УДК 378
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
О МИССИИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗВИТИЮ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© А. А. Федоров
Башкирский государственный университет 450074, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел.: +7 (347) 273 68 74.
В статье обсуждаются современные проблемы высшего университетского образования и ставятся вопросы о позитивном опыте внедрения новых моделей высшего образования на региональном уровне. Ведение инновационных образовательных программ по гуманитарным направлениям, и в частности по филологии, позволит более эффективно реализовать организационные, научные, методические и экономические составные части двухуровневой системы на основе бакалавра и на базе кредитно-модульной организации учебного процесса.
Ключевые слова: высшее образование, инновационные образовательные программы, двухуровневая образовательная система, кредитно-модульная организация.
В настоящее время научная общественность и учреждения высшего образования России интенсивно работают над определением научных подходов к формированию общепрофессиональных дисциплин федерального компонента и их содержания в новом поколении Государственных образовательных стандартов двух уровней высшего профессионального образования. Как и в других отраслях образования, в гуманитарной сфере речь идет о бакалавриате и магистратуре, введение которых должно привести к коренной переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки студента-гуманитария и существенным изменениям в подходах к формированию перечня и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это должно сопровождаться
структурной перестройкой системы организации учебного процесса, деятельности преподавателей и кафедр. Одним из важнейших шагов станет переход к компетентностному подходу в обучении и оценке его результатов в соответствии с потребностями общества и с опорой на отечественные и мировые образовательные традиции и тенденции. В то же время обеспечение новых возможностей обучения должно осуществиться на базе внедрения новейших информационных технологий и на применении системы зачетных единиц (наряду с традиционной трудоемкостью) для оценки результатов освоения образовательных программ, т. е. приобретенных знаний, умений и навыков.
Поэтому на современном этапе развития высшего образования в России в период работы по гармонизации его системы с общеевропейским Болонским процессом особое значение приобретает инновационная деятельность каждого вуза. Причем организация и поддержка этого вида деятельности должна стать главной целью и магистральной линией в производстве знаний и в подготовке кадров для современного общества и культуры.
В настоящее время сформировалось определение инновационного университета. Это «адаптивный к требованиям внешней среды функционирующий и интенсивно развивающийся научнообразовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на удовлетворение потребительского спроса основных отечественных и зарубежных профильных рынков и получение максимальной прибыли, направляемой для повышения потенциала возможностей сохранения своей академической сущности, своеобразия и индивидуальности, моральной и интеллектуальной независимости» [1]. Инновационная деятельность вуза в широком смысле слова понимается как реализация его научно-педагогического потенциала на основе новейших прогрессивных технологий и технических средств обучения, стимулирующих как повышение качества обучения, так и обретение новых импульсов в научно-исследовательской работе в единстве ее прикладных и фундаментальных сторон для обеспечения потребностей рынка высококвалифицированных специалистов. Особое значение и свою специфику имеет производство, передача знаний, обучение специалистов и информационная деятельность для гуманитарной составляющей структуры современного классического университета, примером которого является Башкирский государственный университет.
С этой точки зрения генеральным направлением образовательной деятельности университета в гуманитарной, в частности филологической сфере, является поддержка и дальнейшее развитие отечественной традиции классического университетского образования на базе реализации инновационных образовательных программ, гармонизированных и соотнесенных с европейскими образовательными стандартами и содержанием образования в рамках Болонского процесса.
Российская концепция современного образования, наряду с подготовкой высококвалифициро-
172
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ванных специалистов, востребованных на рынке труда, предполагает формирование личности с активной жизненной позицией, стремящейся полностью раскрыть свой неповторимый интеллектуальный, духовный, профессиональный и волевой потенциал и отличающейся сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам его социальной и культурной жизни.
На этой основе социально-культурная стратегия гуманитарного и филологического образования в Башкирском университете должна базироваться на формировании поликультурной и многоязыковой толерантной личности, готовой творчески развивать и реализовывать свой интеллектуальный и культурный потенциал в соответствующих сферах жизни современного демократического общества. Таким образом, университет будет более эффективно участвовать в выполнении образовательной и культурной миссии в гуманитарной сфере, которая всегда была характерна для подобного типа учебных заведений.
В свою очередь инновационная образовательная программа в Башкирском университете должна представлять собой адаптированный к требованиям социума активно развивающийся и постоянно изменяющийся научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на выпуск специалистов, востребованных на отечественном и международном рынке. Это означает, что они будут готовы к высококвалифицированной деятельности на едином российском социокультурном пространстве, характеризующемся высокой степенью межкультурной коммуникации, международным сотрудничеством в экономической, социальной и гуманитарной сферах.
В связи с этим могут быть выделены принципы и технологии трансформации традиционной образовательной деятельности в инновационную ее форму. Это а) развитие ведущих научных направлений и интенсивное использование результатов научной деятельности и образовательном процессе;
б) совершенствование материально-технической
базы научных и научно-методических исследований; в) система отбора выпускников школ и поддержка талантливой молодежи среди студентов; г) создание инфраструктуры инновационной деятельности; д) создание информационно-программного обеспечения образовательной деятельности на всех ее этапах; ж) система мер по обеспечению высокого качества образования; е) инфраструктура подготовки специалистов высшей квалификации; и) международное сотрудничество; к) связь с рынком труда и переподготовка кадров.
Основными задачами инновационной образовательной программы следует признать: а) обеспечение фундаментальности образования и научных традиций и прикладных аспектов филологического и гуманитарного образования; б) интеграцию фи-
лологии с другими гуманитарными дисциплинами;
в) преемственность образовательных программ с другими уровнями и компонентами гуманитарной подготовки; г) профилизацию филологического обучения с ориентацией бакалавра или магистра на решение задач профессионального, практического и организационного характера. Инновационное образование также должно быть обеспечено полноценным использованием модульной и балльнорейтинговой системы подготовки бакалавров и магистров; интеграцией различных видов и форм обучения на базе инновационных технологий; формированием системы компетенций и практических навыков, востребованных на рынке труда по соответствующим специализациям бакалавра и специалиста; з) разработкой индивидуальной траектории овладения учебным материалом; развитием упорядоченной системы контроля и самоконтроля знаний на всех этапах обучения.
Осуществление инновационной образовательной программы на втором уровне подготовки по направлению «Филология» базируется на принципах третьего поколения Государственных стандартов высшего профессионального образования в гуманитарной сфере. Специалисты филологического факультета Башкирского университета совместно с учеными гуманитарных факультетов МГУ в 2005-2006 гг. активно участвуют в ведомственной Программе МО и Н РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»
В результате предусматривается существенное увеличение инновационного потенциала ориентированных на практические цели специализированных и магистерских программ, что будет обеспечивать их тесную связь с рынком труда, а авторский характер этих программ позволит отразить особенности научных, прикладных и педагогических направлений данного вуза в сочетании с индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров.
Общая стратегия развития инновационной образовательной деятельности университета будет выражаться в смене парадигмы стандартизации содержания учебных дисциплин основной образовательной программы за счет внедрения модульнорейтингового и компетентностного подходов, ориентированных на конкретную технологию преподавания дисциплины и на комплекс учебнометодических материалов и оценочных средств, разработанных для поддержки ее изучения.
В этом случае для Башкирского университета могут быть выбраны следующие формы реализации инновационной образовательной программы:
1. Создание Научно-методического исследовательского инновационного центра филологического факультета.
2. Осуществление перехода на модульнокредитную систему обучения по двум ступе-
ням высшего образования (бакалавр - (специалист) - магистр).
3. Разработка новых образовательно-
профессиональных программ по направлению «Филология» для подготовки бакалавров и магистров (специалистов).
4. Разработка и внедрение новой структуры контроля качества обучения студентов и критериев оценки качества, в том числе и путем систем автоматизированного компьютерного контроля.
5. Внедрение новой системы управления факультетом, в том числе на базе компьютеров и новейших средств коммуникации.
6. Создание учебно-методической продукции в виде учебных программ, модулей дисциплин, банка тестовых контролирующих и обучающих программ, системы учебно-методических пособий для обеспечения самостоятельной работы студентов, учебных пособий и словарей по дисциплинам учебного плана, в том числе и на электронных носителях.
Прогнозируемые результаты, получаемые при
развертывании и реализации инновационной образовательной программы, в основном сводятся к тому, что будет достигнута реализация всех организационных, учебно-методических и материальнотехнических компонентов перехода на двухуровневую систему подготовки бакалавров, специалистов и магистров.
На пути преобразования университета в его гуманитарной составляющей в инновационное учреждение предусматривается и реформирование его структурных подразделений в соответствии с задачами инновационной деятельности. В целом организационные формы реализации этих задач выглядят следующим образом:
- формирование эффективной системы управления учебным процессом;
- научно-методическое обеспечение модульнокредитной и балльной системы организации учебного процесса;
- программное и информационное обеспечение индивидуальных учебных программ студентов;
- повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава;
- модернизация аудиторного фонда;
- модернизация лабораторного оборудования;
- внутривузовская и вневузовская грантовая деятельность для реализации инновационной образовательной деятельности;
- подготовка научно-методической и учебной литературы силами профессорско-преподавательского состава.
В свою очередь совершенствование управления отдельным факультетом должно базироваться на создании целостной интегрированной системы организации работы деканата с применением электронных средств (расписание, планы учебной рабо-
ты преподавателей и кафедр, индивидуальные учебные графики работы студентов, балльнорейтинговая оценка результатов обучения студентов в конце семестра).
В то же время для консолидации усилий специалистов и дальнейшего развития научного и образовательного процесса на качественно новом уровне необходимо организовать Научно-
методический исследовательский инновационный центр (НМИИЦ) по отдельным направлениям или факультетам, основными задачами которого являются следующие:
а) дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных научных исследований на основе интеграции филологии с другими отраслями гуманитарного знания и науки; б) внедрение научных разработок в практику учебного процесса, особенно на уровне подготовки специалистов и магистров; в) разработка инновационных образовательных проектов с электронным программным обеспечением;
г) обеспечение общей стратегии поддержки высокого качества образования и обучения на всех его уровнях; д) создание учебников и учебных пособий на бумажных и электронных носителях, контрольно-обучающих электронных программ; е) оказание научно-методической и информационно-технологической помощи и образовательных услуг в сфере среднего и средне-специального образования; ж) научное и научно-методическое сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными вузами и научными организациями; з) популяризация научных гуманитарных знаний и просветительская деятельность.
При выполнении вышеназванных задач миссия НМИИЦ на филологическом факультете должна быть основана на единстве научно-образовательных и социально-культурных сторон его деятельности. Для НМИИЦ может быть предложена соответствующая организационная структура.
Внедрение инновационных образовательных программ в гуманитарной сфере обучения в Башкирском университете, в частности, по филологическому направлению позволит более эффективно реализовать организационные, учебно-методи-
ческие и материально-технические компоненты перехода на двухуровневую систему подготовки бакалавров и специалистов на основе третьего поколения государственных стандартов высшего образования и гармонизировать подготовку специалистов с европейским Болонским процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Похолков Ю. П. Университет инновационного типа. // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Материалы российско-американской научной конференции. Москва-Тверь, 2005. С.121.
Поступила в редакцию 24.10.2006 г.