УДК 332.1 Д. А. СИНЯКОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и права Орловского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]
UDC 332.1 D.A. SINYAKOV
candidate of Economic Sciences, Associate Professor of "Economics and Law " Department Orel State Agrarian
University
E-mail: sindmi [email protected]
О МОБИЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ON THE MOBILIZATION OF INVESTMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR
В статье рассматриваются роль инвестиционного развития в структуре общественного воспроизводства, приоритетность инвестиционного процесса в современном агропромышленном комплексе. Особо выделяется необходимость ускоренного развития в аграрной сфере соответствующей рыночной инфраструктуры; восстановления и развития прочных хозяйственных связей между всеми субъектами инвестиционного процесса за выполнение взаимных обязательств; формирования новых субъектов инвестиционного процесса с помощью механизма государственной поддержки.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, рыночный механизм распределения инвестиционных ресурсов, общественное воспроизводство, аграрный сектор экономики, рыночная среда, варианты инвестирования, инвестиционная политика государства.
This article considers the role of investment development in the structure of social reproductions, and priority of the modern agro-investment process. We also highlighted the needs of the rapid development in the agricultural sector and market infrastructures, the development of strong economy relations between all invest agents, a new invest agent forming through the state support mechanism.
Keywords: investment process, the market mechanism for allocating investment resources, social reproduction, the agricultural sector of the economy, market environment, investment options, the state investment policy, the market mechanism for allocating investment resources, social reproduction, the agricultural sector of the economy, market environment, investment options, the investment policy of the state.
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Общее правовое обеспечение приоритета сельского хозяйства, предусмотренное Федеральным законом от 2007 г. «О развитии сельского хозяйства», было конкретизировано соответствующими целевыми проектами и программами.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», общий объем финансирования которого составил 48 млрд. рублей, включает в себя такие направления, как «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе». Вместе с тем, инвестиционные проблемы российской экономики сегодня продолжают стоять так же остро, как и несколько лет назад, несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей. Ниже приведены данные обследований инвестиционной активности ряда организаций за различные периоды времени.
Очевидно, что наличие инвестиций, их объем, видовой состав, дифференциация по направлениям и формам собственности представляют интерес для государства в целом и являются стратегической основой развития всей экономики страны. Инвестиционный процесс выступает ключевым фактором экономического
развития. По форме - это совокупность экономических отношений, по содержанию - органическая часть воспроизводственного процесса. Такой механизм должен основываться на оптимальном сочетании рычагов и инструментов государственного экономического регулирования, рыночного саморегулирования и широкого делегирования федеральных полномочий региональным и муниципальным органам управления АПК. Речь идет о назревшей необходимости перераспределения функций управления инвестициями между управленческими структурами различных уровней, о переходе к формированию регулируемого государством рыночного механизма распределения инвестиционных ресурсов.
Принципиальная особенность данного механизма распределения инвестиционных ресурсов состоит в том, что они становятся полноценным товаром, а главным связующим звеном между производством и потреблением инвестиционного товара являются рынки экономических ресурсов. Состояние и динамика этих рынков определяются соотношением спроса и предложения товаров, для производства которых они используются.
© Д.А. Синяков © D.A. Sinyakov
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БМБ8
Рис.1. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность.
Это предполагает необходимость ускоренного развития в аграрной сфере соответствующей рыночной инфраструктуры (рынка ценных бумаг, ссудного капитала, лизинга, собственных инвестиционных банков и компаний и т. д.); восстановления и развития прочных хозяйственных связей между всеми субъектами инвестиционного процесса на основе взаимной выгоды и материальной ответственности за выполнение взаимных обязательств; формирования новых субъектов инвестиционного процесса с помощью механизма стимулирования становления и развития цивилизованного предпринимательства.
Роль инвестиционного развития в структуре общественного воспроизводства состоит в направлении добавочного капитала на обновление и улучшение базовых факторов производства - основных фондов и рабочей силы посредством совершенствования техники, технологии и организации труда.
Инвестиции способствуют решению многих проблем российской экономики в целом и сельского хозяйства в частности. От них зависит выход из кризиса, увеличение налогооблагаемой базы, доходной части бюджета, повышение конкурентоспособности российской продукции, ускорение диверсификации экспорта.
Современная ситуация в инвестиционной сфере формировалась под воздействием изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов; институциональных трансформаций в национальной экономике; колебаний уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию, структуры инвестиционного спроса и др.
Одним из направлений повышения эффективности производства в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности и организационно-
правовых форм является активизация инвестиционной деятельности во всех отраслях агропромышленного комплекса. Это и важнейшее основное условие вывода сельского хозяйства из кризиса, и определяющий фактор его дальнейшего развития.
Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных преобразований, что являлось приоритетом в начальный период аграрной реформы, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются практически все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать системным элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе.
В этой связи, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал. Это в значительной мере может быть достигнуто путем внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского хозяйства.
Одной из актуальных проблем АПК на сегодняшний день остается организация эффективного агропромышленного производства, которая в условиях рыночной экономики невозможна без объединения финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов участников производственного процесса.
Можно выделить несколько вариантов инвестирования в сельскохозяйственные предприятия и образование агропромышленных формирований. Первый, наиболее распространенный вариант, - привлечение инвесторов через государственные управляющие структуры (областные, краевые, районные администрации) с их финансовым участием в уставном капитале создаваемой агропромышленной интегрированной структуры. Второй вариант инвестирования аграрного сектора - это когда крупные частные компании по своей инициативе приходят в сельское хозяйство и на взаимовыгодных условиях вкладывают свой капитал в развитие сельскохозяйственного производства.
На сегодняшний день сельское хозяйство превратилось в биполярную систему, в которой с одной стороны основная масса сельхозпроизводителей, неспособных развиваться без собственного капитала, а с другой - действуют мощные финансовые структуры. То есть имеет место разделение производства и капитала, и поэтому встает проблема декапитализации агропромышленного производства, в первую очередь сельского хозяйства.
Наличие воспроизводственного кризиса и медленное становление рыночных отношений обусловливает необходимость усиления роли государства в регулиро-
вании инвестиционной деятельности, несмотря на то, что при переходе к рынку роль государства в экономике сужается. Поэтому разработка инвестиционной политики и ее активное проведение должны остаться в качестве приоритетного направления государственного регулирования.
Инвестиционная политика в аграрном секторе должна быть подчинена задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного и гармоничного развития всех звеньев комплекса, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства. Достижение конкурентоспособности аграрного сектора экономики предполагает решение ряда стратегических задач:
- инновационный прорыв, способствующий осуществлению «зеленой революции» в области аграрных технологий и закладывающий фундамент будущего динамичного развития;
- модернизация инфраструктуры и материально-технической базы аграрного сектора, гарантирующая возможность ведения эффективной производственной деятельности и реализацию социальных программ села;
- возрождение интеграционных и кооперационных связей на постсоветском пространстве на уровне как конкретных предприятий, так и государств, что позволит бывшим союзным республикам использовать преимущества международного разделения труда и бурно протекающих процессов глобализации, а также совместно противостоять их возможным негативным последствиям. В настоящее время российские экспортные поставки на 70% состоят из товаров сырьевой
группы, в то время как, например, доля продукции машиностроения, включая сельскохозяйственное, не превышает 10%.
Чем быстрее и эффективнее будет использована благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоносители для модернизации народного хозяйства, перевода его на инновационный, высокотехнологичный путь развития, тем меньше вероятность экономических и политических потрясений и рисков, обусловленных односторонней экспортной ориентацией, выше потенциальный уровень конкурентоспособности всех секторов экономики, включая аграрный.
Необходима не новая аграрная политика, а научно обоснованное приведение проводимой политики в соответствие с реалиями сегодняшнего периода. Нужна тщательно проработанная система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер и мероприятий, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством особенно по отношению к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в кризисных ситуациях. Основным условием пропорционального развития агропромышленного комплекса является динамичное развитие процесса инвестирования.
Инвестиции в АПК, кроме того, являются важнейшим стимулом развития хозяйственного комплекса страны в целом в силу высокого мультипликационного эффекта вложений в этот сектор экономики. Поэтому повышение привлекательности сельского хозяйства в отсутствие достаточного участия государства в формировании нормального инвестиционного климата будет оставаться одной из основных проблем, от решения которой зависит конкурентоспособность аграрного сектора России на мировом рынке.
Библиографический список
1. Ашуров И. Национальная система инвестиций как институт обеспечения развития аграрного сектора. Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 5. С. 13-15.
2. Воронин Б. К вопросу о государственной поддержке аграрного сектора экономики через механизм диверсификации финансовых вложений. Б. А. Воронин, М. В. Сачев // Аграрное и земельное право. 2009. № 2. С. 27-31.
3. Денисов В. Перспективы усиления инвестиционной активности в АПК./ Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 5. С. 10-13.
4. Захарова О. Основные направления стратегии развития инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 1. С. 23-24.
5. ФГСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Graf-iap.htm
References
1. Ashurov I. National System of investments as an institution to ensure the development of the agricultural sector. / International Agricultural Journal. 2008. № 5.Pp. 13-15.
2. VoroninB. On the state support of the agricultural sector through the mechanism of diversification of investments / B.A .Voronin, M.V. Sachev / / Agrarian and land law. 2009. № 2. Pp. 27-31.
3. Denisov V. Prospects for strengthening investment activity in agriculture./ International Agricultural Journal. 2008. № 5. Pp. 10-13.
4. Zakharova O. The main directions of development strategy of investment in agriculture / / International Agricultural Journal. 2009. № 1. S. 23-24.
5. FGSS. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Graf-iap.htm