УДК 37.014.61
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - МОДЕЛЬ, ПРЕДМЕТ И ТЕХНОЛОГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕРОК УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ). ЧАСТЬ 2.
Фирсова Л.В., Институт управления образованием РАО, Москва, Email:firs [email protected]
Аннотация. В статье обобщен опыт правового регулирования и организации надзорной деятельности в области образования Российской Федерации. Раскрыты особенности осуществления проверок учреждений дошкольного образования в рамках федерального государственного надзора. Сформирована модель осуществления государственного контроля (надзора), определен предмет проверок, раскрыта технология осуществления проверок в рамках федерального государственного надзора в области образования на основе действующего в 2011 году законодательства. Выявлены противоречия в толковании некоторых норм законодательства Российской Федерации, регламентирующего осуществление проверок учреждений образования. Ключевые слова: государственный контроль (надзор) в области образования; модель, предмет и технология осуществления контроля (надзора); виды проверок.
THE FEDERAL GOVERNMENT OVERSIGHT OF EDUCATION - A MODEL, GOODS AND TECHNOLOGY (FOR EXAMPLE, AUDITS OF PRESCHOOL
EDUCATION). PART 2.
Firsova L.V., Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia., Email:[email protected]
Abstract: This article summarizes the experience of the organization, implementation and regulatory oversight in the area of Education of the Russian Federation. The features of the inspections of preschool education in the federal state supervision are explained. Form a model of state control (supervision) is formed, the subject of tests is determined; technology of inspections under the supervision of the federal government in the field of education on the basis of existing legislation in 2011 is disclosed. Inconsistencies in the interpretation of certain provisions of the Russian legislation regulating conduct out of educational institutions are shown.
Key words: the state control (supervision) in the field of education, a model, an object and technology of control (supervision); types of inspections.
Технология организации и проведения плановой и внеплановой процедуры контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении дошкольных образовательных учреждений
Законодательным актом, определяющим порядок проведения контрольно-
надзорной процедуры в отношении учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вышеуказанным Федеральным законом установлено, что плановая и внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в следующем порядке:
1. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
2. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
3. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
• наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
• фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
• наименование юридического лица проверка которого проводится;
• цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
• правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
• сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
• перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
• перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
• даты начала и окончания проведения проверки.
4. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий.
5. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.
К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых
предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.
К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.
Схематически модель действий по подготовке к проведению мероприятий по федеральному государственному надзору выглядит следующим образом.
■Заключение гражданско-правового договора с экспертами и (или) экспертной организацией
Пунктом 10 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 164)
определены мероприятия, которые должны проводиться в ходе проверки образовательных организаций:
• анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
• анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
• анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок).
Документарная проверка
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица государственного контроля (надзора).
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязаны направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, представляющие в орган государственного контроля (надзора) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора) установят признаки нарушения обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе провести выездную проверку.
При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Схематически модель действий по проведению документарной проверки в рамках федерального государственного надзора выглядит следующим образом.
Рассмотрение документов и материалов, имеющихся в распоряжении органа государственного
контроля (надзора)
1
Ч /•
Акты предыдущих проверок
Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях
Иные документы о результатах проверок этого юридического лица
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований
Н аправление в адрес юридического лица мотивированного запроса с требованием представить иные необходимые документы с заверенной копией приказа (распоряжения) о проведении
документарной проверки
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
Направление в адрес юридического лица требования о представлении в течение 10 рабочих дней
необходимых пояснений в письменной форме
Г
В течение 10 рабочих дней со дня получения требования - направление в орган государственного контроля (надзора) проверяемым юридическим лицом необходимых пояснений и, в случае необходимости, документов, подтверждающих достоверность ранее представленных сведений
Рассмотрение органом государственного контроля (надзора) представленных проверяемой
к
Нарушений не выявлено
Установление признаков нарушения законодательства РФ в области образования
Принятие решения о
проведении выездной проверки
Предписание об устранении выявленных нарушений
Оформление акта проверки >
1
Вручение акта проверки с копиями приложений руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки или направление акта проверки юридическому лицу заказным письмом с уведомлением о вручении
Выездная проверка
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя,
заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Схематически модель действий по проведению выездной проверки в рамках федерального государственного надзора выглядит следующим образом.
Предъявление служебного удостоверения должностными лицами, осуществляющими проверку, руководителю или иному должностному лицу организации
Ознакомление руководителя или иного должностного лица проверяемой организации с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки, с полномочиями проводящих
проверку лиц
Цели, задачи, основания проведения проверки
Виды и объем мероприятий по контролю
Состав уполномоченных лиц и экспертов (представителей экспертной организации)
Сроки и условия проведения проверки
Анализ и экспертиза документов и материалов, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной
проверки
Анализ соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области образования, связанных с целями, задачами и предметом выездной проверки, при осуществлении
образовательного процесса
Г
Нарушений не выявлено
Установление признаков нарушения законодательства РФ в области образования
Принятие решения о мерах в связи с выявлением нарушений:
- вынесение предписания;
- составление протокола об административном правонарушении
Оформление акта проверки
Вручение акта проверки с копиями приложений руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, внесение необходимых записей в журнал учета проверок
По результатам проверки (документарной и выездной) должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного
представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в
целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определены следующие меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки:
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Схематически модель действий государственного органа по контролю (надзору) в случае выявления нарушений, допущенных образовательным учреждением, в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному надзору, выглядит следующим образом.
Предписание об устранении выявленного
нарушения с установленным сроком его
исполнения(не превышающим 6 месяцев)
И (ИЛИ)
Составление протокола об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП
И (ИЛИ)
Решение о направлении информации о нарушении и
материалов проверки в правоохранительные органы РФ, Росфиннадзор, Счетную палату или в иные органы государственной власти РФ
Вручение должностному лицу (или законному представителю должностного лица), допустившему административное правонарушение, под расписку (или заказным письмом) копии протокола об административном правонарушении.
Направление в организацию предписания об устранении выявленного нарушения с установленным сроком его исполнения.
Направление информации о нарушении и материалов проверки в правоохранительные органы РФ, Росфиннадзор, Счетную палату или в иные органы государственной власти РФ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРЕДПИСАНИЯ
НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРЕДПИСАНИЯ
Рассмотрение государственный органом по надзору (контролю) отчета об исполнении предписания, а также документов, содержащих сведения, подтверждающие его исполнение
Результат рассмотрения вопроса об исполнении предписания
Г
Информирование организации о результатах рассмотрения вопроса об исполнении предписания
с
Возбуждение дела об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП
и (или)
Приостановление действия лицензии образовательного учреждения полностью или в отношении отдельных образовательных программ на срок, не превышающий 6 месяцев
Внесение записи в реестр лицензий о приостановлении действия
лицензии
(в течение 3 дней со дня принятия решения)
Направление органом по надзору (контролю) в образовательное учреждение (и учредителю), прокуратуру и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, копии документа, подтверждающего принятие решения о приостановлении действия
лицензии
(в течение 5 дней со дня принятия решения)
До истечения срока приостановления действия лицензии образовательное учреждение и (или) учредитель
Г
Представили в государственный орган по
надзору (контролю) документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии
Не представили в государственный орган по надзору (контролю) документы, содержащие
сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии
Государственный орган по надзору (контролю) возобновляет действие лицензии
Государственный орган по надзору (контролю) обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии
Внесение записи в реестр лицензий о возобновлении действия лицензии
Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии
Статьями 33.1. и 38 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлены следующие меры в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением.
Орган по контролю и надзору в сфере образования выдает такому образовательному учреждению предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Образовательное учреждение представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания таким образовательным учреждением (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания таким образовательным учреждением и (или) учредителем орган по контролю и надзору в
сфере образования также приостанавливает действие лицензии такого образовательного учреждения полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов таких образовательного учреждения на срок, не превышающий шести месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
Если до истечения срока приостановления действия лицензии образовательное учреждение и (или) учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии.
В случае, если эти документы не представлены образовательным учреждением и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» также определено, что по решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и утверждаемыми в установленном порядке.
В целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 30 апреля 2009 г. № 141 утвердило:
• типовую форму распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• типовую форму акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• типовую форму журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
На основе предложенных Минэкономразвития России типовых форм должны быть утверждены соответствующие формы для осуществления федерального государственного надзора в области образования.