Научная статья на тему 'О мерах антикризисного управления регионом и их реализации'

О мерах антикризисного управления регионом и их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / REGION / REGIONAL ECONOMY / STABILIZATION MEASURES / MANAGEMENT TOOLS / ANTI-CRISIS MECHANISM / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена исследованию мер антикризисного управления регионом на примере Чувашской Республики, направленных на обеспечение сбалансированного устойчивого развития региона и снижение социально-экономических диспропорций, характерных для территорий депрессивного типа в условиях экономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF THE REGION

The article is devoted to the research of measures of anti-crisis management in the region through the example of the Chuvash Republic, aimed at ensuring the balanced and sustainable development of the region and reducing socio-economic imbalances specific to depressive territories in terms of economic instability.

Текст научной работы на тему «О мерах антикризисного управления регионом и их реализации»

30

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)

УДК 332.1(470.344)

О МЕРАХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Н.В. Данилова

Статья посвящена исследованию мер антикризисного управления регионом на примере Чувашской Республики, направленных на обеспечение сбалансированного устойчивого развития региона и снижение социально-экономических диспропорций, характерных для территорий депрессивного типа в условиях экономической нестабильности.

Ключевые слова: антикризисное управление; регион; региональная экономика; меры стабилизации; инструменты управления; антикризисный механизм; Чувашская Республика.

N.V. Danilova. MEASURES OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF THE REGION

The article is devoted to the research of measures of anti-crisis management in the region through the example of the Chuvash Republic, aimed at ensuring the balanced and sustainable development of the region and reducing socio-economic imbalances specific to depressive territories in terms of economic instability.

Keywords: anti-crisis management; region; regional economy; stabilization measures; management tools; anti-crisis mechanism; the Chuvash Republic.

Проблематика регионального развития в большинстве случаев возникает в отношении тех территорий, которые испытывают сложности, связанные с наличием кризисных тенденций. В связи с этим становится актуальным построение механизма антикризисного управления, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического и финансового состояния территории для предвидения кризиса, минимизации его последствий, своевременного принятия мер и выявления факторов дальнейшего развития региона.

Преодоление кризисной ситуации становится неотъемлемой частью экономической политики и целевой направленности государственного управления на региональном уровне.

По нашему мнению, принципиальными моментами в определении сути антикризисного управления являются следующие теоретические положения.

1. Антикризисная направленность - неотъемлемая характеристика обычного управления, которая при развитом стратегическом компоненте становится особенно заметной. Такая направленность позволяет, осуществляя мониторинг внутренней и внешней среды региона, своевременно диагностировать возможность наступления кризисных ситуаций. Если они могут быть разрешены посредством применяющихся форм, методов и инструментов экономико-организационного воздействия на внутреннюю среду, то управление действует в обычном режиме.

2. Принципиальная невозможность при ис-

пользовании модели традиционного управления обеспечить преодоление кризисной ситуации, ее перерастание в кризис. Одной из особенностей антикризисного управления является объективная необходимость в его фазовом характере, соответствующем циклическому развитию социально-экономических систем.

3. Своеобразие ситуации (кризисной, перерастающей в кризис), складывающейся в социально-экономической системе, и процесса ее преодоления (качественные преобразования в хозяйственном механизме) предопределяет существование особого вида управления - антикризисного.

Антикризисное управление экономикой региона - вид управления, в котором приоритетными функциями являются предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка и реализация мер по недопущению или снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для дальнейшего развития региона.

Отличительные особенности антикризисного управления экономикой региона представлены на рис. 1.

Обобщение отличительных признаков регионального антикризисного управления позволяет констатировать высокий уровень воздействия этого механизма на состояние социально-экономической среды региона, характер экономических отношений, призванный консолидировать усилия всех уровней управления экономикой на предотвращение или преодоление отрицательных последствий кризиса.

Рис. 1. Отличительные признаки антикризисного управления экономикой региона

В процессе антикризисного управления экономикой регионов государство выполняет четыре функции: информационно-аналитическую, ресурсную, инновациошию, контрольную. Содержание указанных функций связано с решениим задач ьаух аипов: сквознюго действия и избирательного действия.

Иофирмацнонно-аннюняическн! Дникнш! является связующим звеном между государ-ствомиЦдзнсскм в решении ндоблемгде-одоления кризисных явлений в экономике. ОсоРни знаоимоьеь и итомароцкас^зс^^1^с^кно(^я актуализации информации, ее накоплению, ис-позюзосгнию эКН>ективныи фнр]и оогеризеднн информационного обмена. Итог реализации функции - вышенотс- штанн цд^^еди^1^-^иых мероприятий по предупреждению или преодо-лехню кфнзнсных сиышнина сю ннмюте региона с вовлечением в этот процесс всех заинтере-соеаННЫХ нторон.

Круг вопросов, охватывающих направлению решшзациерес^сной Фзфнниф, ооязадс участием в формировании ресурсов для функционирования системы, регулированием вопросов взаимодействия государства с основными участниками антикризисного управления локального уровня, поиском наиболее эффективных форм взаимодействия с ними.

Направления реализации функций государства в системе антикризисного управления эко-номкюой исгиогс дреднтаалецп на дис. С.

В условиях обострения кризисных тенденций в зкономдкн peсиoдивзеpaгтaстннль контрольных функций в управлении, призван-ныи oенщзcтвнятьмoинтоницсерциcшсиo-экo-номических процессов, диагностировать сим-

птомы кризиса и отслеживать результаты реа-лшации принятых управленческих решений в режиме «план - результат».

На— аемедия реанизацнн крнтроннной функции государства в системе антикризисного упнаелеодя раодонюкийресоода дяражены на рис. 3.

ычсвддннш вдддтст тот фскт, что мееннизм антикризисного управления экономикой реги-одаоацеленда а^]^^Р^'^ьн^ и внодреида ме- по преодолению кризисной ситуации, выработку стрьтесФноТенпемннга дш[ьдeйшесoфазвмндя региональной экономики в контексте общегосударственных приоритетов и специфики собственной траектории развития.

Шндстснсаегицкальншо уровнясдгаанн-зисного управления экономикой Чувашской Ресд'блднн ае^tyщaшpниь дрднадлеждт Нуа-вительству Чувашской Республики, в полномо-ню которого входясобеененеднт ^тсшндвого развития экономики и стабильности в регионе, мнниаоринг ффдaдcцтш-акшдшмушecнцсoкocахз яния системообразующих организаций и предприятий.

В настоящее время республика столкнулась с тем, что современная экономическая и политическая ситуация выдвигают серьезные вызовы, которые невозможно преодолеть инструментами, используемыми в кризисный период 20цз-н(ю9 -г.

нще в д^'^ани КС34 н дравителнссец дт^гы-блики уделяло приоритетное внимание прео-дзушто гipoцадвшмнcядeгaтдодыокpдздc-ных явлений в региональной экономике. Были ррешединято! пьзведшмфыьмexы, ные на улучшение социально-экономической

Рис. 2. Нмравленрмреализадииинформационно-аналитической, ресурсной и инновационной функций государствавсистеме антикризисногоуправленияэкономикойрегиона

Рис. 3. Направления реализации контрольной функции государства в системе антикризисного управления экономикой региона

ситуации, в том числе в июне 2014 г. был разработан План действий органов исполнительной власти Чувашской Республики на 2014-2016 гг., направленный на преодоление негативных последствий финансового кризиса и оптимизацию бюджетных расходов [1].

В целях дальнейшей системной деятельности Правительства Чувашской Республики по преодолению негативных последствий финансового кризиса распоряжением Главы Чувашской Республики от 13.02.2015 г. № 66-рг утвержден План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике на 2015-2017 гг. [2], приоритетными направлениями которого стали:

1) поддержка импортозамещения в промышленном и аграрном секторах экономики республики;

2) содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

3) поддержка экспорта.

Индикатором эффективности реализуемой системы антикризисного управления экономикой региона является динамика количества финансово несостоятельных предприятий, предприятий, находящихся в финансовом кризисе, используемые методы и формы государственного регулирования института банкротства и финансового оздоровления.

Банкротство затронуло почти все отрасли экономической деятельности региона. Одним из существенных факторов, оказавших влияние на формирование кризисных явлений в экономике организаций, стали торгово-экономические санкции, введенные в 2014 г. зарубежными странами против российских компаний.

Значительная доля предприятий, находящихся на стадии банкротства, сосредоточена в отрасли сельского и лесного хозяйства. Такая тенденция наблюдается с 2011 г., и поэтому начиная с 2012 г. в регионе усиленно внедряются и реализуются различные программы поддержки сельхозпроизводителей, включая:

• предоставление грантов на создание, развитие и поддержку крестьянского (фермерского) хозяйства;

• выделение субсидий в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

• возмещение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам за пользование кредитами и займами.

В 2014 г. был принят Закон Чувашской Республики от 29.09.2014 г. № 49 «О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике», целями которого стали:

• развитие эффективного сельскохозяйственного производства;

• повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, контроль и обеспечение качества продовольственных товаров, произведенных на территории республики;

• обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных территорий региона и занятости сельского населения, повышение уровня его жизни и заработной платы;

• создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса региона.

Предпринятые меры поддержки не смогут дать моментальный эффект и рассчитаны на среднесрочную перспективу, тем не менее это даст толчок к развитию отрасли, традиционно относимой к отрасли специализации региона, утраченной в период реформирования экономики.

План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике на 2015-2017 гг. содержит следующие разделы:

1. Активизация экономического роста за счет реализации стабилизационных мер, мер по импортозамещению и поддержке экспорта, снижению издержек бизнеса, поддержки малого и среднего предпринимательства.

2. Поддержка отраслей экономики за счет реализации мер в сельском хозяйстве, жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности и топливно-энергетическом комплексе, транспорте.

3. Обеспечение социальной стабильности за счет реализации мер содействия изменению структуры занятости, социальной поддержки граждан, мер в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

4. Мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере.

Для Чувашской Республики особую важность имеет увеличение собственных доходов. Местные бюджеты в осуществлении общего су-дарственных, экономических и социальных задач имеют большое значение, так как они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В Чувашской Республике к таким мероприятиям можно отнести:

1. Изменение налогового законодательства, проведение работы по взысканию задолженности, чему способствует улучшение качества

администрирования налоговых доходов, увеличение ставок транспортного налога, отмена льгот по налогу на имущество организаций, в отношении имущества, являющегося предметом лизинга, увеличение перечисления части прибыли унитарных предприятий республики, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет с 10 до 20 %, дивидендов.

2. Увеличение неналоговых доходов за счет рыночных механизмов:

• оптимизация неэффективных расходов;

• снижение расходов за счет внедрения механизма государственно-частного партнерства.

К мерам по оптимизации бюджетных расходов региона можно отнести:

• приоритизацию мероприятий государственных программ региона;

• оптимизацию бюджетной сети;

• повышение эффективности планирования государственных заданий;

• повышение эффективности государственных закупок;

• внедрение принципа адресности и нуждаемости при предоставлении мер государственной поддержки.

К направлениям оптимизации расходов местных бюджетов Чувашской Республики следует отнести:

• осуществление оценки потребности в муниципальных учреждениях с учетом необходимого уровня обеспеченности муниципальными услугами;

• снижение затрат на предоставление единицы услуг, создание централизованных бухгалтерий.

К направлениям роста доходов местных бюджетов Чувашской Республики следует отнести:

• проведение оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот и установления ставок по местным налогам, не влияющим на стимулирование предпринимательской активности;

• осуществление мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;

• недопустимость установления сверхнизких ставок по земельному налогу;

• выявление используемых не по целевому назначению или неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и применение к ним повышенной ставки;

• обеспечение тесного взаимодействия с территориальными налоговыми органами в целях собираемости налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты.

Направленность на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в Чувашии позволит не только обеспечить приток налоговых поступлений, но и обеспечить стабильную ситуацию на рынке труда, что снизит вероятность развития системного кризиса в регионе.

Сотрудничество предприятий Чувашии со стратегическими партнерами, включая ОАО «РЖД», ОАО «Россети», ОАО «РусГидро», ОАО «Концерн «Росэнергоатом»», ОАО «Газпром» и другие, позволяет выпускать надежную и востребованную продукцию, непрерывно повышая ее качество. Антикризисный план Чувашской Республики ориентирует экономику региона на экспорт товаров и поддержание конкуренции на внутреннем и мировом рынках.

Одной из антикризисных мер, реализуемых в Чувашии, является активизация государственно-частного партнерства.

Данная форма взаимодействия власти и бизнеса призвана оказывать поддержку преимущественно субъектам малого и среднего предпринимательства. В Чувашии осуществляют деятельность более 46,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых трудится более 153 тыс. чел., что составляет почти треть занятых в экономике региона. Обеспечение населения новыми рабочими местами решает одну из названных кризисных проблем республики - обеспечение занятости населения.

К мерам антикризисного и антиинфляционного воздействия следует отнести проведение республиканской акции «Выбирай местное -покупай родное!», выставки-продажи местных товаропроизводителей (ООО «Агрохолдинг «ЮРМА», ООО «Чебоксарская макаронно-кондитерская фабрика «Вавилон», ООО «Пряник Цивильского райпо», ОАО «АККОНД», ООО «Вурнарский мясокомбинат»), а также оптовую ярмарку по заключению договоров поставки на 2015 г.

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в целях ограничения недобросовестной ценовой конкуренции и пресечения монополистической деятельности осуществляет взаимодействие с Чувашским УФАС России. По результатам мониторинга потребительских цен на товарных рынках направляются аналитические обзоры ценовой ситуации на рынках нефтепродуктов, строительных материалов, свинины, молока, плодоовощной продукции и других для использования антимонопольным органом в текущей работе (в 2011 г. - 7 ед., в

2012 г. - 18, в 2013 г. - 13, в 2014 г. - 8 ед.), что позволяет ему оперативно реагировать на ситуацию на товарных рынках.

Таким образом, проведенное исследование антикризисного управления экономикой Чувашской Республики позволяет сделать вывод о наличии механизма и системы антикризисного управления, применении органами государственной власти и местного самоуправления инструментов управления для достижения стабилизации социально-экономического положения. Однако приходится констатировать, что эффект от ряда предпринимаемых мер экономика республики получит в среднесрочной и долгосрочной перспективе, тогда как необходима активизация усилий для преодоления кризисных явлений оперативного характера с целью снижения негативных последствий в будущем.

Список литературы

1. Об утверждении Плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики,

направленных на преодоление негативных последствий финансового кризиса и оптимизацию бюджетных расходов, на 2014-2016 гг.: распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.2014 г. № 375-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2016).

2. План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике на 2015-2017 годы от 13.02.2015 г. № 66-рг. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2016).

3. Дулова Е.Н. Совершенствование механизма антикризисного регионального управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 8. С. 28-32.

4. Официальный портал Госкомстата Чувашской Республики. URL: http://chuvash.gks.ru.

5. Официальный портал Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. URL: http://gov. cap.ru.

ДАНИЛОВА Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

DANILOVA, Natalya Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 338.46.35

CОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

З.Х. Кадырова

В статье дана оценка состоянию подготовки кадров экономических специальностей в высших учебных заведениях Республики Таджикистан, проведен анкетный опрос студентов, выпускников, преподавателей экономических вузов и работодателей в целях выявления мнений заинтересованных в результатах образования сторон относительно проблемы взаимодействия вузов экономического профиля и субъектов рынка труда.

Ключевые слова: субъекты рынка образовательных услуг; субъекты рынка труда; компетенции; специалисты экономического профиля.

Z.H. Kadyrova. TRAINING OF ECONOMIC SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the analysis of training of economic specialties in Higher Educational Institutions of the Republic of Tajikistan, a questionnaire survey of students, graduates, academic staff of economic universities and employers is conducted in order to identify the views of interested parties in the results of education concerning the problems of interaction between Higher Educational Institutions and labor market actors.

Keywords: actors of the education services market; labor market actors; competence; economic specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.