А.М. ИВАНОВ, профессор, проректор по науке
Центр научных исследований и инноваций
В настоящей статье представлен обзор достижений МАДИ в области научных исследований и инноваций.
Ключевые слова: наука, образование, инновации, достижения.
В сообществе технических университетов Российской Федерации Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) занимает особое место. Оно определено той ролью, которую уже второе столетие играют дороги и автомобили в развитии современного общества.
Созданный в декабре 1930 г. на заре автомобилизации страны, МАДИ превратился сегодня в признанный научно-образовательный центр, функцией которого является производство широкого спектра образовательных и научно-исследовательских услуг в интересах автомобильно-дорожного комплекса, призванного обеспечить эффективное и безопасное функционирование транспорта и транспортной инфраструктуры нашей страны.
В разные годы в вузе были созданы научные школы, основателями которых стали выдающиеся ученые: Е.А. Чудаков, Б.С. Стечкин, Н.Р. Брилинг, В.Н. Соловьев, В.Н. Луканин, П.П. Берг, А.А. Бромберг, Ю.М. Лахтин, А.Н. Островцев, С.В. Шестоперов, Н.Н. Иванов, В.А. Киселев и др.
В настоящее время в МАДИ развиваются традиционные для университета научные направления и открываются новые в соответствии с требованиями времени. На 58 кафедрах университета работают ведущие ученые в области автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, аэродромного и мостового строительства, дорожного
машиностроения, техники специального назначения, экономики, информатики, организации и управления на автомобильном транспорте и в дорожном строительстве, безопасности дорожного движения, телематики и автоматизированных систем управления. Среди них - два члена-корреспондента РАН (В.М. Приходько, В.Н. Соловьев), академик РАО (В.М. Жураковский), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительства (В.А. Воробьев), три лауреата Премии Президента РФ и 22 лауреата Премии Правительства РФ в области науки, техники и образования, 55 академиков различных общественных академий, 25 заслуженных деятелей науки России, 153 профессора, доктора наук, 550 доцентов, кандидатов наук.
Первый выпуск специалистов в МАДИ состоялся в 1931 г. В настоящее время университет ведет подготовку по 26 специальностям, 9 направлениям бакалавриата и 6 направлениям магистратуры; ежегодный выпуск составляет 1,5 тыс. человек. В вузе разработано и реализовано 30 программ послевузовского образования, 6 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с имеющимися лицензиями. Университет осуществляет подготовку по программам второго высшего образования и реализует четыре программы для получения дополнительной квалификации.
Строительные специальности
МАДИ аккредитованы Британским институтом инженеров-строителей на уровень подготовки магистров, а специальности автомобильного направления проходят аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России (АИОР). Реализованы такие программы дополнительного образования, как «Магистр делового администрирования » (МВА) и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Научный коллектив университета своими многолетними исследованиями способствовал повышению экономичности, надежности и экологичности отечественных автомобилей и двигателей, увеличению межремонтных пробегов, уменьшению трудоемкости их технического обслуживания и ремонта. Учеными МАДИ внесен крупный вклад в создание теоретических основ научной организации автомобильных пере-возоки безопасности движения, выполнен большой комплекс работ по совершенствованию проектирования строительства и ремонта автомобильных дорог, по внедрению автоматизированного проектирования, развитию теории надежности при расчете дорожных одежд, улучшению качества конструкционных и дорожно-строительных материалов, совершенствованию методов испытаний и оценки транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и аэродромов, по разработке и внедрению средств транспортной телематики, интеллектуальных информационных систем на транспорте и в строительстве. Выполнены фундаментальные работы по важнейшим государственным научно-техническим программам в области транспорта, транспортной инфраструктуры и инженерного образования.
Среди основных направлений научных исследований, осуществляющихся в МАДИ за последнее пятилетие, можно назвать следующие:
• научное и методическое обеспечение образовательного процесса по направлениям и специальностям университета, оценка качества выпуска и трудоустройства;
• экологические проблемы автотранспортного комплекса и дорожного хозяйства, экономия традиционного топлива, развитие энергетических установок на альтернативных видах топлива;
• организация и безопасность движения на автомобильных дорогах и улицах городов;
• инновационные технологии в сфере организации и безопасности движения на основе средств транспортной телематики, глобальных навигационных систем и интеллектуальных информационных систем;
• совершенствование проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов, мостов, тоннелей и других транспортных сооружений для повышения безопасности движения и их долговечности и надежности;
• инновационные технологии при
оценке эксплуатационного состояния транспортных сооружений;
• разработка технологий и оборудования, повышающих эксплуатационные свойства автотранспортной техники;
• экономика, управление, логистика на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Для реализации полного цикла «от идеи до опытного образца» и ускорения внедрения результатов научных исследований в университете созданы и успешно работают малые предприятия, акционерные общества и товарищества, инженерные центры, центры по лицензированию и сертификации транспортной техники и материалов. Стало традицией проведение ежегодной весенней выставки научных достижений МАДИ, в значительной мере способствующей популяризации научной деятельности и привлечению заказов на выполнение научных исследований.
Коллективом ученых МАДИ разработаны «Концепция транспортной политики в области улучшения условий дорожного движения в г. Москве», «Концепция развития автомобильного транспорта РФ», а также «Концепция российского безопасного автомобиля». Они определяют цели, приоритеты, политику в области автомобильного транспорта, безопасности дорожного движения, транспортного обслуживания населения РФ и механизмы ее реализации.
МАДИ осуществляет планомерную работу по активизации научных исследований и привлечению общественности к решению проблем безопасности дорожного движения, в частности:
• группа ученых университета активно участвует в работе Комиссии по безопасности движения и Центра стратегических разработок при Правительстве РФ;
• представители вуза включены в рабочие группы Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам совершенствования нормативной базы и законодательства в области транспорта и безопасности дорожного движения;
• ректор вуза, чл.-корр. РАН Приходько В.М. и группа ученых университета - члены рабочих групп по подготовке к заседаниям Президиума Государственного Совета РФ вопросов по безопасности дорожного движения и инновационному развитию транспортного комплекса РФ;
• МАДИ является одним из основных научных исполнителей Федеральной целевой программы по безопасности движения (Постановление Правительства Российской Федерации № 100 от 20 февраля 2006 г. «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»»);
• университет представляет Российскую Федерацию на Форуме Европейских исследовательских институтов в сфере безопасности дорожного движения - консультативном органе при Совете министров транспорта ЕС.
Специалистами МАДИ создана научная школа, позволившая на основе фундаментальных исследований разработать основополагающие принципы и методы обеспечения безопасности движения, составляющие базу для снижения числа дорожно-транспортных происшествий на улицах городов и автомобильных дорогах.
На основе фундаментальных исследований процессов сгорания топлива учеными университета разработан и изготовлен новый двигатель «МАДИ-КамАЗ», питаемый природным газом и позволяющий удовлетворять перспективным нормам «ЕВРО-5». По результатам успешных эксплуатационных испытаний руководство ОАО
ЛиАЗ приняло решение об установке этих двигателей на автобусы типа ЛиАЗ-5256.
В числе наших разработок - расчетно-проектировочный комплекс, позволяющий моделировать работу деталей и узлов автомобилей и двигателей из композиционных материалов, рассчитывать резинометаллические изделия и шины, а также информационнорасчетная система «МОНСТР», основанная на постоянно обновляемом банке данных по мостам федеральной сети дорог России. Система позволяет с помощью встроенных программ проводить прочностные и экономические расчеты, обеспечивающие эффективное расходование средств на ремонт и реконструкцию мостовых сооружений.
Совместно с НПП «Геокосмос» разработан ГИС-проект сети автомобильных дорог Московской области. Постоянное обновление информации на основе диагностики и мониторинга позволяет принимать наиболее эффективные решения при выборе мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог и повышению безопасности движения на них.
При поддержке Правительства г. Москвы мы проводим постоянный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на улично-дорожной сети города. Совместно со специалистами Института катализа Сибирского отделения РАН созданы прототипы конструкций фото-каталитических очистителей не-
прерывного действия, способных эффективно разлагать окись углерода и восстанавливать окислы азота и углеводороды до безвредных компонентов воздуха при использовании в автодорожных тоннелях .
Выполнен комплекс исследовательских и проектных работ по оснащению автобусных парков, обслуживающих пассажиров Москвы, современными средствами навигации на основе спутниковых технологий. В настоящее время специалисты университета ведут научное сопровождение работ по практической реализации этого проекта.
Учеными МАДИ разработано ультразвуковое оборудование нового поколения для разборки узлов транспортного машиностроения и очистки поверхностей прецизионных деталей. Эта работа удостоена Премии Правительства РФ за 2008 г. в области науки и техники.
Для разработки и внедрения инновационных технологий в автомобильно-дорожном комплексе России в университете созданы и успешно развиваются научно-исследовательские институты:
• Институт энергоэкологических проблем автотранспортного комплекса;
• Институт механики и проблем качества;
• Институт проблем автомобильного транспорта;
• Институт проблем дорожной отрасли;
• Институт материалов и конструкций;
• Институт естественных наук.
Для коммерциализации результатов
научных исследований и реализации инновационных проектов при университете работают организации, созданные с участием университета, такие как «МАДИ-ПРОЕКТ », выполняющая проектирование локальных мероприятий по повышению пропускной способности и безопасности движения дорожно-уличной сети Москвы; «МАДИ-ПРАКТИК», ведущая работы по внедрению новых технологий при дорожном строительстве; «МАДИ-ТЕСТ», работающая в области сертификации безопасности транспортных средств; «Дорожный исследовательский центр », продвигающий геоинформационные технологии в практику работы проектных и эксплуатационных дорожных организаций, ответственных за состояние автомобильных дорог; «МАДИ-Лоджистик», занимающаяся практическим внедрением логистических систем на автомобильном транспорте, и др.
Технопарк МАДИ представляет собой учебно-исследовательский центр, созданный и расположенный на полигоне университета (34-й км Ленинградского шоссе). Территория центра - это пример успешной интеграции прикладной науки, образования и бизнеса, преодоления разрыва между наукой и бизнесом. Этому способствует установление прямых связей между создателями техники и технологий и отечественным и глобальным рынками. Интеграция науки, образования и бизнеса позволяет эффективно использовать совокупный научно-педагогический и инно-
вационный потенциал университета. Одновременно решаются задачи повышения качества инженерного образования, обеспечения его соответствия современным запросам рынка труда и технологий, а также усиления взаимодействия научно-образовательной сферы с работодателями и заказчиками научных исследований, среди которых можно выделить ЗАО «ЛОНМА-ДИ» и ЗАО «КВИНТМАДИ» (JVM Group); ООО «Терминал XXI»; ООО «Контурс СДМ»; ООО «Системин-вест»; ООО «Бош сервис МАДИ»; ООО «МАДИ-Мотор»; ООО «МАДИ Л-Авто».
Основными стратегическими партнерами университета в реализации инновационных образовательных программ и одновременно заказчиками специалистов и научно-исследовательских работ являются следующие организации и ведомства: Министерство образования и науки РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство промышленности и торговли РФ; Правительство г. Москвы; Министерство транспорта и связи Московской области; научно-исследовательские институты Российской академии наук; Академия транспорта РФ; отраслевые научно-исследовательские институты, работающие в сфере автотранспортного комплекса; Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования (МААДО).
К настоящему времени в МАДИ создана многофункциональная адаптивная интегрированная среда, которая играет важную роль в учебном процессе подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов предприятий промышленности и транспортного комплекса по технологиям дистанционного обучения с комплексом обучающих мультимедиа-программ.
За последние годы МАДИ принимал участие в качестве координатора в выполнении четырех Темпус-проектов по программе Европейской комиссии, направленной на оказание содействия в совершенствовании систем высшего образования в странах-партнерах. Назовем их:
• Проект DIERUU №-22265-2001 (2002-2004) «Распространение инженерно-педагогических инноваций и региональной сети российских и украинских технических университетов»;
• Проект TREM РР- SCM-T081A04-2004 (2005-2006) «Подготовка преподавателей по разработке электронных учебных материалов»;
• Проект MULTICEP CD-JEP 24006-2003 (2004-2007) «Разработка мультимедийного учебного курса для российского и украинского инженернопедагогического образования»;
• Проект ^АК CD_JEP-27119-2006 (2007-2010) «Разработка инновационного курса иностранного языка для технических университетов».
Действующая в университете служба по трудоустройству выпускников (МАДИ-ПРОФИ) на регулярной основе проводит комплексный анализ и сбор информации о наличии вакансий и перспективной потребности в кадрах в организациях и ведомствах, являющихся нашими постоянными партнерами. Университет регулярно проводит ярмарки вакансий, на которые приглашаются работодатели и студенты старших курсов обучения. Создана и поддерживается база данных на выпускников и студентов, которым, в свою очередь, предоставляется актуальная информация о работодателях и вакантных рабочих местах. Совместно с Советом ректоров вузов Москвы и Московской области проведена паспортизация региональных и вузовских структур содействия занятости выпускников. Создан информационный портал, объе-
диняющий и координирующий работу по трудоустройству и адаптации выпускников к условиям рынка труда (адрес портала: www.emmadi.ru).
Для установления связей с перспективными работодателями университет ведет активную рекламную деятельность, включающую публикации рекламных материалов в средствах массовой информации, презентации достижений университета на выставках, конгрессах и конференциях, организацию сотрудничества с ведущими агентствами по трудоустройству.
В МАДИ впервые в России в 1997 г. создан и успешно функционирует Центр инженерной педагогики. Центр аккредитован Международным обществом по инженерной педагогике (ГСІР). Одной из главных задач Центра является повышение педагогической квалификации преподавателей до уровня, соответствующего требованиям Международного Регистра.
На базе МАДИ действует Российский мониторинговый комитет международного общества по инженерной педагогике - ИМК ЮІР (президент ИМК - ректор МАДИ, проф. В.М. Приходько, генеральный секретарь - доц.
А.Н. Соловьев). Он осуществляет координацию работы 14 аккредитованных центров по инженерной педагогике, созданных в различных вузах РФ с целью содействия модернизации системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов.
В рамках Института проблем развития высшего профессионального образования (ИПР ВПО) вузом ведутся фундаментальные и прикладные исследования по совершенствованию инженерного образования. О значимости и результативности данного направления работы говорит тот факт, что ректор МАДИ В.М. Приходько, директор института (проф. И.В. Федоров) и на-
учный руководитель ИПР ВПО (проф.
В.М. Жураковский) были удостоены Премии Президента РФ в области образования за разработку и внедрение научно-методического обеспечения совершенствования инженерного образования и создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов.
Университет является соучредителем Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО), в состав которой входят 242 вуза России, Монголии, США, Китая, Индии (Президент МААДО - ректор МАДИ).
Наличие педагогического опыта, научной и материальной базы позволяет университету на современном, соответствующем международным
стандартам уровне проводить большой объем работы по подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов страны и решить целый спектр проблем подготовки специалистов нового поколения для автомобильно-дорожного комплекса страны.
В настоящее время МАДИ объединяет 202 высших учебных заведения России в составе Учебно-методического объединения по транспорту и транспортно-технологическим комплексам и является научным и координирующим методическим центром, определяющим направления совершенствования содержания, методологии и практики преподавания дисциплин в соответствии с развитием автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
IVANOVA. MADI AS A CENTRE OF SCIENTIFIC RESEARCH AND INNOVATIONS The article represents a review of MADI achievements in the fields of scientific research and innovations.
Keywords: science, innovations, research, education, achievements.
В.В. УШАКОВ, профессор, проректор И.В. ФЕДОРОВ, профессор, зав. кафедрой
В.М. АБДУЛАЕВА, доцент А.М. ФЕДОСЕЕВА, доцент
Служба практической психологии в техническом вузе
В статье описана деятельность службы практической психологии технического вуза, раскрыта ее роль в повышении качества профессиональной подготовки студентов. Обоснованы и содержательно раскрыты ее функции и основные направления работы. Представлены результаты функционирования службы в научно-исследовательской, информационно-просветительской и практической деятельности МАДИ.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, психологическое сопровождение, служба практической психологии, технический вуз, качество, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, социально-личностная компетентность.
Одной из первоочередных задач отечественной высшей школы является методически обоснованный переход образовательной системы от предметно-дисциплинарного подхода (при одновремен-
ном сохранении его достоинств и важности) кличностно-ориентированному, позволяющему выявить и развить индивидуально-творческие способности участников образовательного процесса.