УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10206
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диана Мядхатовна МУСТАФИНА-БРЕДИХИНА, младший научный сотрудник отдела административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия, юрист общероссийской общественной организации содействия развитию неонатологии «Российского общества неонатологов» E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье раскрывается проблема административно-процедурной регламентации плановых проверок в рамках государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, в том числе проблема излишних норм в законодательстве и способов уведомления о проведении проверок. Предложено разработать и утвердить новый нормативный правовой акт, регламентирующий плановые проверки в указанной сфере.
Ключевые слова: государственный контроль, качество медицинской деятельности, обязательные требования, плановые проверки, положение, уведомление.
Annotation. The article reveals the problem of administrative and procedural regulation of scheduled inspections within the framework of the state control of mandatory requirements for the quality of medical activity, including the problem of excessive norms in the legislation and methods of notification of inspections, it is proposed to develop and approve a new regulatory legal act regulating scheduled inspections in this area.
Keywords: state control, quality of medical activity, mandatory requirements, scheduled inspection, regulation, notification.
Научный руководитель — А.И. Стахов, доктор юридических наук, профессор
Административно-процедурная регламентация плановых проверок обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, основывается на Федеральном законе от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ1 (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), ряде постановле-
ний Правительства РФ2, а также на административных регламентах по предмету государственного контроля3.
Однако до настоящего времени сохраняется ряд серьезных проблем, не урегулированных ни межотраслевым, ни отраслевым законодательством.
Так, в рамках предмета государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, в
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
Административном регламенте Росздравнадзо-ра по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (утв. приказом Минздрава России от 26.01.2015 г. № 20н4) основанием для проведения плановой проверки указано уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В то же время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»5 хозяйствующие субъекты обязаны направлять в Росздравнадзор уведомления о начале осуществления деятельности только в сфере обращения медицинских изделий, которые не входят в предмет государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.
Таким образом, данное основание является излишним в вышеуказанном административном регламенте и должно быть исключено.
Пункт 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает несколько способов уведомления о плановой проверке:
■ заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении;
■ электронный документ, подписанный уси-
ленной квалифицированной электронной подписью, направленный по адресу электронной почты, при условии, что он содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или был предоставлен самим хозяйствующим субъектом;
■ иной доступный способ.
Если первые два способа не вызывают вопросов, то не совсем понятно, что имеется в виду под «иным доступным способом»: идет ли речь о факсимильных средствах связи, передаче копии распоряжения (приказа) о проведении плановой проверки нарочным, вручении под подпись уполномоченному лицу.
Не мало вопросов возникает с появившейся в настоящее время возможностью отслеживать почтовые отправления при помощи почтовых идентификаторов; не ясно, можно ли считать информацию о получении адресатом почтового отправления надлежащим уведомлением.
С учетом развития высоких технологий было бы целесообразно сделать исчерпывающим пе-
речень способов уведомления о плановой проверке, чтобы избежать возможного оспаривания распоряжений (приказов) и, как следствие, результатов самой проверки.
Указанная проблема уже решена в рамках производства по делам об административных правонарушениях: в соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях»6 в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение о рассмотрении дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Кроме того, ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает также возможность извещения посредством электронной почты.
Представляется возможным перенять позитивный опыт судебных органов.
Таким образом, на основании и в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ предлагается разработать и утвердить постановлением Правительства РФ Положение о государственном контроле обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, в котором вышеуказанные проблемы могут быть успешно решены, что, в свою очередь, будет способствовать упрощению административных процедур проведения плановых проверок обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.
1 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008 № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
2 См., напр.: Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 (ред. от 16.12.2017 г.) «Об утверждении Положения о государственном контроле качества
и безопасности медицинской деятельности»// Рос. газ.
2012. № 265. 16 ноября;
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 489
«Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2010. Ст. 3706. 3 См., напр.: Приказ Минздрава России от 26.01.2015 г. № 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья» // http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2015; Приказ Минздрава России от 23.01.2015 г. № 14н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осу-
ществлении профессиональной деятельности» // http:// www.pravo.gov.ru и др.
4 Приказ Минздрава России от 26.01.2015 г. № 20н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований» // www.pravo.gov.ru
5 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельный видов предпринимательской деятельности» (вместе с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельный видов предпринимательской деятельности и учета указанный уведомлений) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3823.
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторый вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административныш правонарушениях» // Бюллетень ВС РФ. 2005. № 6.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
История государства и права России: Киевская и Удельная Русь (IXXV вв.): хрестоматия / [А.Н. Волчанская и др.]; под ред. A.M. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 215 с.
Хрестоматия охватывает период развития Древнерусского государства от его возникновения до XV в. включительно. Представлены важнейшие документы, а также относящиеся к этому периоду извлечения из книг известных ученых (историков, юристов) по истории русской государственности и праву.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется историей возникновения и развития отечественного государства и права.
Подбор документов осуществлен в соответствии с программой по истории государства и права России для юридических факультетов вузов.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018