посещать детский сад последний год перед школой. Это необходимо для адаптации ребенка к коллективу, для развития самостоятельности, формирования навыков самообслуживания. При этом в школу дети в Берлине идут с шести лет, следовательно, все пятилетние дети в любом случае обязаны посещать дошкольную образовательную организацию.

Оплата детского сада также зависит от расценок, установленных учредителем. Интересным является то, что только последний год перед школой раньше был бесплатен для посещения ребенком. Оплачивается только питание, которое в среднем в Берлине составляет 23 евро в месяц. Но проведенные реформы системы образования федеральной земли Берлин позволили с 2018 г. отменить плату за посещение детского сада, кроме платы за питание.

Как правило, в берлинском детском саду функционируют три группы: младшая (возраст детей 1-2 года), средняя (2-3 года) и старшая (3-6 лет). Детский сад работает и летом, но закрыт в рождественские праздники. Вообще берлинский детский сад в течение года закрывается всего на 24 дня, и не всегда это обязательно будет летом. Летом детский сад закрывается всего на срок от недели до трех. Традиционное начало учебного года в Германии - 1 августа.

Весьма актуальна для немецких детских садов проблема билингвальности детей, посещающих данное образовательное учреждение. В

связи с ассимиляцией беженцев из других стран, преимущественно с востока, в детских садах появляются дети, не говорящие на немецком языке. Федеральным землям Германии рекомендовано по возможности усиленно содействовать поддержке детского многоязычия с учетом развития родного языка детей, начиная с детского сада. Берлинский законодатель подошел к решению этого вопроса с точки зрения количественного соотношения детей-иностранцев с немецкоговорящими детьми. Поэтому если более 40% детей, посещающих детский сад, не немцы, то дополнительно на работу в группу принимается персонал, говорящий на этом языке. Знание родного языка не должно мешать детям в освоении немецкого языка, а наоборот, даже помогать. Эта проблема стала тем более актуальной после большого количества мигрантов, приехавших в ФРГ в последние годы. Основной задачей детских садов стала адаптация этих детей в современном образовательном пространстве. Как нам рассказал директор одного из детских садов Берлина, адаптация детей проходит более успешно только в том случае, если дети получают возможность общаться в коллективе сразу на двух языках: родном и немецком.

Кроме того, так как в группе с немецкими ребятами очень часто оказываются дети из мусульманских семей со своими традициями и обычаями, детские сады вынуждены делать акценты на ценности культуры других народов и даже инсценировать сюжеты мусульманских праздников [4, с. 271]. Такой бесценный опыт является основой межкультурной коммуникации, которая в настоящее время приветствуется как в России, так и в Германии.

В Германии в детских садах подготовка к начальной школе отсутствует как таковая. Строгого расписания занятий в детском саду нет вообще. Основной принцип - учет желаний, склонностей ребенка. Воспитатель готовит проект занятия, а принимать в нем участие или нет, ребенок решает в зависимости от своего желания. В основном образовательные мероприятия в саду интегрированы в бытовые ситуации. Воспитатели используют очень мягкие методики работы с детьми. Основной упор делается на развитие речевых способностей ребенка, на беседу с ним, на умение ребенка по-

нять и объяснить, что он хочет. Основными отличительными чертами дошкольного образования Германии от российского дошкольного образования являются его вариативность, большое разнообразие путей, способов и форм достижения единых целей и требований государственной политики в области образования детей дошкольного возраста. При этом каждая из вариативных форм, технологий строится на основе единых принципов [9, с. 49].

Что особенно интересно, отсутствуют некоторые стереотипы в воспитании. Во время игровых занятий с детьми им не навязываются общеобязательные правила поведения. Девочек не заставляют выполнять только женские роли, а мальчиков - мужские. Ребенку предоставляется выбрать ту роль, которую он будет играть. Это тем более актуально в той ситуации, что в Берлине существуют детские сады, которые посещают дети из гомосексуальных семей. И воспитание толерантного отношения к гомосексуальным семьям - один из принципов воспитания в образовательном пространстве Германии.

Помещение группы в детском саду поделено на зоны: зона со столами, где можно лепить и рисовать, зона, где можно строить конструкторы ЛЕГО и т. д. В момент нашего посещения детского сада каждый ребенок занимался тем, что ему интересно. Одна девочка пяти лет увлеченно раскрашивала втулки от туалетной бумаги, которых на столе уже раскрашенных лежало около 10 штук. Таким раскрашиванием занималась только она одна, в то время как другие дети занимались другими делами, но каждый тем, чем захочет. Такая свобода деятельности приводит к развитию творческих способностей конкретного ребенка, умению выразить свое желание, самореализоваться. Отсутствие какого-либо насилия над личностью - главный принцип дошкольного образования Германии. Не обязательно уметь читать и писать - этому научат в школе; не обязательно спать во время тихого часа - главное, только не шуметь и не мешать тем, кто спит. Свободная личность - залог успешной деятельности в будущем. Отсутствия всякого насилия над личностью заходит так далеко, что при прогулке в зимнее время при температуре воздуха +5...+7 маленькие дети 4-5 лет на улице находятся без шапок, так

как отказываются их надевать. Сложно представить воспитанников российский детских садов, находящихся на улице без головного убора при такой температуре.

Все спортивные, музыкальные, логопедические занятия решаются по договоренности со школой или другой организацией. Среди штатных сотрудников детского сада в Берлине нет психолога. Его могут приглашать раз в неделю, и родители имеют возможность записывать своих детей к нему на прием, допускается также анонимная запись. Также в детском саду нет медсестры, так как навыками первой помощи владеют воспитатели.

Так же как и в России, в Германии на ребенка заводится дневник успеваемости (в котором фиксируются достижения ребенка) и медицинская карта, которые выдаются на руки родителям по окончании программы дошкольного образования, однако у немецких родителей нет обязанности предоставлять медицинскую карту в школу.

Достаточно необычна для российских детских садов, но популярна в Германии программа «Ночевки в детском саду». Программа представляет собой короткие путешествия старшей группы детского сада в сопровождении только воспитателей за город или на экскурсии в музеи, театры, художественные галереи. Возможен выезд на два-три дня, например на ферму. Младшая группа тоже может выезжать, например, покататься на общественном транспорте. Таким образом детей адаптируют к городским и сельским условиям жизни, прививают навыки самостоятельности и солидарности.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что дошкольное образование в Германии направлено на развитие личности, творческих способностей ребенка, возможности и необходимости социализации в ообществе и в свою очередь приводит к положительным результатам при освоении следущей ступени образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудни-

честву в сфере профессионального образования и повышения квалификации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499014971 (дата обращения: 20.01.2018).

2. Глухова Т. Н., Федорова Е. В. «Немецкое качество» могло бы помочь российскому образованию // Образование в современной школе. - 2012.- № 5.- С. 57-60.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) // Российская газета. - № 303, 31.12.2012.

4. Игнатова А. Ю. Ценностное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Германии // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокине-тика. - 2011. - Т. 17, № 4. - С. 268-273.

5. Plenarsitzung der Kultusministerkonferenz am 05./06.Dezember 2001 in Bonn. - URL: https:// www.kmk.org/aktuelles/artikelansicht/296-plenarsitzung-der-kultusministerkonferenz-am-0506dezember-2001-in-bonn.html (дата обращения: 20.01.2018).

6. Пчелина В. С. Подготовка педагогов дошкольного образования в Федеративной Республике Германия // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14, № 2. -C.280-284.

7. Германия / В. Н. Стрелецкий, Б. А. Страшун [и др.] // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]. - Т. 6. - М., 2006. - C. 686-748.

8. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» // Российская газета. - № 109, 16.05.2014.

9. Севастьянова И. Н. Дошкольное образование Германии через призму российского стандарта // Образование в Кировской области. - 2014. - № 3 (31). - С. 48-50.

REFERENCES

1. Memorandum o namereniyakh mezhdu Minis-terstvom obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Fed-eratsii i Federalnym ministerstvom obrazovaniya i nauchnykh issledovaniy Federativnoy Re-spubliki Germaniya po sotrudnichestvu v sfere professionalnogo obrazovaniya i povysheniya

kvalifikatsii. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/499014971 (accessed: 20.01.2018).

2. Glukhova T. N., Fedorova E. V. "Nemetskoe kachestvo" moglo by pomoch rossiyskomu ob-razovaniyu. Obrazovanie v sovremennoy shkole. 2012, No. 5, pp. 57-60.

3. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21 Dec. 2012). Rossiyskayagazeta. No. 303, 31.12.2012.

4. Ignatova A. Yu. Tsennostnoe vospitanie v dosh-kolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh Germanii. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2011, Vol.. 17, No. 4, pp. 268-273.

5. Plenarsitzung der Kultusministerkonferenz am 05./06.Dezember 2001 in Bonn. Available at: https://www.kmk.org/aktuelles/artikelansicht/ 296-plenarsitzung-der-kultusministerkonfer-

enz-am-0506dezember-2001-in-bonn.html (accessed: 20.01.2018).

6. Pchelina V. S. Podgotovka pedagogov doshkol-nogo obrazovaniya v Federativnoy Respublike Germaniya. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2008, Vol.. 14, No. 2, pp. 280-284.

7. Streletskiy V. N., Strashun B. A. (et al.) Germaniya. In: Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya: [in 35 vol.]. Vol. 6. Moscow, 2006. Pp. 686-748.

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 08.04.2014 No. 293 "Ob utverzhdenii Poryadka priema na obu-chenie po obrazovatelnym programmam dosh-kolnogo obrazovaniya". Rossiyskaya gazeta. No. 109, 16.05.2014.

9. Sevastyanova I. N. Doshkolnoe obrazovanie Germanii cherez prizmu rossiyskogo standar-ta. Obrazovanie v Kirovskoy oblasti. 2014, No. 3(31), pp. 48-50.

Мякинина Светлана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент Кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Miakinina Svetlana B., PhD in Sociology, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент Кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Polikashina Olga V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.