Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Секция физического воспитания
УДК 378.147/515
М.Б. Савченко
О НАДЕЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Вариативность и совершенство технического мастерства, высокий уровень развития двигательных качеств и ряд других аспектов (энергетический, информационный, психологический) определяют такое структурно сложное, интегративное понятие, как надежность исполнения.
Мы остановимся на двух аспектах, в связи с тем, что остальные из вышеназванных требуют особого, отдельного рассмотрения.
Начинать изучение надежности следует с выявления причин ошибок и неудачных выступлений, имея в виду, что не всегда гимнастика с высоким уровнем технической и физической подготовленности в ответственный момент выступления на соревнованиях может показать тот результат, к которому готова.
Научные исследования позволяют указать следующие причины, порождающие ошибки в технике движений при выполнении упражнений с предметами на соревнованиях:
♦ недостаточная базовая подготовленность (качество исполнения основных структурных групп движений с предметами);
♦ недостатки в специальной физической подготовке;
♦ нестабильность исполнения бросковых элементов, обусловленная несовершенством координации движений рук, туловища, головы, ног;
♦ дефекты двигательного самоконтроля - отсутствие или неверность ориентиров, опорных точек, ошибочные представления о технике;
♦ усугубление тормозного состояния перед наиболее ответственными выступлениями;
♦ несобранность перед попыткой;
♦ отсутствие у тренеров и спортсменок объективных критериев контроля за уровнем технического мастерства в упражнениях с предметами;
♦ отсутствие моделей рациональной техники исполнения ряда элементов с предметами.
Перед соревновательной надежностью следует понимать безотказную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по результативности обычной тренировочной деятельности или превышающей ее. Это позволяет выявить различные срывы, вызванные действием различных факторов.
Секция физического воспитания
В практике своей работы тренеры могут сами оценивать и прогнозировать надежность спортивной деятельности гимнасток по результативности учебно-тренировочного процесса и выступления в соревнованиях. Для этого используется коэффициент, который вычисляется по формуле
п- и
п
где К - коэффициент надежности;
П - общее число упражнений;
М - количество неудачно выполненных упражнений.
Например: гимнастка, участвуя в соревнованиях, выполнила 5 упражнений, из них 2 с потерями предметов, остальные - без срывов.
5-2 К=—- = 0,6.
Возможно определить коэффициент надежности и для отдельного вида многоборья, тогда К — коэффициент надежности; П - общее число соревнований, где выполнялось выбранное для оценивания коэффициента надежности упражнение; М - количество потерь и ошибок в этом упражнении.
Например: гимнастка, участвуя в 3-х соревнованиях, трижды выполняла упражнение с мячом и допустила в сумме 2 потери предмета
Т. _ ->
К = = 0,33.
Для массового спорта градация надежности соревновательной деятельности следующая:
К от 0,75 до 1 - высокая степень надежности;
К от 0,5 до 0,74 - средняя степень надежности;
К ниже 0,5 - низкая степень надежности.
УДК 378.147/515
Н.И. Клименко, Г.Н. Клименко
РАБОТА И ОТДЫХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
В практике физического воспитания и спорта существуют пять компонентов, которыми преподаватели и тренеры могут регулировать любую нагрузку:
♦ продолжительность упражнения (время выполнения);
♦ интенсивность (режим работы);