Научная статья на тему 'О некоторых аспектах американской внешней политики в отношении Исламской Республики Иран в начале XXI века'

О некоторых аспектах американской внешней политики в отношении Исламской Республики Иран в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1162
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА ИРАНА / ПОДДЕРЖКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА ТЕГЕРАНОМ / САНКЦИИ / ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кортоев Руслан Юсупович

Американо-иранские отношения в начале XXI в. являются определяющим фактором развития ближневосточного региона и обеспечения международной стабильности. На протяжении последних 30 лет руководство США проводит в отношении Ирана политику международной изоляции и экономических санкций. Основными противоречиями в американо-иранских отношениях продолжают оставаться проблемы развития ядерного вооружения, создание межконтинентальных баллистических ракет, поддержка международного терроризма Тегераном, вмешательство в арабо-израильский конфликт и призыв лидеров Исламской Республики Иран (ИРИ) к уничтожению государства Израиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах американской внешней политики в отношении Исламской Республики Иран в начале XXI века»

УДК 327.8 (73) ББК 66.4(7 Сое) К 69

Р.Ю. Кортоев,

аспирант кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета,

тел.: (8772) 54-08-49

О некоторых аспектах американской внешней политики в отношении Исламской Республики Иран в начале XXI века

(Рецензирована)

Аннотация: Американо-иранские отношения в начале XXI в. являются

определяющим фактором развития ближневосточного региона и обеспечения международной стабильности. На протяжении последних 30 лет руководство США проводит в отношении Ирана политику международной изоляции и экономических санкций. Основными противоречиями в американо-иранских отношениях продолжают оставаться проблемы развития ядерного вооружения, создание межконтинентальных баллистических ракет, поддержка международного терроризма Тегераном, вмешательство в арабоизраильский конфликт и призыв лидеров Исламской Республики Иран (ИРИ) к уничтожению государства Израиль.

Ключевые слова: внешняя политика Соединенных Штатов, ядерная программа Ирана, поддержка международного терроризма Тегераном, санкции, политика международной изоляции Исламской Республики Иран.

Kortoev R.Yu.,

Post-graduate student of General History Department of Adyghe State University, ph.: (8772) 5408-49

On some aspects of the American foreign policy concerning the Islamic Republic of Iran in the early 21st century.

Abstract: The American-Iranian relations in the early 21st century are the defining factor in development of Near-Eastern region and in safeguarding of the international stability. Throughout the past 30 years the government of the USA carries out the policy of the international isolation and economic sanctions concerning Iran. The basic contradictions in the American-Iranian relations are problems of development of nuclear arms, creation of intercontinental ballistic missiles, support of the international terrorism by Teheran, intervention in the Arabic-Israeli conflict and an appeal of leaders of the Islamic Republic of Iran (IRI) to destruct the Israel state.

Keywords: foreign policy of the United States, the nuclear program of Iran, support of the international terrorism by Teheran, sanctions, a policy of the international isolation of the Islamic Republic of Iran.

Внешнеполитический курс США в отношении Тегерана на Ближнем Востоке в начале XXI в. вырабатывается исполнительной и законодательной ветвями власти. Для достижения своих внешнеполитических целей в отношении Исламской Республики Иран Вашингтон активно привлекает международное сообщество через посредство международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), «Большая 8-ка», «Большая 20-ка», Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и т.д. Истеблишмент Соединенных Штатов обращает особое внимание международного сообщества на незаконные действия по развитию ядерного оружия и поддержку

международного терроризма правительством Ирана. Исходя из этого, лидеры США призывают к политической изоляции ИРИ и расширению экономических санкций в отношении Тегерана. Важно отметить, что с приходом новой администрации в США - Б. Обамы на смену Дж. Бушу-младшему в начале XXI в. внешняя политика Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке в отношении Ирана, по сути, осталась прежней, а изменились только методы по её достижению. Тегеран, со своей стороны, считает вышеупомянутые обвинения Вашингтона необоснованными, а внешнеполитические цели США в регионе Ближнего Востока в отношении Ирана империалистическими. Таким образом, рассмотрение американской внешней политики в отношении ИРИ в начале XXI в. представляет собой научную и практическую значимость.

Выступая на второй сессии 110-го конгресса США 5 марта 2008 г., сенатор-республиканец Г. Смит от штата Орегон подчеркнул, что санкции Совета Безопасности ООН приняты в отношении Ирана в ответ на продолжение его работы по обогащению урана. Сенатор Г. Смит указал, что среди других мер данные санкции существенно ограничивают передвижение и замораживают активы определенных иранских чиновников и банков. По мнению сенатора Г. Смита, единодушие, показанное членами Совета Безопасности ООН, является заметным и ярким сигналом осуждения международным сообществом иранской политики. Соответственно другие государства, особенно европейские союзники США, должны следовать за Соединенными Штатами в применении дополнительных санкций, усиливающих мероприятия Совета Безопасности ООН. Так как международное сообщество особенно нуждается в сотрудничестве с государствами, которые активно занимаются бизнесом с Ираном, чтобы списать со счета данный бизнес, в дополнение необходимо блокировать платежеспособность иранского руководства. Дипломатия Соединенных Штатов и ООН должна быть активной до тех пор, пока Иран не согласится предоставить контрольные функции международному сообществу в отношении своих ядерных амбиций

[5].

В послании сенату США 11 марта 2008 г. в отношении продления действия закона о чрезвычайных мерах Вашингтона, введенных против Ирана 15 марта 1995 г., Дж. Буш-младший заявил, что кризис между Соединенными Штатами и Тегераном, основанный на действиях и политике правительства ИРИ, до сих пор не решен. Действия и политика правительства Ирана противоречат интересам Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока и представляют собой продолжающуюся исключительную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики США. Дж. Буш-младший подчеркнул: «Иран остается самым активным спонсором международного терроризма и продолжает оказывать финансовую поддержку ливанской «Хизболле», «Хамасу», палестинскому «Исламскому джихаду» и многочисленным другим террористическим организациям в регионе Ближнего и Среднего Востока, также «Талибану» в Афганистане и различным иракским воинственным группировкам. По этим причинам я (Дж. Буш-младший - Р. Кортоев) решил, что необходимо продлить чрезвычайные меры, объявленные в отношении Ирана, и поддержать всесторонние санкции против него» [6].

Анализируя ближневосточную политику администрации Дж. Буша-младшего, член палаты представителей демократ Л. Вулсей от штата Калифорния на второй сессии 110 конгресса США 17 апреля 2008 г. обратила внимание палаты представителей конгресса Соединенных Штатов на потенциально очень опасный новый поворот в политике администрации Дж. Буша-младшего на Ближнем Востоке. Указав, что «администрация Дж. Буша-младшего активно проводила политику изоляции Ирана, что заставляло многих американцев беспокоиться о подготовке администрации США к новому наступлению в регионе (Ближнего Востока - Р. Кортоев), на сей раз в отношении Тегерана» [7]. Сенатор Л. Вулсей отмечала, что фактически было более чем достаточно свидетельств, указывающих на то, что администрация Соединенных Штатов подготавливала основание для военных действий против Ирана. Беспокойство сенатора Л. Вулсей было вызвано тем, что в марте 2008 г. американский адмирал Уильям Фэллон подал в отставку. Адмирал У! Фэллон являлся

защитником Ирана от нападок «ястребов» в администрации Дж. Буша-младшего, и после его отставки началось движение в президентском окружении в направлении войны. И, наконец, генерал Дэвид Хоуэлл Петрэус заявил в апреле 2008 г. в конгрессе США, что поддерживаемые иранцами террористические организации в настоящее время представляют наибольшую долгосрочную угрозу Соединенным Штатам в Ираке. Л. Вулсей высказала мысль о том, что «иранцы должны держаться подальше от Ирака, они не должны произвести ядерное оружие. Но если США хотят, чтобы Иран вел себя «хорошо», Соединенные Штаты должны прекратить угрожать нападением на Иран. Вместо этого главные усилия по защите интересов США должны достигаться с помощью договоренностей и решительной дипломатии» [7].

2 июня 2008 г. сенат США принял резолюцию № 580 о блокировании приобретения Ираном возможности производить ядерное оружие. Сенат Соединенных Штатов в резолюции № 580 принял во внимание ряд обстоятельств, оценивающих ситуацию вокруг ядерной программы вооружения Исламской Республики Иран: Иран - участник договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. и ратифицировав его, Тегеран обязан отказаться от приобретения ядерного оружия; Иран юридически обязан информировать Международное агентство по атомной энергии о своей ядерной деятельности и развивать ядерную программу при постоянном контроле МАГАТЭ; в течение почти 20 лет у Тегерана имелась секретная ядерная программа, пока она не была предана гласности иранской оппозицией в 2002 г.; если правительству ИРИ позволить заполучить технологии производства ядерного оружия, то оно может поделиться своими ядерными технологиями с террористическими организациями, что вызывает пугающую перспективу; правительство Ирана, заполучив технологии создания ядерного оружия, создаст непосредственную угрозу Европе и Соединенным Штатам, так как у Тегерана имеются ракеты, способные поразить часть Европы, и ИРИ развивает технологии производства межконтинентальных баллистических ракет; правительство Ирана использовало свою банковскую систему, включая Центральный Банк ИРИ, для поддержки террористических организаций и т.д. Исходя из этого, сенат США принял следующие решения: объявил, что будет создавать препятствия правительству Ирана в приобретении технологий производства ядерного оружия посредством всех адекватных экономических, политических и дипломатических средств, так как это вопрос самой большой важности - национальной безопасности Соединенных Штатов; рекомендовал президенту США в кратчайшие сроки, используя президентскую власть, наложить санкции на Центральный банк Ирана и любой другой иранский банк, который участвовал в мероприятиях по оснащению или поддержке террористических организаций; международные банки, которые продолжают проводить финансовые сделки с иранскими банками, подвергнутыми санкциям; энергетические компании, которые инвестировали 20 миллионов долларов или больше в нефтяной или газовый сектора экономики Ирана ежегодно, начиная с даты подписания закона о санкциях против Ирана от 1996 г.; компании, которые продолжают поддерживать экономические отношения с Корпусом стражей исламской революции ИРИ; требовал, чтобы президент США проводил международную политику по усилению давления на правительство Ирана, контролируя приостановку ядерной программы Тегерана по обогащению урана [8]. Таким образом, сенат США поддержал политику инвестиционных санкций и международной изоляции ИРИ в ответ на развитие ядерного оружия и поддержку международного терроризма Тегераном.

Особую тревогу у американского истеблишмента вызывает развитие Ираном технологий производства межконтинентальных баллистических ракет, ядерного оружия и электромагнитных импульсов, которые в целом являются оружием XXI в. Член палаты представителей конгресса США республиканец Р. Бартлетт от штата Мэриленд, выступая на второй сессии 110-го конгресса 10 июля 2008 г., заявил: «Вчерашние ракетные испытания в Иране не являются большой неожиданностью, они напоминают, насколько реальна угроза, исходящая от Ирана, и как быстро она увеличивается. Одна из испытываемых ракет являлась последней модернизацией ракеты «Шахаб-3», у которой радиус действия приблизительно 1

250 миль. Присоедините к ней ракетоноситель, и дальность полета увеличится. Американская разведка предполагает, что Иран создаст межконтинентальную баллистическую ракету, которая сможет достигнуть Нью-Йорка или Вашингтона, примерно до 2015 г. Но у Ирана, возможно, уже есть способность нанесения ракетного удара по США с помощью ракет ближнего радиуса действия, запущенных с морских или воздушных судов, находящихся у восточного побережья Соединенных Штатов. Это особенно беспокоит, если Тегеран будет развивать технологию электромагнитного импульса. Ядерное оружие, вызывающее электромагнитный импульс, взорвавшись в воздушном пространстве на высоте 100 - 300 миль над территорией США, создаст электромагнитный импульс, который фактически остановит американскую экономику, уничтожив основные электронные микросхемы. В иранских военных документах детально рассматривается ядерное нападение на Соединенные Штаты с использованием электромагнитного импульса, которое может нанести значительный вред Соединенным Штатам» [9].

С избранием нового президента США Б. Обамы надежды на улучшение отношений между США и ИРИ остаются условными. Ряд сенаторов продолжают высказываться за продолжение международной политической и экономической изоляции Ирана, ссылаясь на его незаконные действия в области развития ядерного оружия и поддержку международного терроризма. Так, член палаты представителей республиканец Дж. Моран от штата Канзас на первой сессии 111 конгресса США 16 марта 2009 г. сообщил, что «один из лучших способов для понимания серьезности иранской угрозы состоит в рассмотрении речей его лидеров. Президент Исламской Республики Иран М. Ахмадинеджад назвал американские цели и влияние «сатанинскими», выступая перед иранцами, которые восклицали: «Смерть

Америке». Такие агрессивные и недопустимые слова не просто риторика. Они представляют политику правительства Ирана, направленную на террор и разрушение. Иран - главный государственный спонсор международного терроризма и развивает ядерную программу вопреки трем резолюциям Совета Безопасности ООН. Действия Ирана по производству ядерного оружия угрожают Израилю, другим государствам в регионе Ближнего Востока и американской национальной безопасности. Хотя у Тегерана в настоящее время нет достаточного количества высокообогащенного урана для того, чтобы создать ядерное оружие, тем не менее Иран действительно обладает достаточным количеством низкообогащенного урана, который может быть преобразован в материал, необходимый для создания атомной бомбы. Используя существующие центрифуги, Иран может обогатить свой низкообогащенный уран в течение нескольких месяцев до необходимого уровня. Администрация Б. Обамы обязана поддержать применение более жестких санкций и мер по защите США от иранских диверсий» [10].

11 марта 2009 г. президент США Б. Обама продлил действие закона о чрезвычайных мерах Вашингтона относительно Ирана, поскольку действия и политика правительства Ирана продолжают составлять необычную и экстраординарную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов [11]. На основании продления чрезвычайных мер США относительно ИРИ Б. Обама 11 марта 2009 г. принял решение сохранить всесторонние санкции против Ирана, чтобы ответить на указанные угрозы [12].

10 июня 2009 г. палата представителей конгресса США, обсуждая поправку относительно санкций по вопросу развития нефтяных ресурсов Ирана и экспорта очищенной нефти в Иран к закону о санкциях в отношении Ирана от 1996 г., заключила, что незаконные действия по производству ядерного оружия правительства Ирана, развитие им нетрадиционного оружия, межконтинентальных баллистических ракет и поддержка международного терроризма Тегераном представляют серьезную угрозу безопасности США, американским союзникам в Европе, на Ближнем Востоке и по всему миру. К тому же, еще 4 июня 2008 г., будучи сенатором, Б. Обама заявлял: «Мы (США - Р. Кортоев) обязаны сотрудничать с Европой, Японией и государствами Персидского залива для того, чтобы изолировать иранский режим вне формата ООН с помощью прекращения предоставления

гарантий по кредитам и расширения финансовых санкций, запрещающих экспорт в Иран очищенных нефтепродуктов». 7 октября 2008 г. сенатор Б. Обама подчеркнул: «Иран прямо сейчас импортирует бензин, даже при том, что он добывает нефть, потому что его нефтяная инфраструктура разрушена. Если мы (США - Р. Кортоев) сможем воспрепятствовать импорту бензина и очищенных нефтяных продуктов в Иран, в которых он нуждается, это поставит Иран в тяжелое положение» [13]. Таким образом, Соединенные Штаты считают, что международные дипломатические усилия в отношении незаконных ядерных стремлений, развития нетрадиционного оружия, программ производства баллистических ракет и поддержки международного терроризма Ираном, вероятно, будут эффективнее, если президент США будет уполномочен властью введением дополнительных санкций против правительства Ирана. Поправка палаты представителей конгресса США от 10 июня 2009 г. запрещала продажу или предоставление Ирану любых товаров, услуг, технологий и т.д., которые позволят ИРИ поддерживать или расширять внутреннее производство очищенных нефтяных ресурсов, включая любую помощь по строительству, модернизации или ремонту нефтеочистительных заводов. Данные санкции распространяются исключительно на лиц, попадающих под юрисдикцию Соединенных Штатов [13].

Сенатор-республиканец Дж. Кил от штата Аризона на первой сессии 111 конгресса США 21 июля 2009 г., говоря о возможности восстановления дипломатических отношений между Вашингтоном и Тегераном, подчеркнул, что «2009 г. начался с разговора о размораживании и возможности восстановления отношений США с Ираном. В то время как администрация США намерена продолжать намеченный курс, направленный на осуществление переговоров на высоком уровне с Ираном, увертюра состоит в том, что Тегеран не счел целесообразным даже ответить на это» [14]. Так, президент США Б. Обама сделал историческое предложение руководству Ирана, пригласив его участвовать в прямых дипломатических переговорах, чтобы разрешить важные противоречия между двумя государствами. Если Тегеран приостановит программу производства ядерного вооружения и прекратит поддерживать международный терроризм, то Вашингтон откажется от политики международной изоляции и Иран займет законное место в мировом сообществе. Дж. Моран на первой сессии 111 конгресса США 16 сентября 2009 г. утверждал, что США имеют шанс на успех в начале президентского срока Б. Обамы в отношении Ирана, приняв его предложение о переговорах по ядерной программе Ирана. Также президент США Б. Обама обязан сплотить международное сообщество в формате ООН и «Большой 20-ки» для поддержки на высшем уровне санкций в отношении Ирана. В то же самое время конгресс США обязан принять резолюцию палаты представителей № 2194 в отношении закона о санкциях против Ирана в области переработки нефти [15]. Сенатор-республиканец Дж. Кил на первой сессии 111 конгресса США 19 октября 2009 г. говорил, что поддерживает санкции, оказывающие давление на Иран в области прекращения его незаконной ядерной программы вооружения. Исходя из того, что каждый день развития иранцы запасаются все большим количеством урана и становятся ближе к обладанию ракетами дальнего радиуса действия, способными нести самое опасное оружие в мире против союзников США, американских вооруженных сил и самих Соединенных Штатов. Анализируя политическую линию президента США Б. Обамы, сенатор Дж. Кил обратился к работе Роберта Робба «Проверка новой дипломатии Б. Обамы в отношении Ирана», в которой автор раскрывает особенности нового дипломатического подхода президента Соединенных Штатов в отношении Ирана. Р. Робб указывал, что Иран находится под проверкой нового дипломатического подхода президента США Б. Обамы. Тезис нового дипломатического подхода Б. Обамы состоит в том, что если Соединенные Штаты будут иметь хорошие отношения с другими государствами, то другие государства будут иметь хорошие отношения с США и будут желать помочь Вашингтону в решении серьезных проблем. При этом Р. Робб сравнивал политику президентов США Дж. Буша-младшего и Б. Обамы, свидетельствуя, что «ветреный подход» администрации Дж. Буша-младшего к внешней политике сделал мир враждебным и обиженным на Соединенные Штаты. Политический курс Б. Обамы предназначен для

формирования «доброй воли» на протяжении долгого времени, на основании которой Соединенные Штаты должны больше сотрудничать с другими государствами в решении международных проблем в формате международных организаций. США должны участвовать в прямых дипломатических переговорах с враждебными режимами, такими, как в Иране, Северной Корее, Сирии, Венесуэле и на Кубе. После демонстрации «доброй воли» и готовности участвовать в прямых дипломатических переговорах остальная часть мира пожелала бы поддержать усилия Соединенных Штатов по обузданию опасного поведения «государств-изгоев» (Иран, Северная Корея и.т.д. - Р Кортоев). Но Иран прогнозировал новый дипломатический подход Б. Обамы [16].

Таким образом, американо-иранские отношения в начале XXI столетия продолжают оставаться ключевым элементом внешней политики Соединенных Штатов в регионе Ближнего и Среднего Востока. Ближневосточная внешнеполитическая доктрина Вашингтона в начале XXI в. стремится ответить на угрозы, исходящие от Тегерана, используя политику санкций и международной изоляции. Руководство США использует как односторонние, так и многосторонние санкции с привлечением международного сообщества, решая поставленные внешнеполитические задачи в отношении Исламской Республики Иран. Воинственный политический курс президента и администрации США Дж. Буша-младшего сменился на не менее непреклонную политическую стратегию нового президента и администрации США Б. Обамы.

Примечания:

1. Гольцев А.В., Сухих Е.А. Логика развития ядерной политики США в отношении Исламской Республики Иран // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 231-237.

2. Мирский Г. Иран и США: противостояние на фоне «ядерного кризиса» // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 7. С. 3-14.

3. Носов М.Г. США и Иран: перспективы взаимоотношений // США. Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 17-29.

4. Фофанова М. Ирано-американские отношения: тупик или бег по кругу? // Азия и Африка сегодня. 2007. № 9. С. 28-32.

5. United Nations security council sanctions on Iran // Congressional Record. U.S. Senate. Congress 110th. Session 2nd. 2008. March. Vol. 154, № 37. Wash.: U.S. gov. print. off., 2008. P. 1594.

6. Report on the continuation of the national emergency that was declared on March 15, 1995, with respect to Iran - PM 41 // Congressional Record. U.S. Senate. Congress 110th. Session 2nd. 2008. March. Vol. 154, № 41. Wash.: U.S. gov. print. off., 2008. P. 1874-1875.

7. The Bush administration’s middle east policies // Congressional Record. U.S. House of Representatives. Congress 110th. Session 2nd. 2008. April. Vol. 154, № 61. Wash.: U.S. gov. print. off., 2008. P. 2470.

8. Senate resolution 580 - expressing the sense of the Senate on preventing Iran from acquiring a nuclear weapons capability // Congressional Record. U.S. Senate. Congress 110th. Session 2nd. 2008. June. Vol. 154, № 89. Wash.: U.S. gov. print. off., 2008. P. 4894.

9. The Iranian threat // Congressional Record. U.S. House of Representatives. Congress 110th. Session 2nd. 2008. July. Vol. 154, № 113. Wash.: U.S. gov. print. off., 2008. P. 6393-6399.

10. Iranian threat // Congressional Record. U.S. House of Representatives. Congress 111th. Session 1st. 2009. March. Vol. 155, № 45. Wash.: U.S. gov. print. off., 2009. P. 3418-3419.

11. Obama Barack. Continuation of the national emergency with respect to Iran // Presidential-Notice-on-Iranian-Sanctions. The White House, 2009. March. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office.

12. Obama Barack. To the Congress of the United States // Presidential-Notice-on-Iranian-Sanctions. The White House, 2009. March. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office.

13. Foreign relations authorization act, fiscal years 2010 and 2011 // Congressional Record. U.S. House of Representatives. Congress 111th. 2009. June. Session 1st. Vol. 155, № 86. Wash.: U.S. gov. print. off., 2009. P. 6500-6518.

14. National defense authorization act for fiscal year 2010 - continued // Congressional Record. U.S. Senate. Congress 111th. 2009. July. Session 1st. Vol. 155, № 110. Wash.: U.S. gov. print. off., 2009. P. 7741-7770.

15. Iran’s nuclear program // Congressional Record. U.S. House of Representatives. Congress 111th. Session 1st. 2009. September. Vol. 155, № 131. Wash.: U.S. gov. print. off., 2009. P. 9558.

16. Iran refined petroleum sanctions act // Congressional Record. U.S. Senate. Congress 111th. Session 1st. 2009. October. Vol. 155, № 151. Wash.: U.S. gov. print. off., 2009. P. 10518.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.