Соответственно, установление смысла термина осуществлялось в нашем экспериментальном обучении через анализ терминов неразрушающего контроля, обозначающих объект, процесс, свойство.
Затем от студентов требовалось сгруппировать данные термины в зависимости от их принадлежности к определенному классу (конкретные, абстрактные): Студенты определили, что термины тяговый хомут, колёсная пара, автосцепка, боковая рама, надрессорная балка, поглощающий аппарат относятся к конкретным существительным, а термины коагуляция, смачивание, намагничивание, дифраги-рование — к абстрактным.
Наконец, студенты должны были определить словообразовательные способы оформления терминов, обозначающих технические объекты, процессы, свойства. После анализа терминов контролепригодность, структур оскопия, интроскопия, толщенометрия студенты пришли к выводу, что данные термины образованы сложением.
Как показал проведённый эксперимент, студенты экспериментальных групп после опытного обучения значительно повысили уровень усвоения учебного материала в сравнении со студентами контрольных групп (на 63 % в среднем).
Таким образом, студенты были подведены к по-
ниманию термина как языкового знака, связанного с осмыслением степени его «языковой закреплённости». В результате опытной работы студенты научились оперировать терминами, приобрели опыт научно-исследовательской работы в области железнодорожной терминологии.
Библиографический список
1. Денисов, П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания / П. Н. Денисов. - М., 1980. - 225 с.
2. Лотте, Д. С. Как работать над терминологией. Основы и методы / Д. С. Лотте. - М., 1968. - 159 с.
3. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике / Г. С. Щур. -М., 1974. - 255 с.
НОВИКОВА Татьяна Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Русский и иностранные языки». ЗАХАРЕНКО Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2014 г. © Т. А. Новикова, О. В. Захаренко
№
уДК ^.т.4 и. В. МЕХА
И. В. ЦЫГАНОВА С. В. НОВИКОВ
Омский государственный педагогический университет
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ_
Научно-практические конференции в качестве одной из составляющих процесса повышения квалификации педагогических кадров давно вышли за рамки ФПК и ППРО ОмГПУ. В орбиту деятельности преподавателей кафедры вовлечены учителя и учащиеся, директорский корпус, работники сферы управления образованием. Разноплановость проводимых конференций позволяет повышать квалификацию как учителей начальных классов, так и широкого круга предметников. Конференции дают возможность выявлять назревшие проблемы и выработать основные направления повышения квалификации педагогических работников.
Ключевые слова: педагог-практик, образовательная среда, толерантность, краеведческий компонент, управление образованием, история образования.
Конференция — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно ученые или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Научно-практические конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с семинарами и тренингами. Важным в работе конференции является то, что выступления участников по одной и той же проблеме позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон. Как следствие,
исчезает безальтернативность оценок той или иной проблемы и путей её решения. Помимо того, научно-практические конференции дают возможность обмена опытом и практическими знаниями.
Кафедрой управления развитием образования накоплен значительный опыт проведения специализированных научно-практических конференций «Чередовские педагогические чтения». Сегодня конференции превратились в массовые мероприятия
педагогической общественности и педагогов-новаторов, где заинтересованно обсуждается широкий спектр научных вопросов, от дидактических, частных дошкольного образования до общерегиональных, государственных, например, «Омская область — территория согласия», вбирающая в себя этнокон-фессиональные отношения в зависимости от исторического и юридического опыта, экономического развития и природно-климатических условий. Систематизация указанного опыта является целью представленной статьи.
С 2003 г. на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОмГПУ ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чередовские педагогические чтения», посвященная памяти известного ученого, педагога, основателя и руководителя факультета, кафедры, замечательного человека Ивана Михеевича Чередова.
Его имя стоит в ряду знаменитых ученых, которые внесли огромный вклад в педагогику, прирастив ее научным знанием. И. М. Чередов — автор более 300 научных, методических работ, в том числе более 20 монографий и пособий, получивших признание крупных ученых педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. А. Менчинской и др., но, самое главное, огромной армии школьных учителей и руководителей образования. Вот только самые известные его труды: «О дифференцированном обучении на уроках», «О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках», «Формы учебной работы в средней школе» [1].
Педагогическая и научно-педагогическая деятельность И. М. Чередова является как никогда актуальной в современном образовании, переживающем сложный период непрекращающихся реформ, его опыт достоин изучения и распространения.
Главной целью Чередовских педагогических чтений является создание условий для профессионального общения педагогов по проблемам современного образования через анализ, обобщение и популяризацию педагогического наследия И. М. Чередова.
Из 12 прошедших за эти годы конференций: 4 — межрегиональные научно-методические конференции (2003, 2004, 2005, 2006 гг.); 5 — Всероссийские с международным участием (2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.); 3 — международные научно-практические конференции (2007, 2008, 2009 гг.). По итогам проведения конференций издавались материалы участников, всего 27 томов доступных для всех интересующихся.
Чередовские чтения — от обсуждения отдельных проблем образования, в свете идей И. М. Че-редова, по предложению участников конференций постепенно перешли к широкому спектру вопросов дидактики, технологии обучения, влиянию образования на социальные и общественные процессы современности. Именно поэтому, конференции привлекали желающих поделиться опытом работы, обогатить свой образовательный багаж.
2003 г. — Первые Чередовские педагогические чтения «Управление инновационным процессом в образовательном учреждении: опыт и проблемы»: 4 секции, 127 участников;
2004 г. — Вторые Чередовские чтения «Инновационная и научно-методическая деятельность образовательного учреждения, ориентированная
на самоактуализацию личности»: 7 секций, 117 участников;
2005 г. — Третьи Чередовские чтения «Ценностно-смысловые ориентации современного образования». Межрегиональная научно-методическая конференция: 5 секций, 86 участников;
2006 г. — Четвертые Чередовские чтения «Ценностно-смысловые ориентации современного образования». Межрегиональная научно-методическая конференция: 7 секций, 222 участника;
2007 г. — Пятые Чередовские чтения «Управление образованием в условиях модернизации: проблемы и перспективы». Международная научно-практическая конференция: 9 секций, 196 участников;
2008 г. — Шестые Чередовские чтения. Международная научно-практическая конференция: 10 секций, 426 участников;
2009 г. — Седьмые Чередовские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения И. М. Чередова. Международная научно-практическая конференция: 13 секций, 367 участников;
2010 г. — Восьмые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 11 секций, 401 участник.
2011г. — Девятые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 9 секций, 397 участников.
2012 г. — Десятые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 9 секций, 456 участников.
2013 г. — Одиннадцатые Чередовские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция: секций, 480 человек.
2014 г. — Двенадцатые Чередовские чтения, посвященные 95-летию со дня рождения И. М. Чере-дова. Всероссийская научно-практическая конференция: 6 секций, 296 чел.
С 2010 г. в рамках конференции проводятся Зональные Чередовские чтения в г. Исилькуле, в 2012, 2014 гг. — в г. Тюкалинске, в 2013 г. — в районных центрах Крутинка и Колосовка. В конференции принимают активное участие педагоги г. Омска, Исилькульского, Москаленского, Полтавского, Марьяновского, Называевского, Калачинско-го, Тюкалинского районов. Эпизодически участие в конференции принимают представители практически всех районов области.
Примечательно, что в ходе проведения зональных конференций в Крутинке и Тюкалинске были самостоятельно выпущены сборники работ учителей близлежащих районов [2, 3].
Зональные научно-практические конференции являются событием в жизни района и особенно работников образования и культуры. Здесь проходит неформальный контакт первых лиц района с руководителями школ, учителями, родителями. В подготовку мероприятий, как правило, включены ученики различного возраста школы, на базе которой проходят секционные заседания.
Ярким примером проведения зональной конференции явилось проведение мероприятий к 95-летию И. М. Чередова на малой родине педагога — в сельской Кабырдакской средней общеобразовательной школе. В работе конференции приняли участие представители: ФПК ОмГПУ, комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, информационно-методического отдела КУ «ЦФИХО в СО», делегации Крутинского и Называевского районов
области. Культурная программа мероприятия включала в себя концерт школьной самодеятельности, ознакомление с выставкой посвящённой деятельности И. М. Чередова.
На пленарном заседании был заслушан доклад к.п.н., доцента Е. А. Агалаковой «Научное наследие И. М. Чередова и его влияние на решение актуальных проблем современной школы» На пяти секциях развернулся обмен мнениями по актуальным вопросам школьной педагогики. Всего в зональной конференции выступило 66 докладчиков.
Обращаясь к опыту проведения 12 конференций и добавляя к ним зональный уровень, следует отметить, что работа, как правило, проводится по следующим направлениям:
— реализация научных идей И. М. Чередова в практике управления образовательной организацией;
— управление процессом содействия развитию личности в образовательной среде;
— наследие И. М. Чередова в управлении воспитательным процессом;
— технологические аспекты реализации ФГОС и идеи И. М. Чередова;
— обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями;
— социально-психологические аспекты обучения, воспитания и развития школьников;
— организация инновационной исследовательской деятельности педагога-практика;
— организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Представившие свои доклады получают сертификат участника конференции, лучшие работы — публикуются.
В общей сложности в Чередовских чтениях приняли участие 3576 чел. Это — педагогические работники образовательных учреждений городов: Омск, Тюмень, Томск, Екатеринбург, Курган, Волгоград, Новый Уренгой, Ноябрьск; Омской, Тюменской, Томской областей; таких стран, как Израиль, США, Казахстан. Участниками было прочитано 2985 докладов. Численность участников и количество докладов свидетельствует о том, что интерес, а значит, и потребность в общении, обсуждении вопросов, обмене опытом у педагогов не уменьшается.
Таким образом, проведение конференции стало доброй традицией факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и кафедры управления развитием образования. За эти годы менялась тематика конференции, ее статус, состав участников, разными по количеству и качеству были представленные на нее доклады. Но неизменным оставалось одно — у всех представителей педагогического сообщества, которые каждый год в мае принимают участие в Чередовских чтениях, появляется уникальная возможность прикоснуться к наследию известного в России и за ее пределами педагога-ученого, талантливого организатора образования, преданно и самоотверженно служившего педагогической науке и отечественному образованию — И. М. Чередова.
Большой интерес с данной точки зрения представляют и конференции, связанные с именем еще одного преподавателя ОмГПУ Михаила Ефимовича Бударина. Талантливый журналист, являющийся собкором газет «Красная звезда» и «Правда» по Сибири, автор 14 книг и нескольких пьес поставленных в городах России и Казахстана, научный консультант художественных и документальных
фильмов, доктор исторических наук, профессор, Михаил Ефимович оставил после себя богатое творческое наследие. Это наследие — база для развития исторического образования, изучения литературы через призму истории края, родиноведения. Необходимо отметить, что данный подход к творчеству М. Е. Бударина имел место ещё при его жизни.
В 1995 г. в ОмГПУ вышел посвящённый 75-летию учёного сборник «Вопросы истории и литературы», вобравший в себя работы не только учёных, но и учителей омских школ.
В 2010 г. состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане», посвя-щённая имени М. Е. Бударина. В работе конференции приняли участие представители научной и педагогической общественности из Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, г. Сургута, г. Тобольска. Гости из г. Караганда (Республика Казахстан), г. Марбург (ФРГ). Из 64 докладов 32 были представлены школами, гимназиями, колледжами и профтехучилищами. Как следствие, среди докладчиков — помимо учёных учителя и мастера производственного обучения, руководители школьных и ведомственных музеев, библиотекари. Естественно, преподаватели ОмГПУ приняли участие в данной конференции [4].
С 2010 г. кафедра управления развитием образования поставила своей целью работу с учителями и учениками региона в рамках конкурса «Наш Омский край». В 2013 г. конкурс завершился проведением двух туров конференции: заочного и очного, с последующим выпуском сборника статей [5]. Подробней о месте данного конкурса и конференции уже было рассказано в статье «Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения в высшей и общеобразовательной школе» в предыдущем номере журнала. Однако не упомянуть о них как составной части работы кафедры по организации конференций было бы не совсем верно. Работа в рамках конкурса и конференции привела к разработке программы повышения квалификации по краеведческому компоненту под условным названием «Напиши историю дома, улицы, посёлка» и рабочим названием «Историко-краеведческий компонент в образовательной и воспитательной деятельности учителей средних и специальных учебных учреждений» объёмом 72 часа.
Перспективным проектом кафедры можно считать также проведение научно-практической областной конференции «Омская область — территория согласия», в работе которой приняли участие учителя и учащиеся НОЦУ «СО Лицей», НОУ «Школа «Альфа и омега», НОУ ДОО «Центр образования и развития», МКОУ «Ярковская СОШ», Черлакская СОШ № 2. В рамках конференции была озвучена разработка «Дебаты как перспективная технология формирования толерантности у учащихся старших классов», вошедшая в разработанную программу курсов повышения квалификации «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации» (объём 72 часа) в качестве модуля. На базе НОЧУ «СО Лицей» создана площадка по изучению проблем воспитания толерантности в национальной и конфессиональной сфере, ведётся набор слушателей на курсы повышения квалификации [6].
В завершение статьи следует отметить, что конференции, проводимые факультетом и кафедрой с привлечением к ее организации представителей
№
системы образования города и области, слушателей ФПК, успешно решают следующие задачи:
— популяризируют разработки и опыт преподавательской деятельности известных деятелей научной и образовательной сферы;
— сохраняют единое интеллектуальное пространство, создавая площадки для обмена опытом;
— создают возможность отработки направлений методической и организационной деятельности РМО по дисциплинам СОШ и РОНО в рамках разработки планов переподготовки кадров;
— делают возможным повышение интереса к конкретной дисциплине и поиска новых форм подготовки учебно-методического материала;
— способствуют поиску новых направлений курсовой переподготовки и дополнительного образования учителей школ региона.
Библиографический список
1. Чередов, И. М. О дифференцированном обучении на уроках / И. М. Чередов. — Омск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. — 155 с.
2. Одиннадцатые Чередовские чтения. Зональные чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., рп Крутинка, 21 мая 2013 г. — Крутинка : Центр информационно-методического обеспечения образовательных учреждений, 2013. — Вып. 1. — 102 с.
3. Двенадцатые Чередовские чтения : материалы зонального тура Всерос. науч.-практ. конф., Тюкалинский муници-
пальный район, с. Кабырдак, 21 мая 2014 года, посвящ. 95-летию со дня рождения И. М. Чередова. — Тюкалинск : ИМО КУ «ЦВИХО в СО», 2014. - 124 с.
4. История образования и просвещения в Сибири и Казахстане, посвящённой 90-летию со дня рождения М. Е. Бударина : программа III Всерос. науч.-практ. конф., Омск, 29-30 октября 2010 г. - Омск : Омский музей просвещения, 2010. - 11 с.
5. Наш Омский край: конкурс исследовательских краеведческих работ, посвящённый памяти М. Е. Бударина : сб. докладов. — Омск : ОмГПУ, 2013. — Вып. 1. — 60 с.
6. Омская область — территория согласия : сб. материалов науч.-практ. обл. конф. учащихся и преподавателей. — Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е. А., 2014. — 88 с.
МЕХА Иван Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой всеобщей истории, социологии и политологии. ЦЫГАНОВА Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры управления развитием образования. НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2014 г. © И. В. Меха, И. В. Цыганова, С. В. Новиков
УДК 378 147227 Е. С. ТЕРЕЩЕНКО
С. Н. МИХАЙЛЕЦ Е. В. ЛИТАУ Д. Ю. ФАДЕЕВ
Омский автобронетанковый инженерный институт
К ВОПРОСУ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ В ВОЕННО-НАУЧНОМ КРУЖКЕ НА КАФЕДРЕ ИНСТИТУТА_
Рассматривается научная работа курсантов в процессе их обучения, состоящая из учебно-научной и научно-исследовательской работы, и определяется, что участие курсантов в работе военно-научных кружков кафедр Омского автобронетанкового инженерного института является одной из важных форм научно-исследовательской работы, которая, в свою очередь, является одним из средств повышения уровня подготовки курсантов с целью становления высококвалифицированными специалистами с учетом будущей профессиональной сферы деятельности.
Ключевые слова: научная работа, военно-научный кружок, высшее образование, преподаватель, курсант.
В настоящее время в Российской Федера- щих достаточно быстро и умело ориентироваться
ции перед высшей военной школой поставлен в огромном потоке информации, способных к по-
ряд новых актуальных задач. Одной из них явля- стоянному профессиональному самообновлению
ется подготовка специалистов, обладающих со- и самосовершенствованию [1—3]. Одним из важ-
временной культурой научного мышления, умею- нейших средств повышения уровня подготовки