Научная статья на тему 'О надежности соревновательной и учебно-тренировочной деятельности и методе ее определения'

О надежности соревновательной и учебно-тренировочной деятельности и методе ее определения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О надежности соревновательной и учебно-тренировочной деятельности и методе ее определения»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

Секция физического воспитания

УДК 378.147/515

М.Б. Савченко

О НАДЕЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вариативность и совершенство технического мастерства, высокий уровень развития двигательных качеств и ряд других аспектов (энергетический, информационный, психологический) определяют такое структурно сложное, интегративное понятие, как надежность исполнения.

Мы остановимся на двух аспектах, в связи с тем, что остальные из вышеназванных требуют особого, отдельного рассмотрения.

Начинать изучение надежности следует с выявления причин ошибок и неудачных выступлений, имея в виду, что не всегда гимнастика с высоким уровнем технической и физической подготовленности в ответственный момент выступления на соревнованиях может показать тот результат, к которому готова.

Научные исследования позволяют указать следующие причины, порождающие ошибки в технике движений при выполнении упражнений с предметами на соревнованиях:

♦ недостаточная базовая подготовленность (качество исполнения основных структурных групп движений с предметами);

♦ недостатки в специальной физической подготовке;

♦ нестабильность исполнения бросковых элементов, обусловленная несовершенством координации движений рук, туловища, головы, ног;

♦ дефекты двигательного самоконтроля - отсутствие или неверность ориентиров, опорных точек, ошибочные представления о технике;

♦ усугубление тормозного состояния перед наиболее ответственными выступлениями;

♦ несобранность перед попыткой;

♦ отсутствие у тренеров и спортсменок объективных критериев контроля за уровнем технического мастерства в упражнениях с предметами;

♦ отсутствие моделей рациональной техники исполнения ряда элементов с предметами.

Перед соревновательной надежностью следует понимать безотказную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по результативности обычной тренировочной деятельности или превышающей ее. Это позволяет выявить различные срывы, вызванные действием различных факторов.

Секция физического воспитания

В практике своей работы тренеры могут сами оценивать и прогнозировать надежность спортивной деятельности гимнасток по результативности учебно-тренировочного процесса и выступления в соревнованиях. Для этого используется коэффициент, который вычисляется по формуле

п- и

п

где К - коэффициент надежности;

П - общее число упражнений;

М - количество неудачно выполненных упражнений.

Например: гимнастка, участвуя в соревнованиях, выполнила 5 упражнений, из них 2 с потерями предметов, остальные - без срывов.

5-2 К=—- = 0,6.

Возможно определить коэффициент надежности и для отдельного вида многоборья, тогда К — коэффициент надежности; П - общее число соревнований, где выполнялось выбранное для оценивания коэффициента надежности упражнение; М - количество потерь и ошибок в этом упражнении.

Например: гимнастка, участвуя в 3-х соревнованиях, трижды выполняла упражнение с мячом и допустила в сумме 2 потери предмета

Т. _ ->

К = = 0,33.

Для массового спорта градация надежности соревновательной деятельности следующая:

К от 0,75 до 1 - высокая степень надежности;

К от 0,5 до 0,74 - средняя степень надежности;

К ниже 0,5 - низкая степень надежности.

УДК 378.147/515

Н.И. Клименко, Г.Н. Клименко

РАБОТА И ОТДЫХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

В практике физического воспитания и спорта существуют пять компонентов, которыми преподаватели и тренеры могут регулировать любую нагрузку:

♦ продолжительность упражнения (время выполнения);

♦ интенсивность (режим работы);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.