Известия ТРТУ
Подсекция ФЭМП
УДК 658.382
И.И. Ткачев
О МЕТОДЕ РАЗРАБОТКИ ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ
Совокупность требований к методам и способам изучения и преобразования естественных и искусственных объектов (проектирование, обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, форм производственных продуктов) регламентируется системами ("человек-техника", "человек-среда", "человек-техника-среда", "человек-человек", "человек-техника-человек") стандартов, норм, правил, законодательных актов и классификаций. Однако, с одной стороны, в этих стандартах и классификациях отсутствует полный набор (перечень) объектов, подлежащих обработке и реконструкции, с другой - отсутствует полный набор целей деятельностей и конечных результатов проектирования обработки, изменения состояния в ряду поколений. Отсюда возникает необходимость индивидуального осмысления экологичности и безопасности деятельности (ЭиБ) как основы качества жизни (здоровье, удовлетворенность) и развития человека, складывающейся из множества мелочей: например, таких "мелочей" ЭиБ как осуществление индивидуальной регулировки среды — самонастраивания, саморегулирования средств деятельности, содержания деятельности и ее результатов.
С такой точки зрения разработка и описание вопросов ЭиБ проектируемого изделия сводится к более или менее определенному изложению и исчислению не только ответов на вопросы "что, из чего, как, чем, кто, с кем, в течение какого времени, в каком количестве", но и "ради, для чего (цель, ценность)" должен производить и в каких границах действовать. Последовательность описания не имеет принципиального значения, вместе с тем, в проекте следует осветить, раскрыть:
• характеристики изучаемого или обрабатываемого объекта (предмет, не обязательно "вещь", а и неопределенность, абстракт); цель, задачи и конечные результаты проектируемой технической функции; характеристики материалов и свойств проектируемого устройства (система, технология), которые могут (или не могут) повлечь опасные патологические и психофункциональные следствия на всех стадиях жизненного цикла изделия (критерии и параметры, изменяющиеся во времени, потенциально опасные границы и время действия факторов, порождаемых средствами и управляемыми объектами); особые условия деятельности, определяемые неуправляемостью и непосредственной неизменяемостью параметров состояния объекта управления (агрессивные среды, спасательные работы, аварийные ситуации...) и свойств оборудования; защитные меры, предотвращающие пожар, взрыв, выброс ядов, и иных аварийных и чрезвычайных ситуаций; требования к обученности и уровню квалификации;
• структура качества деятельности - исходные данные (предметные и/или информационные материалы) для деятельности, показатели качества деятельности: сложность (неопределенность, "опора” на
Секция учебно-методической работы
интуицию), напряженность (интенсивность, быстродействие, точность), тяжесть (трудность);
• операциональная структура деятельности: перечень служебных обязанностей, характеристика самостоятельности и подчиненности деятельности (исполнительская, использующая, управленческая, посредническая, распределительная); заданность (периодичность, ритмичность, неритмичность) последовательностей и непрерывностей действий, состав и структура операций (алгоритм); прочие факторы, влияющие на устойчивость (безошибочность) мыследеятельности и деятельности; способы оказания помощи ("подсказок") для предупреждения и предотвращения ошибок; система прав, власть - необходимая для реализации ответственности и самонастраивания в процессе деятельности;
• эмоционально-устремляющая структура деятельности: информационные условия, побуждающие и сохраняющие у человека позитивноэмоциональную устойчивость, стремление к контролю и осмыслению, изменений состояния среды, техники, текущих результатов, выход за допустимые изменения которых делает для человека нежелательным или безразличным достижение цели или контроль ЭиБ;
• психосемантика, психогигиена, психоморфология и физическая структура рабочего места: предметные, информационные, энергетические, вещественно-энергетические, физико-химические (санитарногигиенические) и социальные условия (межличностные отношения, принцип бесконфликтного решения производственных задач); возможности индивидуальной регулировки ("подгонки под себя"), самонастраивания, саморегуляции оборудования, средств труда и среды — в соответствие с витальными, операциональными и эмоциональными запросам (санитарно-гигиенические, психологические, физиологические, анатомические, антропометрические факторы).
В техническом задании по пункту "Исходные данные" предлагается отражать: наименование изучаемого или обрабатываемого объекта; цель, задачи и конечный продукт проектируемой технической функции, область использования продукта; — по пункту "Перечень подлежащих разработке вопросов": наименование раздела, например, "вопросы ЭиБ устройства (программы, системы...)" или "ЭиБ конструирования устройства", или его макетирования, или изготовления опытного образца, или серийного производства, или эксплуатации, утилизации, ремонта, наладки...
ББК 88.4
В.А. Непомнящий
К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ПРИ ИХ ПРИМЕНЕНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В процессе преподавания курсов психологической направленности неизбежно возникает вопрос об использовании психологических тестов и корректной, соответствующей правилам психодиагностики, интерпретации их результатов для испытуемых. Применение тестов в данных курсах решает задачу получения преподавателем и студентом психодиагностической информации и способствует поддержке интереса студентов к