УДК 33
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕГИОНАХ РФ
Капицкая О.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА), e-mail
kep2006@mail.ru
В настоящее время антикризисное управление в регионах России довольно актуальная проблема, которая остро стоит перед властями РФ. В особенности сейчас, когда российская экономика находится под действием санкций, и кризис угрожает развитию различного рода бизнеса, а следовательно, вредит и общей экономике страны, необходимо формировать потенциал стабилизации российской экономики и ее устойчивого развития с помощью совершенствования системы антикризисного управления в региональных социально-экономических системах страны.
Ключевые слова: антикризисное управление, виды кризисов, антикризисное управление регионом, задачи антикризисного управления региональной экономикой, организация деятельности по антикризисному управлению, бюджет программы антикризисного управления.
ANTICRISIS MANAGEMENT IN THE RUSSIAN REGIONS
Kapitskaya O., Ph.D., Associate Professor of the Management chair, FSFEIHE « Moscow Technological University», e-mail kep2006@mail.ru
Currently, crisis management in the regions of Russia is quite an urgent problem that is acute to the Russian authorities. Especially now, when the Russian economy is under sanctions, and the crisis threatens the development of various types of business, and therefore harms the overall economy of the country, you need to build the capacity of stabilization of the Russian economy and its sustainable development through improving the system of crisis management in the regional socio-economic systems of the country.
Keywords: crisis management, types of crises, crisis management region, the problem of regional anti-crisis management of the economy, the organization of activities of crisis management, the budget crisis management program.
Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в России в последние десятилетия. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других — управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса. Антикризисное управление — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.
Виды кризисов могут быть самыми различными. По сферам проявления их можно разделить на следующие виды:
1. экономические кризисы. Связанные с неустойчивостью финансового положения предприятий в условиях нестабильности внешней среды для осуществления предпринимательской деятельности;
2. управленческие кризисы. Неспособность управленческого аппарата предпринимать необходимые действия в условиях экономического кризиса;
3. функционально-бюджетные кризисы. Возникают, когда отсутствуют материальные и бюджетные источники для обеспечения деятельности социальных учреждений;
4. инфраструктурные кризисы. Неспособность местных предприятий обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта, дорог, связи, предприятий коммунального сектора;
5. кризис системы безопасности жизнеобеспечения.
Главная цель антикризисного управления состоит в преодолении кризиса и формировании потенциала для будущего развития социально-экономической системы посредством качественного (инновационного) обновления механизма управления.
Антикризисное управление регионом - это определенный комплекс мер, посредством применения которых происходит выявление кризисных явлений на уровне региона и минимизируются их негативные последствия вплоть до полного преодоления, что открывает возможности для дальнейшего развития территории.
Целью антикризисного управления регионом является сохранение активов различного вида и вовлечение в оборот активов, не задействованных в текущий момент для увеличения бюджета.
В период кризиса региональные власти столкнулись со следую-
щими проблемами:
• Системы управления, действующие в субъектах РФ, были предназначены для работы в стабильных экономических условиях. Но в период снижения деловой активности на крупнейших мировых рынках данные системы управления оказались непригодными.
• Как правило, местные власти оперативно реагируют на ухудшение отдельных процессов макроэкономической среды, но их действия не направлены на ликвидацию причин кризиса, также эти меры не системны и часто применяются с опозданием.
• Власти недостаточно продумывают теоретические положения, адекватно отражающие сущность и причины кризиса на макро-, мезо- и микроуровнях.
• Власти делают упор на ликвидацию нарушений в денежно-кредитной и финансовой сферах экономики, а не на инновационное развитие предприятий, которое как раз формирует основу экономики страны и регионов.
• Существует проблема в области правового регулирования разрешения кризисных ситуаций. Правовое регулирование заявлено как механизм антикризисного управления, но по сути ориентирован на разрешение частного случая выхода из кризиса - банкротства.
• Поскольку проявление кризисов на региональном уровне достаточно специфично, сущность кризиса региональных социально-экономических систем плохо исследована и, следовательно, механизм антикризисного управления регионами плохо разработан.
Для определения ключевых задач антикризисного управления используется следующая логическая цепочка категорий: "Основные потребности развития антикризисного управления на мезо-уровне -институциональные условия, необходимые для удовлетворения этих потребностей, - инструменты, востребованные для их удовлетворения, - ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой.
Обобщив результаты из таблицы, можно определить ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой современной России:
• осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов;
• системная организация антикризисного управления на мезо-уровне, обеспечение достаточной ресурсной базы и адекватного инструментального комплекса данного процесса;
• своевременное изменение способа движения региональной экономикой в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса;
• институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения субъектов данного процесса;
• создание механизма контроля результатов антикризисного управления.
Талица 1 - Определение ключевых задач антикризисного управления региональной экономикой
Основные потребности развития антикризисного управления региональной экономикой Институциональные условия, необходимые для удовлетворения данных потребностей Инструменты, востребо-ванные для удовлетворения данных потребностей Ключевые задачи развития антикризисного управления региональной экономикой
Своевременное обнаружение признаков возникновения кризисной ситуации в региональной экономике Региональные нормы отслеживания признаков кризисной ситуации, контракты с соответствующими организациями Инструменты отслеживания ситуации, совокупность индикаторов, пороговые значения данных индикаторов Осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов
Обеспечение системного воз-действия на кризисные ситуации в региональной экономике, отказ от «разовых» мер антикризисного характера Региональный закон «Об антикризисном управлении», соответствующий системный компонент региональной экономической политики Инструменты систематизации множества мер антикризисного регулирования, инструменты консолидации ресурсов данного процесса Системная организация антикризисного управления на мезоуровне, достаточность ресурсной базы и адекватность инструментального комплекса
Эффективное воздействие антикризисного управления на эволюцию реги-ональной экономики Региональный закон «О стратегическом планировании региональной экономики», контрактная среда региона Региональные проекты, программы развития, стратегические контракты с крупными инвесторами Своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса
Территориальное регулирование и рационализация самого процесса анти-кризисного управления Региональный закон «Об антикризисном управлении», региональный закон «Об экономической политике» Институциональные инструменты, обладающие эффектом изменения институциональных условий данного процесса Институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения
Обеспечение соразмерности между ресурсами и результатами антикри-зисного управления Региональный закон «О территориальном контроле» Контроллинг, аудит ре-зультатов антикризис-ного управления Создание механизма кон-троля результатов антикризисного управления
Для современного этапа развития антикризисного управления региональной экономикой характерно ускорение постиндустриальных преобразований, в ходе которого в хозяйственном пространстве возникают зоны новой экономики, где создание стоимости переплетено с извлечением нового знания.
В связи с многообразием проявления кризисных процессов государственное антикризисное управление должно выстраиваться по уровням государственного управления и проводиться в тесном контакте с представителями органов местного самоуправления и бизнесом.
Высшим уровнем антикризисного управления является федеральный уровень. На данном уровне должны обеспечиваться правовые механизмы реагирования на кризисные ситуации. Они могут быть классифицированы по следующим направлениям:
• разработка и внедрение правовых норм хозяйствования на всех уровнях региональной экономики;
• создание стимулов для соблюдения легитимных норм хозяйствования;
• четкое определение и применение санкций за нарушение правовых норм;
• обеспечение преимуществ легитимной экономики;
На субрегиональный и местный уровни власти должна возлагаться ответственность за эффективное воздействие на экономическое направление реализации прав собственности. То есть система антикризисного управления должна опираться на следующий комплекс мероприятий:
• фиксация прав собственности;
• защита прав собственности;
• эффективное структурирование объектов собственности;
• возможность необходимого перераспределения объектов собственности;
• содействие подбору эффективных собственников;
• привлечение к управлению государственной собственностью высоко квалифицированных талантливый менеджеров;
• антимонопольное воздействие.
Рисунок 1 - Организация деятельности по антикризисному управлению
В настоящее время при современных условиях возрастает роль программно-целевого метода антикризисного управления в бюджетной сфере. Кризисные явления в учреждениях и организациях бюджетного сектора во многом подобны таким же проблемам на предприятиях, отличающиеся своими особенностями и характерными чертами и более серьезными отрицательными воздействиями на социальную сферу жизни общества.
Существует несколько направлений антикризисного управления на уровне региона.
Первое направление заключается в том, что органы управления региона должны принимать определенные меры для финансового оздоровления и для процедур банкротства предприятий-должников, деятельность которых непосредственно оказывает большое влияние на экономическое развитие депрессивных районов.
Второе направление заключается в участии органов управлений районов в финансовом оздоровлении и процедурах банкротства и реструктуризации государственных предприятий.
Третье направление заключается в учреждении некой системы антикризисного управления регионом как целостным хозяйственно-территориальным комплексом.
В процессах банкротства немуниципальных предприятий, которые расположены на территории района, участие органов местной власти должно быть представлено в таких случаях как:
1. Органы муниципального образования выступают в роли одного из кредиторов или держателя акций предприятия-банкрота или собственника имущества предприятия-банкрота.
2. Предприятие-банкрот имеет в составе своих активов такие социальные объекты, которые являются значимыми и жизненно необходимыми для населения данного региона.
Мероприятия по антикризисному управлению должны осуществляться в следующей последовательности.
Формирование механизма антикризисного управления:
1 шаг. Анализ исходного состояния и социально-экономического положения районов. На этом шаге необходимо проводить анализ штата сотрудников, которые подчинены главе района, так как без квалифицированных менеджеров осуществить грамотную антикризисную программу невозможно. Также важно обеспечить взаимодействие всех территориальных органов федеральных служб с органами местного самоуправления.
Данные действия необходимы для того, чтобы создать о запустить механизм антикризисного управления, который позволит достичь нужных целей с меньшими затратами. Необходимо также провести анализ ресурсов. Сначала собирается информация об имеющихся ресурсах, о движении ресурсов между предприятием и районом, между двумя районами, районом и областью. Потом собираются и анализируются активы района, насколько они готовы быть вовлечены в оборот. Ресурсы, которые должны быть учтены:
• природные ресурсы;
• недвижимые объекты;
• социальный опрос населения;
• причины притока и оттока трудовых ресурсов.
Результатом данного шага является оценка настоящего состояния региона и определение целевых направлений антикризисной политики. Становятся видны проблемные направления деятельности местной власти: перерасход бюджетных средств, неоформленная земля, недобор арендных платежей.
2 шаг. Постановка целей и задач, то есть желаемого состояния, учитывая особенности, которые были выявлены на 1 шаге, при анализе. Необходимо, чтобы все, действующие на территории субъекта, были мотивированы на совместную деятельность для реализации антикризисной программы.
3 шаг. Выстраивание организационного механизма антикризисного управления. Главная задача данного механизма состоит в совместном проведении государственной политики на региональном и муниципальном уровнях.
4 шаг. Проведение постоянных мероприятий по мониторингу эффективности антикризисного управления и изменение плана антикризисной программы. Главная проблема на данном этапе заключается в обеспечении публичности информации о финансовом положении субъектов хозяйственной деятельности.
5 шаг. Подготовка перехода от антикризисного управления к программно-целевому методу управления развитием района. Необходимо системно решать задачу по формированию механизма антикризисного управления во всех районах региона, то есть нельзя сосредотачивать внимание только на одном депрессивном районе.
Например, местные органы власти Ульяновской области добились стабильности в функционировании механизма антикризисного управления в отдельном районе Ульяновской области, но руководству пришлось столкнуться с проблемой взаимодействия с расположенными рядом отстающим районом региона. Возник "эффект Танзи", когда кризисный район начинает решать свои проблемы за счет более сильного района.
В представленной модели функции распределены между департаментами администрации в рамках Совета по антикризисной политики при главе администрации.
Совет по антикризисной политике создает концепцию антикризисного управления, также и муниципальным образованием района. На заседаниях этого органа разбираются проблемы, связанные с оздоровлением стратегически важных предприятий. Решения должны быть реализованы Центром антикризисного управления.
Анализ предпринимательской деятельности осуществляется балансовыми комиссиями. Анализ проводится с помощью изучения ситуаций на предприятиях региона, далее разрабатываются предложения по восстановлению работоспособности предприятия в условиях кризиса. Данные предложения отправляются в Совет и ЦАУ. В рамках балансовых комиссий должны осуществлять деятельность уполномоченные органы по финансовому мониторингу, контролю исполнения законов, техническому контрою и т.д. Функциональное распределение обязанностей между данными органами должно зависеть от стратегических целей и тактического анализа задач антикризисной программы.
УФНС в свою очередь подготавливает оперативные данные по задолженностям пред бюджетом, прокуратура оперативно реагирует на поступающие жалобы на задержку выплат заработных плат .
Силовые ведомства (УВД и прокуратура) должны оперативно реагировать на информацию о фиктивном банкротстве предприятий, хищениях имущества, нецелевого расхода средств предприятий и т.д.
Органы юстиции должны активно взаимодействовать с приставами, саморегулируемыми организациями антикризисных управляющих. А филиалы и представительства СРО района разрешают проблемы подбора арбитражного управляющего (АУ) на конкретное предприятие для оказания организационно-консультационной помощи в реализации антикризисной программы. Задается цель - увеличение профессионального уровня исполнения процедур внесудебной санации фирм, которые находятся в кризисной ситуации.
Центр антикризисного управления призван для решения таких задач как:
1. анализ и мониторинг состояния района
2. разработка антикризисных мероприятий для согласования с Советом по антикризисной политики и утверждения Советом районных депутатов.
Также ЦАУ контролирует исполнение плана антикризисной программы, готовит отчет для утверждения на Совете по антикризисной политики и рекомендации по корректировке существующей программы антикризисного управления, проводит специальные конкурсы и тендеры по госзаказу среди аудиторских фирм и СРО. При внедрении антикризисных мероприятий в конкретном районе функции субъектов могут немного изменяться. Важно достоверность и качественность получаемых данных и оперативность реагирования на проблемы, а не количество органов.
Опираясь на данную модель, можно определить основные необходимые значения программно-целевого бюджета организации антикризисного управления на территории. Но для этого прежде всего нужно определить цель, задачи, необходимые ресурсы для достижения поставленных целей. Пример программно-целевого бюджета.
Для того, чтобы оценить эффективность антикризисного управления, сравниваются затраты и результаты роста поступлений в бюджеты региона по годам.
Необходимо отметить, что существует три модели поведения государства в кризисные периоды:
• ориентация на регулирующую роль рынка. В этом случае власти должны применять ограничительные меры государственного регулирования как в период благоприятной экономической конъюнктуры, так и во время кризиса;
• ориентация на рыночные силы в фазе подъема и быстрая жесткая реакция в период кризиса, направленная на вывод экономики из кризиса с применением мер оперативного и тактического порядка;
• прогнозирование кризисов в рамках стратегического управления экономикой со стороны государства.
Таблица 2 - Бюджет программы антикризисного управления
Генеральная цель:
1. Повышение доходов регионального бюджета за счет оздоровления финансово-хозяйственной деятельности стратегически значимых для региональной экономики предприятий и организаций.
2. Создание новых рабочих мест за счет оздоровления бизнеса._
Задачи:
1. Организация мониторинга предпринимательской среды.
2. Разработка и внедрение публичных отчетов о результатах деятельности для субъектов на всех уровнях региональной (муниципальной) экономики.
3. Создание стимулов для соблюдения легитимных норм хозяйствования.
4. Четкое определение и применение санкций за нарушение норм бюджетного, налогового и трудового законодательства.
5. Обеспечение преимуществ (выгодности) легитимной экономики
Контрольные показатели 1 -й плановый год, % 2-й плановый год, % 3-й плановый год, %
1 .Увеличение поступления от 10 12 15
налога на прибыль (доход)
2.Увеличение занятости (НДФЛ,
налог на имущ, и т.д.
5 8 12
Финансирование расходов (тыс.руб.)
Бюджетный сектор Частный сектор
Подпрограммы (муниципальный заказ)
1-й год 2-й год 3-й 1-й год 2-й год 3-й год
год
1 .Организация мониторинга предпринимательской среды
Балансовая комиссия 5000 8000 12000
Центр антикризисного управления 3000 4000 6000
СРО 1500 3000 5000
2.Разработка и внедрение публичных отчетов о результатах
деятельности для субъектов на всех уровнях
региональной(муниципальной)экономики
Региональная налоговая инспекция
Региональный орган статистики
Финансовое управление администрации
1200 2800 3200
3.Создание стимулов для соблюдения легитимных норм 1600 2500 3000
хозяйствования 1700 2800 3600
Управление министерства юстиции
Прокуратура
ОБЭП
4.Определение и применение санкций за нарушение норм
бюджетного, налогового и трудового законодательства
Региональная налоговая инспекция 2700 3400 4100
Прокуратура 3500 4200 5600
6200 7500 8000
5.Обеспечение преимуществ(выгодности) легитимной
экономики
Региональная налоговая инспекция
СРО 1200 1000 800
Гостехнадзор 1400 1000 800
300
1000
1000 1000
500 500 500
Итого 24000 35000 45000 5000 7500 11500
Кризис должен прогнозироваться органами государственной власти и управления. Власти должны объективно признавать характер кризиса и предвидеть, какая фаза подъема в очередной раз сменится падением производства и другими кризисными проявлениями. Что касается антикризисного управления на региональном уровне, то главный принципом является ориентация экономики региона на развитие реального сектора экономики. Ведущий характер данного принципа связан с сочетанием целесообразности и возможностей, которыми располагают органы власти и управления регионального уровня.
В настоящее время в результате внешнего воздействия Российская экономика находится в кризисе, который обострил наши внутренние экономические проблемы (существенная зависимость от экспорта топливно-энергетических товаров и импорта машин и оборудования; высокая степень износа основных фондов; слабо развитая транспортная инфраструктура; низкая производительность труда; монополизация или олигополизация большинства рынков; большой объем средств находящихся в теневой экономике; высокая стоимость кредитов).
118 ТЯАШРОЯТ БШШБ88 Ш ЯШ81А | 6 2016 |
Именно в данный момент регионам необходимо иметь грамотный антикризисный план.
Госдолг российских регионов на 1 января 2015 года, по данным Счетной палаты, достиг 2,05 трлн. руб. Прирост за год составил 17,9%. На 1 декабря 2014 года у 35 субъектов объем госдолга уже перевалил за 50% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Основная причина роста долга - недостаток ресурсов на выполнение обязательств, которые возложены на регионы из Москвы
В 15 регионах расходы бюджетов сократились, сильнее всего - в Калмыкии и Ненецком АО (на 10-14%), в Забайкальском крае и в Кемеровской области (на 6-7%). Более всего выросли расходы субъектов Крыма (на 24-34%), несмотря на резкое сокращение трансфертов, а также Калининградской области и Ингушетии (на 20-21%), которым, наоборот, значительно увеличили помощь.
Быстрее всего в первом полугодии 2016 г. росли расходы на национальную экономику. Самым значительным ростом - почти в 2,5 раза по сравнению с первой половиной 2015 г. - выделялась Калининградская область, которой в три раза увеличены трансферты из федерального бюджета после отмены льготного режима особой зоны. Но важнее всего рост расходов по этой статье в Москве (на 20%), поскольку на столицу приходится каждый четвертый рубль, который все регионы тратят на национальную экономику. Сократили расходы только 24 региона, в т.ч. половина регионов Сибирского и Южного ФО, треть регионов Центра. На Дальнем Востоке сократили расходы на национальную экономику наиболее заселенные Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область.
Основываясь на статистических данных необходимо уточнять и дополнять состав принципов организации антикризисного управления регионами.
Состав принципов антикризисного управления развитием регионов должен включать следующий состав: общие принципы, состоящие из двух групп: принципов управления системами любой природы и принципов управления организационными системами. В состав первой группы включены: внешнего дополнения, обратной связи, необходимого и достаточного разнообразия; в составе второй: сочетания централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, линейности и функциональности, полномочий и ответственности, экономичности и эффективности.
Так же принципы антикризисного управления регионами на макроуровне должны включать: возложение ответственности на экономических субъектов, допустивших экономический провал; первоочередную (по отношению к бизнес-структурам) поддержку работников; повышение мобильности факторов производства, расширяющее сферу их эффективного применения; эффективную трансформацию факторов производства, имеющих длительную тенденцию к сокращению и ухудшению качества; опережающее развитие наукоемких производств; прозрачность антикризисных мер; подчиненность мер оперативного и тактического свойства стратегическим целям развития национальной социально-экономической системы; эффективное прогнозирование трансформационного потенциала кризиса.
Принципы регионального антикризисного управления на ме-зоуровне: ориентация экономики региона на развитие реального сектора; приоритетное оказание помощи потребительскому сектору экономики; обеспечение роста мультипликационного эффекта в результате бюджетных расходов; регулирование вектора изменения
обеспеченности кредитов в зависимости от фазы экономического цикла; поддержка прямых долгосрочных инвестиций.
В системе антикризисного регионального управления необходимо использование экономико-организационного потенциала предприятий реального сектора экономики (микроуровень), базирующегося на принципах: организационного единства процессов стратегического и текущего управления; согласования интересов субъектов антикризисного управления, ориентированных на преодоление кризиса организации и ее дальнейшее развитие; дополнения адаптационного воздействия антикризисного управления на внутреннюю среду организации воздействием, адаптирующим ее внешнюю среду; приоритета инновационных преобразований; активной и многофункциональной роли государства, как субъекта антикризисного управлении; «скользящего» планирования; поэтапной модернизации существующей организационной структуры управления; необходимого и достаточного информационного обеспечения; перевода системы мониторинга в режим оперативного действия и трансформации панели его индикаторов.
Антикризисные меры, принимаемые на региональном уровне, весьма сильно дифференцированы и во многом зависят от уровня социально-экономического развития региона. В современный период происходит постоянное расширение набора мероприятий и инструментов антикризисного регулирования регионального развития. Такие изменения потребуют совершенствования законодательной и нормативной базы РФ для повышения возможностей упреждающего и более эффективного регулирования кризисных процессов. Важно сместить акценты на фазу предвидения и предупреждения кризисов и активизировать меры, позволяющие обеспечить устойчивость российской экономики.
Литература:
1. Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 416 с.
2. Беляев А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 с.
4. Зуб, А.Т. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
5. Туманова Е.Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 204-208.
6. Ключевые задачи антикризисного управления региональной политики [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru: (дата обращения: 21.12.2016).
7. Антикризисное управление в регионе на базе показателей устойчивости предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru: (дата обращения: 26.12.2016).
8. Функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru: (дата обращения: 28.12.2016).
9. Сводные таблицы исполнения бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru: (дата обращения: 30.12.2016).