Научная статья на тему 'О направлениях развития государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современной России'

О направлениях развития государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РЕСУРС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / SUSTAINED DEVELOPMENT OF ECONOMY / STATE REGULATION / ENTREPRENEURIAL RESOURCE / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев Николай Алексеевич

В данной статье исследуются проблемы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Определено, что оно может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер. Предлагаются основные направления перспективной экономической политики в отношении развития и поддержки предпринимательства в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE WAYS OF DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF ACTIVITY OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN MODERN RUSSIA

This paper examines the problems of state influence on entrepreneurial activity. It is determined that it takes different forms depends on scale, instruments, content and character of controlling measures. The main directions of perspective economy policy in point of development and support of entrepreneurship in Russian Federation are suggested

Текст научной работы на тему «О направлениях развития государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современной России»

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н. А. ЛИХАЧЕВ

В данной статье исследуются проблемы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Определено, что оно может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер. Предлагаются основные направления перспективной экономической политики в отношении развития и поддержки предпринимательства в РФ.

Ключевые слова: устойчивое развитие экономики, государственное регулирование, предпринимательский ресурс, государственная политика.

В современных условиях предпринимательство является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития в настоящее время во многом предопределяются тем, насколько активно государственная власть осуществляет его поддержку.

Опыт развитых стран современного мира показывает, что государственная политика в отношении предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической стратегии государства в соответствии с основными национальными интересами. Данная политика строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию данного сектора экономики, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. В силу его огромной общественной значимости в ведущих странах уделяется особое внимание вопросам регулирования предпринимательской деятельности во всех формах ее проявления. Это делается совместными усилиями государственных, общественных и частных структур всех уровней.

По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия госу-

дарства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности.

Усиление роли государства в экономической жизни страны становится в последние годы все более значимым фактором динамики российской экономики [1]. Государство реализует политику доминирующего присутствия в стратегически важных отраслях национальной экономики, наиболее яркой иллюстрацией чего является консолидация нефтегазовых активов - возведение государственной вертикали экономики вслед за государственной вертикалью власти. Внедрение государства в экономические процессы, вытеснение частного капитала из стратегически важных отраслей экономики сопровождаются общим ухудшением российского бизнес-климата в части его институциональной составляющей: ухудшаются условия для реализации предпринимательской активности, снижается предпринимательская мотивированность, усложняются взаимоотношения бизнеса и государства, наблюдается тенденция к истощению предпринимательского ресурса.

Все это может иметь пагубные последствия с точки зрения динамики и структуры роста экономики. В контексте новой роли, которую играет государство в экономике России, важно понять, каким образом может быть реализован накапливаемый государством экономический потенциал влияния с целью гармонизации структуры и ускорения роста национальной экономики. Вместе с тем методы, которыми государство приобретает контроль над высококонкурентоспособными производствами и решает смежные вопросы, неволь-

но рассматриваются как бизнесом, так и госорганами на местах в качестве «допустимых» в отношении существенно менее крупного бизнеса. Наращивание присутствия государства в экономике не просто происходит в условиях низкого качества государственных институтов России - оно сопровождается ухудшением судебного и юридического климата (как, впрочем, и общих оценок инвестиционного климата - за вычетом эффекта «галопирующих» цен на нефть на мировом рынке). Реальным становится истощение предпринимательского ресурса [5].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе.

Для придания импульса в направлении устойчивого роста предпринимательство должно подвергаться разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке. Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, влияющие на развитие свободного рынка. Стихийное, нерегулируемое предпринимательство приводит к значительным диспропорциям в экономике страны, предпринимательская деятельность серьезно деформируется, в частности, концентрируется в спекулятивно - посреднической сфере, что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики [7].

Государственное регулирование отличается от прямого вмешательства в экономику тем, что оно направлено не на субъектов рынка, а на среду их функционирования, оставляя при этом за предпринимателями право на самостоятельное принятие решений по выбору сферы своей деятельности.

По мнению автора, основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.

Государственное регулирование экономики реализуется с помощью мер макроэкономического регулирования, а процесс государственного воздействия на предпринимательство - преимущественно мерами, направленными на деятельность субъектов микроэкономики. Следовательно, понятие государственного регулирования экономики является более широким, чем понятие госу-

дарственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер.

По нашему мнению, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.

Система государственного регулирования предпринимательской деятельности должна обеспечивать регулирование предпринимательства как единого процесса, начиная с момента создания предпринимательской фирмы и до последнего этапа ее существования.

В качестве главных направлений российской государственной институциональной политики в отношении предпринимательства, ее участие в формировании позитивных доминантных институтов макросреды предпринимательства следует определить: комплексную политику стимулирования спроса на научно-технические инновации в российской экономике; социальную политику преодоления бедности и повышения благосостояния населения; борьбу с коррупцией и формирование рациональных механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти; политику противодействия теневой экономике, ликвидации сложившихся и недопущения появления новых административных барьеров на пути предпринимательской деятельности; рационализацию межбюджетного регулирования, политику в сфере образования и науки; совершенствование российской статистики, информационного обеспечения государственной, частной и негосударственной общественной хозяйственной деятельности. Именно эти направления государственной политики в наибольшей мере улучшают, рационализируют институциональную макросреду бизнеса, систему мотиваций, норм поведения его субъектов [2].

Политика государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности призвана обеспечить комплексную реализацию указанных направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Оценка перспектив государственной поддержки бизнеса должна быть связана с решением следующих задач:

- расширение видов и форм поддержки, направленных на обеспечение легкого предпринимательского старта и последующего активного роста как на внутреннем, так и на мировом рынках;

- повышение эффективности реализуемых программ поддержки, в том числе путем определения и контроля за достижением целевых индикаторов (как качественных, так и количественных).

Следует установить основные направления перспективной экономической политики в отношении развития и поддержки предпринимательства:

Стимулирование научно-технического инновационного предпринимательства. Необходимо качественное изменение структуры и размеров государственного сектора науки. Требуется объединение государственных организаций науки со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня и приватизация научных организаций, не вошедших в государственный сектор науки. Особой формой поддержки науки станет создание центров передовых исследований. Они должны формироваться на конкурсной основе, на базе существующих институтов либо путем объединения наиболее продуктивных научных групп из разных организаций (без ограничения тематики работ). Необходимо сформировать институты, содействующие передаче инноваций в производственный сектор, «приучению» предприятий к инвестированию в инновационные проекты. Для этого все бюджетное финансирование конкретных прикладных разработок за рамками непосредственных государственных приоритетов должно осуществляться на конкурсной основе и только при наличии со-финансирования со стороны предприятий в объеме не менее 50 % общей стоимости проекта. Это позволит сформировать «инновационные кластеры» в промышленности и сфере услуг.

Формирование института государственного заказа для малого и среднего бизнеса. Необходимо пересмотреть законодательство об участии субъектов предпринимательской деятельности в закупках для государственных и муниципальных нужд, которое должно отражать следующее:

- необходимо создание упрощенного механизма участия субъектов малого и среднего бизнеса в конкурсах по распределению государственных и муниципальных заказов;

- следует законодательно закрепить распространение квотирования объемов поставок по государственным и муниципальным закупкам на субконтрактный уровень. Крупные фирмы, получающие заказ от государства, в обязательном порядке должны 15 % его объема передавать на исполнение субъектам малого и среднего бизнеса.

С целью усиления позиций предпринимательства в сфере государственных закупок целесообразно допустить возможность участия его субъектов в конкурсах в виде консорциумов, что резко повысит конкурентоспособность объединившихся предприятий. Привлечение крупной фирмой максимально большого числа субъектов малого и среднего бизнеса в консорциум должно рассматриваться как преимущество участника перед другими претендентами на получение государственного заказа. Целесообразно кардинально расширить учебную и консультационную сеть по подготовке субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в торгах по государственным и муниципальным закупкам. Это расширение повысит возможности, облегчит участие субъектов бизнеса в торгах, позволит значительно увеличить количество участников торгов [5].

Содействие формированию общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности. Нужна целенаправленная государственная политика по стимулированию развития общественных объединений предпринимательских структур и их движению по направлению к реальному саморегулированию. Ее важнейшим элементом должен стать комплекс мер по улучшению предпринимательского климата сферы малого и среднего бизнеса, включая степень доверия в отношениях между бизнесом и государством. Для достижения большей привлекательности общественных объединений в глазах субъектов предпринимательства, для общественных объединений законодательно должно быть установлено право на выполнение бюджетно-обеспеченных мер поддержки бизнеса.

Снижение степени ассиметричности информации о предпринимательстве. В русле реализации данного предложения необходимо разобраться с организацией российской статистики, передачей полномочий в обработке первичной информации в налоговые органы, страховые и

медицинские фонды, использование как сплошного, так и выборочного наблюдения.

Финансирование объектов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации развивается по многим направлениям. Финансовая поддержка выражается в предоставлении субвенций и субсидий, принятия программ кредитования малого и среднего бизнеса, упорядочении предоставления государственных и муниципальных финансовых гарантий, финансировании объектов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства [6]. Имущественная поддержка - в создании условий для приватизации муниципального имущества, предоставлении во владение или пользование государственного и муниципального имущества, передаче в пользование на праве аренды земельных участков и другой недвижимости. Информационная поддержка - в развитии федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей, информационном обеспечении субъектов предпринимательской деятельности. Поддержка в подготовке кадров - в разработке образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов, повышении профессиональных знаний специалистов, создании сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для субъектов предпринимательства [3].

Развитие сотрудничества бизнеса и государства по диверсификационным направлениям российской экономики. Одним из вариантов развития сотрудничества российского бизнеса и государства, имеющим целью повышение конкурентоспособности национальной промышленности, улучшение структуры ее выпуска и экспорта промышленных товаров, проникновение российских товаров на новые рынки, может быть государственное инвестирование в предприятия отраслей обработки посредством специализированных кредитных учреждений. В большинстве экономически развитых и развивающихся стран существуют и активно действуют специальные государственные учреждения (банки развития), которые созданы для использования государственного инвестиционного потенциала в решении стратегических задач экономического развития. В зависимости от стра-новых особенностей банки развития отвечают за содействие предприятиям внутреннего сектора, стимулирование национального экспорта (в том числе за счет субсидий), кредитование зарубежных компаний, содействующих национальному

экспорту, кредитную поддержку среднего и малого бизнеса.

Снижение налогового бремени предпринимателей. В сложившихся условиях задача поиска дополнительных стимулов развития предпринимательской активности становится одной из приоритетных в государственном регулировании экономической деятельности. Одной из сфер, можно обнаружить незадействованные ресурсы, является действующая налоговая система. В последние годы государством предпринято немало действий, направленных на снижение налогового бремени предпринимателей. С учетом положительной динамики роста доходной части федерального бюджета и уменьшении зависимости от нефтегазовых доходов, в налоговой системе ставится возможным изыскать дополнительные направления стимулирования развития предпринимательской деятельности.

Государственное содействие повышению уровня профессиональной подготовки предпринимателей. Важной проблемой для предпринимательства является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. Для представителей бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами. Бизнес и сам финансирует переобучение, если ему необходимы такие курсы. 100 % оплачивается самим бизнесом, когда речь идет о бухгалтерской отчетности. Новации в законодательстве интересуют практически всех. Обучение азам бизнеса можно пройти на расстоянии, через Интернет.

Корректировка направлений конкурентной политики в целях выравнивания условий конкуренции субъектов предпринимательства.

В широком смысле цель конкурентной политики - установление порядка, когда каждый участник рынков, включая предпринимателей и потребителей, обладает возможностями наилучшего использования находящихся в его распоряжении ресурсов. Конкуренция как возможность свободного выбора не должна страдать ни от избыточных административных ограничений, ни от односторонних действий участников рынка или групп участников рынка. Это определение конкуренции является не только теоретической конструкцией.

В настоящее время для российской экономики остро встала проблема выравнивания условий

конкуренции. Сохраняется ситуация, когда отдельные предприятия получают льготы и преференции благодаря использованию административных ресурсов. Органы власти принимают акты, нарушающие условия конкуренции. Такая ситуация сдерживает появление на рынках (особенно на региональных) новых, более эффективных игроков, исключает создание новых рынков, расширение номенклатуры, повышение качества и снижение цены продукции российских предприятий. Антиконкурентная деятельность и органов власти, и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, сдерживает, таким образом, диверсификацию структуры экономики, рост ее перерабатывающих секторов и сферы услуг. Основными направлениями конкурентной политики являются устранение льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам, выравнивание условий конкуренции на региональном и местном уровне, недопущение проведения региональными властями политики, противоречащей общефедеральному законодательству.

Антимонопольный контроль будет ужесточен, что позволит значительно снизить «барьеры входа» на рынки для средних и малых предприятий, стимулируя, таким образом, расширение существующих рынков, создание новых, рост количества предприятий, повышение их конкурентоспособности.

Конкурентная политика является не только одним из важных направлений экономической политики, нацеленной на повышение результативности использования имеющихся ресурсов. Одновременно конкурентная политика может использоваться в качестве лакмусовой бумажки для разграничения между альтернативными стратегиями экономического развития. Конкурентная политика, таким образом, должна внести важнейший вклад в диверсификацию структуры российской экономики [8].

Развитие косвенных форм государственной поддержки предпринимательства. На сегодняшний день более эффективными и взаимовыгодными видами государственной поддержки являются косвенные формы (субсидирование, гарантирование, консультирование), что дисциплинирует и стимулирует предпринимателя, не снимая с него ответственности за деятельность [4]. При этом связующим звеном между государством и предпринимателем может быть третье, независимое лицо -бизнес-инкубатор, фонд поддержки предпринимательства, кредитный кооператив. Как показывает мировая практика, одной из основных форм содействия бизнесу является гарантирование заемных

средств. Действующая система кредитных гарантий сложна и «забюрократизирована». Так, если гарантируется кредит, его получатель должен быть зафиксирован в региональном Законе о бюджете. Но ради поддержки одного предприятия поправки в бюджет вноситься не будут. Создания гарантийных фондов, которые, пользуясь бюджетными средствами, имели бы определенную свободу в решении вопроса предоставления кредитной гарантии, могли бы решить эту проблему.

Активный доступ субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам и совершенствование банковских технологий инвестиционного средне- и долгосрочного кредитования бизнеса. Необходимо создание единых информационных систем, для накопления персональной и статистической информации о заемщиках, которая позволит банку совершенствовать подходы, направленные на упрощение процедур кредитования бизнеса и одновременно содействовать становлению дополнительных механизмов снижения риска кредитования. С другой стороны, следует активно формировать культуру кредитования у предпринимателей. Инструментом государства, стимулирующим инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, являются институты развития. Они занимают специфическую нишу в экономике между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным финансированием. Важно отметить, что институты развития не должны подменять частный бизнес и реализовывать коммерчески привлекательные проекты. Одним из принципов их деятельности должна быть недопустимость конкуренции с частными финансовыми институтами. Вместе с тем, они не должны заниматься простым субсидированием убыточных отраслей и проектов. В инвестиционном плане их задача - выступать в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики.

Литература

1. Березинская О. Российская экономика: новые конфигурации в прежней среде или прежние конфигурации в новой среде? URL: http://www.vedi.ru/ industry/ind0605_r.html

2. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М., 2007.

3. Динаев Т. Н. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2006. № 6.

4. Захарченко С. А. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса // Финансы. 2008. № 7.

5. Карпунина Е. К. Государственная институциональная политика в формировании условий для реализации потенциала предпринимательских структур // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2 (014). С. 47-55.

6. Лютиков А. М. Стимулирование предпринимательской активности // Финансы. 2007. № 9.

7. Степичева О. А., Радюкова Я. Ю. Совершенствование инструментария регулирования экономической политики в теневых секторах РФ // Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 13-15 нояб. 2008 г. / гл. ред. Е. Ю. Меркулова. Тамбов, 2008.

8. Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Ч. 2 / под ред. И. Ю. Юргенса. М., 2009.

* * *

ABOUT THE WAYS OF DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF ACTIVITY OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN MODERN RUSSIA

N. A. Likhachev

This paper examines the problems of state influence on entrepreneurial activity. It is determined that it takes different forms depends on scale, instruments, content and character of controlling measures. The main directions of perspective economy policy in point of development and support of entrepreneurship in Russian Federation are suggested.

Key words: sustained development of economy, state regulation, entrepreneurial resource, state policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.