Научная статья на тему 'О мерах по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности'

О мерах по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2411
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина Анжелика Олеговна, Утигалиева Полина Александровна

В статье рассматриваются меры по нейтрализации угроз глобального характера. Отмечается, что некоторые угрозы невозможно нейтрализовать иначе, как совместными действиями всех стран. Международные меры по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности должны совмещаться с внутригосударственными для достижения максимального эффекта. В качестве основных методов анализа были использованы институциональный, системный, структурно-функциональный и графический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO NEUTRALIZE GLOBAL THREATS TO ECONOMIC SECURITY

He article considers measures to neutralize global threats and stresses that some threats can only be neutral-ized through joint actions of all countries. International measures to neutralize global threats to economic security should be combined with national measures to achieve maximum effect.The methodology of the analysis includes institutional, systemic, structural-functional and graphical methods.

Текст научной работы на тему «О мерах по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности»

ÜHSSZ

УДК 338.3

О МЕРАХ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

MEASURES ТО NEUTRALIZE GLOBAL THREATS ТО ECONOMIC SECURITY

Забелина Анжелика Олеговна

Zabelina Angelika Olegovna

студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected].

Утигалиева Полина Александровна

Utigalieva Polina Aleksandrovna

студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected].

В статье рассматриваются меры по нейтрализации угроз глобального характера. Отмечается, что некоторые угрозы невозможно нейтрализовать иначе, как совместными действиями всех стран. Международные меры по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности должны совмещаться с внутригосударственными для достижения максимального эффекта.

В качестве основных методов анализа были использованы институциональный, системный, структурно-функциональный и графический.

Ключевые слова: глобальная угроза, нейтрализация угроз, экономическая безопасность, эффективность, результативность, комплексность.

The article considers measures to neutralize global threats and stresses that some threats can only be neutralized through joint actions of all countries. International measures to neutralize global threats to economic security should be combined with national measures to achieve maximum effect.

The methodology of the analysis includes institutional, systemic, structural-functional and graphical methods.

Keywords: global threat, neutralization of threats, economic security, efficiency, effectiveness, complexity.

Для эффективного обеспечения экономической безопасности необходимо уметь своевременно выявлять и нейтрализовывать негативные условия. В первую очередь это касается угроз как крайней степени проявления деструкции по отношению к безопасности. Косвенное подтверждение данного предположения можно найти в законодательстве некоторых стран, в том числе и в отечественном. Так, в Стратегии экономической безопасности РФ говорится о защищенности национальной экономики именно от внутренних и внешних

угроз, которые представляют собой совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере [7].

Для обнаружения и нейтрализации какого-либо негативного явления необходимо четко понимать его сущность, природу возникновения, структуру и прочие особенности. Исследованием угроз экономической безопасности занимались такие экономисты, как: А.С. Вили-сова, Н.Н. Дадалко, Е.Б. Дворядкина, Н.Н. Кар-

ШшшяШ

заева, В.В. Криворотов, В.К. Сенчагов. Необходимо отметить, что в научной литературе не существует единого подхода к определению угрозы экономической безопасности, более того, многие авторы имеют различные приоритеты в изучении данного явления.

Так, некоторые авторы предпочитают давать определение исключительно угроз национальной безопасности и применять его в рамках изучения экономической безопасности, иные ученые отдельное внимание уделяют только угрозам экономической безопасности региона или предприятия. При изучении угроз национальной экономической безопасности распространенным является подход, при котором авторы исследования прибегают исключительно к анализу реальных и потенциальных угроз, не давая при этом общего определения анализируемым явлениям. Отсутствие комплексного подхода к рассматриваемой проблеме порождает определенные трудности для ее изучения.

Е.Б. Дворядкина под угрозой в общем смысле понимает совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих опасность имеющимся национальным ценностям и национальному образу жизни. Угрозы региональной социально-экономической безопасности рассматриваются ею как явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на региональную социально-экономическую систему, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства [1]. Данное определение отражает взаимозависимость всех уровней угроз экономической безопасности, от регионального до глобального масштаба. Такой вывод можно сделать, исходя из негативного влияния угроз региональной экономической безопасности не только на конкретную административно-территориальную единицу, но и на экономическую безопасность общества и государства в целом.

По мнению В.В. Криворотова, угроза с точки зрения безопасности - это совокупность факторов и условий, способствующих реализации опасности для конкретного объекта в определенный момент или интервал времени [2]. Угрозы экономической безопасности при таком подходе вполне справедливо рассматриваются в качестве динамичной переменной, чье содержание напрямую зависит от временных условий, в которых существует

объект. Можно сделать вывод, что количество и характер угроз не может быть постоянным для конкретного государства и их выявление необходимо осуществлять на постоянной основе.

Согласно еще одному распространенному определению, угрозы экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые способны оказать негативное влияние на национальную экономику страны, на удовлетворение экономических потребностей человека, групп населения, общества и государства.

Таким образом, угрозы экономической безопасности необходимо рассматривать как собирательное понятие, включающее в себя всю совокупность деструктивных явлений и процессов, оказывающих негативное влияние на экономическую безопасность и политику по ее обеспечению в конкретный момент времени.

Особый характер глобальных угроз экономической безопасности неизбежно сказывается на политике по их нейтрализации: при разработке и реализации данной политики главным должен стать принцип комплексности. В контексте вопроса нейтрализации традиционных угроз национальной экономической безопасности названный принцип обозначает необходимость использования всего арсенала доступных внутренних средств государства (политических, административных, экономических, социальных, информационных и пр.). Однако комплексность также необходимо рассматривать и как необходимость пропорционального совмещения внутригосударственных мер с консолидированными международными усилиями по нейтрализации глобальных угроз. Представляется, что влияние некоторых из угроз невозможно нейтрализовать иначе, кроме как совместными действиями всех стран.

Природа, масштаб, особая опасность и сложность искоренения глобальных угроз должны рассматриваться суверенными государствами как факторы, обуславливающие необходимость международной кооперации для решения наиболее насущных из этих негативных факторов. Задачей каждого члена мирового сообщества является:

- участие в совместном поиске методов борьбы с глобальными вызовами и угрозами;

- честная и ответственная реализация выработанных общими усилиями мероприятий;

- своевременная оценка результатов применяемых мер по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности.

На рисунке ниже представлен комплекс конкретных мер международного характера, необходимый для нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности.

Четкая регламентация компетенции международной организации по нейтрализации угроз экономической безопасности должна быть закреплена соответствующим международно-правовым актом. Страны - участницы ООН должны предлагать кандидатуры наиболее авторитетных теоретиков и практиков в области обеспечения экономической безопасности. Вопрос комплектации комиссии должен решаться Генеральным секретарем ООН, исходя исключительно из профессиональных и моральных качеств кандидатов, с целью недопущения политической заинтересованности при осуществлении своей деятельности. Работа организации должна быть направлена не только на нейтрализацию уже существующих реальных угроз, но и на выявление новых потенциальных [5].

В предкризисных реалиях современной мировой политики прослеживается необходи-

мость совершенствования международного права как главного регулятора межгосударственных отношений.

Необходимо закрепить на уровне международных соглашений ответственность за умышленное нарушение общих принципов международного права, так как ни в Уставе ООН, ни в Декларации о принципах международного права это не было сделано. Кроме того, статут Международного Суда ООН должен быть дополнен специальным полномочием применения всех форм и видов международно-правовой ответственности к государствам, признанным виновными в нарушении принципов международного права. При данных нововведениях право международной ответственности дополнится новым юридическим основанием его применения.

Предложенные изменения позволят значительно сократить число прецедентов вмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, снизить геополитическую напряженность в мире. На наш взгляд, реформирование системы принципов между-

Меры по нейтрализации глобальных угроз 1

г

Создание специализированных учреждений ООН, осуществляющих контроль политики в области нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности

т

Совершенствование системы междуна общих принципов международного п д родно-правовой ответственности за нарушение зава и несоблюдение международно-правовых оговоров

Глобальный отказ от политики наращивания военного потенциала

Реформирование международной политики содействия развитию

Совершенствование системы борьбы с международным терроризмом

Повышение энергоэффективности мировой экономики

Международные меры по нейтрализации глобальных угроз.

(Рисунок составлен авторами)

ШшшяШ

народного права и системы международно-правовой ответственности в значительной мере поспособствует нейтрализации глобальных военно-политических и правовых угроз.

По мнению группы правительственных экспертов, изучающих взаимосвязь между разоружением и развитием, чрезмерные военные расходы, распространение и наличие вооружений могут угрожать физической безопасности, стабильности и материальному благосостоянию и снижать степень доверия в социальной и экономической областях, сдерживая тем самым приток инвестиций и развитие экономики, способствуя формированию цикла нищеты, недостаточного развития и лишений.

Мы считаем, что отказ от политики наращивания военного потенциала является необходимой мерой нейтрализации глобальных военно-политических угроз экономической безопасности. Отказ должен быть выражен:

- в сокращении военных расходов крупнейших мировых государств, численности личного состава вооруженных сил, в восстановлении утерянного курса на сокращение различных видов вооружений;

- в конверсии военного производства.

Для воплощения в жизнь названных целей крупнейшие военные державы должны взять на себя соответствующие обязательства в рамках многостороннего международно-правового соглашения, которое будет предусматривать:

- пропорциональное уменьшение оборонных расходов в зависимости от имеющегося военного потенциала;

- виды вооружений, подлежащих сокращению, к которым должны относиться стратегические наступательные вооружения;

- способы и сроки проведения мероприятий по их сокращению;

- обязанность по нераспространению вооружений;

- систему контроля проводимых мероприятий, в том числе периодичность контрольных мероприятий;

- конверсия военного производства должна быть провозглашена итоговой целью соглашения.

Выполнение названных мероприятий позволит нейтрализовать глобальные военно-политические угрозы экономической безопасности, а также высвободит колоссальное количество финансовых, трудовых, научных ресурсов для развития экономики и борьбы с глобальными угрозами иного характера.

Эффективное реформирование международной политики содействия развитию, по нашему мнению, способно помочь в борьбе с глобальным экономическим неравенством группы богатейших и беднейших стран. Для достижения целей всемирного экономического развития и искоренения бедности, задекларированных МВФ и МБРР, названным организациям, а также промышленно-развитым странам, оказывающим официальную помощь в целях развития, необходимо изменить стратегию своей деятельности. Так, современная стратегия содействия развитию должна основываться на следующих принципах:

- основными направлениями льготного кредитования и грантов должны быть промышленность и сельское хозяйство, а не инфраструктура и дефицит бюджета;

- помощь должна быть не только финансовой, но и технологической, трудовой, материальной и т. п.;

- особое внимание должно уделяться спонсированию образовательных проектов;

- помощь развивающимся странам не должна использоваться как инструмент политического влияния на них;

- «советы», «рекомендации», «консультации» МВФ и МБРР должны соответствовать действительности, быть максимально аргументированными, иметь добровольный характер, не противоречить целям всемирного развития и искоренения бедности.

Вооруженные методы борьбы с международным терроризмом не приносят необходимого положительного результата. Это связано с использованием неэффективных методов, направленных на уничтожение главарей террористических организаций. Однако современные сетевые террористические структуры обладают четкой иерархией и способны быстро оправиться от подобных ударов. Кроме того, антитеррористические операции международных коалиций зачастую используются в качестве прикрытия реальных целей военного вторжения и только усиливают позиции террористических группировок.

Уровень развития технических, тактических, информационных средств и приемов позволяет справиться с угрозой международного терроризма в ближайшей перспективе, однако для этого необходимо налаженное мировое сотрудничество в данной области и неотступное следование целям данного сотрудничества [4].

Повышение энергоэффективности мировой экономики является обязательным средством борьбы с глобальными угрозами экономической безопасности [8].

Сжигание ископаемого топлива остается источником основных глобальных загрязнителей, таких как СО2, 802, О3. Они поступают в атмосферу, и за счет их накопления изменяется концентрация малых газовых составляющих атмосферы, в том числе парниковых газов. Глобальные загрязнители имеют высокий парниковый эффект и в то же время участвуют в разрушении озонового экрана стратосферы. Однако увеличение энергоэффективности способно уменьшить негативное влияние экономического развития на окружающую среду за счет более рационального использования энергии и меньшего объема загрязнения [3].

Кроме того, повышение энергоэффективности является залогом всеобщего экономического благополучия. Исследования Международного Энергетического Агентства в данной области показывают положительные аспекты влияния повышения энергоэффективности на экономику:

- увеличение объемов производства, возможное при повышении энергоэффективности, оценивается в диапазоне от 0,25 до 1 % валового внутреннего продукта (ВВП). Отказ от нынешней парадигмы наращивания потребления за счет дешевых энергоресурсов в пользу более рачительного использования энергии с соответствующей экономией затрат может позволить по-новому взглянуть на перспективы экономического развития;

- каждый инвестированный миллион евро обеспечивает дополнительную занятость в объеме от 7 до 22 человеко-лет [9].

Повышение энергоэффективности должно осуществляться в трех основных сферах: жилищно-коммунальной, транспортной, промышленного производства.

Международные меры по нейтрализации глобальных угроз экономической безопасности должны совмещаться с внутригосударственными для достижения максимального эффекта. На наш взгляд, к наиболее универсальным внутригосударственным мерам относятся:

- укрепление финансовой самостоятельности государства;

- взвешенная демографическая политика.

Комплексная оценка влияния глобальных

угроз национальной экономической безопасности позволяет сделать вывод о необходимо-

сти укрепления финансовой самостоятельности государств. Политика в данной области должна включать, как минимум, следующие меры:

- создание суверенной системы кредитования, переход с внешних источников кредитования на внутренние;

- разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований;

- установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;

- ограничение либо запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства;

- создание национальной платежной системы.

В зависимости от характера демографических процессов политика государств в данной области должна быть направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ее сдерживание. В первом случае решается проблема нехватки трудовых ресурсов, во втором - проблема безработицы и нехватки продовольствия.

Для увеличения числа новорожденных предлагаются следующие меры:

- создание дифференцированной системы адресных пособий для молодых семей, семей с детьми с низким уровнем среднедушевого дохода, их своевременная индексация;

- выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 2 лет, их своевременная индексация;

- создание развитой системы детского дошкольного воспитания, компенсация затрат на детское дошкольное воспитание семьям с низким уровнем среднедушевого дохода;

- улучшение жилищных условий молодых семей в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье;

- развернутая государственная политика поощрения семейных ценностей (социальная реклама, агитация, государственные семейные центры) [6].

Таким образом, разработка системы названных мер осуществлена на основе принципа комплексности, то есть путем пропорционального совмещения консолидированных международных усилий по нейтрализации глобальных угроз с внутригосударственными мерами. На наш взгляд, такой подход имеет большую эффективность.

Ш|л,ц,Я7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Дворядкина Е.Б., Новикова Н.В. Экономическая безопасность : учеб. пособие. М., 2015.

2. Криворотов В.В., Калина А.В. Экономическая безопасность государства и регионов : учеб. пособие. М.. 2015.

3. Мамаева Л.Н. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве. // Вестник Саратовского госагроуни-верситета им. Н.И. Вавилова. 2013. № 10. С. 85-87.

4. Мамаева Л.Н. Информационная безопасность предприятия в глобальной экономике // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14). С. 67-69.

5. Мамаева Л.Н. Характерные проблемы информационной безопасности в современной экономике // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 21-24.

6. Манахова И.В. Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 6-11.

7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2902.

8. Шульдякова В.В. Неоклассический и институциональный подходы к сущности монопсонии // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1 (35). С. 43-46.

9. Capturing the multiple benefits of energy efficiency / Intern. energy agency (IEA). Paris : OECD/IEA, 2014. 224 p.

References

1. Dvoryadkina Ye.B., Novikova N.V. (2015) Ekonomi-cheskaya bezopasnost' : ucheb. Posobiye [Economic security: textbook]. Moscow.

2. Krivorotov V.V., Kalina A.V. (2015) Ekonomiches-kaya bezopasnost' gosudarstva i regionov : ucheb. posobiye [National and regional economic security : textbook]. Moscow.

3. Mamayeva L.N. (2013) Innovatsionnaya deyatel'nost' v sel'skom khozyaystve [Innovation activity in agriculture] // Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova. № 10. P. 85-87.

4. Mamayeva L.N. (2014) Informatsionnaya bezopasnost' predpriyatiya v global'noy ekonomike [Information security of businesses in the global economy] // Informatsion-naya bezopasnost' regionov. № 1 (14). P. 67-69.

5. Mamayeva L.N. (2016) Kharakternyye problemy in-formatsionnoy bezopasnosti v sovremennoy ekonomike [Typical problems of information security in the current economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (22). P. 21-24.

6. Manakhova I.V. (2018) Tsifrovoye budushcheye i global'naya ekonomicheskaya bezopasnost' [Digital future and global economic security] // Ekonomicheskaya bezopas-nost' i kachestvo. № 1 (30). P. 6-11.

7. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 [On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation № 208 of May 13, 2017] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2017. 15 maya. № 20. St. 2902 [Collection of legislation of the Russian Federation. May 15 th. No. 20. Art. 2902].

8. Shul'dyakova V.V. (2010) Usloviya poyavleniya ekonomicheskoy vlasti monopsonista [Conditions for building economic power of a monopsonist] // Vestnik saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (34).

9. Capturing the multiple benefits of energy efficiency / International energy agency (IEA). Paris : OECD/IEA, 2014. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.