В. НОСОВ, профессор, проректор по научной работе Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)
Традицией университетского образования России является сочетание педагогической деятельности с научноисследовательской работой. Именно наука является основой деятельности высококвалифицированных преподавателей, фундаментом, на котором располагается система высшего образования. В определенном смысле научная деятельность университета является гарантией высокого качества разнообразных образовательных услуг, оказываемых сегодня университетами.
«Наука в высшей школе», «вузовская наука», «научная деятельность», «научная работа» и т.п. терминологические сочетания введены в науковедение для различения по существу двух разных типов исследования, проводимых в стенах высшего учебного заведения.
Первый тип - собственно научные исследования и разработки, связанные с развитием предметного содержания (предметной реальности) той или иной науки /science/. Ими занимаются отдельные ученые (преподаватели и научные сотрудники), научные школы и НИИ при университетах. Иначе говоря, исследования в высшей школе.
Второй тип - научные исследования, связанные с совершенствованием педагогического процесса, а также предметного содержания учебных дисциплин (учебных предметов, «курсов»). Это так называемые educational sciences - профессиональная работа в области педагогики, экономики образования, философии образования и т.п. Иначе говоря, исследования до высшей школе.
О научной работе
В любом случае научная работа преподавателей и сотрудников вуза является неотъемлемой частью образовательного процесса, ибо без участия в научно-исследовательской деятельности педагог не способен осуществлять подготовку высококлассных специалистов.
Большая часть из 56 кафедр МАДИ (ГТУ) активно участвует в научной работе в первом смысле. Это финансируемые из бюджета фундаментальные исследования, выполняемые в составе федеральных или межвузовских научно-технических и научно-методических программ; исследования, выполняемые за счет грантов, финансируемых из различных целевых фондов. Значительная часть прикладных исследований выполняется по заказам отраслевых министерств и ведомств, произ-
водственных предприятий и организаций.
Научную работу выполняют кафедральные коллективы профессорско-преподавательского состава, штатные научные сотрудники, инженерно-технический персонал научно-исследовательских институтов, проблемных и отраслевых лабораторий, докторанты и аспиранты в процессе работы над диссертациями и студенты при выполнении курсовых и дипломных проектов и в составе УНИРС. При реализации результатов научных исследований университет оказывает научно-техническую помощь организациям и предприятиям автотранспортного комплекса, проводит работу по сертификации и контролю качества продукции, выполняет работы по научному сопровождению строительства крупных объектов транспорта. За время существования университета сформированы и активно работают научные школы по широкому спектру направлений, как фундаментального, так и прикладного характера.
В этой многоплановой и разнообразной работе можно выделить следующие основные научные направления:
■ развитие научного потенциала университета, научное и методическое обеспечение образовательного процесса;
■ экологические проблемы автотранспортного комплекса и дорожного хозяйства, экономия традиционного топлива, развитие энергетических установок на альтернативных видах топлива;
■ безопасность движения на автомобильных дорогах;
■ совершенствование проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов, мостов, тоннелей и других транспортных сооружений;
■ повышение эффективности ра-
бочих процессов и систем эксплуатации дорожно-строительных машин, развитие автоматизации и роботизации производственных процессов на автотранспорте и в дорожном строительстве, совершенствование системы стандартизации и сертификации в автотранспортном комплексе;
■ экономика, управление, логистика на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;
■ надежность машин и транспортных сооружений, диагностика, мониторинг состояния, контроль качества строительства.
Координацию научных исследований и развитие межкафедральных связей при выполнении комплексных работ в университете осуществляют 9 научно-исследовательских институтов, возглавляемых ведущими учеными университета:
■ научно-исследовательский институт проблем автомобильного транспорта;
■ научно-исследовательский институт энерго-экологических проблем автотранспортного комплекса;
■ научно-исследовательский институт механики;
■ научно-исследовательский институт технологии, стандартизации и сертификации дорожно-строительных машин;
■ научно-исследовательский институт материалов и конструкций;
■ научно-исследовательский институт естественнонаучных исследований;
■ центр инноваций и инженерного образования;
■ институт профессиональной оценки активов автотранспортного комплекса;
■ научно-исследовательский институт изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации дорог.
В течение многих лет традиционны-
ми заказчиками, финансирующими выполнение научно-исследовательских работ, являются: Министерство образования РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство труда и социального развития, Российский фонд фундаментальных исследований, Росавтодор, правительства г. Москвы и Московской области, корпорация «Трансстрой», проектные, строительные и производственные предприятия и организации.
Для реализации полного цикла «от идеи до опытного образца» и ускорения внедрения результатов научных исследований в университете созданы малые предприятия, акционерные общества и товарищества, инженерные центры, центры по лицензированию и сертификации транспортной техники и материалов. Во многом благодаря этому был разработан и реализован на двигателе КАМАЗ один из способов конвертации дизелей в газовый двигатель для городского автобуса ЛИАЗ -5256 мощностью 140 кВт.
Большое место занимают работы по созданию экспериментального оборудования для оценки качества строительства и транспортно-эксплуатационных показателей состояния автомобильных дорог. Так, для оценки ровности проезжей части автомобильных дорог специалистами университета создан динамический преобразователь продольного профиля, позволяющий регистрировать микропрофиль и на основе анализа его параметров вычислять практически любые показатели, необходимые для оценки качества строительных и ремонтных работ и текущего состояния проезжей части. Уже много лет органами, ответственными за безопасность движения на автомобильных дорогах, используется серийно выпускаемый портативный прибор по измерению коэффициента сцепле-
ния дорожных покрытий, разработанный специалистами университета.
В течение ряда лет Росавтодором используется автоматизированная система управления техническим состоянием и эксплуатацией мостовых сооружений на основе информационнорасчетной системы МОНСТР (мосты, нагрузки, статистические расчеты, рейтинг), разработанная специалистами МАДИ(ГТУ). Система поддерживает информацию практически по всем автомобильно-дорожным мостам России, что позволяет эффективно управлять их состоянием и оперативно определять грузоподъемность моста и возможность пропуска по нему сверхнормативных нагрузок.
Специалистами университета постоянно выполняются значительные объемы работ по мониторингу состояния автомобильных дорог и анализу причин их преждевременного разрушения.
Выполнен комплекс исследований и подготовительных работ по внедрению новейших информационных технологий мобильной радиосвязи средств телематики и спутниковой навигации в систему управления транспортным процессом сложившегося мегаполиса на примере г. Москвы.
Активно разрабатываются и внедряются ресурсосберегающие технологии на основе ультразвуковой техники при ремонте автотранспортной техники.
Значительные работы выполняются в составе научного сопровождения проектирования и строительства наиболее сложных транспортных сооружений - таких, как Московская кольцевая автомобильная дорога, Лефортовский тоннель третьего транспортного кольца, кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга, автомобильная дорога Чита-Хабаровск.
В поле зрения научных работников
университета находится проблема организации и безопасности дорожного движения - как в подготовке программных документов, определяющих краткосрочную и долгосрочную перспективу, так и в решении локальных задач по устранению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на существующих автомобильных дорогах и городских магистралях.
Загрязнение автомобильным транспортом окружающей среды побуждает нас к проведению исследований экологической направленности. Созданный при МАДИ(ГТУ) пункт круглосуточного экологического мониторинга Ленинградского проспекта обеспечивает возможность анализировать влияние широкого спектра факторов на состояние окружающей среды.
Коллектив университета занимается и научной деятельностью второго типа; в частности, наши специалисты активно работают по таким программам Министерства образования, как
«Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», «Научное обоснование методологии и методов проектирования квалификационных требований и моделей профессиональной деятельности, структуры и содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей», «Научное обоснование методологии и методов сравнительного социологического анализа состояния и перспектив развития высшей технической школы в России и других странах мирового сообщества».
Приведенные примеры охватывают лишь небольшую часть работ, выполняемых в университете и его структурных подразделениях.
Обширная фактическая информация, получаемая при выполнении этих работ, является базой для подготовки кандидатских и докторских диссертаций и способствует выпуску квалифицированных специалистов для автотранспортного комплекса страны.
В. ВЛАСОВ, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)
Во всем мире интенсивно создаются и развиваются автоматизированные системы управления автомобильным транспортом, основанные на использовании средств спутниковой навигации, мобильной радиосвязи, геоинформационных систем (ГИС), систем передачи данных - всего того, что составляет понятие «транспортная телематика».
В начале 2002 года в составе факультета «Автомобильный транспорт» МАДИ образовалась новая кафедра -«Транспортная телематика и робото-
«Транспортная телематика и робототехника»
техника» (ТТР). Это была первая в Российской Федерации кафедра, заявившая в своем названии «телематику на транспорте» в качестве учебного предмета.
Таким образом, создание кафедры стало своего рода «реакцией» ученых и преподавателей нашего института на современное развитие информационно-телекоммуникационных технологий и их реализацию в автотранспортной сфере.
Действительно, в странах с развитой автоиндустрией понятие транс-