ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2009. № 1
ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Г.В. Драч, В.А. Кондрашев*
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНОМ
ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье на примере Южного федерального университета рассматриваются проблемы, связанные с поиском новой образовательной модели в области высшего профессионального образования, в частности в сфере преподавания философии. Обсуждаются инициативы ЮФУ, направленные на совершенствование инновационной политики вузов в области науки и преподавания, а также на усиление эффективности научных разработок.
Ключевые слова: проблемы высшей школы, философское образование в вузах, инициативы ЮФУ в сфере образования.
Authors consider, relying on the example of the Southern Federal University (SFU), the problems connected with searching a new educational model in the sphere of higher professional education, in particular in the sphere of teaching philosophy. Initiatives of SFU aimed at improvement of innovation policy of institutes of higher education in the sphere of science and teaching, as well as at increasing the efficiency of research-and-development activities.
Key words: problems of higher school, philosophical education in institutes of higher education, initiatives of SFU in the sphere of education.
Современная ситуация в области высшего профессионального образования как в России, так и за рубежом крайне неоднозначна и характеризуется поиском новой образовательной модели. Иногда даже говорят об общем кризисе европейского образования, высказывается мнение, что гумбольдтовская система образования себя исчерпала. Контекстом такого рода размышлений выступают вопросы о роли образования в обеспечении конкурентоспособности стран, втянутых в современные процессы технологической, социальной и культурной инновации, в связи с чем широко обсуждается проблема инновационного университета. Весьма показательно, что в Южном федеральном университете эти вопросы обсуждались на специальном семинаре «Российские университеты в европейском образовательном пространстве: усиливая инновационный потенциал ЮФУ». Среди них одними из главных были
* Драч Геннадий Владимирович — доктор философских наук, профессор, декан ф-та философии и культурологии Южного федерального университета, 8(863)230-30-87.
Кондрашев Владимир Александрович — зам. декана по учебной работе ф-та философии и культурологии Южного федерального университета, 8(863)230-30-87.
инициативы Всемирного зальцбургского семинара по совершенствованию инновационной политики вузов и эффективной коммерциализации научных разработок.
Однако проблемы такого порядка не могут рассматриваться односторонне утилитарно. В выступлениях ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего на ежегодно проводимых в МГУ конференциях и совещаниях по проблемам образования, на заседаниях УМО по философии, политологии и религиоведению под председательством профессора В.В. Миронова неоднократно ставился вопрос о сохранении фундаментальности современного образования. По нашему мнению, такой подход расширяет спектр видения образовательных проблем и по отношению к личности студента, и по отношению к обществу. Такого рода проблематика была перенесена из чисто теоретической в практическую область в только что созданном Южном федеральном университете.
ЮФУ был образован на базе Ростовского государственного университета решением Правительства РФ в ноябре 2006 г. Южный федеральный университет — преемник Ростовского государственного университета (РГУ), включая научные традиции, школы и направления. В то же время и научное пространство, и научные возможности этим не ограничиваются, поскольку в состав ЮФУ также вошли Ростовский государственный педагогический университет, Таганрогский радиотехнический университет и Ростовская архитектурная академия. Тем самым ЮФУ — университет нового типа (инновационно-предпринимательского) открывает, как неоднократно подчеркивал его ректор профессор В.Г. Захаревич, широкие возможности взаимодействия и сотрудничества в различных областях знания и подготовки студентов, в том числе и в области философии. Каковы перспективы философского образования в этой связи?
Основы классической европейской системы образования, в том числе и в России, — объединение научного и образовательного компонентов. Это предполагает, что образование в известной мере является самоцелью, самодостаточным и необходимым институтом социального обновления, где наука выступает поставщиком технологий, а образование в целом представляет собой способ формирования не только специалистов, но и граждан страны. Другое дело, что систематическое недофинансирование и слабость государственной политики в области организации и управления процессами образования обусловливали его кризисное состояние. Сохранился экстенсивный характер образования, застывшая косная система обучения, перегруженность программ и курсов, ориентация на запоминание и воспроизведение информации, а не на самостоятельный поиск и т.д. Справиться с трудностями смогли 108
лишь немногие, прежде всего МГУ им. М.В. Ломоносова и ряд других ведущих вузов страны. Широкая коммерциализация высшего образования, может быть, и решила некоторые проблемы, но вместе с тем породила гораздо больше новых. Это, безусловно, препятствует достижению мировых образовательных стандартов, тормозит развитие научно-технического потенциала страны. Поэтому совершенно логичной выглядела, казалось бы, начавшаяся еще в начале 2000-х гг. разработка концепции модернизации российского образования, включающая изменение приоритетов государственной политики, придание образованию первостепенного значения, осуществление структурной перестройки, изменение организации и управления всем образовательным процессом, в том числе ориентацию всей подготовки на потребности рынка труда. Однако пути и способы достижения поставленных целей весьма спорны и требуют всестороннего обсуждения специалистами, в частности вопросов компетентностного подхода к образованию, его непрерывности и ступенчатости и т.д., т.е. выработки организационных механизмов систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста.
Реализация этих принципов предполагает в первую очередь совершенствование структуры, организации и управления как научным, так и образовательным процессом на основе модернизации материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, внедрения новых государственных стандартов, инновационных образовательных программ, технологий и методов обучения. Поэтому кстати или не очень российская система образования оказалась созвучна процессу реорганизации всего европейского образовательного пространства, известному как Болонский процесс и Лиссабонская стратегия. В России одним из способов осуществления эффективной модернизации высшего профессионального образования в качестве национального проекта было избрано создание вузов нового типа, способных выступать в качестве инновационно-предпринимательских центров в области развития образования в тесной связи с наукой.
Эта миссия была возложена на федеральные университеты — научно-образовательные структуры нового типа. При этом они должны сохранить все лучшее, что было ими аккумулировано в качестве классических университетов, на базе которых они создаются, и выступать в качестве модели организации образовательного процесса, лаборатории разработки и внедрения новых основных и дополнительных образовательных программ по направлениям подготовки и новых образовательных технологий. Реформирование
образования в ЮФУ, в том числе и философского, наложилось на реформы российского образования в целом.
Философский факультет ЮФУ имеет достаточный опыт для решения поставленных задач, он был создан по инициативе Ю.А. Жданова, в 1970 г. выделился из состава экономико-философского факультета и обрел самостоятельность. На философском факультете РГУ работали такие крупные ученые, как М.М. Карпов (научные интересы — закономерности развития естествознания), М.К. Петров, А.В. Потемкин (работает по настоящее время), Ю.Г. Гладких, Г.В. Старк, Г.П. Предвечный. Широкую известность получили работы М.К. Петрова в области истории европейской философии и культуры, рассматриваемых им под углом страты науки и «онаучивания общества». На философский факультет регулярно приезжали и выступали с лекциями такие теперь уже ставшие легендой ученые, как Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, В.В. Соколов, Ф.Х. Кес-сиди (в настоящее время живет и работает в Греческой Республике). Особенно тесными и продуктивными были и остаются научные связи с философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Среди почетных докторов наук РГУ — философы с мировым именем: Ханс Ленк (Германия), Феохарий Кессиди (Греция), Вячеслав Сте-пин (Россия).
В настоящее время на факультете работают 23 доктора и 37 кандидатов философских наук. Подготовка специалистов по философии осуществляется на шести профилирующих кафедрах (философии и методологии науки; истории философии; социальной философии; философии религии; теории и истории культуры, этики и эстетики; исторической культурологии). Это стало возможным прежде всего за счет сложившейся в РГУ ростовской философско-культурологической научной школы. Коллектив факультета осуществил успешное проведение III Российского философского конгресса (РГУ, 2002), принял активное участие в IV Философском конгрессе (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005). Ученые факультета занимают ведущие позиции в исследованиях, осуществляемых в рамках организованного на базе РГУ Межрегионального института общественных наук. Ежегодно преподаватели факультета издают от 5 до 10 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе с грифом Минобразования РФ. Были установлены партнерские отношения и заложены основы для международного научного сотрудничества с такими зарубежными университетами и центрами, как Университет г. Лидс (Великобритания), Университет Индианы (США), Центр исследования античной традиции Варшавского университета (Польша), Центр социальных инноваций и миграций (Вена, Австрия), Колледж де Франс (Париж), Дортмундский университет, Государственный университет Турции (Анкара). 110
Наличие такой научной школы позволило факультету на протяжении тридцати с лишним лет вести плодотворную работу по подготовке философских кадров и успешно включиться в решение поставленных перед федеральным университетом задач. Переход на двухуровневую подготовку, совпавший с реорганизацией всего образовательного комплекса и созданием ЮФУ, вызвал необходимость организационной, структурной и содержательной перестройки образовательного процесса, связанного с преподаванием философии. Потребовалось пересмотреть цели и содержание преподавания философии для бакалавров, магистров и аспирантов нефилософских специальностей и направлений («горизонтальная» подготовка по философии), а также провести содержательную реорганизацию подготовки философских кадров по направлениям «философия» и «культурология» на факультете («вертикальная» подготовка). Инновационная направленность развития ЮФУ во многом определила статус и задачи, стоящие перед всеми его подразделениями.
Речь в этом случае можно начать с вопроса о высокой технической оснащенности учебного процесса, характерного, в частности для Таганрогского радиотехнического университета. Но и факультет философии и культурологии является инициатором внедрения в учебный процесс инновационных программ и модулей, базирующихся на использовании компьютерных технологий (электронные учебники, учебно-методические пособия и программы-презентации, система итогового и промежуточного тестирования). Факультет оснащен собственной локальной сетью и автономными базами данных, в которые входят текущая документация, полный перечень учебно-методических комплексов и факультетская электронная библиотека, а также отдел зональной библиотеки и библиотеки Ростовского МИОНа. Практическое решение возникающих проблем имеет большую теоретическую глубину.
В этом случае речь идет не только о новой организации и ориентации научной работы преподавателей и сотрудников, но и об обучении студентов на качественно ином уровне, включая формирование навыков и умений, которые должны быть востребованными в дальнейшей профессиональной деятельности. В этом случае и возникают вопросы, например, о том, какова роль философских и культурологических дисциплин в формировании специалистов, свободно ориентирующихся в мире современных коммуникаций и интернет-технологий? Как процесс накопления информации превратить в процесс накопления знания, ибо то, что не освоено индивидом в качестве побудительной силы для реального действия, не включено в его личностные структуры, не возбуждает энергию преобразования, оказывается бесплодным информационным мусором.
Не потеряться в виртуальном пространстве, обрести себя в качестве свободной и творческой личности — это не просто проблема обучения определенным технологическим приемам, а формирование способности находить индивидуальную траекторию развития в «обществе знаний», освоения смыслов современной культуры. Инновация учебного процесса, связанная с созданием гибкой системы соответствующих модульных курсов и спецкурсов, межпрфес-сиональной специализации, введения реальных и содержательных форм дистанционного обучения в самостоятельную работу студентов, организация комплексных и сетевых студенческих проектов (прежде всего с использованием Интернета), разработка методики содержательного «наполнения» компьютерных учебников по базовым гуманитарным дисциплинам и создание таковых — вот далеко не полный перечень проблем, которые должны решать философы ЮФУ.
«Горизонтальная» подготовка по философии для нефилософских специальностей и направлений осуществляется силами факультета философии и культурологии и кафедр философии входящих в ЮФУ институтов, предполагает разработку инновационных программ преподавания философии бакалаврам и магистрам других направлений, а также аспирантам соответствующих специальностей с учетом специфики этих специальностей. Суть этой работы состоит в выработке двух базовых программ чтения курсов по философии — для естественно-научных и для гуманитарных факультетов, которые расширялись бы и конкретизировались вариативными философскими курсами, ориентированными на специфику факультета и направления.
Для координации этой работы в ЮФУ на базе УМК факультета философии и культурологии был создан Научно-методический совет по философии и культурологии, куда вошли заведующие профильными кафедрами Педагогического института ЮФУ, Технологического института ЮФУ и Института архитектуры и искусства ЮФУ. Решению этих задач способствовала созданная в ЮФУ система внутренних научно-образовательных грантов, в рамках которых на факультете была начата работа по созданию учебно-научно-методического обеспечения перехода на двухуровневую подготовку как по направлению «философия» («вертикальная» подготовка), так и по другим направлениям преподавания философии («горизонтальная» подготовка). Руководство ЮФУ пошло на то, чтобы начать перестраивать подготовку кадров опережающими темпами, не дожидаясь окончательного утверждения ФГОСов, однако учитывая в полной мере заложенные в них инновационные идеи и принципы Болонского процесса и модернизации высшего профессионального образования в стране. 112
В 2007 г. факультетом была проведена работа в рамках проектов «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению "философия"», «Концептуальное обоснование, разработка и учебно-методическое обеспечение модульной учебной программы по дисциплине "Философия" для нефилософских специальностей (бакалавриат, магистратура, аспирантура)», «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению "культурология"». В настоящее время по итогам этой работы в рамках «вертикальной» подготовки создана основная образовательная программа по направлению «философия» квалификация «бакалавр», по которой получена лицензия, в завершающей стадии находится работа по открытию магистерской подготовки по этому направлению, работает аспирантура и докторантура.
Образовательная программа построена на принципах унификации общеобразовательной подготовки бакалавров гуманитарных направлений с целью расширения возможностей для дальнейшей академической мобильности студентов, отказа от жесткого структурирования учебных планов, включающего перечень дисциплин с указанием часов и содержания этих дисциплин. Образовательный процесс опирается на учебный план, разработанный в кредитно-модульном формате. Сохранена профилизация подготовки за счет расширения вариативной части учебного плана вместе с учетом целевых результирующих характеристик в виде заданной ФГОСом соответствующей общенаучной, инструментальной, социально-личностной и общекультурной компетенции выпускника. Основная образовательная программа подготовки бакалавров философии обеспечена учебно-методической документацией, учебниками, учебными пособиями и методическими разработками. Переработаны учебные курсы и созданы учебно-методические комплексы дисциплин, входящих в учебный план подготовки бакалавра философии с учетом соответствующей компетенции, трудоемкости и с разбивкой курсов на модули.
Практическая реализация задач модернизации образовательного процесса предполагает также осуществление ряда мер, направленных на повышение качества подготовки студентов. Это изменение процедуры поступления в высшие учебные заведения через введение системы тестирования абитуриентов и Единого государственного экзамена; переход к развивающим информационным технологиям образования и письменным контрольным заданиям; увеличение самостоятельной работы студентов и сокращение аудиторной нагрузки, балльно-рейтинговая оценка знаний студентов и учет трудоемкости образовательного процесса в кредитных единицах;
8 ВМУ, философия, № 1 113
построение асинхронных моделей индивидуальных учебных планов («индивидуальных учебных траекторий»); работа по формированию института тьюторства для оказания консультативной помощи студентам в выработке их индивидуальной траектории обучения; формирование единого информационного (учебного, методического и научно-исследовательского) пространства факультета через создание сети современных мультимедийных аудиторий; оснащение учебных классов современными компьютерами, модернизация кафедрального парка компьютеров и оргтехники; внедрение общеуниверситетской программы дистанционного образования.
В настоящее время ЮФУ стоит перед следующим важным этапом организационной перестройки и содержательной трансформации учебного процесса. Модернизация научно-исследовательского и образовательного процесса в рамках созданного федерального университета предполагает значительные организационно-структурные преобразования, направленные на повышение эффективности управления всем образовательным комплексом и тем самым на повышение качества подготовки кадров. Соответственно проводятся существенные преобразования, связанные с укрупнением структур, преодолением параллелизма и объединением однородных направлений в департаменты. В частности планируется создание на базе социально-гуманитарных факультетов Департамента социально-гуманитарных наук, управляющим органом которого станет дирекция.
В состав департамента могут входить в статусе институтов соответствующие подразделения, предполагаемую структуру и функции которых можно рассмотреть на примере факультета философии и культурологии, преобразуемого в Институт философии и культурологии. Это учебный и научный отделы, возглавляемые заместителями директора института. За учебным отделом закрепляется организация учебного процесса по направлениям, профори-ентационная работа, прием абитуриентов и выпуск студентов, социальная защита, воспитательная и культурно-массовая работа. В состав учебного отдела входят укрупненные кафедры, выполняющие в основном учебную и учебно-методическую работу по профилю кафедры, работу со студентами, осуществляющие подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации.
В состав научного отдела могут входить сектора, лаборатории, кабинеты, осуществляющие организацию и проведение научно-исследовательской работы, работу аспирантуры и докторантуры, обеспечивающие информационно-методическое сопровождение научных проектов и грантов, проведение научных конференций, съездов, симпозиумов, издание результатов научных исследований. Кроме того, предполагаются организация информационного 114
обеспечения работы института, разработка и внедрение информационных технологий в учебный и научный процесс, создание банка информационных учебных материалов для проведения занятий с использованием аудиовизуального и мультимедийного сопровождения по дисциплинам учебного процесса.
В 2008 г. в завершающую стадию вступила работа по переорганизации структуры факультета и университета, а также была продолжена деятельность по модернизации научной и образовательной работы в рамках научно-образовательного проекта «Стратегии социокультурной инновации: европейский контекст и региональная специфика» под руководством заслуженного деятеля науки РФ, докт. филос. наук, профессора Г.В. Драча. К участию в этой работе привлекаются ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РГГУ, Центра социальных инноваций (Вена, Австрия), Центра культурологических исследований Университета г. Лидс (Великобритания), Афинской академии, Варшавского университета (Польша) и Государственного университета Турции (Анкара).
Целью проекта является генерация научных идей, выявление стратегии и факторов социокультурного обеспечения инновационной политики в области науки и образования на основе компаративистского анализа европейской культуры как типа инновационной культурной среды. Планируется выявление и анализ трансформации классической модели социокультурного развития от Античности к современной западноевропейской парадигме с акцентом на роли университетов как центров формирования социокультурной парадигмы, а также раскрытие особенности российского типа социокультурной инновации, обоснование стратегии трансплантации европейской модели в инокультурной среде с учетом возможностей и специфики Южнороссийского региона.
На основе научной части проекта планируется дальнейшее учебно-методическое обеспечение новых инновационных образовательных программ по направлениям подготовки «философия» и «культурология», разработка новых магистерских программ, создание электронных учебников, курсов лекций, сопровождаемых компьютерными презентационными программами, банка контрольно-измерительных материалов для осуществления компьютерного тестирования. Таким образом, можно констатировать, что философское образование в качестве теоретической основы любого образования и методологии научного исследования оказывается чрезвычайно востребованным в условиях создания университетов нового типа.