1УДК 373.1 ББК 74.24
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРЛИНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
О. В. Поликашина, С. Б. Мякинина
Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам организации школьного образования в федеральной земле Берлин. Авторами проводится анализ системы школьного образования, в котором отмечается продолжительность школьного образования (одна из самых больших в мире), позволяющая сформировать разносторонне развитую личность. В Берлине отмечается более минимизированный по сравнению с Россией график годовых контрольных мероприятий, особенно в начальной школе, что позволяет снизить нагрузку на ученика. Кроме того, одной из особенностей школьного образования Берлина является удачное решение интеграции иностранных учащихся в современное образовательное пространство. Авторы отмечают, что ряд образовательных технологий школьной системы образования Берлина можно внедрить и в Российской Федерации.
Ключевые слова: школьное образование, начальная школа, интегрированная школа, Берлин, Германия, обучающийся, образовательное законодательство.
SOME ISSUES OF SCHOOL EDUCATION IN BERLIN: CONTENTS, FEATURES OF ORGANIZATION AND INTERNATIONAL EXPERIENCE
O. V. Polikashina, S. B. Myakinina
Abstract. The article is devoted to topical issues of the organization of school education in the federal state of Berlin. The authors analyze the system of school education, where the duration of schooling (one of the longest in the world), allows to form a diversified personality. In Berlin, there is a more minimal schedule of annual tests compared with Russia, especially in a primary school, which reduces the workload of students. Besides, one of the peculiarities of school education in Berlin is the successful decision to integrate foreign students into the modern educational space. The authors note that a number of educational technologies of the school system of education in Berlin can be implemented in the Russian Federation.
Keywords: school education, primary school, integrated school, Berlin, Germany, student, educational legislation.
Вдекабре 2017 г. группа преподавателей Московского государственного педагогического университета (МПГУ) посетила образовательные организации г. Берлина, чтобы выявить специфические черты уровня
школьного образования в Германии, а также провести сравнительный анализ со школьным образованием в России в связи с новейшими законодательными изменениями в российской системе образования и реализацией принципа
интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Это становится тем более актуальным в связи с тем, что немецкая система школьного образования является одной из самых продолжительных в мире. В общей сложности полное школьное образование длится 13 лет. Вопрос об увеличении продолжительности обучения неоднократно поднимался и в нашей стране. Концепция об увеличении сроков обучения в школе в России была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000), на котором присутствовали около 5000 делегатов из всех регионов страны. В концепции 12-летней школы определена главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений) [1, с. 88].
Российская Федерация заинтересована в сотрудничестве с образовательными организациями Германии, так как еще 16 ноября 2012 г. был подписан Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германии по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации [2].
Актуальность проводимого нами сравнительного анализа школьного образования России и Германии вызвана новейшими изменениями в системе российского образования, а также новейшими тенденциями развития немецкого образования, основанными на нормативной базе законодательства земли Берлин. Модернизация немецкой системы образования привела к тому, что Германия переместилась с 41-го на 20-е место по результатам международного исследования уровня образования PISA [3, с. 59].
В соответствии с принятым Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. Федеральным за-
коном № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4] (далее -Закон об образовании) отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В настоящее время Закон об образовании является базовым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования. Никаких иных нормативных актов для каждого уровня образования принимать не планируется.
Федеративная Республика Германии состоит из 16 федеральных земель. Земли обладают правом исключительного ведения в вопросах образования, при этом существует федеральный закон об образовании, но он не имеет приоритета над региональным законодательством. Традиционно вся система образования Германии включает в себя дошкольное, среднее и высшее образование. На федеральном уровне вопросами образования ведает Постоянная Конференция министров по делам образования и культуры земель Германии (КМК).
По состоянию на 2017 г. в Берлине действуют 633 публичные школы, которые подразделяются на общеобразовательные (в них учится 310 989 учеников) и профессиональные (в них учится 35 229 учеников). Функционирует около 126 частных школ, которые обучают 73 031 учеников. Всего первоклассников - 31 500, учителей - более 30 938, воспитателей - приблизительно 5073.
Школьная система образования в Берлине относится к обязательному уровню образования и называется системой всеобщего образования, подразделяясь на начальную школу (с 1-го по 6-й классы), среднюю школу (с 7-го по 10-й классы) и старшую школу (с 11-го по 13-й классы). При этом образование дается в разных образовательных организациях, специализирующихся на конкретных уровнях образования: в начальной школе, в интегрированной школе, в гимназии.
С 1950-х гг. в Берлине было решено давать школам имена по согласованию с учениками и родителями, до этого школы имели номера, так же как и в СССР.
Анализ школьного образования Берлина будет в основном базироваться на примере интегрированной школы г. Берлина имени Фри-
дриха Бергиуса, которую мы посетили. Школа существует 112 лет, действует по программе углубленного изучения химии1, принимает на обучение детей с 7-го по 10-й класс, в школе изучают английский и французский иностранные языки. Встречал нас лично директор школы герр Микаэль Рудольф.
Начальная школа принимает на обучение детей с 6 лет, зачисляя их всех в первый класс без какого-либо тестирования на предмет уровня владения теми или иными знаниями. В первом и втором классе дети обучаются все вместе в одной группе, но по разным программам. Основная цель начальной школы сводится к фразе «учу учиться». Особенностью является то, что в начальной школе детям необходимо давать индивидуальные задания в зависимости от уровня подготовки того или иного ребенка. Поэтому работа учителем в начальной школе считается сложной и многоаспектной. Несмотря на достаточно высокую заработную плату, берлинские школы испытывают нехватку учителей в школах. Так, средний возраст учителей в г. Берлине - 58 лет.
Ни в первом, ни во втором классе оценки детям не ставят. Только с третьего класса учителя начинают оценивать учебные достижения ребенка, на основании которых родителям впоследствии будет рекомендована одна из школ для продолжения обучения. После третьего класса проводятся контрольные мероприятия, например централизованное или региональное тестирование. И только на этом уровне определяются результаты индивидуальных достижений каждого ребенка.
В связи с этим очень важным является обучение на четвертом году начальной школы, так как регистрация в следующую школу происходит в середине текущего учебного года. Таким образом, февральский табель 4-го класса является решающим для дальнейшей судьбы ребенка [5, с. 128]. После 4-го класса родители вправе либо продолжить обучение ребенка по программе начальной школы (до 6-го класса), либо перейти на уровень гимназии по более сложной программе обучения.
Средняя школа в Берлине дает несколько возможностей для освоения общеобразователь-
1 Ф. Бергиус являлся нобелевским лауреатом по Наука и Школа № 4'2018
ных программ. К ним относится обучение в интегрированной школе или в гимназии. Интегрированная школа отличается от гимназии тем, что имеет обязанность зачислять на обучение каждого ребенка, и, как правило, это дети, которые имеют не очень высокую успеваемость. В таких школах обучение совмещается с профессиональным самоопределением. Преподавание предметов общеобразовательного цикла имеет практи-ко-ориентированный характер. Учащиеся большую часть времени проводят в хорошо оснащенных лабораториях и мастерских. На некоторых этапах обучения предметы общеобразовательного цикла совмещаются с преподаванием предметов профессионального цикла [6, с. 152].
В интегрированных школах повышенное внимание уделяется дисциплине. Санкции за нарушение дисциплины порой строгие по сравнению с российской системой образования. Приведем несколько примеров из практической деятельности школы им. Ф. Бергиуса в г. Берлине:
1. Ученикам запрещено пользоваться мобильным телефоном, что не является новым для школ России, но в случае нарушения запрета телефон у учащегося отбирают на 4 недели. Телефоном нельзя не только пользоваться, но и вообще приносить его в школу. Изъятый телефон не отдается родителям, а на всем протяжении срока «ареста» находится в сейфе у директора школы. На наш вопрос «А как ребенку быть на связи с родителями?» директор данной школы ответил, что мы сами когда-то учились без телефонов.
2. За нарушение дисциплины в классе ученика могут обязать выйти за дверь на определенное количество времени. Ученика, который систематически нарушает дисциплину, могут также вообще на время отстранить от занятий в школе, что будет представлять дополнительные неудобства для родителей, так как при этом ученику дают индивидуальные задания, которые он обязан выполнить за время своего вынужденного отсутствия на уроке или в школе.
3. За курение на территории школы установлен штраф - 20 евро. При этом администрации не важно, кто этот штраф заплатит: сам ученик из своих «карманных денег» или его родители.
4. Опоздавшие на урок или в школу дети на занятия не допускаются, а наказываются уборкой школьной территории. При этом дежурства в классах также установлены, но уже не в виде наказания. А вообще в школе каждую неделю дежурит один из классов. Одной из обязанностей во время дежурства является уборка школьной территории.
5. За отсутствие физкультурной формы на уроке физкультуры ставится неудовлетворительная оценка.
6. Во время уроков, исключая перемены, туалет в школе закрыт. Если ученик все же хочет его посетить, то ему требуется взять ключ от туалета в секретариате. Вообще туалеты в школе - это особая гордость директора школы герра Рудольфа, потому что убирают туалеты сами ученики и сами же следят за порядком в них. Именно поэтому спустя шесть лет после ремонта туалеты выглядят идеально новыми.
Отчисление из интегрированной школы возможно как крайняя мера дисциплинарного воздействия, но так же, как и в РФ, ученик по законодательству Германии обязан получить данный уровень образования, поэтому его необходимо будет зачислить в другую школу. В связи с этим данная мера ответственности крайне редко применяется.
Директор рассказал нам, что архитектура школы разработана очень грамотно. В огромном холле на каждом этаже школы есть место, находясь в котором дежурный учитель видит все пространство этажа в целом.
Обучение в интегрированной школе возможно до 10-го класса, далее ученик может продолжить образование в рамках старшей интегрированной школы, вплоть до уровня абитуры (12-13-й классы), который дает возможность поступления в высшее учебное заведение. Но в основном уровень интегрированной школы направлен на продолжение получения образования на производстве, то есть на профессиональную подготовку.
Обучение в гимназии начинается с 5-го класса. Здесь имеют возможность учиться дети, имеющие более высокие оценки за обучение. В гимназии также изучают математику, естественные науки, иностранные языки. По окончании гимназии в 12-13-м классе ученик получает уровень абитуры и имеет возможность про-
должить получение образования в университете. Гимназию также можно завершить в 10-м классе и продолжить получение образования на производстве.
Обучение в старшей школе возможно продолжать в рамках гимназии, интегрированной средней школы и профессиональной гимназии. Это обучение, рассчитанное на 11-13-й классы, далее ученик имеет возможность поступить в высшее учебное заведение.
В Берлине существует также экспериментальный проект - школа совместного обучения с 1-го по 13-й классы. По нему работают всего 23 школы. Проект представляет собой последовательное освоение общеобразовательных программ только в одной школе. Это сделано для лучшей адаптации детей к школе и возможности получения образования по одной единой программе.
В государственных школах ученикам бесплатно предоставляются учебные пособия, включая компьютерные технологии, за счет бюджетов федеральных земель.
В частных школах родители платят за учебники до 100 евро в год, расходы сверх этой суммы берут на себя опять же федеральные земли. Если родители являются малоимущими, что составляет примерно 1/3 обучающихся, то их дети получают учебники бесплатно.
Проблема обучения детей-иностранцев, так же как и в России, очень актуальна в Германии. Правительство Германии вынуждено быстро реагировать на подобную ситуацию. В 2015 г. в страну прибыло более 1 млн мигрантов, среди них около 78 тыс. детей и подростков в возрасте до 18 лет, из них примерно 42 тыс. детей-мигрантов, прибывших в Германию без сопровождения взрослых [7].
Приблизительно 25% семей города Берлин являются семьями частично или полностью иностранного происхождения. Около 13% -иностранные граждане, не говорящие на немецком языке. Поэтому примерно 98 000 учеников Берлина из семей частично или полностью иностранного происхождения.
Но в отличие от российского законодателя, который лишь обязал предоставлять каждому основное общее образование, немецкий законодатель разработал конкретные меры по интеграции иностранных учащихся в немецкий
образовательный процесс. Эти меры включают в себя следующее:
• целенаправленная поддержка немецкого языка в детском саду;
• обязательные курсы для детей, не владеющих немецким языком и не посещающих детский сад;
• дополнительная интегрированная поддержка немецкого языка в школах;
• специальные классы для приезжих, не владеющих немецким языком;
• двуязычное немецко-турецкое обучение грамоте;
• программы модельного характера для поддержки немецкого языка;
• сотрудничество с фондами; программами стипендий и летних курсов немецкого языка;
• курсы немецкого языка для родителей, прежде всего матерей, в детских садах и в школах.
В то же время осуществление гражданского воспитания учащихся в условиях поликультурности и поликонфессиональности современного германского общества происходит в следующих направлениях: сосредоточение внимания школьников на событиях глобального масштаба, имеющих мировое значение; формирование устойчивого интереса и уважения к различным культурам, к пониманию и установлению сходства и различия культур; выработка толерантного отношения к культурам; формирование у молодежи стремления к участию в решении глобальных проблем, осознания собственной доли ответственности в решении этих проблем [8, с. 29]. В связи с этим в интегрированной школе Берлина особое внимание уделяется изучению истории. Школа очень гордится тем, что два выпускника этой школы во время Второй мировой войны были участниками заговора против Гитлера. Фотографии выпускников и мемориальные доски висят на стене третьего этажа школы. Таким образом детям разъясняются масштабы трагедии войны. Все в школе направлено на то, чтобы сохранить память поколений об ужасах войны.
В заключение следует отметить более сбалансированный характер школьного образования в Германии, по сравнению с Россией, характеризующийся минимальным количеством годовых контрольных мероприятий, особенно
в начальной школе. Уровень начальной школы представлен как наиболее мягкий для освоения и более адаптированный к способностям конкретного ученика. Привлекательна также возможность освоения начального образования за 4-6 лет, что не предусмотрено законодательством России. Средняя и старшая школа в Германии, так же как и в России, проводит четкое разделение учащихся на будущих рабочих и служащих или специалистов высшего звена.
Следует также взять на вооружение опыт немецких коллег в части интеграции иностранных учащихся в образовательную систему ФРГ, так как в Российской Федерации интеграция пока еще только последовательно проводится в высших учебных заведениях.
Однако следует отметить пока еще проектное, но все же обращение немецкого образования к модели советского образования в рамках школы совместного обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еловикова Д. А. Теория обучения: учеб.-ме-тод. комплекс. - Брянск, 2014. - URL: https:// studfiles.net/preview/4268586/page:88/ (дата обращения: 21.04.2018).
2. Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499014971 (дата обращения: 20.01.2018).
3. Глухова Т. Н., Федорова Е. В. «Немецкое качество» могло бы помочь российскому образованию // Образование в современной школе. - 2012.- № 5.- С. 57-60.
4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273 // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
5. Шмелева С. И., Голоюс Е. А. Особенности системы образования в Германии. Проблемы взаимодействия между школой и родителями-иммигрантами в связи с адаптацией к новым условиям жизни // Сборники конференция НИЦ Социосфера. - 2014. - № 42. - С. 127-132.
6. Овсянникова М. А. Проблема получения законченного среднего общего образования в
ФРГ // Университет XXI века: научное измерение: материалы науч. конф. науч.-пед. работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула, 2017.
7. Сорока А. Десятки тысяч: дети-мигранты без сопровождения. - URL: https://germania. one/desjatki-tysjach-deti-migranty-bez-sopro vozhdenija/ (дата обращения: 24.01.2018).
8. Князькова Н. П. Опыт интеграции общегражданского и конфессионально-религиозного воспитания в реальных школах Германии // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 8. - С. 28-31.
REFERENCES
1. Elovikova D. A. Teoriya obucheniya: ucheb.-metod. kompleks. Bryansk, 2014. Available at: https://studfiles.net/preview/4268586/page:88/ (accessed: 21.04.2018).
2. Memorandum o namereniyakh mezhdu Minis-terstvom obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Fed-eratsii i Federalnym ministerstvom obrazovaniya i nauchnykh issledovaniy Federativnoy Re-spubliki Germaniya po sotrudnichestvu v sfere professionalnogo obrazovaniya i povysheniya kvalifikatsii. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/499014971 (accessed: 20.01.2018).
3. Glukhova T. N., Fedorova E. V. "Nemetskoe kachestvo" moglo by pomoch rossiyskomu ob-
razovaniyu. Obrazovanie v sovremennoy shkole. 2012, No. 5, pp. 57-60.
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder-alnyy zakon ot 29.12.2012 No 273. Rossiyskaya gazeta. 2012. 31 Dec.
5. Shmeleva S. I., Goloyus E. A. Osobennosti sistemy obrazovaniya v Germanii. Problemy vzaimodeystviya mezhdu shkoloy i roditely-ami-immigrantami v svyazi s adaptatsiey k novym usloviyam zhizni. In: Sborniki konferen-tsiya NITS Sotsiosfera. 2014, No. 42, pp. 127132.
6. Ovsyannikova M. A. Problema polucheniya za-konchennogo srednego obshchego obrazovani-ya v FRG. In: Universitet XXI veka: nauchnoe izmerenie. Proceedings of scientific conference scientific and pedagogical workers, post-graduate students and undergraduates, TGPU n.a.. L. N. Tolstoy. Tula, 2017.
7. Soroka A. Desyatki tysyach: deti-migranty bez soprovozhdeniya. Available at: https://ger-mania.one/desjatki-tysjach-deti-migranty-bez-soprovozhdenija/ (accessed: 24.01.2018).
8. Knyazkova N. P. Opyt integratsii obshchegrazh-danskogo i konfessionalno-religioznogo vospi-taniya v realnykh shkolakh Germanii. Nauch-nye issledovaniya v obrazovanii. 2009, No. 8, pp. 28-31.
Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент Кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Polikashina Olga V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Мякинина Светлана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент Кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Miakinina Svetlana B., PhD in Sociology, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]