УДК 371+378+93/94
С. В. НОВИКОВ
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА И. М. ЧЕРЕДОВА И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЕГО ПАМЯТИ
Проблемы, стоящие перед отечественным образованием, заставляют обратиться к опыту педагогов, работавших в 1970—2000 гг. Одним из них являлся И. М. Чередов, создавший к 1990-м гг. самобытную научно-педагогическую школу, разработавшую формы и методы управления образовательными процессами. Опыт деятельности в данном направлении продолжен педагогической общественностью Омского государственного педагогического университета, выступившей организаторами Чередовских педагогических чтений, прошедших в 2017 г. в 15-й раз.
Ключевые слова: история образования, ученый-практик, педагог-новатор, управление образованием, образовательная среда.
Имя Ивана Михеевича Чередова не забыто в научном мире, хотя со времени его смерти прошло почти 15 лет. Это не случайно, ведь Иван Михеевич принадлежал к числу интеллигентов, чье становление прошло в годы Советской власти, обеспечившей, как принято говорить сегодня, стремительное продвижение в рамках социального лифта для мальчика из сибирской крестьянской семьи. И. М. Чередов родился в деревне Островка Тю-калинского района Омской области 30 мая 1919 г. В семь лет он лишился отца, с двенадцати трудился в крестьянском хозяйстве. Учился в Кабырдак-ской школе крестьянской молодежи и на рабфаке в г. Ишим. С 18 лет начал учительствовать в начальных классах той же школы, где учился сам. Работал в школе и заочно обучался на историко-филологическом факультете Омского педагогического института, который с отличием окончил в 1937 г. [1, с. 144].
По окончании вуза 9 лет работы в школе, а с 1946 по 1948 г. заведовал Солдатским районным отделом народного образования. С 1948 по 1953 г. он заместитель директора, директор основанной им Солдатской средней школы. После объединения Солдатского и Тюкалинского районов Иван Михеевич в течение 5-ти лет работает директором Тюка-линской средней школы № 1.
В 1958 г. он переезжает в Омск. В областном центре он работает заместителем директора средней школы № 91 и директором основанной им школы-новостройки № 69.
Уже в 1950-е гг. И. М. Чередов проявил себя как директор-новатор, практик, склонный к теоретическим обобщениям, и ученый, склонный к практике. Школы, которыми руководил И. М. Чередов, были лучшими в Омской области. В Солдатской средней школе была создана стройная педагогическая система, обеспечивающая высокие результаты
обучения и воспитания. В Тюкалинской средней школе № 1 уже вначале 1950-х гг. успешно работала ученическая производственная бригада, одна из первых в стране и в Сибири. Опыт средней школы № 69 дважды в течение 10 лет высоко оценивался Министерством образования РСФСР:
— в 1964 г. за организацию кабинетной системы учебных занятий и успехи в преодолении второгодничества;
— в 1970 г. за организацию работы с родителями и общественностью, за успехи в педагогиза-ции микрорайона школы. Инновационный для своего времени опыт школы пять раз экспонировался на ВДНХ. В 1960—1970-е гг. школа стала местом паломничества многочисленных делегаций учителей и руководителей школ Сибири, Урала, Казахстана, Тюменского Севера и других территорий СССР. С целью изучения опыта школу посещало до 100 делегаций в год [2, с. 4].
Как уже указывалось, И. М. Чередов являл собой образец педагога, склонного к теоретическим обобщениям. В 1957 г. в материалах Первого съезда учителей Омской области была опубликована его первая работа, посвященная проблемам руководства педагогическим коллективом и осуществления внутришкольного контроля. В 1970 г. в жизни И. М. Чередова происходят два события:
— в Красноярском педагогическом институте он защищает диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме «Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках (5 — 8 классы)»;
— его приглашают в ОГПИ им. М. Горького на кафедру педагогики и психологии в качестве старшего преподавателя, затем доцента [3, с. 4 — 5].
1970—1990-е гг. — время активной научно-просветительской деятельности И. М. Чередова, опре-
делившейся как организация учебного процесса в школе. В 1973 г. выходит из печати вызвавшая огромный интерес среди ученых и практиков книга «О дифференцированном обучении на уроках». Материалы исследования базировались на 25-летнем опыте работы педагога-исследователя. С 1970 по 1980 г. И. М. Чередовым было опубликовано более 50 работ по проблемам управления школой [4].
Опыт требовал не только теоретического обобщения, но и практической передачи педагогам и организаторам образования. Так появилась школа для директоров — Факультет повышения квалификации (ФПК). ФПК был открыт И. М. Чередовым при поддержке ректора В. М. Самосудова в 1980 г. при ОмГПИ им. М. Горького. В качестве ореола деятельности для ФПК была определена Омская и Тюменская области. Частыми гостями факультета становились педагоги из Казахской ССР. В том же 1980 г. ему присвоено звание профессора.
В свою очередь, И. В. Чередов продолжает исследования по вопросам управления образованием, в 1984 г. выходит его учебное пособие «Управление малокомплектной сельской средней общеобразовательной школой», актуальность которого не потеряно по сей день. В 1987, 1988 гг. поочередно выходят в свет монография и учебная книга И. М. Чередо-ва «Формы организации учебной работы в средней школе». В общей сложности перу И. М. Чередова принадлежит более 300 научных работ, в том числе 20 монографий [4].
В эти годы И. М. Чередов активно занимается подготовкой не только директорского корпуса, он руководит аспирантской подготовкой, его ученики защитили 30 диссертаций по специальности кандидат педагогических наук. К началу 1990-х под его руководством сложилась научная школа, разрабатывающая перспективные направления в дидактике. В 1992 г. она получила признание официальной экспертизы Министерства образования России. По воспоминаниям М. Н. Аплетаева: «Иван Михеевич обладал редким даром системного виденья сути процессов, протекающих в общественной жизни и сфере образования, педагогической науке, способностью находить наилучшие решения возникающих проблем и при любых обстоятельствах и конъюнктурных веяниях оставаться на принципиальных позициях, преклоняясь единственно надежному приоритету поиску истины» [2, с. 4 — 5; 3, с. 3-4].
Скромный, тактичный человек, И. М. Чередов был отмечен многочисленными правительственными наградами, в числе которых пять медалей и звания «Заслуженный учитель школы РФ», «Отличник народного образования СССР». И. М. Чередов отдал 34 г. работы общему и 32 г. высшему образованию, получив самое почетное из званий «Учитель — учителей».
Работал Иван Михеевич до конца, и, уходя с последней в 2002 г. кафедры, никто из коллег не думал, что видит его живым последний раз. 26 июля 2002 г. его не стало. Имя И. М. Чередова носит гимназия № 69, основанная им в прошлом школа-новостройка.
С 2003 г. в Омском государственном университете на Факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, так теперь называется ФПК, ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чередовские педагогические чтения», посвященная памяти И. М. Чередова.
Главной целью Чередовских педагогических чтений является создание условий для профессионального общения педагогов по проблемам современного образования через анализ, обобщение и популяризацию педагогического наследия И. М. Чередова. Из 15 прошедших за эти годы конференций: 5-е — межрегиональные научно-методические конференции (2003, 2004, 2005, 2006, 2017 гг.); 6-е — всероссийские с международным участием (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016 гг.); 4-е — международные научно-практические конференции (2007, 2008, 2009, 2015 гг.). По итогам конференций издавались материалы участников, всего 29 томов, доступных для всех интересующихся. С 2010 г. в рамках конференции проводятся Зональные Чередовские чтения в г. Исилькуле в 2012, 2014 гг.; в г. Тюкалинске в 2013 г.; в районных центрах Крутинка и Колосовка. При этом необходимо отметить и еще одно новшество: опираясь на методическую помощь кафедры управления образованием ОмГПИ, в Крутинке и Тюкалинске были самостоятельно выпущены сборники работ учителей близлежащих районов [5, с. 184-185].
Примечательно, что проведение зональных конференций всегда становилось событием в культурной жизни района. Так, 12 июня 2015 г. методист районного отдела образования Г. А. Дик на страницах исилькульской газеты «Знамя» рассказала читателям о работе конференции, проходившей 22 мая. В работе конференции приняло участие 70 педагогов из Исилькульского, Марьяновского, Моска-ленского районов, ученые из ОмГПУ. Автор статьи, подводя итоги научного форума, писал: «Чередов-ские педагогические чтения — это не просто конференция, это возможность увидеть, как некоторые научные подходы проникают в повседневную жизнь педагога, это уникальная возможность прикоснуться к наследию И. М. Чередова» [6].
За прошедшие годы в конференциях приняло участие около 4 тысяч учителей, преподавателей вузов и работников управления системой образования. Это педагоги и управленцы из городов Омска, Тюмени, Томска, Екатеринбурга, Кургана, Волгограда, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Омской, Тюменской, Томской областей; таких стран, как Израиль, США, Казахстан. Чередовские чтения постепенно перешли от обсуждения отдельных проблем образования в свете идей И. М. Чередова к широкому спектру вопросов дидактики, технологии обучения, влияния образования на социальные и общественные процессы современности. Именно поэтому конференции привлекали желающих поделиться опытом работы, обогатить свой образовательный багаж [5, с. 185].
Проведение в 2016 г. XIV Чередовских чтений вылилось в череду мероприятий, охвативших значительное число педагогов различных образовательных учреждений города и области, а также других субъектов РФ. 17 мая 2016 г. в с. Кабырдак Тюкалинского района состоялись мероприятия, связанные с установкой мемориальной доски в память об И. М. Чередове — ученике данной школы, ставшем признанным педагогом-практиком и ученым. В тот же день в школе прошла зональная конференция, в работе которой приняло участие 59 педагогов из Тюкалинского и Крутинского районов. С докладом о жизни, научной и педагогической деятельности И. М. Чередова выступила кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Рыбакова. Педагогической общественностью района было принято решение
проводить зональные Чередовские чтения ежегодно и попеременно в Тюкале, Солдатской средней школе, где Иван Михеевич работал директором, и в родной для него школе в с. Кабырдак.
20 мая 2016 г. зональная конференция прошла в райцентре Исилькуль. В ее работе приняло участие 109 педагогов из Исилькульского, Называ-евского, Марьяновского районов. С докладом о жизни, научной и педагогической деятельности И. М. Чередова выступил кандидат педагогических наук, доцент П. И. Тушнолобов.
В тот же день, 20 мая 2016 г., в г. Ноябрьске Тюменской области прошли заочные зональные Чере-довские чтения. Это неслучайно, в советские годы факультет работал и сегодня продолжает работать с преподавателями Тюменской области. В работе конференции приняло участие 26 педагогов, ранее прошедших профессиональную переподготовку на факультете. Организатор конференции — кандидат педагогических наук, доцент Т. Б. Рабочих.
30 мая 2016 г. в Омске на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОмГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Четырнадцатые Чередовские чтения». В конференции приняли участие 196 педагогических работников из Омска и Омской области, а также представители Тюменской и Ярославской областей. Работу конференции открыл декан ФПК и ППРО, кандидат исторических наук, доцент И. В. Меха, он же открыл мемориальный кабинет И. М. Чередова в одноименной учебной аудитории.
В завершение 3 июня 2016 г. зональная конференция прошла в г. Таре. На конференцию собралось 26 участников, среди которых педагогические работники, преподаватели вуза, студенты Тарского индустриально-педагогического колледжа. Зональная секция была подготовлена кандидатом педагогических наук Н. Д. Шатовой при непосредственной поддержке руководителя ФПК и ППРО кандидата исторических наук, доцента И. В. Мехи, открывшего работу конференции. По результатам зональной конференции был опубликован сборник материалов [7].
В 2017 г. на ФПК и ППРО традиционно проходят мероприятия Пятнадцатой Чередовской педагогической конференции. Это работа секций в ОмГПУ и зональные конференции в Таре и Исилькуле, в Тюкалинском лицее.
Время вносит коррективы в работу конференции: так, в 2015 г. появилась секция «История народного образования Омской области», с 2016 г.
организация секций связана не только с проблематикой, но и с отдельными учебными заведениями: Омским кадетским военным корпусом МО РФ (2016), Омским государственным медицинским университетом (2017). С 2016 г. на кафедре управления развитием образования готовится книга, в неё войдут воспоминания об И. М. Чередове, обзор и хрестоматийная публикация его работ применительно к современному образованию.
У сотрудников кафедры управления развитием образования с 2017 г. появилась новая форма работы — проведение круглых столов по педагогике и методике преподавания на базе признанных региональных журналов [8]. Думается, что эта форма найдет своих подражателей.
Библиографический список
1. Чередов Иван Михеевич // Омск научный: справочник. Омск: Эконом. комитет адм. Омской обл., 1993. 152 с.
2. Аплетаев М. Н. Юбилей ученого, педагога, общественного деятеля (о профессоре И. М. Чередове) // В поисках нравственного смысла образования школьников: материалы обл. конф.: в 3 ч. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. Ч. 3. С. 3-9.
3. Тушнолобов П. И. Научное наследие И. М. Чередова // Четырнадцатые Чередовские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30 мая 2016 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 3-6.
4. Чередов Иван Михеевич: библиографический указатель: (к 70-летию со дня рождения) / Сост. Т. С. Христофоро-ва, Т. В. Воргодяева. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. 32 с.
5. Меха И. В., Цыганова И. В., Новиков С. В. Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 5 (132). С. 183-186.
6. Дик Г. А. Чередовские педагогические чтения в Исиль-куле // Знамя. 2015. 12 июня.
7. Новиков С. В. Хроники одной конференции // Молодость. 2016. 22 июня.
8. Аплетаева Л. В. Дни науки на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования // Молодость. 2016. 31 октября.
НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Управление развитием образования». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © С. В. Новиков