Научная статья на тему 'Проблема адаптации зарубежного опыта государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России'

Проблема адаптации зарубежного опыта государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS ACTIVITY / STATE SUPPORT / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Людмила Викторовна

В данной статье проанализирован зарубежный опыт развития предпринимательской деятельности, рассмотрен опыт государственного регулирования предпринимательских структур за рубежом. Предложены основные направления государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN EXPERIENCE OF THE STATE SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

In this article foreign experience of development of business activity is analyzed. Experience of state regulation of enterprise structures abroad is considered. The main directions of the state support of business activity in modern Russia are offered.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации зарубежного опыта государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л. В. НОВИКОВА

В данной статье проанализирован зарубежный опыт развития предпринимательской деятельности, рассмотрен опыт государственного регулирования предпринимательских структур за рубежом. Предложены основные направления государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, предпринимательство.

Российским предпринимательством накоплен определенный опыт функционирования и адаптации в условиях кардинальной трансформации экономики и нестабильности рынка.

В условиях неравномерного и разбалансированного состояния современной экономики на первый план стала выдвигаться как наиболее значимая способность к быстрому реагированию на возникающие внешние изменения и степень адаптации. По мнению ряда экономистов и предпринимателей, сегодня адаптационные возможности являются главным фактором, обеспечивающим длительное функционирование предприятия.

Малые и средние предприятия (Далее - МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития [5].

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому предпринимательству получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Так, страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных

льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций [1].

В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Так, например, свыше 20 млн фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского союза насчитывается 17 млн фирм (из них 6,9 млн -мелкие и средние). Примерно 5 млн фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке [4].

В Федеративной Республике Германии в легальном малом бизнесе занято 65 % рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны, демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, а с другой - опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм.

Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только

по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

В странах Востока, в частности в Японии, практикуется выделение субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы [4].

Государственную политику развития сектора малого бизнеса (МБ) США реализует Администрация малого бизнеса (АМБ), которая создана в 1953 г. и подотчетна только президенту и конгрессу. Главные программы АМБ связаны с кредитованием.

В настоящее время Администрация малого бизнеса США оценивает свои потребности в финансировании за счет средств федерального бюджета на 2009 финансовый год в 678,4 млн долл. США. Эта сумма позволяет увеличить финансовый потенциал АМБ по предоставлению предпринимателям кредитов в рамках основных программ кредитования субъектов малого предпринимательства [3].

Таким образом, Соединенные Штаты с их традиционным культом свободного частного предпринимательства, рынка и частной инициативы проводят целенаправленную государственную политику поддержки развития малого бизнеса. По мере укрепления его позиций в американской экономике прямые методы государственной поддержки постепенно уступили место косвен-

ным. Американский опыт развития малого бизнеса подтверждает ключевую роль МБ в решении проблемы занятости, ускорении темпов социально-экономического развития за счет формирования среднего класса, сглаживает негативные последствия социальной напряженности в обществе, которая с годами не только не ослабевает, а, напротив, усиливается [3].

Следовательно, в зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой и в развивающихся зарубежных странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства - молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий.

В России использование подобных возможностей малого и среднего бизнеса пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Для сравнения: в Российской Федерации действует около 1,5 млн различных фирм, а зарегистрировано всего лишь около 850 тыс. малых фирм и 12 млн частных предпринимателей, в том числе 14-15 % - в промышленности, а остальные - в торговле, общественном питании и посреднических услугах. Число реально действующих фирм в расчете на 10 000 жителей России в несколько раз меньше, чем в других европейских странах [4].

Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно:

1) совмещение в одном малом предприятии нескольких видов деятельности;

2) отсутствие четкой специализации, стремление к самостоятельности;

3) низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

4) высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

5) неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и

конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;

6) высокая степень монополизации российской экономики (так, например, хотя по данным Госкомстата России, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличилась с 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло);

7) большая часть МСБ остается в теневой экономике, причем в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала, не ведется реальной хозяйственной деятельности [2].

С момента появления малых предприятий в нашей стране важную роль для поддержки малого бизнеса государством сыграло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Постановлением рекомендовалось местным органам власти предоставлять малым предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога; разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и др.

Создание Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства при условии, что функции заказчика государственных программ поддержки малого предпринимательства остались за Фондом развития конкуренции, который трансформировался в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, породило конфликт интересов между двумя государственными структурами, это, в свою очередь, стало одной из причин того, почему политика государства в отношении МП на федеральном уровне не претворялась в жизнь должным образом. В августе 1998 г. функции поддержки МП вновь были переданы Министерству по антимонопольной политике.

К началу 2005 г. во многих регионах РФ была создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Действовало свыше 100 агентств поддержки малого предпринимательства и межрегиональных маркетинговых центров, предоставлявших консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и

другие услуги, свыше 40 лизинговых компаний, несколько десятков бизнес-инкубаторов. Однако многие из этих институтов поддержки малого бизнеса были недостаточно сильны в финансовом и организационном отношении.

Так малые предприятия в России находятся в худших конкурентных условиях, чем в развитых странах, и качество развития, и его масштабы, и финансовая поддержка малого бизнеса в России меньше в 5-9 раз по различным показателям. Между тем у малых предприятий в нашей стране выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, ниже уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров, сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в России в невыгодное положение на рынке. При этом, учитывая важнейшую социальную миссию малого бизнеса -формирование опорного слоя общества, необходимо обеспечить важнейшее условие его развития -создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Этот вывод подтверждается опытом успешного развития малого бизнеса на основе в первую очередь системы льготного кредитования в странах с развитой рыночной экономикой.

В целом, российские малые предприятия в настоящее время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов. Однако эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т. д.).

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важнейшее значение для успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привело к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.

Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы

на предприятия малого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий. Также в целях поддержки малого бизнеса и предпринимателей многие государственные заказы на производство товаров или услуг размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую прибыль предприятия.

Основой государственной политики в области финансовой поддержки малого предпринимательства остается устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов.

Правительство РФ для финансовой поддержки малого бизнеса должно сосредоточить свое внимание на следующих направлениях:

- создание гарантийного фонда (фонда поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства;

- субсидирование затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- грантовая поддержка начинающих предпринимателей [2].

Малое предпринимательство как сфера экономической деятельности способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий государственных органов в части поддержки развития малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить экономический рост России.

На сегодняшний момент не на всех территориях муниципальных образований РФ сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Но именно от муниципалитетов во многом зависит, как работается малому бизнесу на местах. Это касается вопросов формирования общественных советов, наличия муниципальных программ развития малого бизнеса, предоставления имущественной поддержки, разработки схем территориального планирования, в том числе нужно активнее выделять землю под застройку, разрабатывать градо-

строительную документацию, решать вопросы по подключению к коммунальным сетям. В конечном счете в развитии малого бизнеса должны быть заинтересованы сами муниципалитеты [2].

Программа поддержки малого бизнеса в 2010 г., которая была разработана Правительством РФ, подверглась некоторой корректировке. Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью. Планируется, что в 2010 г. должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 млрд руб., через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 млрд руб. Также Правительство РФ в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 г. продолжит совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.

Так Правительству РФ, формируя программы и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует учитывать, как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.

Литература

1. Вайль П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт. 2007. № 4.

2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года / подгот. Ф. С. Сайдуллаевым и А. М. Шестоперовым. М., 2009.

3. Лебедева Л. США: государство и малый бизнес // Экономическая политика, 2007.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России и за рубежом / Н. Я. Орлова. М., 2007.

5. URL: http://www.sba.gov/aboutsba

* * *

PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN EXPERIENCE OF THE STATE SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITY IN MODERN RUSSIA

L. V. Novikova

In this article foreign experience of development of business activity is analyzed. Experience of state regulation of enterprise structures abroad is considered. The main directions of the state support of business activity in modern Russia are offered.

Key words: business activity, state support, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.