Научная статья на тему 'О методике обучения студентов изменениям в кодексах РФ (на примере Семейного кодекса РФ)'

О методике обучения студентов изменениям в кодексах РФ (на примере Семейного кодекса РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ / ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ / ПРАВА СУПРУГОВ / ПОНЯТИЕ БРАКА / ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУПРУГОВ И ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / FAMILY CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / RIGHTS OF PARENTS AND CHILDREN / RIGHTS OF SPOUSES / CONCEPT OF MARRIAGE / ORDER OF MARRIAGE AND DIVORCE / ALIMONY OBLIGATIONS OF SPOUSES AND OTHER FAMILY MEMBERS / FORMS OF UPBRINGING OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеева Инна Леонидовна

Автор обращает внимание специалистов на необходимость оказания помощи студентам юридических вузов в работе с кодексами по изучаемым дисциплинам, поскольку они подверглись значительным изменениям. На конкретном примере (Семейный кодекс РФ) предложена методика построения учебных пособий, полезных не только студентам, но и преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of teaching students the changes in the code (on example of Family code)

The author draws the attention to the necessity of assisting law students in working with the codes on the studied subjects, as they have undergone significant changes. In a specific example (the Family code of the Russian Federation) the proposed method of constructing study guides is useful not only to students but also to teachers.

Текст научной работы на тему «О методике обучения студентов изменениям в кодексах РФ (на примере Семейного кодекса РФ)»

О методике обучения студентов изменениям в кодексах РФ (на примере Семейного кодекса РФ)

И.Л. Корнеева

Автор обращает внимание специалистов на необходимость оказания помощи студентам юридических вузов в работе с кодексами по изучаемым дисциплинам, поскольку они подверглись значительным изменениям. На конкретном примере (Семейный кодекс РФ) предложена методика построения учебных пособий, полезных не только студентам, но и преподавателям.

Ключевые слова: Семейный кодекс РФ, права родителей и детей, права супругов, понятие брака, порядок заключения и расторжения брака, алиментные обязательства супругов и других членов семьи, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 3 (24). С. 60-68.

О проблеме и способе ее разрешения

Все действующие кодексы в РФ были созданы после распада СССР в связи с изменениями политики и экономики страны. Примерный «возраст» кодексов — в пределах 20 лет. За истекший период практически все действующие кодексы претерпели изменения, причем некоторые из кодексов начали изменять сразу же после их принятия, в некоторых статьях изменения произведены неоднократно по одному и тому же поводу. Это обстоятельство обязывает действующих юристов, студентов и преподавателей юридических факультетов отслеживать эти изменения и применять их на практике. Большую роль при этом могут сыграть авторы учебных пособий.

Между тем в большинстве учебников произошедшие изменения не выделяются авторами, и не все переиздания кодексов содержат об этом информацию. Указанное обстоятельство осложняет процесс изучения юридических дисциплин.

Представляется необходимым создавать методические пособия, информирующие обучаемых лиц об изменениях, произошедших с мо-

Корнеева Инна Леонидовна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой трудового права и социального обеспечения Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: info@miepvuz.ru.

мента принятия данного кодекса до момента его переиздания в определенный срок. Подобные пособия позволят студентам получать полезную и необходимую им информацию без особых затрат времени.

Речь идет о необходимости создания нового вида учебно-методического пособия. Для этого авторам пособий предварительно следует решить следующие вопросы:

♦ необходимость издания подобных пособий в принципе;

♦ о каких именно кодексах следует создавать подобные пособия;

♦ как следует называть такого вида пособия (консультацией об изменениях текста в конкретном кодексе либо отдельной темой в лекционном курсе);

♦ в какой форме должна быть подобная консультация: в виде информации в электронной системе либо в бумажном варианте;

♦ какой должна быть структура подобных пособий;

♦ каково значение изменений в кодексах;

♦ каково значение освоения студентами изменений кодексов.

Подобная работа уже ведется в Международном институте экономики и права. В частности, создано шесть консультаций по дисциплинам, изучаемым на кафедре гражданского права, и предполагается издание такого пособия на кафедре трудового права и права социального обеспечения.

Примером конкретизации перечисленных положений является приведенный ниже текст консультации об изменении Семейного кодекса РФ.

Примерное содержание консультации об изменениях Семейного кодекса РФ

Изучение студентами Семейного права в настоящее время имеет особенность: некоторые положения в Семейном кодексе РФ изменены, но это обстоятельство не всегда отображается в учебной литературе. Представляется, что данная консультация может быть полезна не только студентам, но и другим лицам, интересующимся семейным правом, в том числе преподавателям.

В данной консультации будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Цели и задачи консультации.

2. Структура действующего Семейного кодекса РФ.

3. Содержание учебного курса «Семейное право».

4. Изменения в Семейном кодексе РФ.

5. Значение изменений Семейного кодекса РФ.

6. Изучение студентами изменений в Семейном кодексе РФ.

I. Цели и задачи консультации

Цели консультации:

1. Проинформировать студентов об изменениях текста Семейного кодекса РФ, произошедших в последние годы.

2. Показать степень обновления текста Семейного кодекса РФ.

3. Назвать новые положения Семейного кодекса РФ.

Сказанное выше можно было бы сформулировать следующим образом: целью консультации является оказание помощи студентам в изучении вопроса об изменениях Семейного кодекса РФ.

Задачи консультации:

1. Побудить студентов к самостоятельному изучению, осмыслению, запоминанию и практическому применению новых положений Семейного кодекса РФ.

2. Убедить студентов в том, что выявление, осмысление, запоминание и применение новых положений законодательства в сфере своих профессиональных интересов — необходимое качество для лица, желающего стать юристом. Это качество следует культивировать в себе: нарабатывать и развивать, превратив его в привычку. Это значит, что человек, занимающийся юриспруденцией, должен постоянно следить за изданием и переизданием законодательства, находящего в сфере его профессиональных интересов. Нежелание специалиста следить за новшествами в законодательстве — противопоказание для лиц, желающих заниматься профессиональной юридической деятельностью.

Семейный кодекс РФ действует в течение 20 лет, он был принят Государственной Думой РФ 08.12.1995 и введен в действие с 01.03.1996. Этот кодекс сменил Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый в 1969 г. Он является основным источником регулирования семейных правоотношений.

Со дня введения в действие Семейного кодекса РФ ранее действующий кодекс был признан недействующим на территории России. Этот кодекс отменил также «Основы законодательства СССР и Союзных республик о браке и семье», утвержденный законом СССР от 27.06.1968 и два указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1967 и от 01.02.1985, касавшихся уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.

Новым Семейным кодексом РФ был установлен судебный порядок усыновления детей, момент прекращения брака при его расторжении в суде (это был день вступления в силу решения суда о расторжении бра-

ка, до этого днем расторжения брака считался день регистрации расторжения брака в книге регистрации гражданского состояния). Были признаны действительными браки, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях РСФСР в период Великой Отечественной войны, и другие новеллы (см. ст. 168-169 Семейного кодекса РФ).

II. Структура действующего Семейного кодекса РФ

Семейный кодекс РФ состоит из 8 разделов, 22 глав, 170 статей. Количество статей в действительности несколько больше, поскольку добавленным статьям не присваиваются новые номера.

Необходимым условием усвоения содержания любого кодекса, в том числе Семейного, является уяснение его структуры: Раздел I. Общие положения. Гл. 1. Основные начала семейного права (ст. 1-6). Гл. 2. Осуществление и защита семейных прав (ст. 7-9). Раздел II. Заключение и прекращение брака. Гл. 3. Условия и порядок заключения брака (ст. 10-15). Гл. 4. Прекращение брака (ст. 16-26). Гл. 5. Недействительность брака (ст. 27-30). Раздел III. Права и обязанности супругов. Гл. 6. Личные права и обязанности супругов (ст. 31-32). Гл. 7. Законный режим имущества супругов (ст. 33-39). Гл. 8. Договорный режим имущества супругов (ст. 24-44). Гл. 9. Ответственность супругов по обязательствам (ст. 45-46). Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей. Гл. 10. Установление происхождения детей (ст. 47-53). Гл. 11. Права несовершенолетних детей (ст. 61-79). Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи. Гл. 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов (ст. 89-93).

Гл. 15. Алиментные обязательства других членов семьи (ст. 93-98).

Гл. 16. Соглашение об уплате алиментов (ст. 99-105).

Гл. 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов (ст. 106-120).

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Гл. 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121-123).

Гл. 19. Усыновление (удочерение) детей (ст. 124-144). Гл. 20. Опека и попечительство над детьми (ст. 145-150).

Гл. 21. Приемная семья (ст. 51-155).

Гл. 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155(1)-155(3)).

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 156-167).

Раздел VIII. Заключительные положения (ст. 168-170).

Студенту следует помнить о том, что изучение любых нормативных правовых актов начинается с запоминания его структуры. Незнание структуры любого кодекса не позволяет правильно представить его содержание и «ассортимент» вопросов, регулируемых им.

Приведенные данные о Семейном кодексе взяты из Семейного кодекса РФ по состоянию на 25.01.2014. Изучение Семейного кодекса РФ студентами может быть по изданиям не моложе 2014 г.

III. Содержание учебного курса «Семейное право»

Содержание учебного курса изложено в нескольких учебных документах: программе учебного курса, проблемно-тематическом курсе по семейному праву, учебно-методическом комплексе по семейному праву. Тем не менее опыт показывает, что студенты недостаточно знают содержание учебных курсов. Общая часть

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система семейного права.

Тема 2. Семейное законодательство.

Тема 3. История семейного законодательства.

Тема 4. Семейные правоотношения.

Тема 5. Осуществление и защита семейных прав.

Особенная часть

Тема 6. Брак.

Тема 7. Правоотношения супругов.

Тема 8. Правоотношения родителей и детей.

Тема 9. Алиментные обязательства.

Тема 10. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 11. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан.

Тема 12. Правовое регулирование супружеских отношений законодательством развитых стран и стран с развивающейся экономикой.

Тема 13. Правовое регулирование семейных правоотношений в странах СНГ и Балтии.

При сравнении структуры учебного курса «Семейное право» со структурой Семейного кодекса РФ очевидно, что курс не сводится только к Семейному кодексу РФ.

IV. Изменения в Cемейном кодексе РФ

1. С момента принятия Семейного кодекса РФ до 2014 г. в него было

внесено 19 изменений с помощью новой редакции:

♦ ч. 1 ст. 8. Защита семейных прав (в ред. от 29.12.2006 № 258-

ФЗ);

♦ ч. 1 и 2 ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак (в ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 25. Момент прекращения брака при его расторжении (в ред. от 12.11.2012 № 183-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 13. Брачный возраст (в ред. от 15.11.1997 № 140-ФЗ);

♦ ч. 3 ст. 36. Имущество каждого из супругов (в ред. от 18.12.2006 № 231-ФЗ);

♦ ч. 1 и 4 ст. 48. Установление происхождения ребенка (в ред. от 15.11.1997 № 140-ФЗ; от 25.11.2013 № 37-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (в ред. от 02.07.2013 № 167-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 57. Право ребенка выражать свое мнение (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка (в ред. от 15.11.1997 № 140-ФЗ);

♦ ч. 1 и 2 ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

♦ ч. 3 ст. 65. Осуществление родительских прав (в ред. от 04.05.2011 № 98-ФЗ), ч. 4 ст. 65 (в ред. от 02.07.2013 № 167-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 66. Осуществление права родителей, проживающих отдельно от ребенка (в ред. от 04.05.2011 № 98-ФЗ) и п. 4 ст. 66 (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 69. Лишение родительских прав (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 25.11.2015 № 218-ФЗ);

♦ ч. 1 ст. 70. Порядок лишения родительских прав (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ);

♦ ч. 5 ст. 72. Восстановление в родительских правах (в ред. от 12.11.2012 № 183-ФЗ);

♦ ч. 3 ст. 73 Ограничение родительских прав (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ); и п. 6 ст. 73 (в ред. от 15.11.1997 № 140-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 74. Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ);

♦ ст. 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ);

♦ ч. 3 ст. 76. Отмена ограничения родительских прав (в ред. от

12.11.2012 № 183-ФЗ);

♦ ст. 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровья (в ред. от 29.12.2006 № 258-ФЗ; от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

02.07.2013 № 167-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 115. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов (в ред. от 30.06.2008 № 106-ФЗ);

♦ ч. 2 ст. 117. Индексация алиментов (в ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ);

♦ ч. 1 ст. 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 02.07.2013 № 167-ФЗ);

♦ ч. 1-4 ст. 122. Выявление и учет детей без попечения родителей (в ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ и от 24.04.2008 № 48-ФЗ; от 28.12.2004 № 185-ФЗ; от 27.06.1998 № 94-ФЗ и от 24.04.2008 № 49-ФЗ);

♦ ч. 1 и 2 ст. 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. от 24.04.2008 № 49-ФЗ; от 02.07.2013 № 167-ФЗ);

♦ ч. 1, 2, 4 ст. 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (в ред. от 27.06.1998 № 94-ФЗ; от 28.12.2004 № 185-ФЗ; от 02.07.2013 № 167-ФЗ);

♦ ч. 1-3 ст. 125. Порядок усыновления ребенка (в ред. от 27.06.1998 № 94-ФЗ).

2. Изменены редакции ст. 127, 128, 129, 131, 145, 146, 147, 148, 151,

165.

3. Добавлены 7 новых статей:

♦ 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей;

♦ 148.1. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка;

♦ 153.1. Содержание договора о приемной семье;

♦ 153.2. Прекращение договора о приемной семье;

♦ 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

♦ 155.2. Деятельность организации для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей;

♦ 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Утратил силу абз. 2 п. 1 ст. 123. Устройство детей без попечения

родителей.

Все изменения Семейного кодекса РФ представляют собой конкретизацию имеющихся в нем положений. Направлены они на дальнейшую детализацию закона и вызваны потребностями практики.

V. Изучение студентами изменений в Семейном кодексе РФ

Изучение студентами изменений в Семейном кодексе РФ необходимо для приведения в соответствие знаний по семейному праву, полученных в прошлые годы, с современным состоянием законодательства. Работа по обновлению знаний необходима студентам всех форм обучения, но особенно она важна для студентов заочных и дистанционных отделений.

Освоение новых положений закона позволит студенту:

♦ знать законодательство на современном уровне;

♦ правильно решать задачи и задания в проблемно-тематическом курсе по данной теме;

♦ успешно проходить тестирование;

♦ правильно отвечать на вопросы при сдаче курсовых и государственных экзаменов по дисциплине;

♦ правильно освещать вопросы, рассматриваемые в выпускной квалификационной работе;

♦ успешно выполнять свои профессиональные обязанности после окончания вуза.

Следует практиковать и поощрять изучение студентами литературных источников, содержащих информацию о семейном законодательстве других государств1, с целью их сравнения и выявления различий, которые могут быть использованы отечественным законодателем для

1 Рекомендуем использовать следующие разделы в учебнике Н.В.Антакольской «Семейное право» (М., 2013 г.): правовое регулирование имущественных отношений супругов в европейских странах; брак и развод в праве европейских стран.

улучшения действующего Семейного кодекса РФ и других законов по семейному праву.

Из сказанного выше следует, что студент должен уметь работать с законодательством: читать его в оригинале, интересоваться изменениями и самостоятельно следить за новшествами в законе. Он должен помнить, что современное знание законов — это оружие юриста, с помощью которого он защищает интересы юридических лиц, граждан и государства.

Литература

1. Корнеева И.Л. Семейное право: учебник и практикум. М., 2016. 361 с.

2. АнтакольскаяМ.В. Семейное право: учебник. М., 2013. 431 с.

3. Семейное право: учебник / Под ред. Ю.Ф.Беспалова, О.А.Егоровой, А.Ю.Ильиной. М., 2015.

4. Семейное право: учебник для бакалавров / Под ред. С.О.Лазовской. М., 2014. 362 с.

5. Корнеева И.Л. Семейное право: учебник для бакалавров. М., 2013. 355 с.

6. Семейное право: учебник для вузов / Под ред. А.А.Демечева. М., 2014. 300 с.

7. Семейное право: учебник / Под ред. П.В.Алексей, А.Н.Кузбагарова, И.В.Петрова. М., 2015 г. 335 с.

8. Пчелинцева Н.М. Практикум по семейному праву. М., 2015. 351 с.

The methodology of teaching students the changes in the code (on example of Family code)

Korneeva Inna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Labour Law and Social Security of the International

Institute of Economics and Law

Address for correspondence: info@miepvuz.ru

The author draws the attention to the necessity of assisting law students in working with the codes on the studied subjects, as they have undergone significant changes. In a specific example (the Family code of the Russian Federation) the proposed method of constructing study guides is useful not only to students but also to teachers.

Key words: Family code of the Russian Federation, rights of parents and children, rights of spouses, concept of marriage, order of marriage and divorce, alimony obligations of spouses and other family members, forms of upbringing of children left without parental care

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 3 (24). P. 60-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.